- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по Информатике 10 класс
Рабочая программа по Информатике 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарифуллина А.М. |
Дата | 01.11.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по информатике, 10 класс
(предмет, класс)
Шарифуллина АйслуМардугалимовна, 1 кв.категория
учитель (Ф.И.О., категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
« 31 » августа 2012г.
2012- 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 - 11 классе составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям основанная федеральном компонентеГосударственного стандарта базового уровня общего образования.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и нормативным требованиям федерального базисного учебного плана.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии - предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне общего образования. В том числе в X классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и XI классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе, познания из «вещи в себе», должен стать «вещью для нас». Для этого, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности, информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «О», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи.В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых | задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания, это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
-
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
-
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
-
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
-
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения, в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе - всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностныйхарактер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учебно-методический комплект
-
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
-
Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т. К.Смыковская. - М.: Планета, 2010. - 224 с. (Образовательный стандарт)
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10-11 класса / И.Г. Семакин.Е.К.Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. - 246 с: ил.
-
Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теоретические
Практические /указать с учетом специфики предмета: зачёты, контрольные, тестирование, практические/
1
Информация и информационные процессы
9
6
практические - 3 к/р - 1
2
Информационные модели
13
9
практические - 4 к/р - 2
3
Информационные системы
5
3
практические -2
4
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
5
2
практические - 2, к/р - 1
5
Резерв учебного времени
3
практические - 3
Итого:
35
20
практические - 14, к/р - 4
Основное содержание
10 класс (35 ч)
Информация и информационные процессы (6 ч)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 ч)
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы.
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации.
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации.
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации.
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели (9 ч)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (4 ч)
6. Моделирование и формализация.
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей.
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы (3 ч)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практическая работа (2 ч)
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 ч)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 ч)
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Резерв учебного времени - 4 час.
Календарно- тематическое планирование (10 класс)
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Планируемые результаты освоения материала
Виды контроля, измерители
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Дом.
задание
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕСЫ
Информация и ее свойства. Обмен информацией
1
урок-лекция с элементами беседы
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации
Знать основные подходы к определению информации. Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами.
Уметь распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации
§1,2 ответить на вопросы
2
Подходы к определению количества информации
1
урок-лекция с элементами беседы
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
фронтальный опрос
Иметь представление о количестве информации.
Знать принципы алфавитного подхода к определению количества информации. Уметь определять количество информации в рамках реализации алфавитного подхода
§ 3,4 решить задачи на измерение информации
3
Измерение информации (практическая работа № 1). Кодирование информации (практическая работа № 3)
1
комбинированный
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам
тестирование
Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах; кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам
способы кодирования и декодирования, решить задачи на измерение информации
4
Языки и способы кодирования информации
1
урок получения новых знаний
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора
фронтальный опрос
Знать виды информационных процессов; основные классы и виды языков программирования. Иметь представление о становлении языков программирования (исторический аспект). Знать принципы и механизмы выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Уметь организовывать поиск и отбор информации для решения поставленной задачи
§ 2, ответить на вопросы
5
Информационные процессы: хранение и передача
1
комбинированный
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах
практическая работа
Знать существенные характеристики и особенности протекания информационных процессов хранения и передачи информации; определение понятия «канал связи». Уметь давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах
сообщение на тему хранения, передача информации
6
Поиск информации (практическая работа №4)
1
урок-практикум
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации
практическая работа
Уметь формировать запросы на поиск данных; осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации (базы данных, каталоги, Интернет)
§ 11, ответить на вопросы
7
Информационные процессы: обработка, защита, представление информации. Поиск информации (практическая работа №4)
1
урок-практикум
Обработка информации. Систематизация
информации. Изменение формы представления информации.
Преобразование информации на основе
формальных правил.
Алгоритмизация как
необходимое условие
автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной об
работки данных. Хранение информации.
Защита информации.
Методы защиты.
Осуществление поиска информации назаданную тему в основных хранилищах информации
практическая работа
Характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации. Иметь представление об изменяемости формы представления информации. Уметь преобразовывать информацию на основе формальных правил.
Иметь представление о возможностях, преимуществах и недостатках автоматизированной обработки данных.
Знать методы защиты
информации
§ 12,поиск информации о методах защиты инф.
8
Информационные процессы в различных системах.
Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 мин)
1
контроль знаний, умений и навыков
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды
К/р (тест)
Знать закономерности протекания информационных процессов в различных системах; особенности и возможности использования основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике; сущностные характеристики и особенности протекания управления,как информационного процесса.
Уметь организовать личную информационную среду, обладающую наперед заданными условиями
Составить кроссворд по теме
9
Защита информации (практическая работа №5).
Информационные процессы (практическая работа № 2)
1
урок-практикум
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
практическая работа
Уметь обеспечивать защиту информации, используя паролирование и архивирование; выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
Подготовить реферат по теме «Информационные процессы»
10
Информационные модели
Информационное моделирование как метод познания
1
урок-лекция с элементами беседы
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования
фронтальный опрос
Знать определение информационного моделирования; виды информационных моделей. Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования. Уметь формулировать цель моделирования
§ 13, Выучить определение основных терминов и понятий, составить различные по типу модели объектов, провести системный анализ
11
Модели и их построение
1
комбинированный
Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема
решение задач
Знать требования к
создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
Уметь оперировать с
моделями, представленными в разных формах
§ 14, Знать классификацию информационных моделей по форме представления
12
Моделирование и формализация (практическая работа № 6)
1
урок-практикум
Формализация задач
из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы
практическая работа
Уметь формализировать текстовую информацию; представлять данные в табличной форме; в форме графа, в форме блок-схемы
§ 13, 14
Построить информационную модель решения квадратного уравнения с помощью компьютера
13
Моделирование как процесс
1
урок-лекция с элементами беседы
Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования
фронтальный опрос
Знать основные этапы построения моделей; существенные характеристики формализации как этапа моделирования
§15,36Построить модели заданных процессов
14
Компьютерное моделирование
1
комбинированный
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели
тестирование
Знать сущностные
характеристики и назначение компьютерного моделирования, его этапы и виды моделей, получаемых в результате
§ 15, 37 ответить на вопросы
15
Исследование моделей: физических (практическая работа №7)
1
урок-практикум
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей
практическая работа
Уметь давать оценку
адекватности модели объекту и целям моделирования. Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования физических моделей
§ 15,38
Разработать информационную модель «Школа»
16
Контрольное тестирование «Итоговое за полугодие»
Структурирование
данных.
Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности (практическая работа №7)
1
комбинированный
Структурирование
данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Исследование моделей
тестирование
Иметь представление
о структурировании данных.
Знать особенности структуры данных как модели предметной области, алгоритма как модели деятельности, гипертекста как модели организации поисковых систем
§16,39 ответить на вопросы
17
Примеры моделирования процессов
1
комбинированный
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов
фронтальный опрос
Уметь приводить
примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов
§36-39, по вариантам привести примеры моделирования социальных, биологических и технических систем
18
Исследование моделей: геоинформационные модели (практическая работа № 7)
1
урок-практикум
Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме
практическая работа
Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования математических, биологических, геоинформационных моделей.
Уметь определять результаты выполнения алгоритма по его блок-схеме
§36-39
По заданным моделям определить результат выполнения алгоритма
19
Модель процесса
управления
1
урок-лекция с элементами беседы
Модель процесса
управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении
работа по карточкам
Знать сущностные
характеристики моделей процесса управления и процесса управления. Иметь представление о целях управления процессом или системой.
Знать роль обратной связи в управлении
§36-39 ответить на вопросы
20
Системы управления
1
комбинированный
Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы
фронтальный опрос
Знать специфические
характеристики замкнутых и разомкнутых систем управления,самоуправляемых систем, сложных систем, самоорганизующихся систем; принцип иерархичности систем
§36-39
Составить несколько моделей имеющую иерархическую структуру
21
Информационные основы управления (практическая работа №8)
1
урок-практикум
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма
практическая работа
Знать сущностные характеристики моделирования и основные процедуры моделирования процессов управления в реальных системах; способы и приемы выявления каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Уметь осуществлять управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма
§36-39
Придумать примеры практических задач
22
Использование информационных моделей в деятельности человека.
Контрольная работа по теме: «Информационные модели» (20 мин)
1
контроль знаний, умений и навыков
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности
К/р (тест)
Иметь представление о возможности использования информационных моделей в учебной и познавательной деятельности
§13-16, 36-39
Составить кроссворд по теме
23
Информационные процессы
Базы данных и системы управления базами данных
1
урок-лекция с элементами беседы
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД)
фронтальный опрос
Знать определение понятия и типов информационных систем.
Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых). Иметь представление о СУБД.
§ 31 , знать основные понятия и термины
24
Информационные системы. СУБД: структура табличной базы данных
1
комбинированный
Знакомство с системой управления базами данныхAccess. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных
фронтальный опрос
Иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Ассеss. Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные разных типов; упорядочивать данные по указанному признаку
§ 31, описать структуру записей
25
Реляционные базы данных
1
комбинированный
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных
фронтальный опрос
Знать формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты); сущностные характеристики и назначение реляционных баз данных
§ 31, построить реляционные модели различных объектов
26
Многотабличные базы данных. Контрольная работа по теме «Информационные системы» (20 мин)
1
контроль знаний, умений и навыков
Связывание таблиц в многотабличных базах данных
К/р (тест)
Знать технологические приемы и способы связи таблиц в многотабличных базах данных
§32,33 разработать многотабличную базу данных «Домашняя библиотека»
27
Информационные системы. СУБД: запросы (практическая работа №9)
1
урок-практикум
Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
тестирование
Уметь формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных. Уметь реализовывать основные процедуры создания, ведения и использования баз данных при решении учебных и практических задач
§34,35 ответить на вопросы,придумать серию запросов к БД
28
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Архитектура ПК
1
комбинированный
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров
фронтальный опрос
Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера. Иметь представление об архитектуре современных компьютеров.
Знать основные элементы компьютера и их характеристику
§17, ответить на вопросы
29
Операционные системы и оболочки. Личное информационное
пространство пользователя ПК
1
комбинированный
Многообразие опера-
ционных систем. Про-
граммные средства
создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты
информации
фронтальный опрос
Знать разновидности
операционных систем
и оболочек, их характерные особенности, интерфейс и характеристики; виды и назначение программных средств создания
информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты
информации
§18, используя новые термины и понятия урока составить кроссворд
30
Компьютер и про-
граммноеобеспечение: стандартные и служебные приложения (практическая работа № 10)
1
урок-практикум
Работа с графическим
интерфейсом
Windows, стандартными и служебными
приложениями, фай-
ловыми менеджерами,
архиваторами и антивирусными программами
практическая работа
Уметь производить основные операции при работе с графическим интерфейсом
Windows, стандартны-
ми и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами (запуск, закрытие, реализация основной задачи и т.п.)
§17,18 знать виды программного обеспечения, заполнить таблицу
31
Компьютер и про- 1
граммное обеспечение: тестирование ПК настройка BIOS (практическая работа № 10).
Контрольная работа по теме: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (20 мин)
1
контроль знаний, умений и навыков
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы
к/р
Иметь представление о выборе конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Уметь проводить тестирование компьютера; настраивать BIOS и загружать операционную систему
§17,18 ответить на вопросы
32
Компьютер и программное обеспечение (практическая работа № 10)
1
урок-практикум
практическая работа
§17,18, подготовить сообщение
12.05
33-35
Резерв учебного времени
1
комбинированный
фронтальный опрос
повторить
19.05
26.05
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
-
объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
-
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
9) представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график,
диаграмма и пр.);
10) соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
-
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
-
Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т. К.Смыковская. - М.: Планета, 2010. - 224 с. (Образовательный стандарт)
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10-11 класса / И.Г. Семакин.Е.К.Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. - 246 с: ил.
-
Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
II. Литература для учителя.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - 4-е издю - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007. - 416 с. : ил.
-
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
-
Универсальные поурочные планы разработки по информатике. 10 класс. / Соколова О.Л. - М.: ВАКО, 2006. - 400 с.
-
Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 352 с.
-
fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.06/p/page.html - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
-
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
III. Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем ASDL
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
-
Сканер.
-
Web-камера.
-
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
-
Операционная система Windows 7.
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
-
Программа-архиватор WinRar, Zip
-
Клавиатурный тренажерСоло.
-
Интегрированное офисное приложение МsOffice 2010.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader 8.0 Sprint.
-
Мультимедиа проигрыватель.
7