«Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм»

Выбор темы  «Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм» является актуальным.  Основное назначение табличных процессоров – обработка таблично организованной информации, проведение расчётов на её основе и обеспечение визуального представления хранимых данных и результатов их обработки в виде графиков, диаграмм. Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчётов вручную. Расчёт по заданным формулам вып...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГБОУ СПО «Буинский ветеринарный техникум»











Методическая разработка

урока

по ОДП.12 «Информатика и ИКТ»

тема «Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм»







Разработана преподавателем

первой категории

Шамгуновой Гульнарой Наилевной

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

общетехнических и математических дисциплин

протокол № 7 от 20.01. 2014г.

Апробирована 07.02.2014г. группа 367

Председатель ЦК__________________

Набиуллина Г.Ф.







2014г.

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: Решение прикладных задач с помощью табличного
процессора и построение диаграмм

Время: 90 минут.

Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: Лабораторно практическое занятие.

Методы обучения: Репродуктивный.

Цели:

1.Обучения - Добиться усвоения студентами умения
использования формул при расчетах и
построение диаграмм.


2.Воспитания -Восприятие компьютера как инструмента
обработки информационных объектов,
самостоятельность при выполнении задании.



3.Развития - Знания и умения использования формул в
Excel и построение диаграмм


В результате освоения темы студент должен:

Знать:

Значение формул в EXCEL.

Ввод формулы в ячейку.

Мастер функции.

Понятие абсолютной и относительной ссылки.

Построение диаграммы.

Уметь:

заполнять ячейки формулами

использовать итоговые функции для вычисления значений

строить графики на основе данных, содержащихся на рабочем листе

Формируемые компетенции

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

Межпредметные

связи: Обеспечивающие -ОДП.11 «Математика»

Обеспечиваемые - МДК.01.01. «Практические основы бухгалтерского учета»

Наглядные

пособия: Таблица, плакат «Элементы окна Microsoft excel» , «Элементы окна
Microsoft Word»

Раздаточный материал: Карточки с заданиями, ИТК

Технические средства обучения: Компьютер, интерактивная доска.

Использованная литература: М.С.Цветкова Информатика и ИКТ, Н.Е.Астафьева
Информатика и ИКТ, Н. Угринович «Информатика и информационные технологии»,
В.Пикуза Экономические и финансовые расчеты в Excel. И. Горшунов «Изучаем Microsoft
Office за 14 дней», стр. 54, 66 - 67.

  1. Организационный момент:

1.Проверка явки студентов.

2. Подготовка студентов к занятию.


  1. Актуализация опорных знаний:

    1. Устный опрос.

    2. Работа по карточкам.


  1. Формирование умений и навыков:

Ввод формулы в ячейку.

Мастер функции.

Применение абсолютной и относительной ссылки.

Построение диаграммы.

Работа с ИТК .

Заполнение таблиц с использованием формул и мастера
функций в EXCEL.


  1. Подведение итогов урока:

Преимущество программы Microsoft EXCEL в отличие от программы Microsoft Word.

Значение формул в EXCEL и построение диаграммы.

Использование программы EXCEL в профессиональной деятельности.

Объявление оценок.

Домашнее задание.







Ход урока.

Организационный момент.

Урок начинается с приветствия студентов, после проверки явки студентов и наличия белых халатов, организуется внимание студентов к занятию, объявляется тема урока и записывается на доске «Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм» проводится инструктаж по технике безопасности, включается компьютер запускается программа Microsoft Excel.

Пуск→Программы→ Microsoft Excel.

Актуализация опорных знаний.

На этапе актуализации опорных знаний проводится устный опрос:

Вопрос 1: Для чего предназначена программа Microsoft Excel.

Ответ1: Microsoft Excel - программа, предназначена для работы с электронными таблицами. Пользоваться электронными таблицами приходится почти так же часто, как с текстовыми документами при расчетах( например, бухгалтерских), оформление отчетов и тд.

Вопрос 2: Ребята, давайте вспомним как оформляются ячейки в EXCEL. Как настроить шрифт текста в ячейке?

Ответ 2: Для того чтобы оформить данные в ячейках используется команда в строке меню Формат→ Ячейки… вкладка Выравнивание, Шрифт. Также можно воспользоваться панелями инструментов «Форматирование» и контекстным меню (нажимаем на правую кнопку мыши в контекстном меню выбираем Формат ячеек...) Отсюда можно настроить размер, цвет шрифта и другие параметры.

Вопрос 3: Как выравнить текст в ячейке?

Ответ 3: Для выравнивания текста в ячейке служит команда «Формат ячеек» вкладка «Выравнивание». Отсюда можно установить выравнивание текста в ячейках по вертикали по горизонтали, произвольное направление текста.

Вопрос 4: Как происходит объединение ячеек?

Ответ 4: Выбрать в окне «Формат ячеек» в вкладке «Выравнивание» опцию «Объединение ячеек», либо воспользоваться кнопкой «Объединить и поместить в центре» на панели инструментов, которая кроме объединения ячеек установит в образовавшейся большой ячейке выравнивание по центру.

Вопрос 5: Можно ли изменить высоту строк и ширину столбцов. Если можно, то каким образом?

Ответ 5: Для изменения высоты строк и ширины столбцов используются границы, которые проходят между номерами строк и буквами столбцов. Если к такой границе подвести указатель мыши он изменит свой вид в виде двунаправленной стрелки, показывая, что границу можно схватить и перетащить мышью.

Вопрос 6: Как настроить внешние и внутренние границы?

Ответ 6: Для настройки границ служит вкладка «Граница» окна «Формат ячеек». Вокруг образца расположены кнопки, включающие и отключающие отображение отдельных границ.

Вопрос 7: Как настроить представления чисел?

Ответ 7: Чтобы настроить представления чисел необходимо выбрать закладку «Число» окна «Формат ячеек». Для двух наиболее распространенных форматов - денежного и процентного - на панели инструментов «Форматирования» вынесены специальные кнопки.

Далее работа ведется по раздаточным материалам. Пока студенты выполняют работу на компьютере, преподаватель наблюдает за выполнением задания. Учитывая работу студентов в течение урока, оцениваются знания каждого.

Задание 1. Оформить таблицу в Microsoft Excel .

Шрифт→Times New Roman, Начертание→Обычный, Размер→12.

Урожайность зерновых культур и валовой сбор зерна.

Бригада

Площадь посева

Урожайность с 1 га, ц

Валовой сбор зерна

га

% к итогу

ц

% к итогу

1

230

55

2

198

62

3

173

50

4

252

59

Итого

х

Средняя площадь посева по бригадам, га

Средняя урожайность с 1 га по бригадам,

Оформленную таблицу сохраняем в папке 367 группа под именем «Урожайность зерновых культур».

Формулы- это инструментарий, который делает программу электронных таблиц не заменимой для решения самых разнообразных задач. Без формул электронные таблицы не обладают никакими преимуществами, если не считать удобства работы с текстовыми статистическими таблицами. Формулы являются основным средством анализа и обработки вносимых данных.

Студентам предлагается вспомнить: Какие типы данных могут находиться в ячейках?

Ответ: Числа, текст, формулы.

Преподаватель: Сегодня мы с вами поговорим о формулах, вы научитесь использовать формулы в программе EXCEL. Как вы уже убедились, EXCEL обладает широким набором средств для ввода данных в таблицы и их оформления. Однако если бы его возможности ограничивались этим, EXCEL был бы лишь текстовым редактором, предназначенным для редактирования таблиц. Поэтому, именно формулы делают EXCEL таким удобным и популярным инструментом. Вспомним, где именно и в каких случаях пользуются электронные таблицами, т.е. программа EXCEL?

Ответ: В бухгалтерии, при расчетах, оформлении отчетов.

Преподаватель: Формулы позволяют обрабатывать данные, вычисляя по уже известным данным новые. Достаточно написать формулу и EXCEL автоматически подсчитает результат. Вам не нужно будет тратить время на вычисления. Относительно формул необходимо запомнить 2 основных момента:

1) Формулы в EXCEL всегда начинаются со знак равенства.

2) Адреса ячеек в формуле пишутся на латинском языке.

Изобразим часть электронной таблицы на интерактивной доске:


A

C

D

1

25

100

=А1+В1

2


3


4


Рассмотрим использование формул на простом примере:

=A1+B1

Если, например, эту формулу ввести в ячейку C1, то EXCEL сложит значения ячеек A1 и B1 и поместит результат в ячейку C1. При этом на экране будет отображаться не формула, а полученный по ней результат (после нажатия клавиши Enter).

Далее студенты проделывают этот пример на компьютере и объявляют результат ячейки C1.

Вопрос: Если же значения в ячейках A1 и B1 изменить, что произойдет? Как вы думаете? Проделайте на компьютере.

Ответ: EXCEL автоматически пересчитает по формуле значение ячейки C1.

При вводе формулы можно облегчить введение имен ячеек вместо введения имени ячейки с клавиатуры можно щелкнуть мышью по самой ячейке.

Студентам также предлагается рассмотреть на компьютере и другие примеры с использованием формул произведения, разности, деления.

A

C

D

1

25

100

2

=А1*В1

3

=А1-В1

4

=А1/В1


Преподаватель: Пожалуй, самый простой, но часто встречающийся пример использования формул - суммирование. Допустим, необходимо сложить 10 чисел начинающихся с ячейки B1 и заканчивающихся в ячейке B10. Каким образом вы вычислите сумму? Назовите формулу.

Ответ: По формуле: = B1 + B2 + B3… B10

Преподаватель: Правильно, можно, конечно, записать формулу:

= B1 + B2 + B3… B10,

но это будет очень длинная формула, так ведь, и на ее запись уйдет очень много времени. Поэтому, эту формулу можно записать проще. Вспомните, как записывается диапазон ячеек, например, с В1 по В10 ?

Ответ: B1: B10

Преподаватель: Правильно, значит формула суммирования будет выглядеть следующим образом (записывается на доске):

= СУММ (B1: B10)

Есть еще один совсем простой способ суммирования чисел. На стандартной панели инструментов существует кнопка «Автосумма», которая проделает за вас всю работу, даже необязательно вводить формулу вручную. Необходимо лишь сделать активной ячейку в конце столбца или строки с числами и нажать на эту кнопку (∑) . (Эти способы суммирования студенты также выполняют на компьютере).

Так же можно использовать Мастер функции. Для вызова мастера функции можно использовать в строке формул значок fx или в строке меню Вставка→Функция… Выделяем ячейку где должен отображаться результат и вызываем Мастер функции на экране появляется окно Мастер функций который состоит из двух шагов. Выбираем Категория: Математические выбираем функцию: Сумм нажимаем на Ок. В окне аргументы функции определяем диапазон данных и нажимаем ОК. (Нахождение суммы с помощью Мастера функций рассматривается на примере)

Преподаватель: А как же узнать была ли информация (число) введена непосредственно с клавиатуры или вычислена с помощью формулы? Где еще вы можете увидеть содержимое активной ячейки, кроме самой ячейки?

Ответ: Необходимо сделать ячейку активной и посмотреть на строку формул.

Преподаватель: Правильно, если ячейка вычисляется по формуле, то в строке формул появится та формула, по которой было вычислено значение активной ячейки. А в самой ячейке будет отображаться полученный по формуле результат. А если число введено непосредственно с клавиатуры, то в строке формул будет отображаться то же самое число что и в активной ячейке.

Открываем в папке Мои документы папку 303 группа и запускаем файл «Урожайность зерновых культур». Используя полученные знания студенты вычисляют итоговую сумму площади посева зерновых культур и валового сбора зерна заполняют таблицу формулами и производится расчеты.

Урожайность зерновых культур и валовой сбор зерна.

Бригада

Площадь посева

Урожайность с 1 га, ц

Валовой сбор зерна

га

% к итогу

ц

% к итогу

1

230

55

=В4*D4

2

198

62

=B5*D5

3

173

50

=B6*D6

4

252

59

=B7*D7

Итого

=СУММ(В4:В7)

х

=СУММ(Е4:Е7)

Средняя площадь посева по бригадам, га

Средняя урожайность с 1 га по бригадам, ц

Урожайность зерновых культур и валовой сбор зерна.

Бригада

Площадь посева

Урожайность с 1 га, ц

Валовой сбор зерна

га

% к итогу

ц

% к итогу

1

230

55

12650

2

198

62

12276

3

173

50

8650

4

252

59

14868

Итого

853

х

48444

Средняя площадь посева по бригадам, га

Средняя урожайность с 1 га по бригадам, ц

Для дальнейших расчетов вводится понятие абсолютная и относительная ссылка. Ссылка на ячейку может быть относительной, абсолютной и смешанной. При вычислении валового сбора зерна в ц , мы использовали относительную ссылку (в ячейку Е4 ввели формулу =В4*D4 и скопировали ее на остальные ячейки через маркер заполнения). Фактически они задают смещение ячейки, на которую производится ссылка, относительно ячейки, в которой эта ссылка указывается. По этой причине при копировании адрес ячейки, на которую производиться ссылка, изменяется таким образом, чтобы смещение осталось прежним. При расчетах процентного распределения площади посева зерновых культур и валового сбора зерна в формулах осуществляется ссылка на конкретную ячейку задается абсолютная ссылка. После перемещения и копирования такой формулы ссылка на ячейку не изменяется, поскольку абсолютная ссылка задает фиксированную позицию на рабочем листе, которая находится на пересечении данного столбца и данной строки. Признаком абсолютной ссылки является знак доллара $. Наличие двух таких знаков означает, что в какое бы место рабочего листа мы ни копировали формулу, она не изменится. Знак $ можно поставить с помощью клавиатуры переходя на латинский алфавит или выделить ячейку где должна быть абсолютная ссылка подвести курсор мыши на эту ячейку и щелкнуть мышью при появлении текстового курсора нажать на функциональную клавишу F2. Рассмотрим на примере.

Рассчитать процентное распределение площади посева зерновых культур и валового сбора зерна используя в формуле абсолютную ссылку, а так же среднюю площадь посева и среднюю урожайность по бригадам используя Мастер функции.

Средняя площадь посева по бригадам, га вычисляется по формуле

S = «Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм» где S- средняя площадь посева по бригадам, га

S- площадь посева, га

n- количество бригад

Средняя урожайность с 1 га по бригадам, ц

Y=«Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм» где Y - средняя урожайность с 1 га по бригадам, ц

y - урожайность с 1 га, ц

Урожайность зерновых культур и валовой сбор зерна.

Бригада

Площадь посева

Урожайность с 1 га, ц

Валовой сбор зерна

га

% к итогу

ц

% к итогу

1

230

=B4/$B$8*100

55

=В4*D4

=E4/$E$8*100

2

198

=B5/$B$8*100

62

=B5*D5

=E5/$E$8*100

3

173

=B6/$B$8*100

50

=B6*D6

=E6/$E$8*100

4

252

=B7/$B$8*100

59

=B7*D7

=E7/$E$8*100

Итого

=СУММ(В4:В7)

=B8/$B$8*100

х

=СУММ(Е4:Е7)

=E8/$E$8*100

Средняя площадь посева по бригадам, га =СРЗНАЧ(В4:В7)

Средняя урожайность с 1 га по бригадам, ц = E8/B8

Сохранить рабочую книгу.

После всех расчетов должна появиться таблица в виде:

Урожайность зерновых культур и валовой сбор зерна.

Бригада

Площадь посева

Урожайность с 1 га, ц

Валовой сбор зерна

га

% к итогу

ц

% к итогу

1

230

27,0

55

12650

26,1

2

198

23,2

62

12276

25,3

3

173

20,3

50

8650

17,9

4

252

29,5

59

14868

30,7

Итого

853

100

х

48444

100,0

Средняя площадь посева по бригадам, га 213

Средняя урожайность с 1 га по бригадам, ц 57

Для наглядного представления данных в Мicrosoft EXCEL используется Диаграммы. Вызов мастера диаграммы осуществляется:

1. Строка меню Вставка→Диаграммы…

2. Панель инструментов «Стандартное» значок Мастер диаграмм.

В окне Мастер диаграмм ( шаг 1 из 4): тип диаграммы отображаются две вкладки Стандартные и Нестандартные. В первом шаге создании диаграммы выбираем Тип диаграммы и Вид диаграммы идем «Далее».

Во втором шаге определяем диапазон данных идем «Далее».

В третьем шаге определяем название заголовки, оси, линии сетки, легенда, таблица данных, подписи данных, после изменения параметров нажимаем на «Далее». На четвертом шаге выходит запрос Поместить диаграмму на листе: - отдельном

- имеющемся. И нажимаем на Готово. (Все шаги просматриваются на компьютере)

Теперь построим диаграмму распределения площади посева зерновых культур по бригадам .


Формирование умений и навыков.

Для закрепления знаний , умений и навыков в системе электронных таблиц используется задания сохраненные в папке Мои документы → Папка с заданиями → Таблицы для расчета.

Студенты переходят к заполнению таблицы с использованием формул и мастера функции.

1. Расчет объема имеющихся емкостей.

Инвентарный номер

Длина

(м)

Ширина

(м)

Высота

(м)

Объем

(куб. м)

16194

2,2

1,5

1,2

16195

3,5

1,2

1,1

16196

2,5

1,2

1,1

2. Вычислить зарплату сотрудников за Январь месяц и создать диаграмму по данным ФИО и К выплате.

№ п/н

ФИО

Начисления

Начислено всего

Удержания

Удержано всего

К выплате

Зарплата

Доп.выплаты

НДФЛ 13%

Проф. взнос 1%

1

Иванов И.И

3500

800

2

Петров С.Р.

4250

200

3

Сидоров А.П

4000

400

ИТОГО


3.Используя мастер функции рассчитать Финансовый отчет фирмы «Запад» за I полугодие 2013 год.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

Среднее

Филиал 1

32550

33040

34080

32070

34560

35670

Филиал 2

19349

17890

14567

13450

12600

14805

Приход


Статьи расхода

Реклама

4000

4000

4000

4000

4000

4000

Аренда помещ.

500

500

500

500

500

500

Налоги и выплаты

241

242

243

244

245

246

Затраты на товар

807

814

821

828

835

842

Расход


Прибыль

Студенты, которые быстрее остальных справились с работой, получают дополнительные задания. А в конце урока все студенты сохраняют свои выполненные работы.

Подведение итогов.

Преподаватель: Итак, в чем отличие программы Microsoft Excel от программы Microsoft Word?

Ответ: Microsoft Word является текстовым редактором, а Microsoft Excel удобно использовать при выполнении разнообразных вычислений и создания на их основе документов. В программе Microsoft Excel в отличие от программы Microsoft Word можно использовать формулы, функции, что позволяет выполнять разнообразные вычисления и достаточно сложные расчеты. А так же для наглядного представления данных используется диаграммы.

Преподаватель: Какое значение имеют формулы в программе Excel?

Ответ: Формулы позволяют обрабатывать данные, вычисляя по уже, известным данным новые. Именно формулы делают электронные таблицы таким удобным и популярным инструментом.

Преподаватель: Как вы думаете в каких случаях можно использовать в вашей профессии программу Microsoft Excel?

Ответ: При составлении финансовых и статистических отчётов, при создании табличной базы данных сотрудников, при расчетах должностных окладов и премии, учет и налогообложение доходов физических лиц .

Домашнее задание.

Составь таблицу, содержимое которой будет взаимосвязано с вашей будущей профессией, и заполните её в двух видах:

1) В виде формул.

2) В виде готовых ответов.






























Приложение


Инструкционно-технлогическая карта урока.

Практическое занятие


Тема урока: Решение прикладных задач с помощью табличного процессора и построение диаграмм


Наименование работы: Расчёт в системе электронных таблиц с
использованием формул и построение диаграмм.


Цель занятия: Добиться усвоения студентами использования формул при

расчетах и построение диаграмм.


Приобретаемые

умения и навыки: Умение использовать формулы в EXCEL при решении

различных задач и создавать диаграммы, расширить навыки

пользования компьютером.


Норма времени: 90 минут.


Оснащение рабочего места: компьютер, инструкционно-технологическая карта,

таблица.


Инструктивные указания: Соблюдать правила техники безопасности при работе с

ЭВМ


Литература: М.С.Цветкова Информатика и ИКТ, Н.Е.Астафьева Информатика и ИКТ, Н. Угринович «Информатика и информационные технологии»,В.Пикуза Экономические и финансовые расчеты в Excel. И. Горшунов «Изучаем Microsoft Office за 14 дней», стр. 54, 66 - 67.



























Теоретический материал

Ввод формулы. Электронные таблицы (EXCEL) позволяют производить различные расчёты с использованием формул. Именно формулы делают EXCEL таким удобным и популярным инструментом. Формулы позволяют обрабатывать данные, вычисляя по уже известным данным новые. Достаточно написать формулу и EXCEL автоматически подсчитает результат. Вам не нужно будет тратить время на вычисления. Относительно формул необходимо запомнить 2 основных момента:

1) Формулы в EXCEL всегда начинаются со знака равенства.

2) Адреса ячеек в формуле пишутся на латинском языке.

Например: =А1+В1

Если эту формулу ввести в ячейку C3, то EXCEL сложит значения ячеек A1 и B1 и поместит результат в ячейку C3. При этом на экране будет отображаться не формула, а полученный по ней результат (после нажатия клавиши Enter).

Если же значения в ячейках A1 или B1 изменятся, EXCEL автоматически пересчитает по формуле значение ячейки C3. При вводе формулы можно облегчить введение имен ячеек вместо введения имени ячейки с клавиатуры можно щелкнуть мышью по самой ячейке.

Автосуммирование. Пожалуй, самый простой, но часто встречающийся пример использования формул - суммирование. Для использования суммирования даже необязательно вводить формулу вручную - на стандартной панели инструментов существует кнопка «Автосумма», которая проделает за вас всю работу. Необходимо лишь сделать активной ячейку в конце столбца или строки с числами и нажать на эту кнопку.

Строка формул. Можно легко узнать, была ли информация (число) введена в ячейку непосредственно с клавиатуры или вычислена с помощью формулы. Для этого необходимо сделать ячейку активной и посмотреть на строку формул. Если ячейка вычисляется по формуле, то в строке формул появится та формула, по которой было вычислено значение активной ячейки. А в самой ячейке будет отображаться полученный по формуле результат. А если число введено непосредственно с клавиатуры, то в строке формул будет отображаться то же самое число что и в активной ячейке.

Абсолютные и относительные ссылки. По умолчанию EXCEL использует относительные ссылки, которые изменяются при копировании и перемещении формул. Чтобы формулы (результаты) оставались неизменными при копировании, в формулу необходимо добавить символ $. Например: =В$3*Н1; =В3*$Н$1; =$В$3*$Н$1. Этот символ превращает относительные ссылки в абсолютные.

Использование функций в формулах. При использовании формул одних операторов не достаточно, необходимо кроме них использовать функции. Для вызова мастера функции можно использовать в строке формул значок fx или в строке меню Вставка→Функция… Выделяем ячейку где должен отображаться результат и вызываем Мастер функции на экране появляется окно Мастер функций который состоит из двух шагов. Выбираем Категория: Математические выбираем функцию: Сумм нажимаем на Ок. В окне аргументы функции определяем диапазон данных и нажимаем ОК.

Построение диаграмм. Использование диаграмм позволяет представить информацию на экране наглядным образом. Для создания диаграмм необходимо воспользоваться мастером диаграмм. Для этого следует выделить данные для диаграммы и выбрать в меню команду Вставка - Диаграмма или нажать на кнопку «Мастер диаграмм» на панели инструментов. Построение диаграммы состоит из четырёх шагов. На первом шаге выбирается тип и вид диаграммы. На втором шаге диаграммы указывается, из какого диапазона берутся данные для диаграммы. Если же перед вызовом мастера диаграмм диапазон с данными для диаграммы выделить, то второй шаг можно пропустить, нажав команду далее. На третьем шаге мастера диаграмм указываются параметры отображения диаграммы на экране: легенда, в которой обозначается, какими цветами на диаграмме изображены ряды данных, заголовок диаграммы, оси диаграммы и заголовки этих осей, линии сетки и многие другие параметры. Наконец, на четвёртом шаге мастера диаграмм указывается, куда должна быть помещена созданная диаграмма. Её можно разместить на существующем рабочем листе или на отдельном листе.

Порядок выполнения работы

1. Заполнить таблицы с использованием формул и мастером Функции в EXCEL.

2. Построить необходимые диаграммы относительно полученных данных.

Задание: Произведите расчёты в таблицах следующего вида, используя формулы:

1. Расчет объема имеющихся емкостей.

Инвентарный номер

Длина

(м)

Ширина

(м)

Высота

(м)

Объем

(куб. м)

16194

2,2

1,5

1,2

16195

3,5

1,2

1,1

16196

2,5

1,2

1,1


2. Вычислить зарплату сотрудников за Январь месяц и создать диаграмму по данным ФИО и К выплате.

№ п/н

ФИО

Начисления

Начислено всего

Удержания

Удержано всего

К выплате

Зарплата

Доп.выплаты

НДФЛ 13%

Проф. взнос 1%

1

Иванов И.И

3500

800

2

Петров С.Р.

4250

200

3

Сидоров А.П

4000

400

ИТОГО


3.Используя мастер функции рассчитать Финансовый отчет фирмы «Запад» за I полугодие 2013 год.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

Среднее

Филиал 1

32550

33040

34080

32070

34560

35670



Филиал 2

19349

17890

14567

13450

12600

14805


Приход








Статьи расхода

Реклама

4000

4000

4000

4000

4000

4000

Аренда помещ.

500

500

500

500

500

500

Налоги и выплаты

241

242

243

244

245

246

Затраты на товар

807

814

821

828

835

842

Расход







Прибыль

Контрольные вопросы


  1. Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?

  2. Какое значение имеют формулы в программе Excel?

  3. Какую особенность электронных таблиц вы заметили?

  4. Для чего создаются диаграммы относительно данных?

  5. Как вы думаете, в каких случаях можно использовать в вашей профессии

программу Microsoft Excel?


© 2010-2022