Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. БЕРБЕКОВА»

Отделение общеобразовательной подготовки

среднего профессионального образования





Романова М. А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ООП СПО КБГУ

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

для студентов специальностей

гуманитарного профиля

39.02.01 - Социальная работа

44.02.01 - Дошкольное образование

44.02.02 - Преподавание в начальных классах

54.02.01 - Дизайн в промышленности









Нальчик, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Задания для самостоятельного изучения дисциплины

5

Указания по выполнению заданий

9

Литература

25

Приложение №1

26

Приложение №2

29

Приложение №3

35

Приложение №4

35

ВВЕДЕНИЕ

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Целями самостоятельной работы являются: воспитание потребности студента в самообразовании, развитие его познавательных и творческих способностей; формирование профессиональных умений и навыков; побуждение к учебно-исследовательской работе; реализация компетентностного подхода в образовании.

Настоящие методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов ООП СПО КБГУ, обучающихся по специальностям:

39.02.01 - Социальная работа

44.02.01 - Дошкольное образование

44.02.02 - Преподавание в начальных классах

54.02.01 - Дизайн в промышленности

подготовлены и направлены на обеспечение студентов необходимыми сведениями, методиками, рекомендациями, способствующими успешному выполнению самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого характера в решении проблем учебного и профессионального уровня.

Использование настоящих методических указаний позволяет сформировать у студентов навыки и умения самостоятельного решения учебных задач, преодолеть возможные трудности при выполнении самостоятельной работы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

В соответствии с учебным планом специальностей гуманитарного профиля по дисциплине «Информатика и ИКТ» на самостоятельную работу студентов отводится 39 часов.

№ п/п

Тема занятия

Вид самостоятельной работы

Объем часов

Форма контроля

Раздел 1. Информационное общество.

3

1.

  1. 1. Проблемы информации в современной науке.

  2. 2. Информационная культура в современном обществе

  3. 3. История развития средств вычислительной техники. Появление IBMPC.

  4. 4. Сферы применения компьютерной техники в различных областях человеческой деятельности.

  5. 5. Анализ современного общества различных стран по характеристикам формационного общества.

  6. 6. Истоки и предпосылки информатики.

реферат

3

защита реферата

Раздел 2. Информация и информационные процессы

8

2.

  1. Сэмюэль Морзе

  2. Аль-Хорезми

  3. Алан Тьюринг

  4. Эмиль Пост

реферат

4

защита реферата

3.

1. «Арифметические и логические основы ПК»

2. «Логические формулы».

кроссворд

4

проверка кроссворда

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии

7

4.

  1. Базовая аппаратная конфигурация. Периферийные устройства ПК.

  2. Операционные системы, назначение и характеристики.

  3. Компьютерные вирусы. Разновидности вирусов.

  4. Меры защиты информации от компьютерных вирусов.

  5. Методы классификации компьютеров.

  6. Принцип действия компьютера.

реферат

3

защита реферата

5.

1. «Устройство ПК»

2. «Виды информации»

3.«Состав информационного обеспечения»

кроссворд

4

проверка кроссворда

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

18

6.

подготовка отчетов по практическим работам

отчет по практической работе

9

проверка отчета

7.

индивидуальный проект резюме «Ищу работу»

презентация

3

демонстрация презентации

8.

  1. Текстовый процессор MS Word (запуск, рабочее окно, меню, создание файла, открытие ранее сохраненного файла и др.).

  2. Создание и сохранение таблиц в MS Word.

  3. Работа с формулами в MS Word (запуск редактора формул, вставка формулы в текст).

  4. Работа с готовыми рисунками в MS Word.

  5. Автофигуры в MS Word (вставка, редактирование и др.).

  6. Проверка орфографии и грамматики в MS Word.

  7. Microsoft Office Excel. Формулы.

  8. Microsoft Office Excel. Графики, диаграммы.

  9. Microsoft Office Excel. Базы данных, фильтры.

  10. Microsoft Office Excel. Работа с листами книги. Создание ведомости.

  11. Microsoft Office Excel. Форматы ячеек, функции, работа с блоками.

  12. Microsoft Office Excel. Обработка данных. Работа с графиками.

  13. Ввод текста, создание таблиц в MS Excel с текстовыми данными.

  14. Вычисление значений величин по формулам.

  15. Базы данных и системы управления базами данных.

  16. Создание БД с помощью «Мастера».

  17. Запросы в БД.

  18. Отчёты в БД.

  19. Основы работы с MS Power Point.

  20. Вставка в слайды различных объектов.

21. Создание презентации с гиперссылками.

реферат

6

защита реферата

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.

3

подготовка отчетов по практическим работам

отчет по практической работе

1

проверка отчета

индивидуальный проект по тематике:

Разработка презентации по пройденным темам с использованием информации из сети Интернет

презентация

1

демонстрация презентации


  1. Реферат «Путешествие по Интернет».

  2. Реферат «Виртуальный компьютерный музей»

  3. Электронная коммерция.

  4. Outlook - менеджер персональной информации, предназначен для обеспечения унифицированного доступа к корпоративной информации;

5. Internet Explorer - Web-обозреватель для сети Интернет, предназначен для поиска данных разного типа.

реферат

1

защита реферата

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Варианты индивидуальных заданий

В данной работе используются несколько вариантов индивидуальных работ. Каждый вариант в начале семестра закрепляется за конкретным студентом, и в течение семестра он работает только по этому варианту.

Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Студент, номер зачетной книжки которого оканчивается на 0, выполняет 10-й вариант.

Например:

Последняя цифра номера зачетной книжки

Номер выполняемого варианта

№ 1

Первый

№ 2

Второй

№ 3

Третий

№ 4

Четвертый

№ 5

Пятый

№ 6

Шестой

№ 7

Седьмой

№ 8

Восьмой

№ 9

Девятый

№ 0

Десятый

Раздел 1. Информационное общество

Тема 1.2. Основные этапы развития информационного общества.

Цель работы:

  1. Изучить основные понятия информации;

  2. Изучить свойства и виды информации;

  3. Изучить информационные процессы.

Задание для самостоятельной работы: подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Виды данных и информации

2

Этапы развития информатики как науки

3

Формы представления и способы передачи информации

4

Проблемы информации в современной науке.

5

Информационная культура в современном обществе

6

История развития средств вычислительной техники.

7

Появление IBM PC.

8

Сферы применения компьютерной техники в различных областях человеческой деятельности.

9

Анализ современного общества различных стран по характеристикам формационного общества.

10

Истоки и предпосылки информатики.

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

понятие информации, её виды и свойства, понятие информационного процесса, предмет и задачи информатики, её место и роль в деятельности человека, способы представления и единицы измерения информации, историю зарождения вычислительной техники и её основоположников.

уметь:

использовать полученные знания для успешного освоения курса информатики.

норма времени: 3 часа.

критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

контроль выполнения: сдача реферата для проверки.

рекомендуемые источники: стр. 25.

Раздел 2. Информация и информационные процессы.

Тема 2.2. Арифметические основы работы компьютера.

Цель работы:

  1. Научиться определять количество информации с использованием алфавитного подхода;

  2. Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.

  3. Познакомить студентов с арифметическими операциями в позиционных системах счисления.

Задание для самостоятельной работы: подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Сэмюэль Морзе

2

Аль-Хорезми

3

Алан Тьюринг

4

Эмиль Пост

5

Методы хранения и обработки информации

6

Системы счисления и области их использования

7

Представление информации в компьютере

8

Способы представления цифровых изображений

9

Появление и развитие компьютерной графики

10

Средства обработки информации. Как измерить информацию?

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

понятие информации, её виды и свойства, понятие информационного процесса, предмет и задачи информатики, её место и роль в деятельности человека, способы представления и единицы измерения информации, историю зарождения вычислительной техники и её основоположников.

уметь:

использовать полученные знания для успешного освоения курса информатики.

норма времени: 4 часа.

критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

контроль выполнения: сдача реферата для проверки.

рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 2.3. Логические основы компьютера. Функциональные схемы логических устройств.

Цель работы: Изучить арифметические и логические основы компьютера. Научится составлять кроссворды, результатом которых будет развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Задание для самостоятельной работы: составление кроссворда по теме «Арифметические и логические основы персонального компьютера».

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и составлению кроссворда (приложение №2), выбрать источники, изучить содержимое темы кроссворда, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления и составления кроссвордов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

основные понятия арифметической и логической основы компьютера

уметь:

использовать полученные знания для успешного освоения курса информатики.

норма времени: 2 часа.

критерии оценки:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;

  2. Оригинальность составления кроссворда;

  3. Практическая значимость работы;

  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;

  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;

  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

контроль выполнения: защита кроссворда

рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 2.3.2. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Логические формулы. Основные логические законы.

Цель работы: Изучить основные логические формулы. Научится составлять кроссворды, результатом которых будет развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Задание для самостоятельной работы: составление кроссворда по теме «Логические формулы».

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и составлению кроссворда (приложение №2), выбрать источники, изучить содержимое темы кроссворда, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления и составления кроссвордов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

основные законы алгебры логики.

уметь:

использовать полученные знания для успешного освоения курса информатики.

норма времени: 2 часа.

критерии оценки:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;

  2. Оригинальность составления кроссворда;

  3. Практическая значимость работы;

  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;

  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;

  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

контроль выполнения: защита кроссворда.

рекомендуемые источники: стр. 25.

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии.

Тема 3.1. Архитектура компьютера.

Цель работы: Изучить архитектуру персонального компьютера и назначения базовых устройств, основные технические характеристики компьютера, правила техники безопасности при работе с ЭВМ.

Задание для самостоятельной работы: подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Базовая аппаратная конфигурация.

2

Операционные системы, назначение и характеристики.

3

Компьютерные вирусы. Разновидности вирусов.

4

Меры защиты информации от компьютерных вирусов.

5

Методы классификации компьютеров.

6

Принцип действия компьютера.

7

Внутренние устройства системного блока

8

Периферийные устройства персонального компьютера

9

Внешние носители информации

10

Системное программное обеспечение.

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

архитектуру ПК и назначения базовых устройств, основные технические характеристики компьютера, правила техники безопасности при работе с ЭВМ.

уметь:

управлять и пользоваться аппаратным составом ПК.

норма времени: 3 часа.

критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

контроль выполнения: сдача реферата для проверки.

рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 3.2. Программное обеспечение компьютера.

Цель работы: изучить классификацию и виды программного обеспечения, файловую структуру информации. Научится составлять кроссворды, результатом которых будет развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Задание для самостоятельной работы: составление кроссвордов по темам:

  1. « Устройство ПК»

  2. «Виды информации»

  3. «Состав информационного обеспечения»

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и составлению кроссворда (приложение №2), выбрать источники, изучить содержимое темы кроссворда, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления и составления кроссвордов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

классификацию и виды программного обеспечения, файловую структуру информации.

уметь:

работать с операционной системой Windows.

норма времени: 4 часа.

критерии оценки:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;

  2. Оригинальность составления кроссворда;

  3. Практическая значимость работы;

  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;

  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;

  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

контроль выполнения: защита кроссворда

рекомендуемые источники: стр. 25.

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

Тема 4.1.Текстовый процессор.

Цель работы: изучить окно Word и его основные элементы, принципы создания нового документа, редактирование текста, основные принципы работы в текстовом редакторе Word.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Текстовой процессор MSWord (запуск, рабочее окно, меню, создание файла, открытие ранее сохраненного файла и др.).

2

Создание и сохранение таблиц в MSWord.

3

Работа с формулами в MSWord (запуск редактора формул, вставка формулы в текст).

4

Работа с готовыми рисунками в MSWord.

5

Автофигуры в MSWord (вставка, редактирование и др.).

6

Проверка орфографии и грамматики в MSWord.

7

Текстовый редактор WORD. Создание Web-страниц.

8

Текстовый редактор WORD. Мастера и шаблоны.

9

Виртуальная реальность компьютерного мира: опасно ли это?

10

Искусственный интеллект: творчество или рутина?

  1. Подготовка отчетов по практическим работам №№2-7. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3).

  2. Разработка индивидуального проекта резюме «ищу работу».

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и выполнению проекта (приложение №4).

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

окно Word и его основные элементы. Принципы создания нового документа, редактирование текста. Основные принципы работы в текстовом редакторе Word

уметь:

запускать программу Word, устанавливать параметры страницы, панели инструментов, пользоваться линейками прокрутки, создавать файл, набирать текст, работать со шрифтом и стилями заголовков, редактировать, форматировать и сохранять документы, внедрять графические объекты в текстовый документ, создавать форматировать редактировать таблицы, использовать формулы в текстовых документах.

Норма времени - 7 часов из них: 2 часа (реферат);

2 часа (отчеты);

3 часа (индивидуальный проект).

Критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Контроль выполнения: сдача реферата и отчета для проверки, демонстрация презентации.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 4.2. Обработка графической информации.

Цель работы: изучить растровые и векторные графические изображения.

Задание для самостоятельной работы: подготовка отчетов по практическим работам №№ 8-10. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3).

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления и составления отчетов.

знать:

растровые и векторные графические изображения. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Создание векторного графического изображения.

уметь:

запускать программу Paint, создавать векторные и графические изображения.

Норма времени: 2 часа.

Критерии оценки: правильность выполнения отчета.

Контроль выполнения: сдача отчета для проверки.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 4.3. Табличный процессор.

Цель работы: Изучить общий вид окна программы Excel, типы данных, используемых в Excel, относительную и абсолютную адресацию. Научиться редактировать рабочую книгу.

Задание для самостоятельной работы:

  1. подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Microsoft Office Excel. Формулы.

2

Microsoft Office Excel. Графики, диаграммы.

3

Microsoft Office Excel. Базы данных, фильтры.

4

Microsoft Office Excel. Работа с листами книги. Создание ведомости.

5

Microsoft Office Excel. Форматы ячеек, функции, работа с блоками.

6

Microsoft Office Excel. Обработка данных. Работа с графиками.

7

Ввод текста, создание таблиц в MS Excel с текстовыми данными.

8

Вычисление значений величин по формулам.

9

Компьютер для современного общества: трагедия или спасительная соломинка?

10

Вычислительные сети.

  1. Подготовка отчетов по практическим работам №№ 11-13. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3),

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

общий вид окна программы Excel, типы данных, используемых в Excel, относительную и абсолютную адресацию.

уметь:

запускать программу Excel, редактировать рабочую книгу, сортировать и фильтровать записи в рабочей книге, использовать логические выражения.

Норма времени - 4 часа из них: 2 часа (реферат);

2 часа (отчеты).

Критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Контроль выполнения: сдача реферата и отчета для проверки.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 4.4. Системы управления базами данных.

Цель работы: изучить базы данных как основу информационной системы, понятие базы данных, виды баз данных. Системы управления базами данных.

Задание для самостоятельной работы:

  1. подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Базы данных и системы управления базами данных.

2

Создание БД с помощью «Мастера» в СУБД Microsoft Access

3

Запросы в СУБД Microsoft Access

4

Отчёты в СУБД Microsoft Access

5

Проектирование базы данных, разработка схемы данных

6

Работа с СУБД Microsoft Access

7

Работа с формами в СУБД Microsoft Access

8

Основы сжатия данных, алгоритм RLE

9

Основы сжатия данных, алгоритм KWE

10

Основы сжатия данных, алгоритм Хаффмана

  1. Подготовка отчетов по практическим работам №№ 14-15. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3),

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

понятие базы данных, виды баз данных. Системы управления базами данных. Создание базовых таблиц.

уметь:

запускать программу Access,создавать межтабличные связи, запросы на выборку, отчеты.

Норма времени - 2 часа из них:1 час (реферат);

1 час (отчеты).

Критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Контроль выполнения: сдача реферата и отчета для проверки.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 4.5. Программа создания презентаций.

Цель работы: изучить основные режимы создания презентаций. Цветовые схемы. Создание фона. Вставка объектов. Анимация объектов. Сохранение презентации и подготовка к демонстрации. Алгоритм создания презентаций.

Задание для самостоятельной работы:

  1. подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Основы работы с MS Power Point.

2

Вставка в слайды различных объектов.

3

Создание презентации с гиперссылками

4

Основы представления графических данных

5

Виды компьютерной графики. Растровая графика. Adobe Photoshop.

6

Виды компьютерной графики. Векторная графика. Adobe Illustrator.

7

Программные средства обработки трехмерной графики.

8

Векторный редактор Corel Draw.

9

Автоматизация обработки документов. Fine Reader.

10

Автоматизированный перевод документов. PROMPT 9.

  1. подготовка отчетов по практическим работам №№ 16-19. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3),

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

основные режимы создания презентаций, цветовые схемы, создание фона. Вставка объектов.

уметь:

запускать программу PowerPoint,создавать презентаций с помощью Мастера автосодержания, использовать анимацию на слайдах. Переходы между слайдами. Просмотр, печать и проведение презентации.

Норма времени - 3 часа из них: 1 час (реферат);

2 часа (отчеты).

Критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Контроль выполнения: сдача реферата и отчета для проверки.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.

Тема 5.1. Технические средства телекоммуникационных технологий.

Цель работы: изучить аппаратное обеспечение сети, топологию сети.

Задание для самостоятельной работы: подготовка отчетов по практическим работам №20. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3).

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления и составления отчетов.

знать:

Аппаратное обеспечение сети, топологию сети. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам. Модем. Установка и тестирование модема. Создание соединения удаленного доступа.

уметь:

Настраивать подключение для удаленного доступа и установление соединения.

Норма времени: 20 мин.

Критерии оценки: правильность выполнения отчета.

Контроль выполнения: сдача отчета для проверки.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

Тема 5.2. Программные средства телекоммуникационных технологий.

Цель работы: изучить обмен информацией по каналам связи, адресацию в Интернете.

Задание для самостоятельной работы:

  1. подготовка реферата.

При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение №1), выбрать источники, изучить содержимое темы реферата, составить план работы, определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

Выберете тему реферата в соответствии с номером варианта.

№ варианта

Тема реферата

1

Путешествие по сети Интернет.

2

Виртуальный компьютерный музей.

3

Электронная коммерция.

4

Outlook - менеджер персональной информации, предназначен для обеспечения унифицированного доступа к корпоративной информации;

5

Internet Explorer - Web-обозреватель для сети Интернет.

6

Работа с программой Почта WindowsLive.

7

Создание веб-документов в HTML.

8

Работав Microsoft Visual Web Developer.

9

Компьютер как инструмент научной работы.

10

Приемы работы с системой Mathcad.

  1. подготовка отчетов по практическим работам №№ 21-22. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и написанию отчета (приложение №3).

  2. разработка презентации по пройденным темам с использованием информации из сети Интернет. При выполнении работы необходимо ознакомится с требованиями к содержанию и выполнению проекта (приложение №4).

Требования к результатам работы.

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы.

знать:

Протокол передачи данных. Поиск информации в Интернете по ключевым словам.

уметь:

создавать электронную почту и телеконференции, использовать папки Избранное. Загрузка файла из интернета. Настройка отображения объектов. Подписка на веб-канал.

Норма времени -2 часа, 40 мин. из них: 1 час (реферат);

40 мин. (отчеты);

1 час (индивидуальный проект).

Критерии оценки:

  1. Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы и анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

  2. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

  3. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

  4. Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Контроль выполнения: сдача реферата и отчета для проверки, защита индивидуального проекта.

Рекомендуемые источники: стр. 25.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 246 с.: ил.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.: 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 120 с.: ил.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 363 с. ил.

Дополнительная литература:


  1. Под редакцией Симоновича С. В. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012.

  2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - 7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 212 с. ил.

Интернет-ресурсы:

  1. iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО

  2. intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

  3. test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям

  4. iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»

  5. rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

  6. edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.

  7. osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям

  8. npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

  9. Конференции и выставки

  10. ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»

  11. bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»

  12. elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo

  13. computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей

Приложение №1.

Методические рекомендации по оформлению реферата

Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) - краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

Реферат должен носить творческий характер, это итог серьезного интеллектуального труда. Выбрав или получив тему реферата, в общих чертах наметьте содержание работы, набросайте предварительный план.

Составьте список литературы или интернет - источников, которые следует изучить. Проанализируйте и систематизируйте наработанный материал. Собранные вами данные должны иллюстрировать мысли и выводы, сформировавшиеся у вас в процессе работы с литературой или интернет - источниками.

На основе анализа и систематизации составьте оглавление реферата (окончательные план).

Весь собранный материал логично распределите по главам и параграфам. Большие схемы, таблицы, рисунки можно разместить в приложении. Теперь можно приступить к написанию реферата.

Требования к оформлению реферата

1. Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный - полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста - «TimesNewRoman» или аналогичная. Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое - 30 мм, верхнее, и нижнее, левое - 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту.

Страницы работы нумеруются, начиная с оглавления (номер на странице оглавления не ставиться), внизу или сверху листа по центру.

2. По объему работа должна быть не менее 15 страниц и не более 30 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы, отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего параграфа не более 1 - 1,5 см. (36 пт).

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

3. Титульный лист. В верхней части титульного листа пишется название учебного заведения, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа - информация, кто выполнил и кто проверил работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

4. Желательно текст реферата сопровождать графиками, диаграммами, таблицами, схемами, рисунками. Каждая таблица имеет название и номер, нумерация таблиц сквозная по всему реферату (используются арабские цифры). Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте реферата только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

Графики, диаграммы, схемы, рисунки считаются рисунками и должны иметь сквозную нумерацию. На рисунки в тексте должны быть соответствующие ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в реферате. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка, например: «рис.3», «табл.4», «с.34», «гл.2». «см. рисунок 5» или «график....приведен на рисунке 2».

Требования к структуре работы

  1. Оглавление - перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц на которых они начинаются.

  2. Введение (1-2 страницы) - оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и задачи работы, так же пути их решения.

  3. В основной части раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.

  4. Заключение (1-2 страницы) - высказываются предложения, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.

  5. Список литературы (не менее 2-х источников) оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем - иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.

Примеры оформления используемой литературы

Книга, имеющая не более трех авторов:

Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб.для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - М.: Инфра, 2005. - 294 с.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Информатика. Задачник - практикум [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннераа: Том 2. - 4-е изд. - М.: БИНОМ, 2007. - 294 с.

Статья из журнала:

Алмаева О. В. Повышение эффективности воспитания молодежи с помощью информационных технологий [Текст] / О. В. Алмаева // Информатика и образование. - 2010. - № 7. с. 5 - 12.

Интернет-ресурс:

(http//informatika.ru/edu/ref/enc/k.html).

Защита реферата

На защиту реферата отводится 10 - 15 минут. На защите оценивается, как обучающийся ориентируется в материале, и отвечает на вопросы преподавателя (полнота, аргументированность, убедительность и т.д.)

На основе устного выступления, оценки консультанта ставится итоговая оценка за выполнение реферата.

Доклад. Доклад печатается на одной стороне листа, на русском языке. Объём текста не должен превышать 10 страниц, включая рисунки.

Параметры страницы:

размер бумаги:A4, ориентация - книжная;

поля: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2,5 см, левое -2,5 см, правое - 1 см;

шрифт - Times New RomanCyr, размер 12, межстрочный интервал 1,5; без нумерации страниц.

Порядок расположения и размеры шрифта:

  1. 1-я строка:название доклада

  2. 2-я строка: Фамилия, имя автора (шрифт Times New RomanCyr, размер 12, строчными буквами, форматирование - по центру, без переносов слов, красной строки, отступов)

  3. 3-я строка: название учебного заведения

  4. 4-я строка и далее: текст доклада (шрифт Times NewRoman Cyr, размер 12, строчными буквами, форматирование - по ширине, с автоматическими переносами слов, красная строка - 1 см).

В доклад могут быть включены рисунки и таблицы с соответствующими заголовками. Подписи на рисунках и под рисунками должны быть сделаны тем же шрифтом (стиль и размер), что и основной текст. Все пояснения к рисункам должны быть приведены в подписи к рисунку после указания его номера и названия.

В конце - список литературы (шрифт Times New RomanCyr, размер 12, строчными буквами, форматирование - по ширине, с автоматическими переносами слов).

Приложение №2.

Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть.

Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки. А еще - удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

Разгадывание кроссвордов помогают сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство. Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.

Цель использования технологии кроссворда:

  1. Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

  2. Результат - активизация мыслительной деятельности учащихся.

Основные идеи технологии кроссворда:

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.

Это - развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

Классификация кроссвордов

  1. по форме:

  • кроссворд - прямоугольник, квадрат; - кроссворд-ромб; - кроссворд-треугольник;

  • круглый (циклический) кроссворд; - сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;

  • диагональный кроссворд и т.д.

  1. по расположению:

  • симметричные;

  • асимметричными;

  • с вольным расположением слов и др.

  1. по содержанию:

  • тематические;

  • юмористические;

  • учебные;

  • числовые.

  1. по названию страны:

  • скандинавские;

  • венгерские;

  • английские;

  • немецкие;

  • итальянские и тд.

Виды кроссвордов:

  1. Классический кроссворд

Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Рис 1. Классический кроссворд

Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.

  1. Японский кроссворд

Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Рис 2. Японский кроссворд

  • Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.

  • Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.

  • Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.

  • Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.

  1. Кейворд

Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Рис 3. Кейворд

Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово

  1. Крисс-кросс

Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Рис 4. Крисс - крос

Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.

  1. Сканворд

Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Рис 5. Сканворд

Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках не занятых буквами. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика

  1. Филлворд

Самостоятельная внеаудиторная работа по информатике для гуманитарного профиля

Рис 6. Филлворд

Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.

Этапы работы над составлением кроссворда:

1 этап - проектировочный

Обсуждение темы, содержания, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Учащиеся овладевают умениями и навыками работы с информационными потоками на основе информационных технологий.

2 этап - содержательный

В процессе работы учащиеся:

  • просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;

  • составляют список слов раздельно по направлениям;

  • составляют вопросы к отобранным словам;

  • проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;

  • оформляют готовый кроссворд.

3 этап - оценочно-результативный

На этом этапе учащиеся представляют свой проект перед зрителями, студентами своей группы, причём каждый раз форма представления может меняться. Один из вариантов - домашнее задание, или же использование кроссворда в ходе урока.

Общие требования при составлении кроссвордов:

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности

  • Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;

  • Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;

  • Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;

  • Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;

  • Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;

  • Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);

  • Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;

  • Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

  • На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;

  • Рисунок кроссворда должен быть четким;

  • Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд.

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов - повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов на кроссворды:

  • Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

  • Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

  • Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Критерии оценивания составленных кроссвордов:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;

  2. Оригинальность составления кроссворда;

  3. Практическая значимость работы;

  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;

  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;

  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

Приложение №3

Методические рекомендации по составлению отчетов

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.

Приложение №4

Методические рекомендации по составлению презентаций

Презентация (от английского слова - представление) - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация - это:

  • динамический синтез текста, изображения, звука;

  • яркие и доходчивые образы;

  • самые современные программные технологии интерфейса;

  • интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

  • мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

  • способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

  • невысокая стоимость.

Правила оформления компьютерных презентаций

Общие правила дизайна

Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль - обойдет любые правила и законы.

Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.

Правила шрифтового оформления:

  • Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

  • Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

  • Правила выбора цветовой гаммы.

  • Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

  • Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

  • Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

  • Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции:

  • На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

  • Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).

  • Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

  • Дизайн должен быть простым, а текст - коротким.

  • Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.

  • Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран - все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.

Рекомендации по дизайну презентации

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления. Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической - яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Оформление текстовой информации:

  • размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Оформление графической информации:

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление:

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

  • рекомендуемый размер одного информационного блока - не более 1/2 размера слайда;

  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо;

  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании - тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

Правила компьютерного набора текста

При компьютерном наборе текста необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит получить тексты, близкие по оформлению к оригинал-макетам, используемым при издании книг. Кроме того, правильно оформленные и структурированные тексты легче перенести с одной платформы на другую (т.е. прочитать в другой операционной системе) или опубликовать в глобальной сети Internet.

Общие правила оформления текста:

  • Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.

  • Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).

  • Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.

  • Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.

  • Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с)

  • Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

  • Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.

  • Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или" и т.п.

  • Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.

  • Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15').

  • Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.

  • Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.

  • В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура - сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. - год), по частям слов (см. - смотри), по характерным буквам (млрд - миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка - фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.

Специфические требования при компьютерном наборе текста:

  1. При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.

  2. Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).
    Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела). Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы:

  1. Шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, - набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры;

  2. Комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п.

  3. Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.

  1. В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.

  2. Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус (серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.

Правила оформления презентации:

  1. Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде - не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.

  2. Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.

  3. Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.

  4. Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.

  5. Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.





Критерии оценки презентации, выполненной в рамках проекта:

Плохо (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

Дизайн и мультимедиа-эффекты

  • Цвет фона не соответствует цвету текста

  • Использовано более 5 цветов шрифта

  • Каждая страница имеет свой стиль оформления

  • Гиперссылки не выделены

  • Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)

  • Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер

  • Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик - кадр перегружен)

  • Не работают отдельные ссылки

  • Цвет фона плохо соответствует цвету текста

  • Использовано более 4 цветов шрифта

  • Некоторые страницы имеют свой стиль оформления

  • Гиперссылки выделены

  • Анимация дозирована

  • Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер

  • Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой - кадр несколько перегружен) информацией

  • Ссылки работают

  • Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть

  • Использовано 3 цвета шрифта

  • 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего

  • Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

  • Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна

  • Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации

  • Размер шрифта оптимальный

  • Все ссылки работают

  • Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается

  • Использовано 3 цвета шрифта

  • Все страницы выдержаны в едином стиле

  • Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

  • Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

  • Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

  • Размер шрифта оптимальный

  • Все ссылки работают

II. Содержание

  • Содержание не является научным

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту

  • Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок

  • Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами

  • Информация не представляется актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте не выделены

  • Содержание включает в себя элементы научности

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту

  • Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки

  • Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами

  • Информация является актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте чаще всего выделены

  • Содержание в целом является научным

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту

  • Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют

  • Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами

  • Информация является актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте выделены

  • Содержание является строго научным

  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации

  • Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют

  • Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме

  • Информация является актуальной и современной

  • Ключевые слова в тексте выделены

Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно.

45


© 2010-2022