Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике для 9 классов основной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования и авторской программы в составе УМК по информатике и ИКТ Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени по 2 часа в неделю.

Изучение информатики и информационных технологий в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи курса:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Математические основы информатики (11ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системами счисления. Запись в них целых чисел от 0 до 256. Перевод небольших чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятие натурное и информационной модели объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия. Типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые. Вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использование промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе, технике.

Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования: правила представления данных; правила записи основных операторов и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - кодирование - отладка - тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (5 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке данных.

Коммуникационные технологии (8 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина. Файловые архивы. Компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности. Государства. Общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Итоговое повторение (7 ч)

Разработка и защита итогового проекта по одному из разделов пройденного курса.

Формы и методы контроля обучения

Учебный раздел

Форма контроля

Математические основы информатики

Проверочная работа «Математические основы информатики»

Моделирование и формализация

Проверочная работа «Моделирование и формализация»

Основы алгоритмизации

Проверочная работа «Основы алгоритмизации»

Начала программирования на языке Паскаль

Проверочная работа «Начала программирования»

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Проверочная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Коммуникационные технологии

Проверочная работа «Коммуникационные технологии»

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

Математические основы информатики

11

2

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

3

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

1

4

Правило перевода целых чисел в систему счисления с основанием q

1

5

Представление целых чисел в памяти компьютера

1

6

Представление вещественных чисел в памяти компьютера

1

7

Высказывание. Логические операции

1

8

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

9

Свойства логических операций

1

10

Решение логических задач

1

11

Логические элементы

1

12

Проверочная работа «Математические основы информатики»

1

Моделирование и формализация

8

13

Моделирование как метод познания

1

14

Знаковые модели

1

15

Графические модели

1

16

Табличные модели

1

17

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

18

Системы управления базами данных

1

19

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

20

Проверочная работа «Моделирование и формализация»

1

Основы алгоритмизации

12

21

Алгоритмы и исполнители

1

22

Способы записи алгоритмов

1

23

Объекты алгоритмов

1

24

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

25

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления

1

26

Сокращенная форма ветвления

1

27

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

1

28

Цикл с заданным условием окончания работы

1

29

Цикл с заданным числом повторений

1

30

Конструирование алгоритмов

1

31

Алгоритмы управления

1

32

Проверочная работа «Основы алгоритмизации»

1

Начала программирования

16

33

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

34

Организация ввода и вывода данных.

1

35

Программирование как этап решения задачи на компьютере

1

36

Программирование линейных алгоритмов

1

37

Программирование разветвляющихся алгоритмов

1

38

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления

1

39

Программирование циклов

4

40

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

1

41

Вычисление суммы элементов массива

1

42

Последовательный поиск в массиве

1

43

Сортировка массива

1

44

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

1

45

Проверочная работа «Начала программирования»

1

Обработка числовой информации в электронных таблицах

5

46

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

47

Встроенные функции. Логические функции

1

48

Сортировка и поиск данных

1

49

Построение диаграмм и графиков

1

50

Проверочная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

1

Коммуникационные технологии

8

54-55

Локальные и глобальные компьютерные сети

2

56-57

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

2

58-59

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

2

60-62

Всемирная паутина. Файловые архивы

3

63-64

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

2

65

Технология создания сайта. Содержание и структура сайта.

1

66

Оформление сайта

1

67

Проверочная работа «Коммуникационные технологии»

1

68

Итоговое повторение

1

Итого за учебный год

68







Учебно-тематический план

№ п/п

Тема урока

(количество часов)

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Сроки проведения

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места (1ч)

  • правила техники безопасности и эргономические требование к работе в компьютерном классе;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

1 неделя

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика(1ч)

  • понятия «система счисления», «цифра», «алфавит», «основание»;

  • примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

  • формулы записи свернутой и развернутой записи числа;

  • способы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

  • анализировать любую позиционную систему, как знаковую;

  • переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

1 неделя

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. «Компьютерные» системы счисления(1ч)

  • алфавиты восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления;

  • способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

2 неделя

Правило перевода целых чисел в систему счисления с основанием q (1ч)

  • правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q;

  • правила двоичной арифметики;

2 неделя

Представление целых чисел в памяти компьютера (1ч)

  • форма представления целых чисел без знака и со знаком в памяти компьютера;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

3 неделя

Представление вещественных чисел в памяти компьютера (1ч)

  • формат представление чисел с плавающей запятой;

  • понятие мантиссы;

3 неделя

Высказывание. Логические операции (1ч)

  • ключевые понятия «высказывание», «алгебра логики»;

  • виды логических операций

  • анализировать логическую структуру высказываний;

  • анализировать простейшие электронные схемы;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения;

4 неделя

Построение таблиц истинности для логических выражений (1ч)

  • понятие таблицы истинности для высказываний;

  • правило построения таблицы истинности;

4 неделя

Свойства логических операций (1ч)

  • свойства логических операций;

  • знаковую форму записи свойств логических операций;

5 неделя

Решение логических задач (1ч)

  • принципы и алгоритмы решения логических задач;

5 неделя

Логические элементы (1ч)

  • принцип работы логических элементов компютера;

6 неделя

Проверочная работа «Математические основы информатики» (1ч)

6 неделя

Моделирование как метод познания (1ч)

  • ключевые понятия «модель», «моделирование», «формализация»;

  • цели моделирования;

  • виды и классификации моделей;

  • различать натурные и информационные модели;

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения моделирования;

  • исследовать с помощью моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

7 неделя

Знаковые модели (1ч)

  • понятие словесных, математических моделей, математических моделей;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

7 неделя

Графические модели (1ч)

  • виды графических моделей;

  • понятие графа и его использование для решения комбинаторных задач;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов при описании объектов окружающего мира;

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы)

8 неделя

Табличные модели (1ч)

  • виды табличных моделей;

8 неделя

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных (1ч)

  • понятие базы данных;

  • виды баз данных;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных;

9 неделя

Системы управления базами данных (1ч)

  • интерфейс системы управления базами данных;

  • понятие формы в базе данных;

9 неделя

Создание базы данных. Запросы на выборку данных (1ч)

  • способы осуществления запросов на выборку данных;

10 неделя

Проверочная работа «Моделирование и формализация» (1ч)

10 неделя

Алгоритмы и исполнители (1ч)

  • понятие алгоритма;

  • свойства алгоритмов;

  • понятие исполнителя;

  • характеристики исполнителя;

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

11 неделя

Способы записи алгоритмов (1ч)

  • формы представления алгоритмов;

  • правила построения блок-схемы;

  • примеры алгоритмических языков;

  • преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя преобразующего строки символов;

11 неделя

Объекты алгоритмов (1ч)

  • ключевые понятия «величина алгоритма», «константа», «переменная», «команда присваивания»

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

12 неделя

Алгоритмическая конструкция «следование» (1ч)

  • основные алгоритмические конструкции;

  • блок-схемы основных алгоритмических конструкций;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебными исполнителями;

12 неделя

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления (1ч)

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебными исполнителями;

13 неделя

Сокращенная форма ветвления (1ч)

13 неделя

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы (1ч)

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;

14 неделя

Цикл с заданным условием окончания работы (1ч)

14 неделя

Цикл с заданным числом повторений (1ч)

15 неделя

Конструирование алгоритмов (1ч)

  • методы разработки алгоритмов;

  • понятие вспомогательного алгоритма;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов ветвления и цикла;

15 неделя

Алгоритмы управления (1ч)

  • ключевые понятия «управление» и «обратная связь»;

  • строить алгоритм решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм;

16 неделя

Проверочная работа «Основы алгоритмизации» (1ч)

16 неделя

Общие сведения о языке программирования Паскаль (1ч)

  • типы данных в Паскале;

  • алфавит и словарь языка Паскаль;

  • структуру программы на языке Паскаль;

  • действие оператора присваивания;

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

17 неделя

Организация ввода и вывода данных. (1ч)

  • операторы ввода и вывода;

  • формат вывода данных;

17 неделя

Программирование как этап решения задачи на компьютере (1ч)

  • этапы решения задач на компьютере;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;

18 неделя

Программирование линейных алгоритмов (1ч)

  • числовые типы данных;

  • логический тип данных;

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

18 неделя

Программирование разветвляющихся алгоритмов (1ч)

  • понятие условного оператора, составного операторы;

  • способы записи конструкции ветвления;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

19 неделя

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления (1ч)

19 неделя

Программирование циклов (1ч)

  • типы циклов: с заданным условием продолжения работы; с заданным условием окончания работы; с заданным числом повторений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

20 неделя

Программирование циклов (1ч)

20 неделя

Программирование циклов (1ч)

21 неделя

Программирование циклов (1ч)

21 неделя

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива (1ч)

  • понятие массива;

  • команды описания и заполнения массива ;

  • способы поиска и сортировки данных в массиве;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов массива;

    • сортировка элементов массива и пр.;

22 неделя

Вычисление суммы элементов массива (1ч)

22 неделя

Последовательный поиск в массиве (1ч)

23 неделя

Сортировка массива (1ч)

23 неделя

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль (1ч)

  • понятия подпрограммы, процедуры, функции, рекурсивной функции;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

24 неделя

Проверочная работа «Начала программирования» (1ч)

24 неделя

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки (1ч)

  • понятие электронной таблицы;

  • структуру электронной таблицы;

  • виды ссылок;

  • основные условные функции;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемых электронных таблиц;

  • определять условия и возможности применения электронных таблиц для решения типовых задач;

25 неделя

Встроенные функции. Логические функции (1ч)

  • основные логические функции;

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем функциям;

25 неделя

Сортировка и поиск данных (1ч)

  • основные способы выполнения сортировки;

  • виды диаграмм;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах;

26 неделя

Построение диаграмм и графиков (1ч)

26 неделя

Проверочная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (1ч)

27 неделя

Локальные и глобальные компьютерные сети (1ч)

  • схему канала связи;

  • характеристики каналов связи;

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

27 неделя

Локальные и глобальные компьютерные сети (1ч)

28 неделя

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. (1ч)

  • способы адресации в сети;


  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в сети Интернет;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками;

28 неделя

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. (1ч)

29 неделя

Доменная система имен. Протоколы передачи данных (1ч)

  • виды протоколов связи;

29 неделя

Доменная система имен. Протоколы передачи данных (1ч)

30 неделя

Всемирная паутина. Файловые архивы (1ч)

  • понятие универсального указателя ресурсов (URL);

  • правило построения URL;

  • виды почтовых протоколов;

  • правила сетевого этикета;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата форума и т.д.;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

30 неделя

Всемирная паутина. Файловые архивы (1ч)

31 неделя

Всемирная паутина. Файловые архивы (1ч)

31 неделя

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет (1ч)

32 неделя

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет (1ч)

32 неделя

Технология создания сайта. Содержание и структура сайта. (1ч)

  • правила построения структуры сайта и организации навигации;

  • создавать с использованием конструкторов комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;

  • проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития;

33 неделя

Оформление сайта (1ч)

33 неделя

Проверочная работа «Коммуникационные технологии» (1ч)

34 неделя

Итоговое повторение (1ч)

34 неделя





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения курса информатики 9 класса у учащихся должно быть сформировано

представление:

  • об информации, как одном из основных понятий современной науки, о принципах кодирования информации;

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о моделировании как методе научного познания;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

умение:

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения, определять значение логического выражения;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках;

  • передавать информацию по телекоммуникационным каналам.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Учебные пособия:

    • Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч Ч.1./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012;

    • Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч Ч.2./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012;

    • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  • Техническое обеспечение:

    • компьютерный класс с доступом в Интернет;

    • мультимедийный проектор;

    • экран.

  • Программное обеспечение:

    • операционная система Windows7, 8;

    • антивирус;

    • базовый пакет офисных приложений Microsoft Office 2007 либо 2010;

    • графический редактор Gimp версии не ранее 2.8;

    • система программирования Pascal ABC.



© 2010-2022