• Преподавателю
  • Информатика
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Татьяна Сергеевна Шафикова,

учитель информатики и ИКТ,

МБОУ «СОШ №1», г.Нижневартовск, ХМАО - Югра

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС


Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).

Проиллюстрируем подробнее основные этапы работы над проектом с указанием задач, выполняемых на каждом этапе, и деятельности учеников и учителя следующей таблицей.

Этапы

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога

1. Подготовка

Определение темы, цели. Выбор группы учащихся

Собирают информацию. Обсуждают задание

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе

3. Принятие

решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации

4. Выполнение

Работа над проектом. Оформление

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект

Консультирует

5. Оценка

результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите

6. Защита

проекта

Подготовка доклада, выступления, презентации. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов

Оценивает результаты деятельности учащихся

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся преимущественно действуют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.

На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем. При этом оценивается как сам проект, так и его защита. По результатам определяется рейтинговая оценка. Вот один из возможных вариантов оценки проекта.

Оценка деятельности участника проекта

Фамилия, имя _______________________________

Критерии выполнения и защиты проекта

Выполнение проекта:

• актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;

• объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;

• уровень творчества, оригинальность темы, предлагаемых решений;

• аргументированность предлагаемых решений, выводов;

• качество оформления, соответствие стандартным требованиям.

Защита проекта:

1) качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность;

2) объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;

3) культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории;

4) ответы на вопросы: полнота и аргументированность, убедительность, толерантность.

На уроках учитель с каждым учеником обсуждает проект, проверяет на соответствие критериям оценивания, при необходимости внося изменения.

Критерии выполнения проекта.

1. Требования к фону:реалистичность, использование форм и цветов. Если это лес, то деревья должны быть разными по форме, цвету, размеру и желательно сформировать дерево из двух форм: ствол и крона. К тому же «расти» деревья должны в произвольном порядке. В процессе работы над фоном дети отрабатывают навыки работы с формами, командами, создают дополнительные процедуры (в том числе с параметрами). Таким образом, дети углубляют свои знания по программированию, учатся создавать большие и сложные программы.

2. Действующие лица:реалистичность, соблюдение пропорций. Например, если девочка собирает цветы, то цветы, как правило, дети сначала делают одного размера с девочкой, и только после замечания учителя исправляют ошибку. Для движения девочки необходимо создать несколько форм. На определенных этапах требуется одновременное движение нескольких объектов с разными скоростями.

3. Требования к звуку. Музыку вставляют в начале, в середине, в конце мультфильма или программируют одновременно с движением (что, конечно, сложнее). Мелодия должна соответствовать теме проекта. Дети самостоятельно продумывают, как гармонично совместить движение и звук, где можно вставить дополнительные звуковые эффекты.

Таким образом, каждый ученик, учитывая все требования, создает на кружковых занятиях или дома программу мультфильма, а на уроке обычно лишь корректирует ее. Отдельный урок отводится на защиту проектов, оценка за проект выставляется как среднее арифметическое оценок учителя и учеников.

Проекты, выполняемые обучающимися, в большинстве своем метапредметные. Их можно условно разделить на следующие группы:

• выпуск электронной газеты;

• создание и информационное наполнение сайта школы, например, или сайтов классных коллективов, методических объединений учителей;

• проекты для проведения уроков с компьютерной поддержкой по разным предметам;

• проекты для научно-практических конференций научного общества учащихся, конкурсов по информационным технологиям;

• экзаменационные и зачетные работы по информатике и другим предметам.

Главным результатом проектной деятельности является то, что практически все участники проектов, серьезно занимающиеся созданием программных продуктов и сайтов, поступают в вузы на специальности, связанные с информационными и компьютерными технологиями, многие уже окончили ВУЗы и успешно работают в этой сфере.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования - [Электронный ресурс]. URL:archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

  2. Проекты ФГОС общего образования. - [Электронный ресурс]. URL:mon.gov.ru/pro/fgos/oob 2/ (дата обращения 13.01.2011).


© 2010-2022