Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (элективный курс)

Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обуче­ния –11 класс, всего 34 учебных часов. Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 4 глав, ко­торые можно изучать в произвольном порядке. Кроме того, на основе глав учебного и методического пособия можно разрабо­тать отдельные, небольшие по объему, элективные курсы. Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывае...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Демиховский лицей» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Демиховский лицей»

______________________ Н.В.Томская

Приказ № _______от __________






Рабочая программа

по информатики и ИКТ

элективный курс

для 11 класса

на 2014-2015 учебный год










Составитель: Родкина Н.В.

учитель по стажу и образованию




2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2011 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Авторской программы элективного курса по информатике «Математические основы информатики», авторы Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

- системы счисления;

- представление информации на компьютере;

- введение в алгебру логики;

- элементы теории алгоритмов;

- основы теории информации;

- математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики.

Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показы­вает, как развитие одной из этих научных областей стимулиро­вало развитие другой.

Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютер­ной поддержки, так и в безмашинном варианте.

Элективный курс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения.

Основные цели курса:

  • формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;

  • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подго­товки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

  • создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

Основные задачи курса:

  • сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;

  • показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

  • привить учащимся навыки, требуемые большинством ви­дов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организа­ция совместной деятельности и т. д.);

  • сформировать умения решения исследовательских задач;

  • сформировать умения решения практических задач, тре­бующих получения законченного продукта;

  • развить способность к самообучению.

Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обуче­ния -11 класс, всего 34 учебных часов.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 4 глав, ко­торые можно изучать в произвольном порядке. Кроме того, на основе глав учебного и методического пособия можно разрабо­тать отдельные, небольшие по объему, элективные курсы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Главное в контроле - не оценка знаний и навыков посредст­вом отметок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его особенностей у разных уче­ников данного класса.

Предлагаемая система контроля основана на принципе развивающего обучения: в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом. Быстрый темп изучения - это отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденно­го. Практическая реализация принципа изучения в быстром темпе подразумевает постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся, так как без убежденности в полном усвоении материала всеми учениками нет смысла двигаться вперед.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные.

  • Репродуктивные.

  • Проблемные.

  • Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).

  • Метод программированного обучения.

  • Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).

  • Метод проектов.

Формы обучения:

  • Обще-классные формы:

  • урок;

  • лекция;

  • лабораторно-практические занятия;

  • зачетный урок;

  • Групповые формы обучения:

  • групповая работа;

  • групповые творческие задания;

  • групповая лабораторно-практическая работа.

  • Индивидуальные формы работы в классе и дома:

  • индивидуальные задания.

Методы преподавания и учения

В основу работы с учащимися по изучению курса «Матема­тические основы информатики» может быть положена методи­ка, базирующаяся на следующих принципах развивающего обу­чения:

  • принцип обучения на высоком уровне трудности;

  • принцип ведущей роли теоретических знаний;

  • принцип концентрированности организации учебного процесса и учебного материала;

  • принцип группового или коллективного взаимодействия;

  • принцип полифункциональности учебных заданий.

Предлагаемая методика опирается на следующие положе­ния когнитивной психологии:

  • в процессе обучения возникают не знания, умения и на­выки, а их психологический эквивалент - когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;

  • ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;

  • из всех способностей человека функция мышления явля­ется руководящей, интегрирующей деятельность воспри­ятия, внимания и памяти;

  • для всестороннего развития мышления в содержание обу­чения кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы тео­ретического и практического характера, решение кото­рых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческо­го подхода и настойчивых поисков;

  • для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект «напряженной потребности».

Описание места учебного курса в учебном плане

Место предмета в учебном плане

Данный курс является элективным. Входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Планируемые результаты обучения


В результате изучения этого курса учащиеся будут знать:

• о роли фундаментальных знаний (математики) в развитии информатики,

информационных и коммуникационных тех­нологий;

• содержание понятий «базис», «алфавит», «основание» для позиционных систем счисления;

• особенности компьютерной арифметики над целыми числами;

• способы представления вещественных чисел в компьютере;

• принцип представления текстовой информации в компьютере;

• принцип оцифровки графической и звуковой информации;

• аксиомы и функции алгебры логики;

• функционально полные наборы логических функций;

• понятие «дизъюнктивная нормальная форма»;

• понятие исполнителя, среды исполнителя;

• понятие сложности алгоритма;

• понятие вычислимой функции;

• содержание понятий «информация» и «количество информации»;

• суть различных подходов к определению количества информации;

• сферу применения формул Хартли и Шеннона;

• способы работы с многоугольниками и многогранниками в компьютерной графике;

• формулы поворота в пространстве.




Тематический план курса

Общее число часов - 34 час.


Наименования разделов и тем

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1. «Системы счисления и единицы измерения объема информации» (10 ч)

1

ТО и ТБ в кабинете информатики. Основные определения, связанные с позиционными системами счисления.

1

2

Понятия базиса. Принцип позиционности

1

3

Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления.

1

4

Цифры позиционных систем счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел.

1

5

Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления.

1

6

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления.

1

7

Перевод чисел их десятичной системы счисления в Р-ичную.

1

8

Системы счисления и архитектура компьютеров.

1

9

Контрольная работа №1

1

10

Анализ к/р. Повторение материала

1

Раздел 2. «Представление информации на компьютере» (10 ч)

11

Представление целых чисел. Прямой код.

1

12

Дополнительный код.

1

13

Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов.

1

14

Нормализированная запись вещественных чисел.

1

15

Представление чисел с плавающей запятой.

1

16

Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.

1

17

Представление текстовой информации.

1

18

Представление графической информации.

1

19

Представление звуковой информации.

Методы сжатия цифровой информации.

1

20

Контрольная работа №2

1

Раздел 3. «Элементы теории алгоритмов» (7 ч)

21

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

1

22

Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Решение задач на составление алгоритмов.

1

23

Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга.

1

24

Машина Поста как уточнение понятия алгоритма.

1

25

Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции.

1

26

Понятие сложности алгоритма. Алгоритмы поиска. Алгоритмы сортировки.

1

27

Контрольная работа №3

1

Раздел 4. «Основы теории информации» (5 ч)

28

Понятие информации.

1

29

Количество информации. Единицы измерения информации.

1

30

Формула Хартли. Применение формулы Хартли или проверочная работа.

1

31

Закон аддитивности информации.

1

32

Формула Шеннона.

1

33

Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана.

1

34

Контрольная работа №4

1

35

Анализ к/р. Резерв

1


Контроль уровня обученности

В качестве видов контроля при прохождении учебного материала будут использованы следующие: текущий, тематический, итоговый…. Формы контроля: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачеты,….

Наименования разделов и тем

Формы контроля

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения


Система счисления

Контрольная работа №1


Представление информации на компьютере

Контрольная работа №2


Элементы теории алгоритмов

Контрольная работа №3


Основы теории информации

Контрольная работа №4



Модуль 1. Системы счисления и единицы измерения объема информации

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом кур­се информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.

Цели изучения темы:

  • единицы измерения объема информации

  • раскрыть принципы построения систем счисления и в пер­вую очередь позиционных систем;

  • изучить свойства позиционных систем счисления;

  • показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитекту­рой компьютера;

  • познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере;

  • рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.


Модуль 2. Представление информации в компьютере

Разработка современных способов оцифровки информации - один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, IT- специалистов, программистов. Широко распространенные фор­маты хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные ма­тематические методы. Естественно, что в главе 2 учебного посо­бия не вводится «сложная математика», а только рассказы­вается о путях, современных подходах к представлению инфор­мации в компьютере.

Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

Цели изучения темы:

  • достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;

  • выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;

  • познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.




Модуль 3. Элементы теории алгоритмов

Этот модуль можно назвать «Популярное введение в теорию алгоритмов». Нынешние школьники воспринимают современную вычислительную технику как естественную составляющую сегодняшней жизни. Они воспитываются под «флагом» всемогущества компьютера. У них даже не возникает сомнения, что некоторые задачи невозможно ре­шить на современных компьютерах, а часть задач решить невозможно в принципе. И тем более они не представляют, что еще 100 лет тому назад не существовало таких вычислитель­ных устройств, на которых можно было решать задачи разных классов.

Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информати­ки, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного моду­ля наибольшее внимание следует уделить тем разделам (параг­рафам), содержание которых не входит в базовый курс инфор­матики. Следует отметить, что целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обу­чения в школе. Однако при изучении этой темы необходимо ре­шать достаточно много задач на составление алгоритмов и оцен­ку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.

Цели изучения темы:

  • формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой вычислительной техники;

  • знакомство с формальным (математически строгим) опре­делением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста;

  • знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».


Модуль 4. Основы теории информации

Цель изучения темы:

познакомить учащихся с современными подходами к представлению, измерению и сжатию информации, основанными на математической теории информации;

показать практическое применение данного материала.



I. Перечень учебно-методического обеспечения

Класс

Учебное пособие

(автор, название, год издания, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

11 А

Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

II. Программы

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 584с.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

___________________________

от _____________ №________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ___________

И.Л.Курузова

____________________


© 2010-2022