Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по теме «Коммуникационные технологии»



Тема:

Коммуникационные технологии


Цель:

Обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания по теме «Коммуникационные технологии», продолжить формирование практических умений и навыков во время выполнения практических заданий.

Задачи:


а) образовательные

  • повторение и обобщение знания о принципах построения и работы компьютерных сетей.

б) воспитательные

  • воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

в) развивающие

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;

  • развитие алгоритмического и абстрактного мышления, памяти, внимания, быстрой ориентации и реагирования в сложившейся ситуации.


Тип урока:

Урок-повторение с использованием игровой технологии


Вид урока:

Урок-игра.


Оборудование:

Компьютер и проектор с экраном, 4 компьютера (по 2 на каждую команду), слайд-презентация с заданиями, заготовки для практического конкурса, таблички с цифрами 1-3, импровизированное озеро с рыбками, удочки с магнитами, чашечные весы. Можно использовать интерактивную систему голосования VOTUM и второй проектор для результатов игры.


План:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Игра (15-20 минут)

  • Условия игры. Постановка цели.

  • Приветствие команд: конкурс «Визитки».

  • Конкурс-разминка «Отгадай ребус».

  • Конкурс-испытание «Рыбалка».

  • Конкурс умников «Слова с компьютерной начинкой».

  • Конкурс мудрецов «Компьютерные анаграммы.

  • Конкурс «Опознай пословицу».

  • Конкурс капитанов.

    1. Подведение итогов первой части испытаний.

3. Практическая часть игры (10-15 минут)

  • Постановка цели.

  • Испытание «Составь ребус »

  • Подведение итогов второй части испытаний.

4. Подведение общего итога урока (1-2 минут)

Для успешного проведения игры необходимо за 1-2 урока сформировать команды и выдать домашние задания.

Подготовительная работа

1. Домашнее задание командам:

Создать мультимедийную визитку команды для показа через проектор (1-2 мин):

  • придумать название и девиз команды, создать эмблему;

  • подготовить приветствие соперникам и членам жюри;

3. Оценивание конкурсов:

За каждое испытание команда получает баллы, исходя из объявленных условий. Баллы оцениваются бумажной денежной единицей «1 бит». Количество «бит» можно измерять с помощью чашечных весов.

4. Состав команд:

Этот урок предлагается проводить в виде соревнования двух команд. Оптимальное число членов команд - 6 человек, которые выбирают капитана - им должен быть ученик, хорошо знающий предмет и хороший организатор. Для участия в тематических конкурсах выбираются по 2: «умника», «мудреца».

5. Организация конкурсов:

Организация конкурсов ложится на учителя информатики. Он должен: подготовить слайды-задания для конкурсов, реквизиты для проведения конкурса «Рыбалка», таблички с цифрами 1-3, проектор для представления команд и демонстрации заданий игры. Можно использовать интерактивную систему голосования VOTUM.

Организационный момент. Условия игры. Постановка цели.

У нас сегодня необычный урок. Мы проводим игру, в которой участвуют две самые лучшие команды. Чтобы добраться до финиша вам предстоит пройти несколько испытаний и преодолеть все трудности, которые ждут вас впереди. За каждое испытание команда получает баллы. Баллы оцениваются бумажной денежной единицей «1 бит». Количество «бит» будем измерять с помощью весов. И та команда, которая справиться со всеми трудностями и получит наибольшее количество «бит» получит звание сильнейшего. Я надеюсь, что вы справитесь со всеми трудностями.


  1. Приветствие команд: конкурс «Визитки» - 5 баллов

Команды должны представить мультимедийную презентацию - визитку:

  • название, девиз, защиту эмблемы команды;

  • приветствие соперникам и жюри.


  1. Конкурс-разминка - 6 баллов.

Итак, испытание второе. Вам необходимо за две минуты отгадать наибольшее количество ребусов.

Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока) Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)

Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)

Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)

/Звучит музыка продолжительностью 2 минуты. На экран проецируются ребусы (6 ребусов). Каждый правильный ответ оценивается бумажной денежной единицей «1 бит» /

/Ответы: Сервер, исполнитель, винчестер, память, клавиатура, программист/


  1. Испытание «Рыбалка»

С ребусами вы справились. А впереди вас ждет третье испытание - «Рыбалка». Приглашаю от каждой команды по одному заядлому рыболову. Необходимо из озера выловить по 3 золотые рыбки. На каждой рыбке указан номер - это вопрос, на который команде предстоит отвечать. За каждый правильный ответ команда получит «1 бит».

Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)

Вопросы:

1) Наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам обеспечивает способ подключения к Интернету:

  • терминальное соединение по коммутируемому телефонному каналу;

  • удаленный доступ по телефонным каналам связи;

  • постоянное соединение по оптоволоконному каналу

  • постоянное соединение по выделенному каналу.

2) Сетевой протокол - это:

  • набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;

  • правила установления связи между двумя компьютерами в сети;

  • последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;

  • правила интерпретации данных, передаваемых по сети.

3) Протокол, обеспечивающий доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю:

  • Transmission Control Protocol (TCP);

  • Internet Protocol (IP);

  • Транспортный протокол;

  • Ни один из вышеперечисленных.

4) Укажите часть адреса электронной почты [email protected], являющуюся доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировался:

5) Домен - это

  • единица измерения информации;

  • название программы для осуществления связи между компьютерами;

  • название устройства, осуществляющего связь между компьютерами;

  • часть адреса, определяющая адрес компьютера в сети.

6) Какой топологии локальных сетей не существует?

  • типа линейная шина;

  • типа бесконечность;

  • типа звезда;

  • все из вышеперечисленных являются топологией локальной сети.

7) Почтовый ящик абонента электронной почты - это

  • часть оперативной памяти на сервере

  • часть внешней памяти на сервере

  • часть ОП на рабочей станции

  • часть внешней памяти на рабочей станции

  • номер телефона, с которым связан модем

/Для рыбалки необходимо импровизированное озеро, зимняя удочка (вместо крючка - маленький магнит), девять бумажных рыб с номерами (чтобы рыбка «ловилась» нужно надеть на нее скрепку). За правильный ответ - «1 бит»./



  1. Конкурс умников «Слова с компьютерной начинкой» (по 2 чел от команды) - 5 баллов.

Этот конкурс состоит из двух частей:

1) Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте слова, а также те компьютерные термины, которыми они «начинены».

Задание

Ответ

_ _ _ РОСТЬ (прилив сил, энергии)

_ _ _ ИБИЛДИНГ («строительство тела» спортивными упражнениями)

О _ _ _ (наружная часть колеса)

СВО _ _ _ А (отсутствие стеснений, ограничений, запретов)

СЛО _ _ _ А (торговый или ремесленный поселок на Руси)

(БОД)

ПЕ _ _ _ Ь (знак, делающий бумагу документом)

ПО _ _ _ ОК (соцветие у кукурузы)

ПЕР _ _ _ КИ (одежда для рук)

ОПЕ _ _ _ КА (непреднамеренная ошибка в книге)

КАМ _ _ _ КА (полуостров в РФ и задние парты в классе)

(ЧАТ)

_ _ _ ЕРАН (столица Ирана)

_ _ _ УСИГАЛЬПА (столица Гондураса)

СТРА _ _ _ ИЯ (наука о ведении войны)

(ТЕГ)

2) Во второй части конкурса участникам предлагаются вопросы с тремя вариантами ответов. Участник должен поднять табличку с номером ответа, не соответствующим данному определению. В конкурсе оценивается правильность и быстрота ответа. (Знаком * помечены номера, которые должны быть выбраны)

Сеть - это:

  1. Совокупность строк и столбцов в таблице.*

  2. Рыболовная снасть.

  3. Несколько соединенных между собой ПК.

Адрес - это:

  1. Порядковый номер байта ОП.

  2. Порядковый номер элемента массива.*

  3. Часть письма в электронной почте.

  1. Конкурс мудрецов «Компьютерные анаграммы» (по 2 чел от команды) - 5 баллов.

Этот конкурс состоит из двух частей:

  1. Пользуясь подсказками в скобках, подберите слово-анаграмму соответствующее теме нашего урока.

  1. НАКАЛ → К_ _ _ (линия связи) (Канал)

  2. РЕВЕРС → С_ _ _ _ _ (мощный компьютер сети) (Сервер)

  3. ОПЛОТ+РОК → П_ _ _ _ _ _ _ (правила пересылки данных между различными компьютерными сетями) (Протокол)

  4. ПИ+ГРЕК+ТЕСТ → Г_ _ _ _ _ _ _ _ _ (паутинный документ) (Гипертекст)

  5. КАДКА+ЗАЛ → З_ _ _ (школьная принадлежность в Паутине) (Закладка)

2) Во второй части конкурса участники должны выбрать понятие соответствующее предложенным «крылатым словам». В конкурсе оценивается правильность и быстрота ответа. (В предложенных примерах знаком * выделены нужные понятия.)

«Возмутитель спокойствия»:

  1. звуковой сигнал на ПК;

  2. антивирусная программа;

  3. сетевой вирус*.

«На деревню дедушке»:

  1. использование в программе оператора перехода;

  2. неправильный адрес почтового ящика*;

  3. неправильное имя файла.

«Доверяй, но проверяй»:

  1. проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций;

  2. общение в чате *;

  3. форматирование дискеты.


  1. Конкурс «Опознай пословицу» - 5 баллов.

В этом конкурсе будут названы коммуникационные версии известных русских пословиц и поговорок. Необходимо вспомнить, как звучат они в оригинале.

  1. Чем дальше в гипертекст, тем больше ссылок. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

  2. Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит.)

  3. Язык до провайдера доведет. (Язык до Киева доведет.)

  4. На то и хакеры в Интернете, чтоб Microsoft не дремал. (На то и щука в озере, чтоб карась не дремал.)

  5. Вирусов бояться - в Интернет не ходить. (Волков бояться - в лес не ходить.)


  1. Конкурс капитанов - 5 баллов.

Рассеянный программист обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его в компьютерный термин или понятие. Отгадайте по подсказкам слова, которые программист хотел написать и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.

  1. Хотел написать однозначное нечетное число, а получилась система распределенных на территории аппаратных, программных и информационных ресурсов, связанных между собой каналами передачи данных. (Семь - сеть)

  2. Хотел написать одну из сторон света, а получился узел сети, который предоставляет свои ресурсы другим узлам. (север - сервер)

  3. Хотел написать название общежития при учебном заведении, а получилась компьютерная сеть. (интернат - интернет)

  4. Хотел написать название ведомости об успеваемости школьника, а получилось устройство связи для передачи информации электрическими или оптическими сигналами. (табель - кабель)

  5. Хотел написать вид легкой атлетики, а получился разметочный указатель языка НТML. (бег - тег)

Сейчас вам предстоит назвать по очереди Часть Целого или антипод (слово, противоположное по смыслу, назначению, свойству)

Подведение итога первой части испытаний.

Нужно подсчитать баллы, а точнее количество «битов» у каждой команды и определить лидера. Результаты можно подсчитать («взвесить») на рычажных весах.


  1. Практический конкурс «Составь ребус» - 5 баллов.

Итак, семь испытаний позади. А теперь переходим к последнему испытанию, которое пройдет за компьютерами. Вам предстоим за 8-10 минут в графическом редакторе составить ребус из предложенных объектов (можно добавлять свои объекты, копировать, преобразовывать их).

Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)

/Ребята усаживаются за компьютеры./

Подведение итогов практической части испытаний.

Нужно подсчитать баллы, а точнее количество «битов» у каждой команды и определить лидера.


  1. Подведение общего итога урока

Подвести итог всей игры. Поздравить победителей.

Рефлексия (Смайлики)


Урок-игра Коммуникационные технологии (Презентация и конспект урока)


1


© 2010-2022