- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике для 9 класса
Рабочая программа по информатике для 9 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чекалина И.В. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено
Руководитель МО учителей информатики
___________/О.В. Нащекина/
Протокол №1 от 26.08.2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________/И.А. Середина/
«27 » августа 2015г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1»
__________/Е.П. Богданова/
Приказ №11 от 27.08.2015г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
на 2015 - 2016 учебный год
Класс 9а, 9б, 9в
Учитель Чекалина Ирина Владимировна
г. Богучар
2015 г.
Содержание
-
Пояснительная записка…………………………………………………………………......3
-
Содержание учебного предмета ………………………………………………………..…3
-
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по предмету……………………..6
-
Обеспечение образовательного процесса ………………………….……………………..8
Календарно - тематическое планирование ………………………………………….…….9
-
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 9 - го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по информатике к учебнику для 9 - го класса общеобразовательных школ автора Н. Д. Угринович (2011 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерной распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно - коммуникационной компетентности учащихся.
Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так уменьшено количество часов на темы «Кодировка и обработка текстовой и числовой информации», «Моделирование и формализация», увеличено количество часов на темы «Алгоритмизация и программирование», «Технологии поиска и хранения информации». Для обучения программирования используется язык Borland Pascal.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных процессов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
-
Содержание учебного предмета
Повторение
Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционной системе счисления (в двоичной, восьмиричной и шестнадцатиричной). Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации.
Контроль знаний и умений: стартовая контрольная работа
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.
Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков
Мастер презентаций MS PowerPoint
Создание презентаций с помощью шаблонов. Оформление презентации: смена слайдов, настройка анимации
Кодирование и обработка звуковой информации
Цифровое фото и видео
Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Практические работы:
Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации»
Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе Практическая работа 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»
Практическая работа 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Практическая работа 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
Контроль знаний и умений:
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка графической информации»
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка мультимедийной информации»
Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации
Текстовый редактор Word
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документов. Форматирование документа (форматирование символов; форматирование абзацев; нумерованные и маркированные списки). Таблицы
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Системы оптического распознавания документов
Практические работы:
Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации»
Практическая работа 2.2. «Вставка в документ формул»
Практическая работа 2.3. «Форматирование символов и абзацев»
Практическая работа 2.4. «Создание и форматирование списков»
Практическая работа 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Практическая работа 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
Практическая работа 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Контроль знаний и умений:
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»
Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере
Электронные таблицы
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции.
Построение диаграмм и графиков
Практические работы:
Практическая работа 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Практическая работа 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 3.4. «Построение диаграмм различных типов»
Контроль знаний и умений:
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»
Алгоритмы и исполнители
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок - схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Команда присваивания.
Язык программирования Паскаль как средство записи алгоритмов. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Запись арифметических выражений на языке Паскаль.
Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.
Операторы цикла (с пред - и пост - условием, с параметром). Правила записи циклов.
Табличные величины
Определение и описание линейного и прямоугольного массивов. Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (вычисление суммы, подсчет, замена). Алгоритмы образование нового массива. Реализация этих алгоритмом в виде компьютерных программ
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа по теме: «Построение линейных алгоритмов и программ»
Контрольная работа по теме: «Построение разветвляющихся алгоритмов и программ»
Контрольная работа по теме: «Построение циклических алгоритмов и программ»
Контрольная работа по теме: «Табличные величины»
Моделирование и формализация
Моделирование, формализация, визуализация
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Построение и исследование компьютерных моделей
Практические работы:
Практическая работа: «Построение и исследование компьютерных моделей»
Технологии поиска и хранения информации
Базы данных. Система управления базами данных. Создание, введение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
Практические работы:
Практическая работа по теме «Создание баз данных»
Практическая работа по теме «Создание формы, фильтров, запросов»
Практическая работа по теме «Поиск информации в готовой базе данных»
Контроль знаний и умений:
Зачетная практическая работа по теме: «Технологии поиска и хранения информации»
Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Повторение изученного материала
Контроль знаний и умений:
Итоговая контрольная работа (тест)
Учебно - тематический план
№ темы/раздела
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Контрольные занятия
1
Повторение
2
1
1
2
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
11
4
5
2
3
Кодирование и обработка текстовой информации
8
1
6
1
4
Кодирование и обработка числовой информации
8
3
4
1
5
Алгоритмизация и программирование
23
19
4
6
Моделирование и формализация
3
7
Технологии поиска и хранения информации
6
2
3
1
8
Информационное общество
3
3
9
Повторение, резерв времени
4
1
Итого:
68
33
18
11
В ходе изучения материала планируется проведение пяти зачетных практических работ, четырех контрольных работ и входной и итоговой контрольных работы в виде теста.
-
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по предмету
В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащихся должны:
знать/понимать:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации;
-
основные свойства алгоритмов, тип алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных технологий и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры вирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
-
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни:
-
для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок - схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационные ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного и личностно ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно - коммуникационной компетенции учащегося.
Тематические и итоговые контрольные работы
№
Тема
Дата
1
Входная (административная) контрольная работа.
15.09
2
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка графической информации»
22.09
3
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка мультимедийной информации»
1.10
4
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»
19.11
5
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»
17.12
6
Промежуточная (административная) контрольная работа
19.01
7
Контрольная работа по теме: «Построение линейных, разветвляющихся алгоритмов и программ»
2.02
8
Контрольная работа по теме: «Построение циклических алгоритмов и программ»
18.02
9
Контрольная работа по теме: «Табличные величины»
17.03
10
Итоговая (административная) контрольная работа
19.04
11
Зачетная практическая работа по теме: «Технологии поиска и хранения информации»
26.04
-
Обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету
-
Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ-9. Базовый курс. Учебник для 9 класса. /- М.: Бином. Лаборатория знаний. 2011
-
Иванова И. А. Информатика: практикум. - Саратов: Лицей, 2004.
-
Информатика: задачник - практикум / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Ханера. - М: Лаборатория Базовых знаний, 2000.
-
Конспекты уроков информатики в 9 - 11 классах: практикум по программированию/ авт. - сост. А.А. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2006.-235 с.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
Аппаратные средства
-
Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
-
Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
-
Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер.
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Пакет офисных приложений MS Office 2007.
-
Растровый и векторный графические редакторы.
-
Borland Pascal.
-
Браузер.
Календарно - тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9а, 9б, 9в классах (2015 - 2016 учебном году)
№
п/п
Дата
Тема раздела, тема урока
план
факт
Глава 1. Повторение
1
3.09
Техника безопасности при работе за компьютером. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации
2
8.09
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика.
Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации»
3
10.09
Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
4
15.09
Входная (административная) контрольная работа.
5
17.09
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных редакторах. Практическая работа 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
6
22.09
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка графической информации»
7
24.09
Мастер презентаций MS PowerPoint. Создание презентаций с помощью шаблонов
8
29.09
Оформление презентации: смена слайдов, настройка анимации
9
1.10
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка мультимедийной информации»
10
6.10
Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»
11-13
8.10
13.10
15.10
Цифровое фото и видео
Практическая работа 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Практическая работа 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
Глава 3. Кодирование и обработка текстовой информации (8ч)
14
20.10
Кодирование текстовой информации.
Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации»
15
22.10
Текстовый редактор Word. Создание документов в текстовом редакторе. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов.
16
27.10
Практическая работа 2.2. «Вставка в документ формул» Практическая работа: «Вставка фигурного текста и графических объектов»
17
29.10
Текстовый редактор Word. Форматирование документа.
18
10.11
Практическая работа 2.3. «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа 2.4. «Создание и форматирование списков»
19
12.11
Таблицы. Практическая работа 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
20
17.11
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
21
19.11
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации (8 ч)
22
24.11
Кодирование числовой информации.
23
26.11
Практическая работа 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
24
1.12
Электронные таблицы: назначение, применение, функции.
25
3.12
Заполнение и редактирование электронных таблиц, форматирование ячеек
26
8.12
Встроенные функции. Практическая работа 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Практическая работа 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
27
10.12
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
28
15.12
Практическая работа 3.4. «Построение диаграмм различных типов»
Повторение изученного материала
29
17.12
Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»
Глава 5. Алгоритмы и исполнители (23 ч)
30
22.12
Алгоритм и его формальное исполнение
31
24.12
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения
32
29.12
Язык программирования Паскаль
33
12.01
Запись арифметических выражений на языке Паскаль
34
14.01
Построение линейных алгоритмов и программ.
35
19.01
Промежуточная (административная) контрольная работа
36
21.01
Команда и операторы ветвления.
37
26.01
Использование логических выражений в условных операторах.
38
28.01
Построение разветвляющих алгоритмов и программ
39
2.02
Контрольная работа по теме: «Построение линейных, разветвляющихся алгоритмов и программ»
40
4.02
Команда и операторы цикла (с пред- и пост- условием)
41
9.02
Построение циклических алгоритмов и программ
42
11.02
Команда и операторы цикла с параметром
43
16.02
Построение циклических алгоритмов и программ
44
18.02
Контрольная работа по теме: «Построение циклических алгоритмов и программ»
45
23.02
Табличные величины. Определение и описание линейного и прямоугольного массивов
46
25.02
Основные алгоритмы работы с элементами одномерного массив а: вычисление суммы, подсчет, замена
47
1.03
Основные алгоритмы работы с элементами одномерного массив а: вычисление суммы, подсчет, замена
48
3.03
Основные алгоритмы работы с элементами одномерного массив а: вычисление суммы, подсчет, замена
49
8.03
Образование нового массива
50
10.03
Образование нового массива
51
15.03
Повторение изученного материала
52
17.03
Контрольная работа по теме: «Табличные величины»
Глава 6. Моделирование и формализация (3 ч)
53
20.03
Моделирование, формализация, визуализация
54
31.03
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
55
5.04
Практическая работа: «Построение и исследование компьютерных моделей»
Глава 7. Технологии поиска и хранения информации (6 ч)
56
7.04
Табличные базы данных и система управления базами данных: назначение, применение, функции. Практическая работа по теме «Создание баз данных»
57
12.04
Практическая работа по теме «Создание формы, фильтров, запросов»
58
14.04
Практическая работа по теме «Поиск информации в готовой базе данных»
59
19.04
Итоговая (административная) контрольная работа
60
21.04
Повторение изученного материала
61
26.04
Зачетная практическая работа по теме: «Технологии поиска и хранения информации»
Глава 8. Информатизация общества (3 ч)
62
28.04
Информационное общество
63
3.05
Информационная культура
64
5.05
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Глава 9. Повторение изученного материала ( 4ч)
65
10.05
Повторение
66
12.05
Повторение
67
17.05
Повторение
68
19.05
Повторение