Статья Деловая игра на уроке информатики как интенсивная образовательная технология

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №1 с.Октябрьское МО-Пригородный район, РСО-Алания


«ДЕЛОВАЯ ИГРА НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

КАК ИНТЕНСИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»


Автор: Валиева Мадина Ревазовна, учитель информатики

Соавтор: Дзлиева Залина Хасанбековна, учитель информатики

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением деловой игры на уроке информатики в школе. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989).

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

В данной работе предполагается рассмотреть вопросы, связанные с организацией и проведением деловой игры на уроке информатики в школе.

Технология - наука о мастерстве - от латинского techne - искусство, мастерство; logos - наука.

Технология в более строгом понимании - это зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата, т.е. технология предполагает определенный алгоритм решения поставленных задач, инструментальность.

Предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения (В.И. Загвязинский)

Образовательная технология четко задает порядок этапов организации учебного процесса для достижения планируемого педагогического результата (этапы технологии или технологические этапы), описывает приемы обучения на отдельных этапах.

Интенсивные технологии - технологии изменения в поведении как результат приобретения нового практического опыта (А.П. Панфилова).

Интенсивный (от лат. intension усиление) дающий наибольшую производительность (Толковый словарь Ефремовой,. 2000).

К интенсивным технологиям относят большую группу образовательных технологии, для которых характерно:

  • применение групповых и коллективных форм познавательной деятельности (например, технологии обучения в динамических парах, диалоговые технологии принятия коллективных решений);

  • проектирование «учебных ситуаций» как прототипа жизненных или профессиональных (технологии анализа ситуаций, ролевые и деловые игры, тренинги);

  • использование методов активизации творческого мышления и поиска решения творческих задач (мозговые штурмы, эвристические методы интенсивного генерирования идей).

  • применение информационно-коммуникационных технологий как средства интенсификации учебного процесса.

Интерактивные технологии (от англ. interaction - взаимодействие) - обучающие и развивающие личность интенсивные технологии, которые построены на целенаправленной организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения, оперативном рефлексивном анализе.

К интерактивным технологиям относят коллективную мыследеятельность (КМД) - «форму взаимодействия педагога - учебной группы, протекающую в поисковых созидательных ситуациях», модерацию, коллективный способ обучения В.К. Дьяченко, технологии учебной полемики, ролевые игры, организационно-деятельностные игры (деловые игры) и др.

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

  1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

  2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

  3. Распределение ролей между участниками игры.

  4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

  6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

  7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

  8. Коллективная выработка решений участниками игры.

  9. Многоальтернативность решений.

  10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;

  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

  • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

  • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

  • принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности. (Вербицкий А. А., 1991)

Цели использования

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

  • наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

  • наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Деловая игра - имитационный игровой метод активного обучения.

Важно также отметить, что деловая игра - это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

  • цели,

  • предмет игры,

  • графическая модель взаимодействия участников,

  • система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

  • цели,

  • комплекс ролей и функций игроков,

  • сценарий,

  • правила игры

Педагогические цели в свою очередь разделяются на дидактические и
воспитательные.

К первым относятся:

1) закрепление системы знаний в изучаемой области;

2) выработка умений, в том числе связанных с использованием сетевых технологий;

3) совершенствование навыков принятия коллективных решений.

Ко вторым относятся:

1) порождение творческого мышления;

2) выработка установки на практическое использование полученных знаний, умений и навыков;

3) воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми, в том числе по компьютерным сетям;

4) преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Технология деловой игры

Этап подготовки

Разработка игры

  • разработка сценария;

  • план деловой игры;

  • общее описание игры;

  • содержание инструктажа;

  • подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  • постановка проблемы, целей;

  • условия, инструктаж;

  • регламент, правила;

  • распределение ролей;

  • формирование групп;

  • консультации

Этап проведения

Групповая работа над заданием

  • работа с источниками;

  • тренинг;

  • мозговой штурм;

  • работа с игротехником

Межгрупповая дискуссия

  • выступление групп;

  • защита результатов;

  • правила дискуссии;

  • работа экспертов

Этап анализа и обобщения


  • вывод из игры;

  • анализ, рефлексия;

  • оценка, самооценка работы;

  • выводы и обобщения;

  • рекомендации

Список литературы:

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.- М:2003

  2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. «Современные способы активизации обучения» (2006).

  3. Никишина И. В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов» (2008).

  4. Панфилова А.П. «Игровое моделирование».

© 2010-2022