• Преподавателю
  • Информатика
  • Проект по информатике и физике, посвященный жизни, творчеству и заслугам Михаила Васильевича Ломоносова

Проект по информатике и физике, посвященный жизни, творчеству и заслугам Михаила Васильевича Ломоносова

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

г.Зеленокумска Советского района»








Выступление

на районной научно-практической конференции школьников

«Гениальный российский ученый-энциклопедист»,

посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.







Автор работы:

ученик 10 класса МОУ СОШ №13

Старухин Максим.

Руководитель:

Бушев Сергей Викторович -

учитель информатики



Зеленокумск - 2012

1 слайд на начало выступления.

Осенью 8 ноября (по новому стилю - 19 ноября) 1711 года жена кре­стьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына - Михайло.

(2 слайд) Произошло это в деревне Мишанинская (ныне - село Ло­моносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из много­численных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтиче­ское восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Сын поморского крестьянина, самоучка, он в 19 лет, скрыв свое про­исхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он полу­чил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству соче­тать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и человека, его внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук, где не только овладел основами наук того времени, но и показал себя самостоятельно мыслящим исследова­телем.

(3 слайд) Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искус­ство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия-вот те области, в которых Ломоносов ученый оста­вил свои след.

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и ас­трономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских уче­ных.

(4 Слайд)

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.

(5 слайд)

Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для опре­деления параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца, что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара - совместных усилий учёных многих стран. Эф­фект увидели многие наблюдатели, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличест­вующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении, получил его имя - «явление Ломоносова».

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломо­носов проявляет особый интерес к мозаике,

(6 слайд) стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - мозаичного портрета Петра I, а также знаменитого панно, вы­полненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

Необыкновенные физические качества Михаила Васильевича Ломоно­сова его современники характеризуют следующим образом: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Примером этого служит борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду.

(7 слайд)

Жизнь свою Михайло Ломоносов не мыслил вне деятельности на благо России. Этой землёй рождённый, он дышал её интересами, он страстно желал её славы, он привносил свои соображения для её развития. Именно Ломоно­сов сумел опровергнуть ошибочное мнение о происхождении славян, так ак­тивно искажавшееся европейскими учеными, зачастую навязывающими свое мнение.

(8 слайд)

М. В. Ломоносов был натурой увлекающейся, порой - пылкой; вполне авторитетные источники указывают на примеры несдержанности с его сто­роны в отношении равных, о «продерзостях» и «неучтивых поступках». «Ло­моносов был иного покроя. С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все его трепетали; во дворце, где он драл за уши пажей; в Ака­демии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть». - выска­зывался о Ломоносове Александр Сергеевич Пушкин.

Ещё при жизни М. В. Ломоносова недоброжелатели утверждали, что он только тратит казённые деньги и мало что делает полезного, История его пребывания в Германии сохранила свидетельства его тамошней жизни. (Слайд 9)

В дальнейшем научные заслуги Ломоносова были оценены более объ­ективно, однако мнение, что заслуги Ломоносова почти или вовсе отсутствуют, высказывалось нередко вплоть и до наших дней.

Слайд 10

Заслуги Михаила Васильевича Ломоносова, его труды, вклад в Рос­сийскую науку увековечены и нашими современниками. Его имя носят:

  • учреждения науки, образования и культуры:

  • предприятия:

  • географические объекты:

  • хребет Ломоносова

  • полуостров Ломоносова (Слайд 11)

  • кратер Ломоносов на Луне

  • населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты:

  • морское течение (Слайд 12)

  • ломоносова течение - холодное течение в Атлантическом океане

  • биологический вид ракообразных:

  • геологическая порода: минерал Ломоносовит, а также суперкомпьютер Ломоносов.

Слайд 13

Насколько личность М.В.Ломоносова известна и понятна нам? Наверное этот вопрос будут задавать себе не только наши современники, но и потомки.

Слайд 14

Слайд 15






Работу представил ученик 10 класса МОУ СОШ №13 г.Зеленокумска Старухин Максим.

Спасибо за внимание!




© 2010-2022