- Преподавателю
- Информатика
- Использование любительской фотографии на уроках информатики
Использование любительской фотографии на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимова Н.С. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование любительской фотографии на уроках информатики
Все изменения, происходящие в обществе, отражаются в школе. Современный урок не возможен без использования информационных технологий, позволяющих использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме, расширяя тем самым область применения компьютера в учебном процессе.
Использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. Использование цветных фотографий на уроках расширяет иллюстративный ряд, придают материалу приближенность к реальной жизни, большую наглядность, выразительность и эмоциональность; повышает прочность усвоения учащимися знаний, развивается процессы мышления и воображения, формирует информационно-коммуникационную компетентность учащихся.
Задания с использованием фото могут быть применимы на уроках биологии, изобразительного искусства, истории, информатики, географии и др. Современная фотография позволяет снимать даже мелкие объекты, поэтому удобно изучать строение цветка, процессы опыления, особенности насекомых. На уроках математики и геометрии это могут быть фотографии, отражающие формы, симметрию, углы, графики и многое другое (например, фотография снежинки, бабочки, улитки, разных растений). Изучая информатику, можно не использовать изображения из сети Интернет, а пользоваться любительскими фотографиями. Также фотографии можно использовать в качестве фона и основного изображения, создавать художественные электронные альбомы [2].
Уроки с использованием фотографий особенно актуальны в начальной школе, так как ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно в процессе обучения применять как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового материала не только слух и зрение, но и эмоции и воображение [3].
Представлять результаты своего исследования в форме компьютерной презентации, видео-ролика, так как сочетаются в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Нами был разработан проект на базе 9 класса школы № 49 г.Чита, который предусматривал использование любительских фотографий на уроках информатики при изучении темы «Устройства ввода и вывода информации».
Основной целью деятельности проекта «Устройства ввода и вывода информации» является применение любительской фотографии на уроках информатики.
Задачи проекта:
-
формирование ИКТ-компетентности учащихся в самостоятельной познавательной деятельности;
-
развитие логического мышления учащихся,
-
умение анализировать, прогнозировать результат своей работы;
-
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудниками в условиях учебной, проектной деятельности;
-
развитие творческой личности ребенка и формирование эстетического вкуса.
Форма организации детей - групповая. Ведущая деятельность - поисковая, творческая.
Используемые технологии: ИКТ-технологии, мультимедиа-технологии. Форма продуктов проектной деятельности: представление презентации MS Power Point, защита докладов.
Возраст детей - ученики 9 класса. Предметная область - Информатика и ИКТ. Продолжительность работы - 2-3 часа (урока). Режим работы - урочно-внеурочный.
Техническое оснащение - кабинет информатики, сеть Интернет, цифровой фотоаппарат, программное обеспечение MS Office Power Point.
Учебно-методическое оснащение - учебники и учебные пособия по информатике, интернет-ресурсы.
План проведения проекта:
-
представление учащимся краткой информации о проектном методе обучения, ознакомление с темой проекта, разбиение учащихся на группы (по желанию детей) [1];
-
обсуждение общего плана проекта, планирование работы в группах, обсуждение критериев оценок результатов исследований, «мозговой штурм» в группах;
-
поиск информации в разных источниках, анализ информации и выбор главного, фотографирование устройств ввода и вывода информации в кабинете информатики;
-
подготовка информации для представления результатов (презентаций), корректировка планов работы, создание презентаций;
-
защита проекта на уроке информатики, оценивание, рефлексия (метод «Градусник» - используя такой метод можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность) [4].
По завершению реализации данного проекта были получены следующие результаты: при применении любительской фотографии на уроках информатики у учащихся формируются навыки фотографирования и техники обработки полученных фотографий, коммуникативный навык при работе в группах, обеспечение информационной безопасности (применение любительских фотографий на уроках информатики не является нарушением авторских прав).
Таким образом, применение любительской фотографии в учебном процессе дает следующие преимущества: развитие эстетического вкуса учащихся в работе по созданию презентаций, дополнительные навыки по работе с графикой, развитие навыков при работе с техникой (компьютер, фотоаппарат), развитие творческих способностей учащихся.
Литература
-
Зинченко, Л. Организация общения детей в малых группах. URL: dob.1september.ru/view_article.php?ID=200102207 (дата обращения 24.03.14)
-
Лущекина, О.Б. Математические образы (или использование любительской фотографии на уроках в средней школе). Фестиваль педагогических идей. URL: festival.1september.ru/articles/412909/. (дата обращения 17.03.14)
-
Немов, Р.С. Психология. В 3х кн.кн2. Психология образования. учеб. для. высш. пед. заведений./Р.С. Немов._4-е из.- М; гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2007._606с.
-
Организация рефлексивной деятельности учащихся. URL: arrupe.org/doc/refleksja.pdf. //с 6. (дата обращения 23.03.14)