Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на уроках информатики

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра. Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабы... развивать интерес учащихся к урокам информатики; изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме; изучить существующие в практике обучения информатике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий; предложить ряд игр, которые учитель может использовать на различных этапах урока информатики.   Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования



Итоговая работа

на тему: «Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на уроках информатики»


Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ-1: с 13.04.2015 по 17.04.2015 г

ИБ-2: с 20.04.2015 по 24.04.2015 г

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнил (а): Рыбалкина Оксана Семеновна

Учитель информатики

МБУ СОШ №74

(ФИО полностью, должность, ОО)





Тольятти, 2015г.

Оглавление

I. Вводная часть

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство - игра.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится - он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Проблема - Потребность в быстром и эффективном овладении информатикой и игровыми технологиями, способствующими развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета информатики.

Цель - совершенствование методики преподавания предмета «Информатика», повышение уровня познавательной деятельности учащихся школы, разработка методических рекомендаций по применению игровых технологий на уроках информатики.

Задачи:

  • развивать интерес учащихся к урокам информатики;

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме;

  • изучить существующие в практике обучения информатике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

  • предложить ряд игр, которые учитель может использовать на различных этапах урока информатики.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

II. Основная часть

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.

Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5-7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

Заложить в мышление ребенка информационные структуры и научить ими пользоваться, помогают обучающие игры: деловые игры в профессии, проектные игры-конкурсы, информационные исследовательские обучающие игры и компьютерные предметные и профессиональные тренажеры. Активный ребенок сможет в дальнейшем наполнять свою информационную структуру и формировать в своем мышлении базу знаний. Только тогда учащийся будет готов к творческой профессиональной деятельности и дальнейшему образованию в условиях столетия «фантастических» технологий.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Используя классификацию игр в зависимости от дидактических целей игры, здесь будут подобраны упражнения для каждого этапа урока.

Мотивация знаний- это подготовительный этап, когда возникает момент создания положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. Учитель вместе с детьми ставит цели урока и обязательно их анализирует, чтобы определить конечный результат урока для каждого его участника. На данном этапе урока ученики становятся не объектами, а субъектами обучения, активными его участниками. Через создание проблемной ситуации педагог определяет цели урока.

Здесь можно использовать следующие игры:

Подвижная игра «Кто быстрее»

Класс делится на 2 команды. Во время повторения темы «Кодирование информации» к доске вызываются по одному участнику из ряда, им предлагается задание, заполнить таблицу:

Декодируй слова с помощью кода Цезаря.

НЬЩЭ

БИВФЛБ

БМХБГЙУ

ЛМБТТ

УЁЛТУ

Актуализация знаний - это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти. Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта. Чтобы получить обратную связь, учитель формулирует задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу, запишите в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапе можно предложить такие игры:

Игра «Кто больше?»

При изучении темы «Информация и информационные процессы» учащимся предлагается заполнить таблицу:

Профессии

Информационные процессы

Игра «Найди ошибку»

Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает.

Вопросы по теме «Программное обеспечение».

  1. Текстовой процессор производит вычисление.

  2. В графическом редакторе можно построить окружность.

  3. Операционная система - специальная программа для вставки символов.

  4. Архиватор может найти зараженную вирусом программу.

  5. Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе.

  6. В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу.

  7. Электронные таблицы выполняют построение диаграмм.

Формирования новых знаний. Цель - формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий.

Игра «Своя игра». Данная игра проводится по типу телевизионной игры. Класс делиться на две команды. Посредством жеребьёвки команда выбирает тему и вопрос.

Закрепление знаний. На данном этапе закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы, добиться понимания правильного использования полученных алгоритмов для решения частных задач, контроль и корректировка различными способами выполнения заданий. Условиями достижения положительных результатов являются использование нескольких однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно по времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся, рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников, сидящих за компьютерами, умение учителя оказать экстренную помощь учащимся, не снижая темпа работы всего класса.

Игра «Цепочка»

Класс делится на команды. Для каждой команды учитель записывает число в 2-ой, 8-ой или 16-ой системе счисления. Учащиеся должны по одному выходить к доске и записывать числа столбиком по порядку или по возрастанию или убыванию.

Игра «Исполнители»

  • Определите типы исполнителей в предложенных ситуациях.

  • Симфонический оркестр исполняет музыкальное произведение.

  • Ученик 6 класса выполняет домашнее задание.

  • Фармацевт готовит лекарство по рецепту.

  • Врач устанавливает причину плохого самочувствия пациента.

Игра «Разгадай слово»

На доске заготовлены примеры закодированных слов. Необходимо расшифровать без помощи алфавита.

20 16 17 16 20

12 16 17 29 20 16

17 16 13 6

Итог урока. Процесс обобщения и оценивания ответов учащихся.

-Это создание ситуации общения, позволяющее каждому ученику

проявить свою самостоятельность, инициативу к способам работы по изучению темы, т.е. это момент урока, где каждый может выразить свое отношение к нему.

-Это определение проблем по усвоению изучаемого материала (выявление трудностей).

-Это сравнение достижений учеников с целями урока.

-Это самооценка заинтересованности ученика по усвоению материала.

Во время оценивания идет процесс материализации ответов учащихся. За что ставим оценку «3»? «Я знаю…». За что - «4»? «Я знаю и понимаю, что говорю, привожу примеры…». За что - «5»? «Я знаю, понимаю, привожу примеры, могу применить в другой ситуации…». Иногда на данном этапе целесообразно акцентировать внимание на основных понятиях или основной мысли пройденного материала.

Игра «Поле чудес»

Разгадайте основные понятия, которые изучались сегодня на уроке по теме «Глобальная сеть». На доске отображены только гласные буквы данных слов.

III. Заключение

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно - воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Поэтому использование игровых технологий в школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по информатике;

- использование игры на занятиях - обязательное средство создания ситуации общения;

-выбор игры зависит от того, каких результатов хочет добиться педагог;

- проведение игр на занятиях по информатике позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Одна из задач учителя - научить культуре игры и культуре поведения вообще;

- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения на разных этапах обучения информатике;

- игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута.

IV. Информационные ресурсы

Основные источники

  1. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 2013. - 208 с.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 2012. - 190 с.

  3. Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение, 2013.-381 с.

  4. Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., Педагогика, 2012. - 176 с.

  5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. "Технология игры в обучении и развитии". - М., Российское педагогическое агентство, 2013. - 270с.

  6. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 2012. - N3. - С. С.121-126

  7. Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 2011. - 320 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 2013. - 256 с.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании

  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  5. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  6. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

  7. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

  8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

  9. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

Дополнительные источники

    1. Усманова С.Х. Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики [Электронный ресурс]/ - С.Х. Усманова//Интернет и образование.-2008.-Т.2008,№2.-Режим доступа:openclass/io/2/igrovye, свободный. - Загл. с экрана.

  1. Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа:festival.1september/articles/522077, свободный.

  2. Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ, 1994. - 194 с.

  3. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.

Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ

  2. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области


© 2010-2022