Рабочая программа по информатике для 9 класса

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрено

Руководитель МО учителей информатики

___________/О.В. Нащекина/

Протокол №1 от 26.08.2015г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________/И.А. Середина/

«27 » августа 2015г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1»

__________/Е.П. Богданова/

Приказ №11 от 27.08.2015г.




Рабочая программа

по информатике и ИКТ

на 2015 - 2016 учебный год











Класс 9а, 9б, 9в

Учитель Чекалина Ирина Владимировна















г. Богучар

2015 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………......3

  2. Содержание учебного предмета ………………………………………………………..…3

  3. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по предмету……………………..6

  4. Обеспечение образовательного процесса ………………………….……………………..8

Календарно - тематическое планирование ………………………………………….…….9



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 9 - го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по информатике к учебнику для 9 - го класса общеобразовательных школ автора Н. Д. Угринович (2011 г.).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерной распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно - коммуникационной компетентности учащихся.

Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так уменьшено количество часов на темы «Кодировка и обработка текстовой и числовой информации», «Моделирование и формализация», увеличено количество часов на темы «Алгоритмизация и программирование», «Технологии поиска и хранения информации». Для обучения программирования используется язык Borland Pascal.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных процессов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

  1. Содержание учебного предмета

Повторение

Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционной системе счисления (в двоичной, восьмиричной и шестнадцатиричной). Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации.

Контроль знаний и умений: стартовая контрольная работа

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков

Мастер презентаций MS PowerPoint

Создание презентаций с помощью шаблонов. Оформление презентации: смена слайдов, настройка анимации

Кодирование и обработка звуковой информации

Цифровое фото и видео

Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

Практические работы:

Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации»

Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе Практическая работа 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

Практическая работа 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

Контроль знаний и умений:

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка графической информации»

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка мультимедийной информации»

Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Текстовый редактор Word

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.

Сохранение и печать документов. Форматирование документа (форматирование символов; форматирование абзацев; нумерованные и маркированные списки). Таблицы

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Системы оптического распознавания документов

Практические работы:

Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации»

Практическая работа 2.2. «Вставка в документ формул»

Практическая работа 2.3. «Форматирование символов и абзацев»

Практическая работа 2.4. «Создание и форматирование списков»

Практическая работа 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Практическая работа 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Практическая работа 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

Контроль знаний и умений:

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»

Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере

Электронные таблицы

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков

Практические работы:

Практическая работа 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Практическая работа 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа 3.4. «Построение диаграмм различных типов»

Контроль знаний и умений:

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»

Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок - схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Команда присваивания.

Язык программирования Паскаль как средство записи алгоритмов. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Запись арифметических выражений на языке Паскаль.

Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.

Операторы цикла (с пред - и пост - условием, с параметром). Правила записи циклов.

Табличные величины

Определение и описание линейного и прямоугольного массивов. Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (вычисление суммы, подсчет, замена). Алгоритмы образование нового массива. Реализация этих алгоритмом в виде компьютерных программ

Контроль знаний и умений:

Контрольная работа по теме: «Построение линейных алгоритмов и программ»

Контрольная работа по теме: «Построение разветвляющихся алгоритмов и программ»

Контрольная работа по теме: «Построение циклических алгоритмов и программ»

Контрольная работа по теме: «Табличные величины»

Моделирование и формализация

Моделирование, формализация, визуализация

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Построение и исследование компьютерных моделей

Практические работы:

Практическая работа: «Построение и исследование компьютерных моделей»

Технологии поиска и хранения информации

Базы данных. Система управления базами данных. Создание, введение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

Практические работы:

Практическая работа по теме «Создание баз данных»

Практическая работа по теме «Создание формы, фильтров, запросов»

Практическая работа по теме «Поиск информации в готовой базе данных»

Контроль знаний и умений:

Зачетная практическая работа по теме: «Технологии поиска и хранения информации»

Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение изученного материала

Контроль знаний и умений:

Итоговая контрольная работа (тест)

Учебно - тематический план

№ темы/раздела

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретичес­кие занятия

Практичес­­кие занятия

Контроль­ные занятия

1

Повторение

2

1


1

2

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

11

4

5

2

3

Кодирование и обработка текстовой информации

8

1

6

1

4

Кодирование и обработка числовой информации

8

3

4

1

5

Алгоритмизация и программирование

23

19


4

6

Моделирование и формализация

3




7

Технологии поиска и хранения информации

6

2

3

1

8

Информационное общество

3

3



9

Повторение, резерв времени

4



1


Итого:

68

33

18

11

В ходе изучения материала планируется проведение пяти зачетных практических работ, четырех контрольных работ и входной и итоговой контрольных работы в виде теста.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по предмету

В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащихся должны:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации;

  • основные свойства алгоритмов, тип алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных технологий и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры вирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни:

  • для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок - схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационные ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного и личностно ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно - коммуникационной компетенции учащегося.

Тематические и итоговые контрольные работы

Тема

Дата

1

Входная (административная) контрольная работа.

15.09

2

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка графической информации»

22.09

3

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка мультимедийной информации»

1.10

4

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»

19.11

5

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»

17.12

6

Промежуточная (административная) контрольная работа

19.01

7

Контрольная работа по теме: «Построение линейных, разветвляющихся алгоритмов и программ»

2.02

8

Контрольная работа по теме: «Построение циклических алгоритмов и программ»

18.02

9

Контрольная работа по теме: «Табличные величины»

17.03

10

Итоговая (административная) контрольная работа

19.04

11

Зачетная практическая работа по теме: «Технологии поиска и хранения информации»

26.04


  1. Обеспечение образовательного процесса

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету

  1. Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ-9. Базовый курс. Учебник для 9 класса. /- М.: Бином. Лаборатория знаний. 2011

  2. Иванова И. А. Информатика: практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

  3. Информатика: задачник - практикум / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Ханера. - М: Лаборатория Базовых знаний, 2000.

  4. Конспекты уроков информатики в 9 - 11 классах: практикум по программированию/ авт. - сост. А.А. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2006.-235 с.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  4. Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  5. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  6. Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки.

  7. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер.

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Пакет офисных приложений MS Office 2007.

  6. Растровый и векторный графические редакторы.

  7. Borland Pascal.

  8. Браузер.

Календарно - тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9а, 9б, 9в классах (2015 - 2016 учебном году)

п/п

Дата

Тема раздела, тема урока

план

факт

Глава 1. Повторение

1

3.09

Техника безопасности при работе за компьютером. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации

2

8.09

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика.

Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации»

3

10.09

Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

4

15.09

Входная (административная) контрольная работа.

5

17.09

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных редакторах. Практическая работа 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

6

22.09

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка графической информации»

7

24.09

Мастер презентаций MS PowerPoint. Создание презентаций с помощью шаблонов

8

29.09

Оформление презентации: смена слайдов, настройка анимации

9

1.10

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка мультимедийной информации»

10

6.10

Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

11-13

8.10

13.10

15.10

Цифровое фото и видео

Практическая работа 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

Глава 3. Кодирование и обработка текстовой информации (8ч)

14

20.10

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации»

15

22.10

Текстовый редактор Word. Создание документов в текстовом редакторе. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов.

16

27.10

Практическая работа 2.2. «Вставка в документ формул» Практическая работа: «Вставка фигурного текста и графических объектов»

17

29.10

Текстовый редактор Word. Форматирование документа.

18

10.11

Практическая работа 2.3. «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа 2.4. «Создание и форматирование списков»

19

12.11

Таблицы. Практическая работа 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

20

17.11

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

21

19.11

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»

Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации (8 ч)

22

24.11

Кодирование числовой информации.

23

26.11

Практическая работа 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

24

1.12

Электронные таблицы: назначение, применение, функции.

25

3.12

Заполнение и редактирование электронных таблиц, форматирование ячеек

26

8.12

Встроенные функции. Практическая работа 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Практическая работа 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

27

10.12

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

28

15.12

Практическая работа 3.4. «Построение диаграмм различных типов»

Повторение изученного материала

29

17.12

Зачетная практическая работа по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»

Глава 5. Алгоритмы и исполнители (23 ч)

30

22.12

Алгоритм и его формальное исполнение

31

24.12

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения

32

29.12

Язык программирования Паскаль

33

12.01

Запись арифметических выражений на языке Паскаль

34

14.01

Построение линейных алгоритмов и программ.

35

19.01

Промежуточная (административная) контрольная работа

36

21.01

Команда и операторы ветвления.

37

26.01

Использование логических выражений в условных операторах.

38

28.01

Построение разветвляющих алгоритмов и программ

39

2.02

Контрольная работа по теме: «Построение линейных, разветвляющихся алгоритмов и программ»

40

4.02

Команда и операторы цикла (с пред- и пост- условием)

41

9.02

Построение циклических алгоритмов и программ

42

11.02

Команда и операторы цикла с параметром

43

16.02

Построение циклических алгоритмов и программ

44

18.02

Контрольная работа по теме: «Построение циклических алгоритмов и программ»

45

23.02

Табличные величины. Определение и описание линейного и прямоугольного массивов

46

25.02

Основные алгоритмы работы с элементами одномерного массив а: вычисление суммы, подсчет, замена

47

1.03

Основные алгоритмы работы с элементами одномерного массив а: вычисление суммы, подсчет, замена

48

3.03

Основные алгоритмы работы с элементами одномерного массив а: вычисление суммы, подсчет, замена

49

8.03

Образование нового массива

50

10.03

Образование нового массива

51

15.03

Повторение изученного материала

52

17.03

Контрольная работа по теме: «Табличные величины»

Глава 6. Моделирование и формализация (3 ч)

53

20.03

Моделирование, формализация, визуализация

54

31.03

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

55

5.04

Практическая работа: «Построение и исследование компьютерных моделей»

Глава 7. Технологии поиска и хранения информации (6 ч)

56

7.04

Табличные базы данных и система управления базами данных: назначение, применение, функции. Практическая работа по теме «Создание баз данных»

57

12.04

Практическая работа по теме «Создание формы, фильтров, запросов»

58

14.04

Практическая работа по теме «Поиск информации в готовой базе данных»

59

19.04

Итоговая (административная) контрольная работа

60

21.04

Повторение изученного материала

61

26.04

Зачетная практическая работа по теме: «Технологии поиска и хранения информации»

Глава 8. Информатизация общества (3 ч)

62

28.04

Информационное общество

63

3.05

Информационная культура

64

5.05

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Глава 9. Повторение изученного материала ( 4ч)

65

10.05

Повторение

66

12.05

Повторение

67

17.05

Повторение

68

19.05

Повторение





© 2010-2022