Рабочая программа по информатике 6 класс, по учебнику Л. Л. Босовой, по ФГОС

Данная рабочая планирование составленао на основе программы Л.Л.Босовой, по учебнику 6 класса, расчитана на 35 часов в год, т.е один час в неделю. В этой программе есть пояснительная записка, цели и задачи программы, формы текущего контроля знаний,  умений, навыков, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание программы по полугодиям, само календарно-тематическое планирование,  методическое обеспечение программы, в которое входит учебно-методических комплект, дополнит...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено и утверждено Введено в действие

на заседании педагогического совета Протокол №______

Протокол №_____ от « » ______________2014г.

от « » августа 2014г Директор школы:

Председатель _________Р.В.Бабичева ________________П.И.Сасин











Рабочая программа

по информатике


Класс:6

Количество часов в год: 35

Планирование составлено на основе программы: Босова Л.Л. Программа по информатике и ИКТ на базовом уровне (6 класс).



Составитель: Склемина Наталья Николаевна



Вишнево, 2014г

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Цели:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год).

Формы организации учебного процесса

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» - с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.

Контрольная работа на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6 класса представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбрали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцент с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течении учебного года или даже несколько лет обучения.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерный практикум).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы


Тематика

Вид

Форма

1

Объекты и системы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

2

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

3

Информационное моделирование

Тематический контроль

Контрольная работа

4

Алгоритмика

Тематический контроль

Контрольная работа

5

Презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа
















3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Объекты и системы (9 часов)

Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 на тему Объекты и системы»

2.Информационное моделирование (15 часов)

Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления. Модели объектов. Информационные модели. Логические задачи. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Схемы.

Контрольная работа №2 на тему «Информационное моделирование».

3.Элементы алгоритмизации (9 часов)

Алгоритм. Исполнитель. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Управление исполнителями Чертежник.

Контрольная работа №3 на тему Элементы алгоритмизации».

4.Повторение (1 час)

Компьютерный практикум

Работа 1. Работаем с основными объектами операционной системы

Работа 2. Работаем с объектами файловой системы

Работа 3. Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов

Работа 4. Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов.

Работа 5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

Работа 6. Создаём компьютерные документы

Работа 7. Конструируем и исследуем графические объекты

Работа 8. Создаём графические модели

Работа 9. Создаём словесные модели

Работа 10. Создаём многоуровневые списки

Работа 11. Создаём табличные модели

Работа 12. Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре

Работа 13. Создаём информационные модели - диаграммы и графики

Работа 14. Создаём информационные модели - схемы, графы и деревья

Работа 15. Создаём линейную презентацию

Работа 16. Создаём презентацию с гиперссылками

Работа 17. Создаём циклическую презентацию

Работа 18. Выполняем итоговый проект

Темы проектов

  • В мире компьютерных объектов

  • В мире компьютерных моделей

  • Путешествие по стране АЛГОРИТМИКА (РОБОТЛАНДИЯ)




















4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; жизненные

  • приводить простые примеры передачи, хранения и обработки информации и деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их обратного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к полученной информации за счет ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувств личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасности эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.:

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включенными: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувствительной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранении я, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессов; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения визуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основными продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникативных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

























5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I полугодие

ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. Практическая работа №1 «Работа с основными объектами операционной системы». Компьютерные объекты. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». Отношения объектов и их множеств. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора». Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора». Системы объектов. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». Персональный компьютер как система. Проект. Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы». Понятие как форма мышления. Проект «Конструирование и исследование графических объектов». Информационное моделирование. Проект «Создание графической модели».

II полугодие

Знаковые информационные модели. Проект «Создание словесной модели». Табличные информационные модели. Проект «Создание табличной модели». Практическая работа №12 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре». Графики и диаграммы. Проект «Создание информационной модели». Схемы. Проект «Создание информационной модели». Алгоритм. Исполнители алгоритма. Типы алгоритмов. Управлением исполнителем Чертежник. Управлением исполнителем Чертежник. Практическая работа №15 «Создание линейной презентации». Практическая работа №16 «Создание презентации с гиперссылками». Практическая работа №17 «Создание циклической презентации». Итоговый проект

«Мой инструмент-компьютер». Резерв.










6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Коли-чество

часов

Дата проведения

Приме-чание

Обору-дование

По плану

Факти-ческая

1.

ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

1


2.

Компьютерные объекты. Практическая работа №1 «Работа с основными объектами операционной системы».

1


3.

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

1


4.

Отношения объектов и их множеств. Отношение является элементами множества. Отношения между множествами.

1


5.

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».

1


6.

Разновидности объектов и их классификация.

1


7.

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора».

1


8.

Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы.

1


9.

Система и окружающая среда. система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».

1


10.

Персональный компьютер как система. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».

1


11.

Контрольная работа №1 на тему «Объект и их имена».

Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» (продолжение).

1


12.

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструирование и исследование графических объектов».

1


13.

Определеие понятия. Практическая работа №7 «Конструирование и исследование графических объектов».

1


14.

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создание графической модели».

1


15.

Словесные информационные модели. Словесные описания. Практическая работа №9 «Создание словесной модели».

1


16.

Словесные информационные модели. математические модели. Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».

1


17.

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».

1


18.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислмительные таблицы. Практическая работа №12 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре».

1


19.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №13 «Создаем информационные модели - графики и диаграммы».

1


20.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №13 «Создаем модели - графики и диаграммы» (продолжение).

1


21.

Многообразие схем. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели - графы, схемы, деревья» (продолжение).

1


22.

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

1


23.

Контрольная работа №2 на тему «Информационное моделирование».

Алгоритм. Исполнители алгоритма.

1


24.

Что такое алгоритм.

1


25.

Исполнители вокруг нас.

1


26.

Формы записи алгоритмов.

1


27.

Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».

1


28.

алгоритмы

1


29.

1


30.

Контрольная работа №3 на тему Элементы алгоритмизации».

1


31.

Практическая работа №15 «Создание линейной презентации».

1


32.

Практическая работа №16 «Создание презентации с гиперссылками».

1


33.

Практическая работа №17 «Создание циклической презентации».

1


34.

Итоговый проект

«Мой инструмент-компьютер».

1


35

Резерв

1



















7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методический комплекс

1.Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

2.Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

3.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классах: -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.

4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5..Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

6.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/ ) /

7.Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbs.ru/authors/informatik/3/)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике в 5-7 классах // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007. № 6.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Комплект плакатов и методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.




© 2010-2022