Разработка внеурочного занятия Учимся программировать в Scratch на тему Языки программирования

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Языки программирования.

Цели: изучить основные пункты среды, научиться менять фон сцены в среде Scratch, знать понятия:

  • линейный алгоритм

  • разветвляющийся алгоритм

  • циклический алгоритм

  • словесный способ записи алгоритма

  • блок-схема

  • программный способ записи алгоритм

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Проведение инструктажа по правилам поведения в кабинете информатика. По правилам ТБ и ПБ,

Дети слушают

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать

3

Формулирование целей и задач урока.

Объяснение новой темы через исследовательскую деятельность.

См.Прил.1

Дети слушают.

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу;

- развивать логическое мышление;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать навыки анализа и сравнения;

4

Физ. минута

Личностные УУД:

- снятие физического напряжения.

5

Компьютерный практикум

Выполнение практического задания.

Приложение 2. Компьютерная презентация

Работа с файлом программы Scratch

Регулятивные УУД:

- формирование навыков работы с ПК

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

6

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Личностные УУД:

- развитие самооценки


Почему появились языки программирования

Словесный и графический способы описания алгоритмов понятны человеку, но не понятны компьютеру. Как объяснить компьютеру алгоритм решения задачи, если он не понимает человеческий язык и блок-схемы?


Для управления первыми компьютерами инженеры просто механически переключали их контакты. В 1945 г. в США построили один из первых компьютеров - Эниак, который имел около 6 м в высоту, 26 м в длину и выполнял 357 операций умножения в секунду.

Чтобы изменить алгоритм его вычислений, приходилось бегать по комнате, подсоединяя и отсоединяя 6000 переключателей. В зависимости от сложности алгоритма такая работа занимала от нескольких часов до двух дней (сл.1)


"Большие" компьютеры существуют и сегодня. Их называют суперкомпьютерам, потому что они обладают невероятной вычислительной мощностью. В 2011 г. японский суперкомпьютер - «K computer» показал новый рекорд скорости вычислений - 8,162 петафлопса (квадриллионов операций в секунду).(сл.2)

«K computer» собран из 68 544 восьмиядерных процессоров, которые помещены в 672 компьютерные стойки. Представляете, сколько понадобилось бы времени для механического изменения алгоритма работы такого суперкомпьютера?


Сегодня существуют не только супербольшие, но и супермаленькие компьютеры, для "общения" с которыми нужен микроскоп. Самый маленький в мире компьютер занимает площадь в 1 квадратный миллиметр, что, примерно, равно размеру буквы "и" (сл.3)

У этого малыша есть все, что и у больших братьев, и даже немного больше. Он заряжается от встроенной солнечной батареи, имеет беспроводную связь с другими компьютерами.

Со временем микрокомпьютеры станут в сотни и тысячи раз меньше и мощнее. Ученые уже разрабатывают компьютерные атомы - к-атомы, из которых в будущем, как в сказке, программисты материи будут создавать любые вещи: дома, автомобили, мебель и т.п. Термин "программируемая материя" появился еще в 1991 г. За эти годы ученые сделали различные прототипы к-атомов: от мелких кубиков и цилиндров до гигантских шаров, наполненных гелием(сл.4)

По наблюдениям специалистов, каждые 10 лет в 2 раза уменьшается размер компьютеров и растет их количество. А мощность компьютеров растет еще быстрее - каждые 2 года они становятся вдвое мощнее.

Но все это было бы невозможно, если бы с появлением первых компьютеров люди не придумали простой способ управления ими. Изобретатели решили, что удобнее всего общаться с компьютером также, как и с людьми - с помощью языка.

Главной проблемой стало то, что большинство слов человеческого языка многозначны - имеют два и более значений. Например, слово идти имеет 35 значений, держаться - 20. Компьютеры не понимают, в каком значении человек использует слово. Для общения с ними стали создавать искусственные языки, состоящие из однозначных слов. Такие языки назвали языками программирования, а запись алгоритмов на них - программой. Скретч - один из языков программирования.

Язык программирования - это понятный человеку и компьютеру набор однозначных слов.

Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования. Программа переводится с греческого языка как приказ, инструкция.

Общие свойства языков

На земле, по подсчетам ученых, существует около 7 тысяч человеческих языков и более 7 тыс. - языков программирования. Всего за 50 лет количество созданных людьми языков программирования превысило количество естественных языков!


Тайна происхождения человеческого языка до сих пор окончательно не раскрыта. Большинство ученых считают, что языки всех народов произошли от одного, на котором говорило одно из племен первобытных людей в южной Африке около 150 тыс. лет назад. Со временем потомки этого племени расселились по всей планете и стали общими предками всех ныне живущих людей на земле.

Как бы ни произошли языки, для нас важно, что во всех языках есть общие свойства: они имеют словарь (все слова языка) и грамматику (от греч. «запись») - правила образования слов (морфология) и предложений (синтаксис).

Разработка внеурочного занятия Учимся программировать в Scratch на тему Языки программирования

Рис. 4.5. Общие свойства языков

Языки программирования необходимы для создания алгоритмов, исполнителями которых являются компьютеры и роботы. Запись алгоритма на языке программирования называется компьютерной программой. Слова языков программирования называют командами. Во всех языках есть словарь и грамматика. Словарь включает все слова языка, а грамматика - правила образования слов и соединения их друг с другом.

Практическая работа

Проект 6. Меняем фон сцены

Цель: изучение взаимодействия объектов на основе обмена сообщениями.

Ход работы:

1. ЛКМ по значку Сцена

2. Перейти на вкладку фоны и нажать импорт

3. В окне фонов выбрать папку Nature (Природа) и открыть её.

4. В папке Nature выбрать фон desert (пустыня)

5. Как организовать смену пейзажей по нажатию на пробел:

Удалить белый фон

Добавить ещё один фон

Составить скрипт для Сцены

1. Нарисовать новый объект: солнышко

2. Для реализации восхода Солнца не строго по вертикали, а по диагонали, ему

следует сменить направление движения - схватить мышью синий вектор

направления на информационной панели и повернуть его против часовой

стрелки

Разработка внеурочного занятия Учимся программировать в Scratch на тему Языки программирования


© 2010-2022