Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Рабочая программа внеурочной деятельности Инфознайка по информатике (5 класс)Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Песчановская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

директор школы

_________Л.В. Шумкина

. «__»__________20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИНФОЗНАЙКА»

для 5 класса

2015-2016 учебный год







Программу разработала

учитель информатики и ИКТ

Шумкина Ирина Сергеевна



Пояснительная записка


Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной.

Приобщение школьника к компьютеру в 5 классе имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные в результате обучения информатике в средней школе знания, умения и навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.

Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 35 часов, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 11 - 12 лет. Количество обучающихся 12 - 15 человек. Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапред-метных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;


  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;


  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;


  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;


  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;


  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;


  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;


  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.


  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении заня-тий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, «набивая руку» при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.


  1. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.


  1. Принцип природосообразности. Основной вид деятельности младших школьников - игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.


  1. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного заня-тия.

Содержание программы

Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:


  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», ин-формационный объект»;


  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;


  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;


  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам


  • представления на материальных носителях;


  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;


  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны


  • способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:


  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;


  • сформировать представление о способах кодирования информации;


  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;


  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;


  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;


  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;


  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;


  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или


  • самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;


  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:


  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;


  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;


  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;


  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;


  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);


  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;


  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;


  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;


  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;


  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;


  • создавать и форматировать списки;


  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;


  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования


  • простых рисунков;


  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;


  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);


  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);


  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;


  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;


  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;


  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;


  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;


  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;


  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;


  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;


  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;


  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические


  • изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;


  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);


  • научиться сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет материалы;


  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объек-тами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;


  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;


  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;


  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представ-ление (визуализацию) числовой информации;


  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:


  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;


  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;


  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;


  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Ученик научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;


  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;


  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;


  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;


  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;


  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:


  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;


  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;


  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Содержание

Всего, час

Количество часов

Дата

теория

практика

Информация вокруг нас

8

5

3


1

Техника безопасности. Информация вокруг нас

1

1

-


2

Компьютер - универсальная машины для работы с информацией

1

1

-


3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

-

1


4

Управление компьютером

1

0,5

0,5


5

Хранение информации

1

0,5

0,5


6

Передача информации

1

1

-


7

Электронная почта

1

0,5

0,5


8

Контрольная работа № 1 по теме «Устройство компьютера», «Действие с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

0,5

0,5


Информационные технологии

10

5,5

4,5


9

Метод координат

1

0,5

0,5


10

Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов.

1

0,5

0,5


11

Основные объекты текстового документа. Вввод текста.

1

0,5

0,5


12

Редактирование текста.

1

0,5

0,5


13

Текстовый фрагмент и операции с ним

1

0,5

0,5


14

Форматирование текста

1

0,5

0,5


15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы

1

0,5

0,5


16

Табличное решение логических задач

1

1

-


17

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

0,5

0,5


18

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере. Контрольная работа № 2 по теме «Форма представления информации»

1

0,5

0,5


Информационное моделирование

7

4

3


19

Компьютерная графика. Инструменты графического редактора

1

1

-


20

Преобразование крафического изображения

1

0,5

0,5


21

Создание графических изображений

1

-

1


22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

1

-


23

Списки - способ упорядочивания информации

1

0,5

0,5


24

Поиск информации

1

0,5

0,5


25

Кодирование как ихменение формы предоставления информации. Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации»

1

0,5

0,5


Элементы алгоритмизации

10

3,5

6,5


26

Преобразование информации по заданным правилам

1

0,5

0,5


27

Преобразование информации путем рассуждений

1

1

-


28

Разработка плана действий. Задачи о переправах

1

0,5

0,5


29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

1

0,5

0,5


30

Создание движущихся изображений

1

-

1


31

Создание анимации по собственному замыслу

1

-

1


32

Создание итогового мини-проекта

1

-

1


33

Контрольная работа № 4. Итоговое тестирование

1

-

1


34

Повторение

1

0,5

0,5


35

Повторение

1

0,5

0,5



ИТОГО

35




Планируемые результаты реализации программы

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отра-жающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая ис-пользование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и форми-руются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;


  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:


  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:


  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;


  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в про

цессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:


  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепред-метных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;


  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и срав-нение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;


  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - ин-терпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;


  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгорит-мов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно переко-дировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;


  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;


  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);


  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;


  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать

мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:


  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;


  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;


  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;


  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);


  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;


  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;


  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;


  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;


  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Информационно-методическое обеспечения курса

Литература

Для педагогов:


  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2013.


  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое по-собие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


  • Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по инфор-матике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Ла-боратория знаний, 2012.


  • Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

(metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Для учащихся:


  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2013.


  • Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по инфор-матике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


  • Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

Программное обеспечение

1.Операционная система.

2.Файловый менеджер.

3.Антивирусная программа.

4.Программа-архиватор.

5.Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

6.Программа разработки презентаций.

7.Браузер.















© 2010-2022