- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока информатики «Компьютер. Выбираем и пользуемся»
Конспект урока информатики «Компьютер. Выбираем и пользуемся»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дружинина Ю.В. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дружинина Ю.В.
План занятия
Тема занятия: «Компьютер. Выбираем и пользуемся».
Цели и задачи:
Обучающая:
-
знакомить с основными техническими характеристиками устройств персонального компьютера, с принципами комплектации компьютера при покупке ПК, с гигиеническими и эргономическими условиями эксплуатации компьютера;
Развивающая:
-
развивать умения комплектовать компьютер с учетом требований безопасной эксплуатации и эргономичности;
-
развивать умения работать в группе, слушать и слышать собеседника;
-
повышать учебную мотивацию студентов.
Воспитательная:
-
-
воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
-
-
формировать информационную культуру студентов.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: ролевая игра.
Методы урока: словесные (рассказ, беседа, объяснение); практические (практическая работа); наглядные (демонстрация, иллюстрация, наблюдение).
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: игра, работа в группе.
Материально-техническое оснащение занятия:
-
презентация «Правильный компьютер»;
-
карточки с изображением комплектующих и периферийных частей компьютера;
-
прайс-лист стоимости компьютерных комплектующих;
-
информационные листы (лист №1 «Выбор конфигурации компьютера», лист №2 «Гигиенические и эргономические условия эксплуатации компьютера»);
-
тест «Знаете ли вы…»;
-
индивидуальные карточки с заданием 1;
-
сканворд (2 варианта);
-
компьютер с выходом в Интернет;
-
мультимедиапроектор;
-
калькулятор;
-
технический паспорт компьютера.
Ход занятия
№
этапа
Наименование этапов и его структурных элементов
Норма времени
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Предполагаемый
результат
1
Организационный:
- приветствие;
-подведение под тему занятия;
- определение темы занятия;
- постановка целей занятия.
5 мин
Приветствие
Подведение под тему занятия
Обратимся к статистике (Слайд 1):
В первом десятилетии 21 века компьютеры плотно вошли в жизнь россиян: количество домашних пользователей удвоилось, им стала пользоваться не только молодёжь, но и люди старше 60-ти. Многие используют его для обучения и работы, а не только для выхода в Интернет и развлечений.
Согласно данным июльского опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сейчас в России насчитывается 52% владельцев персональных компьютеров. Для сравнения, в 2001-м году таковых было всего 8%, т.е. данный показатель вырос приблизительно в 7 раз.
Приблизительно у 8% соотечественников в наличии больше 1 ПК.
Обратимся к видам компьютерной активности в РФ (Слайд 2)
В среднем по стране 16% пользователей ПК использует их для обучения, причём вплоть до самых пожилых пользователей: среди людей старше 60-ти учатся за компьютером 11% опрошенных - что даже больше, чем среди 45-59-летних (7%).
Больше всего интернет-пользователей среди 25-34-летних (70%) и 18-24-летних (65%). Примерно одинаково активны в сети люди от 35 до 44-х и от 45 до 59 лет (59-60%), 43% людей пенсионного возраста также пользуются Интернетом.
Слушают музыку, смотрят фильмы на компьютере в среднем 34% опрошенных: 52% молодёжи, от 16% до 36% людей постарше. Как правило, людям за 60 это не очень интересно - компьютерным мультимедиа они интересуются вдвое меньше, чем в среднем по стране.
Однако в случае с компьютерными играми ситуация меняется кардинально: пенсионеры активнее большинства пользователей играют в игры.
Статистика пользователей, не соблюдающих условия безопасной работы с компьютером (Слайд 3)
Конечно, в современном мире нельзя обойтись без компьютера. Но, к сожалению, компьютер - это один из факторов риска, который подрывает здоровье населения. Так, если представим наше здоровье в виде диаграммы, то отрицательно влияют на него следующие факторы: генетика, экология, здравоохранение, что составляет 50% и 50-55% это образ жизни- гиподинамия (или малоподвижный образ жизни), активное пользование компьютером без соблюдения норм, правил использовании и гигиенических требований, несоблюдение режима дня, исключение даже малых физических нагрузок.
Стремишься быть грамотным пользователем - разумно отнесись к своему здоровью. (Слайд 4)
Вы не раз в своей жизни будете сталкиваться с необходимостью подобрать нужные комплектующие для своего компьютера и правильно использовать компьютер, не причинив вреда своему здоровью.
Определение темы занятия
Тема нашего занятия: «Компьютер. Выбираем и пользуемся» (Слайд 5).
Постановка целей занятия
Сегодня на занятии вы:
-
познакомитесь с основными техническими характеристиками устройств персонального компьютера, с принципами комплектации компьютера при покупке ПК, с гигиеническими и эргономическими условиями эксплуатации компьютера;
-
научитесь оценивать стоимость комплекта устройств ПК,
-
продолжите работать в группе;
-
оцените влияние компьютера на здоровье человека.
-
- приветствуют педагога и друг друга;
- смотрят слайды;
- обсуждают информацию, представленную на слайдах;
- знакомятся с темой занятия
-знакомятся с целями занятия
-
Психологический настрой на занятие.
-
Мотивированность на изучение нового материала.
2
Опрос по заданному на дом материалу
- постановка цели опроса по заданному материалу;
- описание контрольных заданий;
-описание возможных действий педагога, в случае затруднения студентов.
10 мин
Постановка целей опроса
по заданному материалу
Вам предстоит выполнить 2 задания и повторить термины и понятия по теме «Состав персонального компьютера»
Описание методов и форм контроля
- В парах выполните задание 1.
Инструкция:
- Вам дается карточка
№
Термин /понятие
Определения термина /понятия
1.
2.
3.
4.
5.
- В левой колонке таблицы запишите 5 любых терминов и понятий по теме «Состав персонального компьютера».
- Внутри пары поменяйтесь карточками.
- Заполните правую колонку таблицы, т.е. дайте определения понятиям, записанным в левой колонке таблицы.
- Снова поменяйтесь карточками и оцените выполнение задания 1 по следующим критериям:
5 баллов - дал правильные определения всем предлагаемым понятиям, записанным в первом столбце таблице.
4 балла - дает неточные определения понятий.
3 балла - неверно дает определения 2 терминам и обращался к конспектам.
2 балла - не владеет изученной терминологией.
Дополнительный балл тем, кто предложил редко используемое понятие в быту.
Если вам трудно, то можете:
- воспользоваться конспектом или материалом учебника;
- обратиться за помощью ко мне;
- попросить специалиста группы, оказать вам помощь.
- Индивидуально выполните задание 2, найдите все слова, зашифрованные в сканворде.
К
К
М
О
Д
Е
М
Т
И
К
И
М
А
Н
И
Д
Т
С
К
А
Н
Е
Р
У
С
П
Р
И
Н
Т
Е
Р
Й
Р
О
Т
И
Н
О
М
О
Р
Ф
Ь
Ш
Ы
М
А
Ж
Л
О
Б
К
Е
Р
Т
Д
Л
Н
А
В
И
А
*
- Сверьтесь с ответами сканворда (Слайд 6), посчитайте количество совпавших ответов.
- Если найдены все понятия, то
поставьте себе 5 баллов.
- Если найдено 6 слов, то поставьте себе 4 балла.
- Если нашли 5 понятий, то 3 балла.
- В остальных случаях баллы не ставятся.
Выполняют задание 1:
-записывают 5 любых терминов и понятий по заданной теме без определений в левой колонке таблицы;
- внутри пары меняются карточками;
- заполняют в карточке правый столбец таблицы, т.е. пишут определения понятиям;
- внутри пары меняются карточками и анализируют результаты работы своего напарника;
- выставляют оценку согласно озвученным критериям.
Выполняют задание 2:
-находят зашифрованные в сканворде слова, обозначающие устройства компьютера;
-сверяются с ответами сканворда (Слайд 6);
-подсчитывают количество правильных ответов;
- оценивают себя баллом.
-
Усвоенные понятия.
-
Понимание связи ранее изученного материала, с тем, который еще только предстоит изучить.
-
Готовность к восприятию нового учебного материала.
3
Изучение нового учебного материала:
- постановка цели данного этапа;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен студентами;
- описание форм и методов изложения нового учебного материала;
- описание форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса студентов к излагаемому материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов.
45 мин
Постановка цели данного этапа
- Вам предстоит выступить в роли специалиста одной из фирм и по ходу работы познакомиться с техническими характеристиками компьютерных комплектующих, вопросами безопасной эксплуатации компьютеров, гигиеническими и эргономическими требования к компьютерной технике.
Описание форм организации
работы и изложение основных
положений
нового учебного материала
-
Открытие фирм.
Сегодня начинают работу две фирмы.
-
Первая фирма будет специализироваться на сборке компьютеров на заказ.
-
Вторая фирма будет заниматься разработкой вопросов безопасной эксплуатации компьютеров и следить за соблюдением эргономических требований.
Инструкция:
-
Решите, в роли сотрудника какой фирмы вы хотите выступить.
-
Займите место за первым или вторым столом, наденьте бейджик сотрудника фирмы.
-
Дайте название своей фирме.
-
Выберите ведущего специалиста фирмы.
-
Выберите секретаря фирмы.
-
Подготовьтесь к встрече с заказчиком.
-
Встреча специалистов фирм с заказчиками, получение заказа.
- Уважаемые представители фирм, познакомьтесь с нашими заказчиками, примите у них заказ (студенты младших курсов, играющих роли мамы и 6-летнего ребенка)
Заказ
Необходимо собрать комплектующие для домашнего компьютера и уложиться в 30 000 руб. Компьютером будет пользоваться ребенок 6 лет. Предполагается, что он будет использовать его для компьютерных игр и для учебы. Дополнительное оборудование, мощность компьютера, объем жесткого диска, объем оперативной памяти, видеокарта, тип и размера монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип сканера и принтера, колонки - на усмотрение специалистов фирмы.
-
Обсуждение и выполнение
заказа специалистами фирмы
Задание фирме, занимающейся комплектацией компьютеров
-
Изучить информационный лист №1 (Приложение 3), познакомиться с характеристиками компьютерных комплектующих.
-
Ответить на вопросы:
- Что такое монитор?
- Типы мониторов?
- Каковы его основные характеристики?
- Что такое форм-фактор?
- Какие типы корпусов системного блока бывают?
- Что такое моддинг?
- От чего зависит выбор мощности блока питания?
- Что такое микропроцессор? Каковы его основные характеристики?
- Что такое процессорный интерфейс?
- Что такое материнская плата? Каковы ее основные характеристики?
- Что такое жесткий диск? Каковы его основные характеристики?
- Что такое видеокарта? Каковы ее основные характеристики?
- Что такое клавиатура? Каковы виды интерфейса клавиатуры?
- Что такое манипулятор-мышь?
-Что такое звуковая карта? Каковы ее основные параметры?
- Что такое принтер? Каковы основные виды принтера? Их основные характеристики?
- Что такое сканер? Каковы основные виды? Основные характеристики?
-Что такое акустические колонки? Основные характеристики?
-
Познакомиться с прайс-листом стоимости компьютерных комплектующих (Приложение 2), имеющихся в наличии фирмы.
-
Скомплектовать компьютер (выбрать монитор, системный блок с блоком питания, микропроцессор, системную плату, модули оперативной памяти, жесткий диск, мышь, клавиатуру, звуковую и видео карты, акустические колонки, принтер, сканер, web-камера) и уложиться в сумму 30 000 руб.
-
Заполните технический паспорт компьютера (Приложение 1).
-
Передать скомплектованный заказ на фирму, занимающуюся вопросами безопасной эксплуатации компьютеров и получить от представителей данной фирмы рекомендации по перекомплектации заказа с учетом вопросов безопасной эксплуатации компьютеров.
-
Перекомплектовать заказ с учетом полученных рекомендаций.
-
Подготовиться к встрече с заказчиком, во время которой его необходимо убедить сделать покупку компьютера данной конфигурации.
Задание фирме, занимающейся
вопросами безопасной эксплуатации компьютеров
-
Изучить информационный лист №2 (Приложение 4), познакомиться с требованиями безопасной эксплуатации компьютеров и эргономическими характеристиками компьютерных комплектующих.
-
Ответить на вопросы:
- Какой монитор более безопасен для здоровья и почему?
- Расшифруйте, что обозначает ЭЛТ?
- Какой монитор подвергает опасности наше зрение и почему?
-Что удалось узнать об электромагнитном излучении?
- Зачем знать о частоте регенерации компьютера, как её проверить?
- Проведите опыт, включите фотоаппарат в режиме работы камеры и направьте на компьютер ЖК и ЭЛТ где заметна частота мерцания?
- Какой шрифт является самым безопасным для зрения?
-Каковы нормы времени работы за компьютером для детей дошкольного возраста?
- При работе, с какими комплектующими компьютера может возникнуть туннельный синдром?
- Какие требования необходимо соблюдать, чтобы избежать его появления?
-
Всем сотрудникам фирмы проделать упражнения, содействующие сохранению зрения во время работы на компьютере и профилактике туннельного синдрома.
-
Получить заказ от фирмы, занимающейся комплектацией компьютеров.
-
Оценить его с позиции безопасной эксплуатации компьютера и эргономических требований.
-
Дать письменные рекомендации фирме, занимающейся комплектацией компьютеров, относительно выбранных комплектующих с точки зрения их безопасности и эргономичности.
4.Повторная встреча специалистов фирм с заказчиками,
обсуждение выполненного заказа
Задание фирме, занимающейся комплектацией компьютеров
Познакомьте заказчика с окончательным вариантом комплектации компьютера, дайте техническую характеристику всем комплектующим, назовите их стоимость.
Задание фирме, занимающейся
вопросами безопасной эксплуатации компьютеров
Дайте характеристику окончательному варианту комплектации компьютера с позиции безопасности и эргономичности.
Задание обеим фирмам
Совместными усилиями убедите заказчика совершить покупку компьютера в данной комплектации.
Выступления представителей фирм
оцениваются по следующим
критериям:
- ориентация в материале;
- культура речи;
- краткость;
- логичность и убедительность;
- выделение существенного;
- умение заинтересовать заказчика.
Описание критериев определения уровня внимания и интереса студентов к излагаемому материалу
- Не отвлекаются на посторонние занятия.
- Работают с интересом.
- Справляются с предложенным объемом работы.
- Активно участвуют в обсуждении.
Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов
- Самооценка.
- Взаимооценка.
- Отыгрывание выбранной роли.
- Использование информационных технологий.
- Знакомятся с целями работы
- Знакомятся с сутью функционирования фирм
- Выбирают фирму, сотрудником которой они хотят выступить
-Делятся на подгруппы в зависимости от выбора
- Придумывают названия своих фирм, выбирают ведущего специалиста, секретаря фирмы.
- Получают заказ от заказчика
- Читают информационные листы.
- Отвечают на вопросы.
- Знакомятся с прайс-листом.
- Из ряда картинок выбирают комплектующие компьютера
- Заполняют технический паспорт компьютера.
- Уносят скомплектованный заказ в фирму, занимающуюся вопросами безопасности.
- Делают перекомплектацию заказа в соответствии с рекомендациями фирмы, занимающейся вопросами безопасности.
- Читают информационные листы.
- Отвечают на вопросы.
- Выполняют упражнения, направленные на профилактику усталости глаз и туннельного синдрома.
- Проводят опыт и делают выводы.
- Принимают заказ от фирмы, занимающейся комплектацией компьютеров.
-Оценивают заказ с позиции безопасности.
-Дают письменные рекомендации фирме, занимающейся комплектацией компьютеров по перекомплектации заказа с учетом требований безопасности эксплуатации.
- Главные специалисты фирм знакомят заказчика с готовым заказом, характеризуют его основные параметры, убеждают в необходимости приобретения компьютера в данной комплектации.
-
Сформированное представление об основных понятиях темы, их характеристиках.
4
Закрепление
учебного материала
- Постановка целей работы на данном этапе
-Описание форм и методов достижения поставленных целей
- Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения нового материала
- Описание путей и методов реагирования на ситуации неусвоения студентами нового материла
Постановка цели данного этапа
- Вам предстоит проанализировать изученный материал, попробовать самостоятельно применить полученные знания на практике.
Описание форм и методов
достижения поставленных целей
Тестирование
(Приложение 5)
-Обменяйтесь тестами и оцените результаты по заданным критериям.
Критерии оценивания результатов теста:
Тест включает 22 вопроса, каждый вопрос предполагает один правильный вариант ответа.
5 баллов - все ответы совпадают с ключом;
4 балла - допущено 4 неверных ответа;
3 балла - допущено 12 неверных ответов;
2 балла - допущено более 12 неверных ответов.
- Проанализируйте полученные результаты.
-Оцените работу группы в целом и свою работу по оценочной карте.
Критерии оценивания работы группы:
-
Умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
-
Умение уложиться по времени при решении задач.
-
Умение общаться с коллегами в группе.
-
Умение организовать работу в группе.
-
Умение работать с информационным материалом.
Критерии оценивания выступления участников групп:
-
Ориентация в материале.
-
Культура речи.
-
Краткость.
-
Логичность и убедительность.
-
Выделение существенного.
-
Умение заинтересовать слушателей.
Описание путей и методов
реагирования на ситуации
неусвоения студентами нового
материла
Если студент затрудняется самостоятельно ответить на вопросы теста, то он может прибегнуть к помощи группы.
Задания для применения знаний
на практике
-Вам предлагается описание комплектации компьютера, который будет использоваться для выхода в интернет, просмотра видео, компьютерных игр.
Комплектация компьютера:
- Монитор (ЭЛТ) LG Flatron F700P, диагональ 17 дюймов.
- Корпус компьютера Miditower IN-WIN «IW-PE689», ATX, черный с блоком питания 600Вт.
- Микропроцессор Intel «Pentium G840» (2.80 Ггц), Socket1155.
- Материнская плата Socket1155 Intel «DP67DEB3».
- Жесткий диск 2000 Гб HITACHI 7200RPM.
- Мультимедийная клавиатура.
- Оптическая мышь.
- Веб -камера.
-Назовите недостающие комплектующие.
-Назовите комплектующие, не соответствующие нормам безопасного использования компьютера и требований эргономичности.
Выводы по изученному материалу
Итак, компьютер должен быть не только красивым, но и экологичным, то есть положительно влиять на здоровье окружающих, расходовать незначительное потребление энергии, иметь низкий уровень электромагнитного излучения, соблюдать значение показателей цветотерапии, т.е. радовать глаз и вызывать положительные эмоции. Возможно, таковы они - компьютеры будущего.
- Знакомятся с целями этапа
- Проходят тестирование «Знаете ли вы…»
- Обмениваются тестами и по заданным критериям оценивают результаты
- Обсуждают результаты тестирования.
- Оценивают работу группы и свою работу в группе по оценочной карте
- В случае затруднения обращаются за помощью к группе или преподавателю
- Выполняют задания, направленные на применение знаний на практике.
- Делают выводы по изученному материалу.
-
Осмысленные знания.
-
Умение применить знания в стандартных и нестандартных условиях.
5
Задание на дом
- Постановка целей самостоятельной работы студентов.
- Разъяснение студентам критериев успешного выполнения домашнего задания.
5 мин
Постановка целей сам. работы
- Вам предстоит самостоятельно составить комплектацию компьютера для личного пользования, учитывая ваши интересы и финансовые возможности, соблюдая требования безопасной эксплуатации компьютера и эргономичности.
Разъяснение студентам критериев успешного выполнения д/задания
-
Комплектация компьютера соответствует возрастным особенностям пользователя и его интересам.
-
Покупка укладывается в указанную сумму.
-
Комплектующие соответствуют требованиям безопасной эксплуатации компьютера и эргономичности.
- Знакомятся с целями самостоятельной работы.
- Знакомятся с критериями выполнения самостоятельной работы.
- Задают вопросы.
-
Готовность самостоятельно применить знания в стандартных и нестандартных условиях.
20