Элективный курс по информатике

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________/ /

ФИО

Протокол заседания ШМО №1

От «__» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Бобылкина Е.А./

ФИО

«__» августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Л.В. Кравченко/

ФИО

Приказ №__от «__» сентября 2015г.




Рабочая программа

по элективному курсу







Составитель программы

учитель информатики Есипова С.В.



  1. Пояснительная записка

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике - выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы у учащихся была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным, а содержание - не дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс информатики, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

  1. Описание места элективного курса

Класс: 11 класс.

Количество часов в неделю - 1 час, всего 34 учебных часа.

Цели курса - освоение ключевых методов решения типовых задач и их реализации на языке программирования Паскаль.

Элективный курс расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Цели и задачи курса

  • Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

  • Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Формирование алгоритмической культуры учащихся.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

  • Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

  1. Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритма как организованной последовательности действий;

- свойства и типы алгоритмов;

-свойства исполнителя (система команд, среда, элементарные действия);

- способы представления алгоритмов;

- основные алгоритмические конструкции;

- правила составления схем алгоритмов;

- возможности подпрограмм и функций как средств реализации
вспомогательных алгоритмов;

- возможности автоматизации деятельности человека при исполнении
алгоритмов;

- области применимости алгоритмов;

- ключевые понятия программирования;

- правила записи базовых конструкций языка Pascal;

- особенности применения и ограничения конструкций языкаPascal;

- этапы процесса программирования;

- приемы разработки и отладки программ.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать схемы алгоритмов решения задач;

- разрабатывать и использовать библиотеки алгоритмов;

- проверять правильность алгоритмов.

- работать в интегрированной среде программирования;

- разрабатывать спецификации программ;

- разрабатывать программы;

- находить и устранять ошибки в программах.

  1. Содержание курса

Повторение. Управляющие структуры TURBO PASCAL (1 час)

Линейные алгоритмы и арифметические выражения

Условия в алгоритмах и логические выражения

Циклы в алгоритмах и операторы цикла

Обработка массивов данных (10 часов)

Табличный способ организации данных. Таблицы и исполнители. Решение задач с использованием табличной формы организации данных.

Понятие массива. Объявление массивов в программе. Ввод данных в массив. Обработка массивов данных. Вывод данных из массива.

Символы и строки (9 часов)

Краткая характеристика символьных данных. Символьные переменные и операции над ними. Решение задач с использованием символьных данных.

Подпрограммы (10 часов)

Полный цикл разработки программного обеспечения. Нисходящая разработка программной системы. Вспомогательные алгоритмы. Описание процедур и функций в программе. Обращение к процедурам и функциям. Параметры- значения и параметры -переменные.

Обработка файлов данных (4 часа)

Понятие файла. Порядок описания файлов. Основные операции с файлами. Стандатные имена файловых устройств.

Решение практических задач с применением файлового типа данных.

  1. Тематическое планирование

    урока

    Тема урока

    1

    Повторение. Управляющие структуры TURBO PASCAL

    Массивы (10)

    1

    Объявление массива.

    2

    Ввод и вывод массива.

    3

    Сортировка методом прямого выбора.

    4

    Сортировка методом прямого обмена.

    5

    Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному условию.

    6

    Поиск минимального (максимального) элемента массива.

    7

    Многомерные массивы.

    8

    Многомерные массивы.

    9

    Ошибки при использовании массивов.

    10

    Решение задач с использованием массивов.

    Символы и строки (9)

    1

    Символьная информация. Переменные типа CHAR.

    2

    Массив символов.

    Преобразование строчных букв в прописные.

    3

    Переменные типа STRING.

    4

    Функция LENGTH. Процедура DELETE.

    5

    Функции POS, COPY.

    6

    Процедура VAL.

    7

    Решение задач с использованием символов и строк.

    8

    Решение задач с использованием символов и строк.

    9

    Практическая работа «Символы и строки»

    Подпрограммы (10)

    1

    Встроенные арифметические и тригонометрические функции.

    2

    Функции, создаваемые программистом.

    3

    Процедуры. Механизм параметров.

    4

    Процедуры. Фактические и формальные параметры.

    5

    Процедура или функция?

    6

    Составление программ с использованием подпрограмм.

    7

    Понятие рекурсии.

    8

    Решение задач с использованием подпрограмм.

    9

    Решение задач повышенной сложности.

    10

    Практическая работа «Подпрограммы».

    Файлы (4)

    1

    Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода.

    2

    Стандартные текстовые файлы. Операции над текстовыми файлами.

    3

    Типизированные файлы.

    Операции перемещения по файлу.

    4

    Типизированные файлы. Решение задач.

  2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Паскале» включает следующие учебные пособия:

  1. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.

  2. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

  3. Турбо-Паскаль в примерах : Кн. Для учащихся 10-11 кл./ А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. - М. : Просвещение, 2002.

Приложение. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактическая

1

Повторение. Управляющие структуры TURBO PASCAL

Урок рефлексии

2

Объявление массива.

Получения нового знания

3

Ввод и вывод массива.

Получения нового знания

4

Сортировка методом прямого выбора.

Получения нового знания

5

Сортировка методом прямого обмена.

Получения нового знания

6

Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному условию.

Комбинированный

7

Поиск минимального (максимального) элемента массива.

Комбинированный

8

Многомерные массивы.

Комбинированный

9

Многомерные массивы.

Комбинированный

10

Ошибки при использовании массивов.

Комбинированный

11

Решение задач с использованием массивов.

Урок-практикум

12

Символьная информация. Переменные типа CHAR.

Получения нового знания

13

Массив символов.

Преобразование строчных букв в прописные.

Получения нового знания

14

Переменные типа STRING.

Получения нового знания

15

Функция LENGTH. Процедура DELETE.

Получения нового знания

16

Функции POS, COPY.

Получения нового знания

17

Процедура VAL.

Получения нового знания

18

Решение задач с использованием символов и строк.

Урок-практикум

19

Решение задач с использованием символов и строк.

Урок-практикум

20

Практическая работа «Символы и строки»

Урок-практикум

21

Встроенные арифметические и тригонометрические функции.

Комбинированный

22

Функции, создаваемые программистом.

Комбинированный

23

Процедуры. Механизм параметров.

Комбинированный

24

Процедуры. Фактические и формальные параметры.

Комбинированный

25

Процедура или функция?

Комбинированный

26

Составление программ с использованием подпрограмм.

Урок-практикум

27

Понятие рекурсии.

Комбинированный

28

Решение задач с использованием подпрограмм.

Урок-практикум

29

Решение задач повышенной сложности.

Урок-практикум

30

Практическая работа «Подпрограммы».

Урок-практикум

31

Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода.

Получения нового знания

32

Стандартные текстовые файлы. Операции над текстовыми файлами.

Получения нового знания

3

Типизированные файлы.

Операции перемещения по файлу.

Комбинированный

34

Типизированные файлы. Решение задач.

Урок-практикум


© 2010-2022