- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока В X КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. ПРОЦЕСС НОРМАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ»
Конспект урока В X КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. ПРОЦЕСС НОРМАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ»
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левашева О.Ф. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК В X КЛАССЕ НА ТЕМУ
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.
ПРОЦЕСС НОРМАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ»
Раздел программы 2: Технология создания и использования БД.
Тема урока: Проектирование многотабличной БД. Процесс нормализации данных.
Оценка педагогической ситуации: Учебные возможности учащихся,
10 класса характеризуются ведущим типом деятельности - деятельностью профессионального самоопределения (по классификации Н.М. Зверевой «Практическая дидактика для учителя»).
Соответственно, дидактические возможности темы «Проектирование многотабличной БД. Процесс нормализации данных» позволяют включить учащихся в формирование навыков работы с базами данных в профессии менеджера различных отраслей производства и обслуживания.
Цель урока: Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся (по классификации, предложенной в рамках Европейского проекта «Среднее образование в Европе»1).
Задачи урока:
образовательные:
-
продолжить формирование системы знаний по созданию информационной модели на основе проектирования базы данных;
развивающие:
-
развитие логического мышления учащихся в границах приёмов выделения главного и второстепенного при установлении связей «один-к-одному» и «один-ко-многим» между таблицами;
воспитательные:
-
расширить представление о возможностях оптимизации при организации Базы Данных.
Методы обучения:
-
практические методы (по классификации Ю.К. Бабанского);
-
объяснительно-иллюстративные методы (по классификации Ю.К. Бабанского)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: сдвоенный, продолжительность - 90 мин.
Год обучения: второй.
Возраст обучающихся: 15 - 16 лет.
Оборудование урока:
ТСО:
-
ПК с использованием программы MS ACCESS 2007;
раздаточный материал:
-
заготовки задач на компьютере;
-
карточки, используемые в ходе повторения (Базовый лист контроля);
-
карточка-опора по новому материалу;
оформление доски:
-
вопросы, предназначенные для актуализации знаний и умений учащихся;
-
краткое оформление теоретического материала, необходимое для объяснения новой темы;
-
методические советы по заданию на закрепление изученного материала и по домашнему заданию.
Литература, использованная при подготовке урока:
-
Н.Д. Угринович Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 - 11 классов. М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2003.
-
Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова ПРАКТИКУМ по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2004.
-
И. Семакин, Т.Шеина Преподавание базового курса информатики в средней школе М. Лаборатория Базовых Знаний 2000.
-
И. Семакин, Е. Хеннер Информатика. Задачник - практикум.
М. Лаборатория Базовых Знаний 2000. -
В.А. Каймин, Б.С. Касаев Информатика: практикум на ЭВМ
М. ИНФРА-М 2001. -
Информатика и образование. Ежемесячный научно-методический журнал. Учредители: Российская Академия образования, Издательство "Образование и Информатика". Использованы сл. №№ 6-2006, 2-2003, 3-2003, 9-2002, 12-2002.
-
А. Гин Приёмы педагогической техники. Вита пресс. М. 2001.
План урока.
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Вступительная беседа. Сообщение темы и постановка цели и задач
урока - 2 мин. -
Актуализация знаний и умений учащихся (устный опрос по базовым вопросам, затем, фактологический диктант) - 13 мин.
-
Ознакомление с новым материалом через создание проблемной ситуации (используется доска, раздаточный материал, компьютер) - 25 мин.
-
Этап закрепления знаний. Тренировочная контрольная работа (используются раздаточный материал, методические подсказки на доске, компьютер) - 25 мин.
-
Проверка работы учащихся (используем доску, компьютер) - 8 мин.
-
Домашнее задание с обсуждением - 7 мин.
-
Опрос-итог - 8 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся.
Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы и постановка цели и задач
урока
Учитель сообщает тему и цели учебной деятельности учащихся на уроке.
Цели учебной деятельности:
-
Запомнить алгоритм процесса нормализации данных.
-
Уметь различать «базовую таблицу» и «подчинённую таблицу».
-
Уметь создавать многотабличную Базу данных.
III. Актуализация знаний и умений учащихся
Беглое повторение вопросов базового листа. Далее фактологический диктант. Формула его такова: диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист (только вопросы). Работа ведётся в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Базовый лист - Приложение 1.
-
Ознакомление с новым материалом через создание проблемной ситуации
В процессе ознакомления с новым материалом учащиеся усваивают:
1. Правила оптимизации при формировании содержания таблиц в процессе создания многотабличной Базы данных. Основная деятельность на этом этапе - анализ содержания предложенных учителем данных и последующее обсуждение вариантов оптимального размещения данных в конкретных таблицах данной базы.
2. Способ построения «схемы связей». Основная деятельность учащихся состоит в осознании последовательности действий, задаваемых алгоритмом создания схемы данных, предложенной учителем.
Как элемент повышения интереса к учебному материалу можно применить форму практичность теории, формула которой такова: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
В процессе решения задачи «Поликлиника» создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.
Ознакомление с новым материалом ведётся с использованием доски, компьютера и раздаточного материала.
Приложение 2; Приложение 3.
V. Этап закрепления знаний
На данном этапе урока учащиеся:
1. упражняются в строгом выполнении алгоритма создания многотабличной БД;
2. совершенствуют умение находить возможности применения БД для конкретных целей.
Работа выполняется в форме тренировочной самостоятельной, формула которой такова: учитель проводит самостоятельную работу как обычно, но возможно использовать опору, консультироваться с партнёром (уч-ся работают в паре), отметка в журнал идёт только по желанию ученика.
Приложение 4.
VI. Проверка самостоятельной работы
Используем доску и компьютеры. Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.
VII. Домашнее задание
Учащимся предлагается задание (Приложение 5), состоящее из двух частей: обязательной (выполнение мини-проекта, аналогично выполненным в классе) и долгосрочной, рассчитанной на выполнение в течение четверти, по созданию частичной БД нашей школы.
Приложение 5.
VIII. Подведение итогов урока
Данная часть урока проходит в форме опрос-итог, формула которого такова: учитель задаёт вопросы, требующие выделить наиболее важные сведения по работе с БД с повторением алгоритмов выполнения учебных действий.
1 изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться