• Преподавателю
  • Информатика
  • Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая разработка
урока по дисциплине
«Информатика»


тема:

Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора
MS Excel



Автор: А.М. Галиуллина





Пояснительная записка

Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Использование диаграмм для изложения показателей позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчает их восприятие, а во многих случаях уяснить изучаемые явления, их закономерности и особенности, увидеть тенденции развития, взаимосвязь характеризующих его показателей, умение строить диаграммы необходимо студентам при изучении таких дисциплин как «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Бухгалтерский учет», «Математика» и др.

В соответствии с государственными требованиями после изучения темы студент должен

иметь представление:

  • о назначении диаграмм;

знать:

  • понятие и типы диаграмм;

  • алгоритм построения диаграмм (графиков);

уметь:

  • строить диаграммы (графики), редактировать их.

Методическая разработка занятия составлена на основе рабочей программы для студентов II курса по учебной дисциплине «Информатика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Цель методической разработки - формирование знаний и умений в области построения диаграмм (графиков) в табличном процессоре MS Excel.

В разработке имеются технологическая карта, план занятия, содержание занятия, приложения.

Технологическую основу занятия составляет базовая модель трех стадий «вызов - осмысление - рефлексия».

На стадии вызова в сознании студентов происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Участие студентов в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. На этом этапе целесообразно использовать прием «Определение темы занятия по ключевым словам». Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими темы и целей занятия (при формулировании помощь преподавателя).

На стадии осмысления студент вступает в непосредственный контакт с новой информацией, происходит ее систематизация. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь соотнести старые знания с новыми, поэтому необходимо повторить материал прошлого занятия («Своя игра»). Для лучшего усвоения материала необходима наглядность, удобно использовать интерактивную доску, например, для построения графиков и диаграмм в табличном процессоре MS Excel.

Стадия рефлексии характеризуется тем, что студенты закрепляют новые знания. Анализ студентами развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа («Крестики-нолики»). Для того чтобы заинтересовать студента можно дать творческое домашнее задание - например, написать синквейн. При написании синквейна студенты лучше запоминают значение понятий (электронная таблица, диапазон, диаграмма и т.д.), так как необходимо охарактеризовать их, в связи с чем студенты изучают дома не только конспект занятия, но и дополнительную литературу.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная часть урока.

  2. Постановка перед студентами темы, целей занятия

Образовательные:

  • повторить ранее пройденный материал по теме «Табличный процессор MS Excel»;

  • познакомить студентов с графическими возможностями табличного процессора MS Excel;

  • сформировать представления о диаграмме (графике) и ее элементах;

  • сформировать навыки построения диаграмм (графиков) различного типа.

Развивающие:

  • развивать представления о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel);

  • развивать интерес к уроку, дисциплине, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры;

  • формирование познавательной потребности, дисциплинированности, умения работать в коллективе.

  1. Объяснение нового материала

I стадия- ВЫЗОВ.

Определение темы занятия по ключевым словам.

«Своя игра» - повтор ранее пройденного материала по теме «Табличный процессор MS Excel».

Вводное слово.

Опорные понятия: объект; параметры объекта.

Новые понятия: диаграмма (график); объекты диаграммы.

II стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ.

Изучение нового материала. Демонстрация построения диаграмм и графиков на интерактивной доске. По ходу лекции в тетрадях фиксируются основные моменты.

4. Закрепление новой темы.

III стадия - РЕФЛЕКСИЯ.

Игра «Крестики-нолики» - закрепление знаний, полученных на занятии.

5. Подведение итогов. Оценить работу группы и назвать студентов, отличившихся на занятии.

6. Домашнее задание. Написать синквейн.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород, 2007. -182 с.

  2. Острейковский В.А., Полякова И.В. Информатика. Теория и практика. Учебное пособие. М.: Оникс, 2008. - 608 с.

  3. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям -7-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Интернет-ресурсы.




































СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная часть урока (взаимное приветствие преподавателя и студентов; проверка отсутствующих; работа с журналом; организация внимания).

  2. Постановка перед студентами темы, целей занятия:

I стадия- ВЫЗОВ

Определение темы занятия по ключевым словам:

  • диаграмма,

  • график,

  • табличный процессор,

  • совмещенный график,

  • элементы диаграммы.

Давайте попробуем определить и сформулировать тему нашего занятия по ключевым словам.

Запись темы занятия «Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора MS Excel» в тетрадях и на доске.

Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить знания, которые вы получили на прошлых занятиях по теме «Табличный процессор MS Excel», вспомнить как вы строите графики в математике и узнать, как с помощью MS Excel можно построить диаграммы, графики функций (совмещенные графики).

Эпиграфы сегодняшнего занятия:

При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила".

И. Ньютон

"Примеры учат больше, чем теория".

М.В. Ломоносов

Чтобы вспомнить пройденный материал мы с вами поиграем в Свою игру. Группа делится на 3 команды. Каждая команда выбирает вопрос, обсуждает и если дает правильный ответ, то получает определенные баллы, иначе право ответа передается другой команде. По итогам игры по набранным балам активным участникам каждой команды выставляются оценки (Приложение 1).

80-90 баллов - «отлично»;

60-70 баллов - «хорошо»;

40-50 баллов - «удовлетворительно».

II стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ

Вы уже научились составлять таблицы, выполнять автоматические расчёты с помощью простейших формул, но не всегда столбцы цифр дают полное представление об исследуемом объекте. Часто на помощь приходит графическая интерпретация данных. В современных табличных процессорах реализованы средства деловой графики - возможность построения диаграмм и графиков по числовым данным в таблицах.

Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Использование диаграмм для изложения показателей позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчает их восприятие, а во многих случаях уяснить изучаемые явления, их закономерности и особенности, увидеть тенденции развития, взаимосвязь характеризующих его показателей, умение строить диаграммы необходимо студентам при изучении таких дисциплин как «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Бухгалтерский учет», «Математика» и др.

Средства программы MS Excel позволяют создать диаграммы и графики различного типа, основанные на данных из электронной таблицы. Так что же такое диаграмма?

(под запись) Определение: Диаграмма - это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Значение диаграмм как графической формы представления числовых данных трудно переоценить. Они не только улучшают наглядность излагаемого материала, но и позволяют отобразить соотношение различных значений или динамику изменения показателей. В пакете Office предусмотрены средства работы с диаграммами различных типов. Создавать и встраивать диаграммы в документы Office позволяет программа Microsoft Graph (Graph), которая доступна во всех приложениях пакета. Однако большинство пользователей для работы с диаграммами применяют MS Excel.

(под запись) Диаграммы создаются на основе содержимого столбцов и строк диапазона. По умолчанию значения строки образуют ряд данных, а значения столбца - категории. Эти установки можно изменить, в результате чего ряд данных составит значения столбца, а категории - значения строки.

(под запись) Если в выделенном диапазоне имеются незаполненные строки или столбцы, в диаграмме окажутся пустые места. Для выделения несмежных областей следует удерживать нажатой клавишу [Ctrl]. Если вы случайно выделили ячейки, которые не следует включать в диаграмму, нажмите клавишу [Esc].

(под запись) MS Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграммы
70-ти видов.

Работая в MS Excel, вы имеете возможность создавать различные типы диаграмм. Тип используемой диаграммы выбирается в зависимости от самих данных и от того, каким образом вы хотите их представить. Ниже приведены основные типы диаграмм:


Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Гистограмма. Данные отображаются в виде вертикальных полос. Наиболее распространенный тип. В MS Excel используется по умолчанию.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Линейчатая. Данные отображаются в виде горизонтальных полос. Полезна при сравнении величин за один временной период или в тех случаях, когда подписи категорий слишком длинные. Представлена следующими видами: объемная, с накоплением и нормированная на 100%.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

График. Данные отображаются в виде точек, соединенных линиями. Этот тип диаграмм используется для отображения изменении данных во времени. Представлен следующими видами: объемный и с накоплением.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Круговая. Круговая диаграмма представляет собой круг, разбитый на несколько секторов. Сумма всех значений принимается за 100 %. Этот тип диаграммы представлен следующими видами: объемная, разрезная, вторичная, круговая и вторичная.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Точечная. Отображаются маркеры для каждой точки данных. Предназначена для отображения разброса данных, что часто используется в научных работах.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

С областями. Похожа на график, только область под линией закрашена. Используется для отображения большого числа точек. Представлен следующими видами: объемный и с накоплением.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Кольцевая. Похожа на круговую. Используется для отображения процентов от общей суммы, но для нескольких рядов. Данные отображаются в виде колец.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Лепестковая. Ось значений представлена лучами, исходящими из общего центра, а точки данных соединены отрезками, образуя структуру, напоминающую паутину. Возможен вариант лепестковой диаграммы с полями.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Поверхность. Подобно топографическим картам эта диаграмма отображает "возвышения" и "впадины" для совокупности данных. Разновидность этого вида диаграмм контур.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Пузырьковая. Напоминает точечную диаграмму, в которой для каждой точки отображаются метки. Чем больше значение, тем больше пузырек. Может быть представлена в объемном виде.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Биржевая. Наиболее часто используется для иллюстрации изменений цен на акции. Однако эту диаграмму можно также применять и для научных данных. Например, биржевая диаграмма используется для отображения колебаний дневных или годовых температур.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Цилиндрическая. Привлекательные трехмерные варианты гистограммы и линейчатой диаграммы.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Коническая. Привлекательные трехмерные варианты гистограммы и линейчатой диаграммы.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Пирамидальная. Привлекательные трехмерные варианты гистограммы и линейчатой диаграммы.

(под запись) Диаграммы могут создаваться как на существующем рабочем листе, так и на отдельных листах, в пределах рабочей книги. Если изменяются данные, используемые для построения диаграммы, MS Excel автоматически обновляет диаграмму.

После создания диаграммы к ней могут быть добавлены названия осей, линии сетки и п.д., т.е. диаграммы можно изменять и модифицировать. Так же вставленную диаграмму можно отредактировать и отформатировать, т.е. добавить или удалить ряды данных, изменить тип или вид диаграммы, добавить или удалить подписи, изменить цветовое оформление и т.д.

(под запись) Любая диаграмма или график может содержать следующие основные элементы:

  • Заголовки. Служит для ввода названия диаграммы и координатных осей.

  • Оси. На этой вкладке задается режим отображения главных осей диаграммы.

  • Линии сетки. Данная вкладка позволяет отобразить линии сетки, а также вывести или скрыть третью ось в объемных диаграммах.

  • Легенда. Предназначена для вывода и размещения условных обозначений.

  • Подписи данных. Служит для отображения текста или значений рядов в качестве поясняющей надписи.

  • Таблица данных. На этой вкладке устанавливается режим отображения выделенной области рабочего листа рядом с диаграммой.

(Далее демонстрация построения диаграммы с пошаговой инструкцией на экране интерактивной доски на конкретных примерах).

Предположим, что Вы готовитесь к выступлению о результатах деятельности предприятия. Ваша задача - представить материал в наиболее наглядном и показательном виде. Не секрет, что лучше всего с этой задачей можно справиться при помощи графиков и диаграмм.

Чтобы вы смогли закрепить алгоритм построения диаграмм, предлагаю построить диаграммы на интерактивной доске.

Пример 1. Три подростка в течение недели продавали газеты. Построить столбчатую диаграмму продажи газет, если известно количество проданных каждым подростком газет. Затем с теми же данными построить график продаж и диаграмму с областями.


Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1 подросток

20

25

32

30

23

30

20

2 подросток

33

28

25

25

22

25

20

3 подросток

17

20

22

29

34

35

20

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

При построении диаграммы или графика с помощью редактора электронных таблиц следует:

а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;

б) запустить Мастер диаграмм. В меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграммКонспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора на Панели инструментов Стандартная. В результате появится диалоговое окно Мастера диаграмм.

С помощью четырех шагов Мастер диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

Шаг 1: выбор типа диаграммы.

Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений. Для того, чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

Если вы хотите посмотреть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее. В результате вы попадете во второе диалоговое окно Мастера диаграмм.

Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

В этом окне Мастера диаграмм указывается, какие данные используются при построении диаграммы. Здесь содержатся две вкладки: Диапазон данных и Ряд. Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка или диапазон ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца или будет указан адрес выделенного интервала. Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить.

Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее.

Шаг 3: задание параметров диаграммы.

Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д. На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма.

Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

Во вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Если диаграмма использует больше одного ряда данных, то для идентификации каждого ряда используется легенда. Напомню, что легенда - это условное обозначение значений различных рядов данных на диаграмме.

Шаг 4: размещение диаграммы.

В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе. Отформатировать элементы диаграммы. Таким же образом осуществляется построение любой диаграммы или любого графика по любым исходным данным.

Перемещение диаграммы и изменение ее размеров

Для того чтобы переместить встроенную диаграмму, установите на ней указатель мыши, нажмите кнопку и перетащите ее в необходимую область.

Чтобы изменить размеры диаграммы, сначала выделите ее, а затем перетащите соответствующие маркеры (черные квадратики на ее границах) в нужном направлении.

Чтобы изменить высоту и ширину диаграммы, перетащите угловой маркер.

Быстрое создание диаграмм

Диаграмму можно создать более быстрым способом. Для этого выделите данные, по которым она будет строиться, а затем нажмите F11. По умолчанию диаграмма будет изображаться в виде гистограммы и располагаться на отдельном листе. Чтобы изменить тип и расположение диаграммы, вернитесь в окно листа, щелкните на кнопке Мастер диаграмм Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора и произведите необходимые установки.

Мы с вами рассмотрели, каким образом строятся диаграммы
в MS Excel. Теперь остановимся на таком типе диаграмм, который позволит нам строить графики разных математических функций. Как вы думаете, какой это тип диаграммы?

Ответ: График.

Прежде чем строить графики с помощью MS Excel давайте вспомним, как мы строим графики функций в математике.

Ответ: Сначала строим таблицу для х и у. Переменную х берем произвольно, а у считаем по формуле. Затем на координатной плоскости отмечаем точки с полученными координатами и точки соединяем плавной линией.

Давайте рассмотрим последовательность создания графика в MS Excel.

  1. Составить таблицу данных.

  2. Вызвать мастер диаграмм.

  3. Выбрать тип диаграммы График.

  4. Установить параметры диаграммы.

  5. Выбрать место размещения графика.

Пример 2. Построить график функции у=х2

Последовательность построения:

1 Подготовка исходных данных для графика (два столбца со значениями Х и У):

1.1 в ячейках А1 и В1 написать заголовки таблицы - Х и У соответственно;

1.2 в первой строке столбца Х (ячейка А2) поставить начальное значение -10;

1.3 во второй строке столбца Х (ячейка А3) набрать формулу =А2+0,2 (следующее значение Х);

1.4 скопировать формулу из ячейки А3 в область А4:А102;

1.5 в первой строке столбца У (ячейка В2) вычислить значение функции по формуле =А2*А2;

1.6 скопировать формулу из ячейки В2 в область В3:В102;

1.7 в ячейке А 52 столбца Х с нулевыми значениями ("плавающий нуль" - -2,1E-15) поставить 0 и нажать Enter (в ячейке В 52 значение тоже станет равно 0).

2 Построение графика:

  1. выделим подготовленные данные начиная с заголовка Х и У (столбцы А и В);

2.2 вызовем Мастер диаграмм и выберем Тип диаграммы - Точечная, Вид - со сглаженными линиями без маркеров, нажмем кнопку Далее;

2.3 во вкладке Диапазон данных выберем Ряды в столбцах и нажмем Далее;

2.4 при задании параметров диаграммы во вкладке Заголовки укажем название диаграммы у = х^x и оси Х, У;

  1. уберем легенду на вкладке Легенда;

  2. уберем линии сетки через вкладку Линии сетки;

  3. помещаем диаграмму на имеющемся листе - Готово;

  4. Выделим область построения диаграммы, уберем заливку Delete;

  5. Название осей требуется перенести (Х - расположить справа от оси, У - выше оси). У оси У поменять выравнивание текста через контекстное меню - Формат названия оси → Выравнивание →Ориентация - повернуть маркер в горизонтальное положение;

2Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

.10 Отформатируем оси: выделим ось Х, щелкнув на ней мышью, в контекстном меню выберем Формат оси, во вкладке Шкала снять галочки с авто и ввести соответствующие значения (см. рис. 1);

  1. Для оси У проделаем тоже самое, только введем значения как показано на рис. 2;

  2. ВКонспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

    окне Формат оси во вкладке Вид установите следующие параметры (для осей X и Y), как показано на рис. 1.

Пример 3. Построить на одной диаграмме три совмещенных графика: y1=x2-1, y2=x2+1, y=10*(y1/y2) на отрезке от - 4 до 4 .

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессораКонспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Аналогично примеру 2 построить совмещенные графики.



III стадия - РЕФЛЕКСИЯ

Для закрепления изученного сегодня материала предлагаю провести игру «Крестики-нолики».

На экране интерактивной доски представлено поле (Приложение 2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Группа делится на две команды «Крестики» и «Нолики». Каждая команда выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный, то команда ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный, то право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставит три крестика или нолика в линию.

Домашнее задание: Повторить пройденный на уроке материал и составить синквейн по разделу «Табличный процессор MS Excel». На доске показать пример.

Конспект урока по информатике на тему Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора

Образец

Табличный процессор

Удобный, многофункциональный

Считает, анализирует, строит

Незаменимая в работе программа

MS Excel





Я благодарю вас за урок. Спасибо.


© 2010-2022