Конспект урока информатики «Компьютер. Выбираем и пользуемся»

Форма проведения данного занятия - ролевая игра, в ходе которой учащиеся знакомятся с основными техническими характеристиками компьютера, с принципами комплектации компьютера, с гигиеническими и эргономическими условиями эксплуатации компьютера, а также развивают умения работать в группе. Данное занятие рассчитано на 2 учебных часа. К проведению занятия можно привлечь учителя анатомии, биологии, который может более подробно расскать учащимся о влиянии компьютера на психологическое и физическое з...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дружинина Ю.В.

План занятия

Тема занятия: «Компьютер. Выбираем и пользуемся».

Цели и задачи:

Обучающая:

  • знакомить с основными техническими характеристиками устройств персонального компьютера, с принципами комплектации компьютера при покупке ПК, с гигиеническими и эргономическими условиями эксплуатации компьютера;

Развивающая:

  • развивать умения комплектовать компьютер с учетом требований безопасной эксплуатации и эргономичности;

  • развивать умения работать в группе, слушать и слышать собеседника;

  • повышать учебную мотивацию студентов.

Воспитательная:

    • воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

  • формировать информационную культуру студентов.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: ролевая игра.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа, объяснение); практические (практическая работа); наглядные (демонстрация, иллюстрация, наблюдение).

Форма организации деятельности обучающихся на занятии: игра, работа в группе.

Материально-техническое оснащение занятия:


  • презентация «Правильный компьютер»;

  • карточки с изображением комплектующих и периферийных частей компьютера;

  • прайс-лист стоимости компьютерных комплектующих;

  • информационные листы (лист №1 «Выбор конфигурации компьютера», лист №2 «Гигиенические и эргономические условия эксплуатации компьютера»);

  • тест «Знаете ли вы…»;

  • индивидуальные карточки с заданием 1;

  • сканворд (2 варианта);

  • компьютер с выходом в Интернет;

  • мультимедиапроектор;

  • калькулятор;

  • технический паспорт компьютера.

Ход занятия

этапа

Наименование этапов и его структурных элементов

Норма времени

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Предполагаемый

результат

1

Организационный:

- приветствие;

-подведение под тему занятия;

- определение темы занятия;

- постановка целей занятия.

5 мин

Приветствие


Подведение под тему занятия

Обратимся к статистике (Слайд 1):

В первом десятилетии 21 века компьютеры плотно вошли в жизнь россиян: количество домашних пользователей удвоилось, им стала пользоваться не только молодёжь, но и люди старше 60-ти. Многие используют его для обучения и работы, а не только для выхода в Интернет и развлечений.

Согласно данным июльского опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сейчас в России насчитывается 52% владельцев персональных компьютеров. Для сравнения, в 2001-м году таковых было всего 8%, т.е. данный показатель вырос приблизительно в 7 раз.

Приблизительно у 8% соотечественников в наличии больше 1 ПК.

Обратимся к видам компьютерной активности в РФ (Слайд 2)

В среднем по стране 16% пользователей ПК использует их для обучения, причём вплоть до самых пожилых пользователей: среди людей старше 60-ти учатся за компьютером 11% опрошенных - что даже больше, чем среди 45-59-летних (7%).

Больше всего интернет-пользователей среди 25-34-летних (70%) и 18-24-летних (65%). Примерно одинаково активны в сети люди от 35 до 44-х и от 45 до 59 лет (59-60%), 43% людей пенсионного возраста также пользуются Интернетом.

Слушают музыку, смотрят фильмы на компьютере в среднем 34% опрошенных: 52% молодёжи, от 16% до 36% людей постарше. Как правило, людям за 60 это не очень интересно - компьютерным мультимедиа они интересуются вдвое меньше, чем в среднем по стране.

Однако в случае с компьютерными играми ситуация меняется кардинально: пенсионеры активнее большинства пользователей играют в игры.

Статистика пользователей, не соблюдающих условия безопасной работы с компьютером (Слайд 3)

Конечно, в современном мире нельзя обойтись без компьютера. Но, к сожалению, компьютер - это один из факторов риска, который подрывает здоровье населения. Так, если представим наше здоровье в виде диаграммы, то отрицательно влияют на него следующие факторы: генетика, экология, здравоохранение, что составляет 50% и 50-55% это образ жизни- гиподинамия (или малоподвижный образ жизни), активное пользование компьютером без соблюдения норм, правил использовании и гигиенических требований, несоблюдение режима дня, исключение даже малых физических нагрузок.

Стремишься быть грамотным пользователем - разумно отнесись к своему здоровью. (Слайд 4)

Вы не раз в своей жизни будете сталкиваться с необходимостью подобрать нужные комплектующие для своего компьютера и правильно использовать компьютер, не причинив вреда своему здоровью.

Определение темы занятия

Тема нашего занятия: «Компьютер. Выбираем и пользуемся» (Слайд 5).

Постановка целей занятия

Сегодня на занятии вы:

  • познакомитесь с основными техническими характеристиками устройств персонального компьютера, с принципами комплектации компьютера при покупке ПК, с гигиеническими и эргономическими условиями эксплуатации компьютера;

  • научитесь оценивать стоимость комплекта устройств ПК,

  • продолжите работать в группе;

    • оцените влияние компьютера на здоровье человека.

- приветствуют педагога и друг друга;

- смотрят слайды;

- обсуждают информацию, представленную на слайдах;



















- знакомятся с темой занятия

-знакомятся с целями занятия

  • Психологический настрой на занятие.

  • Мотивированность на изучение нового материала.

2

Опрос по заданному на дом материалу

- постановка цели опроса по заданному материалу;

- описание контрольных заданий;

-описание возможных действий педагога, в случае затруднения студентов.

10 мин


Постановка целей опроса

по заданному материалу

Вам предстоит выполнить 2 задания и повторить термины и понятия по теме «Состав персонального компьютера»

Описание методов и форм контроля

- В парах выполните задание 1.


Инструкция:

- Вам дается карточка

Термин /понятие

Определения термина /понятия

1.

2.

3.

4.

5.

- В левой колонке таблицы запишите 5 любых терминов и понятий по теме «Состав персонального компьютера».

- Внутри пары поменяйтесь карточками.

- Заполните правую колонку таблицы, т.е. дайте определения понятиям, записанным в левой колонке таблицы.

- Снова поменяйтесь карточками и оцените выполнение задания 1 по следующим критериям:

5 баллов - дал правильные определения всем предлагаемым понятиям, записанным в первом столбце таблице.

4 балла - дает неточные определения понятий.

3 балла - неверно дает определения 2 терминам и обращался к конспектам.

2 балла - не владеет изученной терминологией.


Дополнительный балл тем, кто предложил редко используемое понятие в быту.

Если вам трудно, то можете:

- воспользоваться конспектом или материалом учебника;

- обратиться за помощью ко мне;

- попросить специалиста группы, оказать вам помощь.

- Индивидуально выполните задание 2, найдите все слова, зашифрованные в сканворде.

К

К

М

О

Д

Е

М

Т

И

К

И

М

А

Н

И

Д

Т

С

К

А

Н

Е

Р

У

С

П

Р

И

Н

Т

Е

Р

Й

Р

О

Т

И

Н

О

М

О

Р

Ф

Ь

Ш

Ы

М

А

Ж

Л

О

Б

К

Е

Р

Т

Д

Л

Н

А

В

И

А

*

- Сверьтесь с ответами сканворда (Слайд 6), посчитайте количество совпавших ответов.

- Если найдены все понятия, то

поставьте себе 5 баллов.

- Если найдено 6 слов, то поставьте себе 4 балла.

- Если нашли 5 понятий, то 3 балла.

- В остальных случаях баллы не ставятся.

Выполняют задание 1:

-записывают 5 любых терминов и понятий по заданной теме без определений в левой колонке таблицы;

- внутри пары меняются карточками;

- заполняют в карточке правый столбец таблицы, т.е. пишут определения понятиям;

- внутри пары меняются карточками и анализируют результаты работы своего напарника;

- выставляют оценку согласно озвученным критериям.










Выполняют задание 2:

-находят зашифрованные в сканворде слова, обозначающие устройства компьютера;

-сверяются с ответами сканворда (Слайд 6);

-подсчитывают количество правильных ответов;

- оценивают себя баллом.


  • Усвоенные понятия.

  • Понимание связи ранее изученного материала, с тем, который еще только предстоит изучить.

  • Готовность к восприятию нового учебного материала.

3

Изучение нового учебного материала:

- постановка цели данного этапа;

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен студентами;

- описание форм и методов изложения нового учебного материала;

- описание форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса студентов к излагаемому материалу;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов.

45 мин

Постановка цели данного этапа

- Вам предстоит выступить в роли специалиста одной из фирм и по ходу работы познакомиться с техническими характеристиками компьютерных комплектующих, вопросами безопасной эксплуатации компьютеров, гигиеническими и эргономическими требования к компьютерной технике.


Описание форм организации

работы и изложение основных

положений

нового учебного материала


  1. Открытие фирм.

Сегодня начинают работу две фирмы.

  • Первая фирма будет специализироваться на сборке компьютеров на заказ.

  • Вторая фирма будет заниматься разработкой вопросов безопасной эксплуатации компьютеров и следить за соблюдением эргономических требований.

Инструкция:

  1. Решите, в роли сотрудника какой фирмы вы хотите выступить.

  2. Займите место за первым или вторым столом, наденьте бейджик сотрудника фирмы.

  3. Дайте название своей фирме.

  4. Выберите ведущего специалиста фирмы.

  5. Выберите секретаря фирмы.

  6. Подготовьтесь к встрече с заказчиком.


  1. Встреча специалистов фирм с заказчиками, получение заказа.

- Уважаемые представители фирм, познакомьтесь с нашими заказчиками, примите у них заказ (студенты младших курсов, играющих роли мамы и 6-летнего ребенка)

Заказ

Необходимо собрать комплектующие для домашнего компьютера и уложиться в 30 000 руб. Компьютером будет пользоваться ребенок 6 лет. Предполагается, что он будет использовать его для компьютерных игр и для учебы. Дополнительное оборудование, мощность компьютера, объем жесткого диска, объем оперативной памяти, видеокарта, тип и размера монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип сканера и принтера, колонки - на усмотрение специалистов фирмы.


  1. Обсуждение и выполнение

заказа специалистами фирмы

Задание фирме, занимающейся комплектацией компьютеров

  1. Изучить информационный лист №1 (Приложение 3), познакомиться с характеристиками компьютерных комплектующих.

  2. Ответить на вопросы:

- Что такое монитор?

- Типы мониторов?

- Каковы его основные характеристики?

- Что такое форм-фактор?

- Какие типы корпусов системного блока бывают?

- Что такое моддинг?

- От чего зависит выбор мощности блока питания?

- Что такое микропроцессор? Каковы его основные характеристики?

- Что такое процессорный интерфейс?

- Что такое материнская плата? Каковы ее основные характеристики?

- Что такое жесткий диск? Каковы его основные характеристики?

- Что такое видеокарта? Каковы ее основные характеристики?

- Что такое клавиатура? Каковы виды интерфейса клавиатуры?

- Что такое манипулятор-мышь?

-Что такое звуковая карта? Каковы ее основные параметры?

- Что такое принтер? Каковы основные виды принтера? Их основные характеристики?

- Что такое сканер? Каковы основные виды? Основные характеристики?

-Что такое акустические колонки? Основные характеристики?

  1. Познакомиться с прайс-листом стоимости компьютерных комплектующих (Приложение 2), имеющихся в наличии фирмы.

  2. Скомплектовать компьютер (выбрать монитор, системный блок с блоком питания, микропроцессор, системную плату, модули оперативной памяти, жесткий диск, мышь, клавиатуру, звуковую и видео карты, акустические колонки, принтер, сканер, web-камера) и уложиться в сумму 30 000 руб.

  3. Заполните технический паспорт компьютера (Приложение 1).

  4. Передать скомплектованный заказ на фирму, занимающуюся вопросами безопасной эксплуатации компьютеров и получить от представителей данной фирмы рекомендации по перекомплектации заказа с учетом вопросов безопасной эксплуатации компьютеров.

  5. Перекомплектовать заказ с учетом полученных рекомендаций.

  6. Подготовиться к встрече с заказчиком, во время которой его необходимо убедить сделать покупку компьютера данной конфигурации.

Задание фирме, занимающейся

вопросами безопасной эксплуатации компьютеров

  1. Изучить информационный лист №2 (Приложение 4), познакомиться с требованиями безопасной эксплуатации компьютеров и эргономическими характеристиками компьютерных комплектующих.

  2. Ответить на вопросы:

- Какой монитор более безопасен для здоровья и почему?

- Расшифруйте, что обозначает ЭЛТ?

- Какой монитор подвергает опасности наше зрение и почему?

-Что удалось узнать об электромагнитном излучении?

- Зачем знать о частоте регенерации компьютера, как её проверить?

- Проведите опыт, включите фотоаппарат в режиме работы камеры и направьте на компьютер ЖК и ЭЛТ где заметна частота мерцания?

- Какой шрифт является самым безопасным для зрения?

-Каковы нормы времени работы за компьютером для детей дошкольного возраста?

- При работе, с какими комплектующими компьютера может возникнуть туннельный синдром?

- Какие требования необходимо соблюдать, чтобы избежать его появления?

  1. Всем сотрудникам фирмы проделать упражнения, содействующие сохранению зрения во время работы на компьютере и профилактике туннельного синдрома.

  2. Получить заказ от фирмы, занимающейся комплектацией компьютеров.

  3. Оценить его с позиции безопасной эксплуатации компьютера и эргономических требований.

  4. Дать письменные рекомендации фирме, занимающейся комплектацией компьютеров, относительно выбранных комплектующих с точки зрения их безопасности и эргономичности.

4.Повторная встреча специалистов фирм с заказчиками,

обсуждение выполненного заказа

Задание фирме, занимающейся комплектацией компьютеров

Познакомьте заказчика с окончательным вариантом комплектации компьютера, дайте техническую характеристику всем комплектующим, назовите их стоимость.

Задание фирме, занимающейся

вопросами безопасной эксплуатации компьютеров

Дайте характеристику окончательному варианту комплектации компьютера с позиции безопасности и эргономичности.

Задание обеим фирмам

Совместными усилиями убедите заказчика совершить покупку компьютера в данной комплектации.

Выступления представителей фирм

оцениваются по следующим

критериям:

- ориентация в материале;

- культура речи;

- краткость;

- логичность и убедительность;

- выделение существенного;

- умение заинтересовать заказчика.



Описание критериев определения уровня внимания и интереса студентов к излагаемому материалу

- Не отвлекаются на посторонние занятия.

- Работают с интересом.

- Справляются с предложенным объемом работы.

- Активно участвуют в обсуждении.

Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов

- Самооценка.

- Взаимооценка.

- Отыгрывание выбранной роли.

- Использование информационных технологий.

- Знакомятся с целями работы




- Знакомятся с сутью функционирования фирм

- Выбирают фирму, сотрудником которой они хотят выступить

-Делятся на подгруппы в зависимости от выбора

- Придумывают названия своих фирм, выбирают ведущего специалиста, секретаря фирмы.




- Получают заказ от заказчика







- Читают информационные листы.

- Отвечают на вопросы.

- Знакомятся с прайс-листом.

- Из ряда картинок выбирают комплектующие компьютера

- Заполняют технический паспорт компьютера.

- Уносят скомплектованный заказ в фирму, занимающуюся вопросами безопасности.

- Делают перекомплектацию заказа в соответствии с рекомендациями фирмы, занимающейся вопросами безопасности.














- Читают информационные листы.

- Отвечают на вопросы.

- Выполняют упражнения, направленные на профилактику усталости глаз и туннельного синдрома.

- Проводят опыт и делают выводы.

- Принимают заказ от фирмы, занимающейся комплектацией компьютеров.

-Оценивают заказ с позиции безопасности.

-Дают письменные рекомендации фирме, занимающейся комплектацией компьютеров по перекомплектации заказа с учетом требований безопасности эксплуатации.









- Главные специалисты фирм знакомят заказчика с готовым заказом, характеризуют его основные параметры, убеждают в необходимости приобретения компьютера в данной комплектации.


  • Сформированное представление об основных понятиях темы, их характеристиках.

4

Закрепление

учебного материала

- Постановка целей работы на данном этапе

-Описание форм и методов достижения поставленных целей

- Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения нового материала

- Описание путей и методов реагирования на ситуации неусвоения студентами нового материла


Постановка цели данного этапа

- Вам предстоит проанализировать изученный материал, попробовать самостоятельно применить полученные знания на практике.

Описание форм и методов

достижения поставленных целей

Тестирование

(Приложение 5)

-Обменяйтесь тестами и оцените результаты по заданным критериям.





Критерии оценивания результатов теста:

Тест включает 22 вопроса, каждый вопрос предполагает один правильный вариант ответа.

5 баллов - все ответы совпадают с ключом;

4 балла - допущено 4 неверных ответа;

3 балла - допущено 12 неверных ответов;

2 балла - допущено более 12 неверных ответов.

- Проанализируйте полученные результаты.

-Оцените работу группы в целом и свою работу по оценочной карте.


Критерии оценивания работы группы:

  1. Умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

  2. Умение уложиться по времени при решении задач.

  3. Умение общаться с коллегами в группе.

  4. Умение организовать работу в группе.

  5. Умение работать с информационным материалом.



Критерии оценивания выступления участников групп:

  1. Ориентация в материале.

  2. Культура речи.

  3. Краткость.

  4. Логичность и убедительность.

  5. Выделение существенного.

  6. Умение заинтересовать слушателей.

Описание путей и методов

реагирования на ситуации

неусвоения студентами нового

материла

Если студент затрудняется самостоятельно ответить на вопросы теста, то он может прибегнуть к помощи группы.

Задания для применения знаний

на практике

-Вам предлагается описание комплектации компьютера, который будет использоваться для выхода в интернет, просмотра видео, компьютерных игр.

Комплектация компьютера:

- Монитор (ЭЛТ) LG Flatron F700P, диагональ 17 дюймов.

- Корпус компьютера Miditower IN-WIN «IW-PE689», ATX, черный с блоком питания 600Вт.

- Микропроцессор Intel «Pentium G840» (2.80 Ггц), Socket1155.

- Материнская плата Socket1155 Intel «DP67DEB3».

- Жесткий диск 2000 Гб HITACHI 7200RPM.

- Мультимедийная клавиатура.

- Оптическая мышь.

- Веб -камера.

-Назовите недостающие комплектующие.

-Назовите комплектующие, не соответствующие нормам безопасного использования компьютера и требований эргономичности.


Выводы по изученному материалу

Итак, компьютер должен быть не только красивым, но и экологичным, то есть положительно влиять на здоровье окружающих, расходовать незначительное потребление энергии, иметь низкий уровень электромагнитного излучения, соблюдать значение показателей цветотерапии, т.е. радовать глаз и вызывать положительные эмоции. Возможно, таковы они - компьютеры будущего.

- Знакомятся с целями этапа



- Проходят тестирование «Знаете ли вы…»

- Обмениваются тестами и по заданным критериям оценивают результаты

- Обсуждают результаты тестирования.

- Оценивают работу группы и свою работу в группе по оценочной карте











- В случае затруднения обращаются за помощью к группе или преподавателю

- Выполняют задания, направленные на применение знаний на практике.







- Делают выводы по изученному материалу.



  • Осмысленные знания.

  • Умение применить знания в стандартных и нестандартных условиях.

5

Задание на дом

- Постановка целей самостоятельной работы студентов.

- Разъяснение студентам критериев успешного выполнения домашнего задания.

5 мин

Постановка целей сам. работы

- Вам предстоит самостоятельно составить комплектацию компьютера для личного пользования, учитывая ваши интересы и финансовые возможности, соблюдая требования безопасной эксплуатации компьютера и эргономичности.

Разъяснение студентам критериев успешного выполнения д/задания

  1. Комплектация компьютера соответствует возрастным особенностям пользователя и его интересам.

  2. Покупка укладывается в указанную сумму.

  3. Комплектующие соответствуют требованиям безопасной эксплуатации компьютера и эргономичности.

- Знакомятся с целями самостоятельной работы.

- Знакомятся с критериями выполнения самостоятельной работы.

- Задают вопросы.

  • Готовность самостоятельно применить знания в стандартных и нестандартных условиях.


20


© 2010-2022