- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (элективный курс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (элективный курс)
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Родкина Н.В. |
Дата | 23.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Демиховский лицей» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Демиховский лицей»
______________________ Н.В.Томская
Приказ № _______от __________
Рабочая программа
по информатики и ИКТ
элективный курс
для 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Родкина Н.В.
учитель по стажу и образованию
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2011 г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3. Авторской программы элективного курса по информатике «Математические основы информатики», авторы Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- системы счисления;
- представление информации на компьютере;
- введение в алгебру логики;
- элементы теории алгоритмов;
- основы теории информации;
- математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики.
Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.
Элективный курс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения.
Основные цели курса:
-
формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
-
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
-
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Основные задачи курса:
-
сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
-
показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
-
привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.);
-
сформировать умения решения исследовательских задач;
-
сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
-
развить способность к самообучению.
Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обучения -11 класс, всего 34 учебных часов.
Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 4 глав, которые можно изучать в произвольном порядке. Кроме того, на основе глав учебного и методического пособия можно разработать отдельные, небольшие по объему, элективные курсы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Главное в контроле - не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его особенностей у разных учеников данного класса.
Предлагаемая система контроля основана на принципе развивающего обучения: в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом. Быстрый темп изучения - это отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденного. Практическая реализация принципа изучения в быстром темпе подразумевает постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся, так как без убежденности в полном усвоении материала всеми учениками нет смысла двигаться вперед.
Методы обучения:
-
Объяснительно-иллюстративные.
-
Репродуктивные.
-
Проблемные.
-
Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).
-
Метод программированного обучения.
-
Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).
-
Метод проектов.
Формы обучения:
-
Обще-классные формы:
-
урок;
-
лекция;
-
лабораторно-практические занятия;
-
зачетный урок;
-
Групповые формы обучения:
-
групповая работа;
-
групповые творческие задания;
-
групповая лабораторно-практическая работа.
-
Индивидуальные формы работы в классе и дома:
-
индивидуальные задания.
Методы преподавания и учения
В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» может быть положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:
-
принцип обучения на высоком уровне трудности;
-
принцип ведущей роли теоретических знаний;
-
принцип концентрированности организации учебного процесса и учебного материала;
-
принцип группового или коллективного взаимодействия;
-
принцип полифункциональности учебных заданий.
Предлагаемая методика опирается на следующие положения когнитивной психологии:
-
в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;
-
ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;
-
из всех способностей человека функция мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти;
-
для всестороннего развития мышления в содержание обучения кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков;
-
для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект «напряженной потребности».
Описание места учебного курса в учебном плане
Место предмета в учебном плане
Данный курс является элективным. Входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения этого курса учащиеся будут знать:
• о роли фундаментальных знаний (математики) в развитии информатики,
информационных и коммуникационных технологий;
• содержание понятий «базис», «алфавит», «основание» для позиционных систем счисления;
• особенности компьютерной арифметики над целыми числами;
• способы представления вещественных чисел в компьютере;
• принцип представления текстовой информации в компьютере;
• принцип оцифровки графической и звуковой информации;
• аксиомы и функции алгебры логики;
• функционально полные наборы логических функций;
• понятие «дизъюнктивная нормальная форма»;
• понятие исполнителя, среды исполнителя;
• понятие сложности алгоритма;
• понятие вычислимой функции;
• содержание понятий «информация» и «количество информации»;
• суть различных подходов к определению количества информации;
• сферу применения формул Хартли и Шеннона;
• способы работы с многоугольниками и многогранниками в компьютерной графике;
• формулы поворота в пространстве.
Тематический план курса
Общее число часов - 34 час.
№
Наименования разделов и тем
Тема урока
Количество часов
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Раздел 1. «Системы счисления и единицы измерения объема информации» (10 ч)
1
ТО и ТБ в кабинете информатики. Основные определения, связанные с позиционными системами счисления.
1
2
Понятия базиса. Принцип позиционности
1
3
Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления.
1
4
Цифры позиционных систем счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел.
1
5
Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления.
1
6
Арифметические операции в Р-ичных системах счисления.
1
7
Перевод чисел их десятичной системы счисления в Р-ичную.
1
8
Системы счисления и архитектура компьютеров.
1
9
Контрольная работа №1
1
10
Анализ к/р. Повторение материала
1
Раздел 2. «Представление информации на компьютере» (10 ч)
11
Представление целых чисел. Прямой код.
1
12
Дополнительный код.
1
13
Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов.
1
14
Нормализированная запись вещественных чисел.
1
15
Представление чисел с плавающей запятой.
1
16
Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.
1
17
Представление текстовой информации.
1
18
Представление графической информации.
1
19
Представление звуковой информации.
Методы сжатия цифровой информации.
1
20
Контрольная работа №2
1
Раздел 3. «Элементы теории алгоритмов» (7 ч)
21
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
1
22
Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Решение задач на составление алгоритмов.
1
23
Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга.
1
24
Машина Поста как уточнение понятия алгоритма.
1
25
Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции.
1
26
Понятие сложности алгоритма. Алгоритмы поиска. Алгоритмы сортировки.
1
27
Контрольная работа №3
1
Раздел 4. «Основы теории информации» (5 ч)
28
Понятие информации.
1
29
Количество информации. Единицы измерения информации.
1
30
Формула Хартли. Применение формулы Хартли или проверочная работа.
1
31
Закон аддитивности информации.
1
32
Формула Шеннона.
1
33
Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана.
1
34
Контрольная работа №4
1
35
Анализ к/р. Резерв
1
Контроль уровня обученности
В качестве видов контроля при прохождении учебного материала будут использованы следующие: текущий, тематический, итоговый…. Формы контроля: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачеты,….
№
Наименования разделов и тем
Формы контроля
Плановые сроки проведения
Скорректированные сроки проведения
Система счисления
Контрольная работа №1
Представление информации на компьютере
Контрольная работа №2
Элементы теории алгоритмов
Контрольная работа №3
Основы теории информации
Контрольная работа №4
Модуль 1. Системы счисления и единицы измерения объема информации
Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.
Цели изучения темы:
-
единицы измерения объема информации
-
раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;
-
изучить свойства позиционных систем счисления;
-
показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
-
раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;
-
познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере;
-
рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.
Модуль 2. Представление информации в компьютере
Разработка современных способов оцифровки информации - один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, IT- специалистов, программистов. Широко распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. Естественно, что в главе 2 учебного пособия не вводится «сложная математика», а только рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в компьютере.
Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.
Цели изучения темы:
-
достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;
-
выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;
-
познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.
Модуль 3. Элементы теории алгоритмов
Этот модуль можно назвать «Популярное введение в теорию алгоритмов». Нынешние школьники воспринимают современную вычислительную технику как естественную составляющую сегодняшней жизни. Они воспитываются под «флагом» всемогущества компьютера. У них даже не возникает сомнения, что некоторые задачи невозможно решить на современных компьютерах, а часть задач решить невозможно в принципе. И тем более они не представляют, что еще 100 лет тому назад не существовало таких вычислительных устройств, на которых можно было решать задачи разных классов.
Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание следует уделить тем разделам (параграфам), содержание которых не входит в базовый курс информатики. Следует отметить, что целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы необходимо решать достаточно много задач на составление алгоритмов и оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.
Цели изучения темы:
-
формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой вычислительной техники;
-
знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста;
-
знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».
Модуль 4. Основы теории информации
Цель изучения темы:
познакомить учащихся с современными подходами к представлению, измерению и сжатию информации, основанными на математической теории информации;
показать практическое применение данного материала.
I. Перечень учебно-методического обеспечения
Класс
Учебное пособие
(автор, название, год издания, издательство)
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
Интернет-ресурсы
11 А
Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
II. Программы
1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 584с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
___________________________
от _____________ №________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___________
И.Л.Курузова
____________________