Статья «Использование возможностей проектного метода в обучении информационным технологиям»

В процессе обучения в среднем образовании широко используется метод проектов. В статье указала цель использования метода проектов; роль учителя как помощника и консультанта для учащихся при создании проекта.Исходя из опыта работы в течение нескольких лет, убедилась в положительной мотивации для учащихся при проектировании работ. Темы же выбираются самими учащимися, но при затруднении  предлагаю проблемные -  для самовыражения мировоззрения учащихся.Статья коротко рассматривает использование мето...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сангалиева Г.К.

Государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-лицей №7»,

г.Семей, ВКО, Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО

МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ

ТЕХНОЛОГИЯМ

Метод проектов активно вводится в школьный курс Информатика и информационно-коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации и повышению успеваемости учащихся.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, применять наиболее актуальные информационные технологии т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. [1]

Рассмотрим метод проектов. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Почему именно проектный метод?

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педа­гогические усилия необходимо направлять на мо­тивацию учащихся. Наиболее эффективно ее мож­но осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования про­грессивных образовательных технологий и мето­дов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализа­ции и защиты своего проекта. Проектная деятель­ность основана, прежде всего, на развитии само­стоятельности учащихся, гибкой организации про­цесса обучения. [2] Не зря в этом учебном году почти по всем классам по информатике в конце учебного года внесено в календарное планирование защита проектов. В конечном итоге полнее обеспечива­ются современные требования к развитию лично­сти обучающихся, учитываются их индивидуаль­ные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и сис­темный подход к решению различных задач.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значи­мый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится пол­ноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консуль­тирование, позволяющее школьнику в процессе вы­полнения проекта реализовать логическую техноло­гическую цепочку:

  • выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (ин­дивидуальная или групповая);

  • определение целей и задач проекта;

  • работа над проектом и написание отчета;

  • защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

Цель внедрения проектного метода: создание ус­ловий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих спо­собностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектно­го метода:

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • совершенствование способностей к самообразованию;

  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

  • обучение школьников рефлексии;

  • обучение учащихся умению публично выступать;

  • развитие у школьников критического мышления.

Первые итоги:

Использование проектного метода позволяет развить у учащихся:

  • познавательные навыки и способность к самооб­разованию;

  • способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

  • целеустремленность и настойчивость;

  • способность взять на себя инициативу и ответственность;

  • критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

  • коммуникабельность.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его ра­боты с учеником является роль консультанта и по­мощника. [3] Учитель, как опытный исследователь в этом деле, проводит индивидуально консультирование по проекту, указывая все необходимые возможности для достижения поставленной цели.

Общая идея организации проектной деятельности следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической ин­форматики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Учащиеся выполняют проекты в зависимости от изучения программного материала, например, 5-8 классы в офисных приложениях, 9-е классы - используя язык программирования Pascal, 10-11 классы - Web-страницы. Темы проектов выбирают в основном сами учащиеся, только направление подсказываю, в зависимости от планов учащихся после окончания школы, т.к. исходя из опыта работы знаю, что многие учащиеся продолжают работать над выбранной темой и в колледжах, и университетах. Считаю, что такой метод работы провоцирует учащихся на правильное использование и претворение своих идей, знаний в жизнь. Метод проектов всегда предполагает решение ка­кой-либо проблемы, с одной стороны, за счет ис­пользования разнообразных методов и средств обу­чения, а с другой - путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, ис­кусства.

Применение метода проектов даст результаты на всех этапах обучения и воспитания в средней общеобразовательной школе, т.к. сущность его отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе ее развития.

Собственные наблюдения показали, что в целом метод проектов является эффективной иннова­ционной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внут­реннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Таким образом, проектирование - это метод познавательной деятельности учащихся, это способ и инструмент познания, совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Причем выстраиваясь в определенной последовательности эти методы создают эффективную технологию в инновационном образовании.

Литература:

  1. Вартиайнен А.С., Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики, nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-metoda-proektov-v-prep

  2. Сивакова Н.С., Использование проектного метода в образовательном процессе, myworkmanship.ru/proekty/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-obrazovatelnom-protcesse

  3. Руднева С.В, Из опыта работы, Использование информационных технологий и проектной деятельности в целях формирования ключевых компетенций младших школьников и повышения их познавательной активности, nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-informacionnyh-tehnologiy-i

© 2010-2022