Рабочая программа 7-9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

В соответствии со структурой школьного образования (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», которая рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов II ступени обучения (базового курса) составлена на основе:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»;

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 31.01.2012г. №169);

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

6. Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2015 г. № 118 «Об утверждении учебного плана на 2015 -2016 учебный год»;

7. Положение о рабочих программах, утвержденное приказом МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2011г. №123;

8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10.Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

11.Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы). Н.Д Угринович;

Данная рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 7-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.,2013, учебника «Информатика» для 7 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М:Бином.Лаборотория знаний, 2013 и дополнительной литературы: книга В.П. Попов. Turbo Pascal.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

Соотношение часов учебного времени на изучение разделов рабочей программы изменено исходя из дополнительных часов компонента школы(информатика вводился с 6 класса). В рабочей программе уменьшено количество времени на изучение некоторых разделов, за счет которых увеличено количество часов на изучение других разделов, таких как: «Алгоритмизация и основы программирования», «Технология обработки числовых данных», «Технология обработки текстовой информации». Увеличение количества часов на изучение указанных тем сделано сознательно и обоснованно, поскольку на темы данных разделов акцентировано большее внимание в тестах ГИА по информатике и ИКТ.

Для изучения темы «Алгоритмизация и основы программирования» используется язык программирования Turbo Pascal

так как при проведении школьных олимпиад, а также для подготовки учеников к сдаче ГИА и ЕГЭ, как наиболее понятный для школьного уровня язык программирования.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности.


В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№5 г. Дюртюли на предмет «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах отведено:

  • 7 класс - 34 часа(1 час в неделю)

  • 8 класс - 34 часа (1 час в неделю);

  • 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю)

Содержание учебно - тематического планирования

Раздел

Количество

часов

по примерной

программе

Количество часов

по рабочей

программе -7 класс

Количество часов

по рабочей

программе -8 класс

Количество часов

по рабочей

программе -9 класс

Информация и информационные процессы

11

1

7

1

Компьютер и программное обеспечение

9

9

Обработка текстовой информации

11

8

Обработка графической информации, мультимедийные технологии

17

5

7

Коммуникационные технологии

21

6

7

5

Обработка числовой информации

12

10

Основы алгоритмизации и программирования

28

25

32

Моделирование и формализация. Табличные базы данных

13

9

Основы алгебры логики

3

Информатизация общества

3

2

1

Повторение

6

Всего



34 часов


34 часов


68 часов

Итого

131 часов


136 часов

Соотношение часов учебного времени на изучение разделов рабочей программы изменено исходя из дополнительных часов компонента школы. В рабочей программе уменьшено количество времени на изучение некоторых разделов, за счет которых увеличено количество часов на изучение других разделов, таких как: «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования», «Технология обработки числовых данных», «Обработка графической информации, мультимедийные технологии», «Компьютер и программное обеспечение», «Технология обработки текстовой информации». Увеличение количества часов на изучение указанных тем сделано сознательно и обоснованно, поскольку на темы данных разделов акцентировано большее внимание в тестах ГИА по информатике и ИКТ. Дополнительно в курс введён раздел «Основы алгебры логики», так как в тестах ГИА по информатике и ИКТ имеются задания из тем данного раздела.

Общая характеристика учебного предмета

I. Предмет «Информатика и ИКТ»

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ в основной школе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. В рамках основной школы решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющимися значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Содержание теоретической и практической компонент курса информатики и ИКТ основной школы должно быть в соотношении 50:50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы, прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Курс изучения информатики предусматривает формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, интернет-ресурсов и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования

Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом следует отметить, что курс информатики основной школы является важнейшим концентром непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах (с учетом профиля).

С точки зрения современных представлений, информатика - это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах, а также о методах и средствах их автоматизации. Поэтому информационные процессы - фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и пр.

В рабочей программе четко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Цели и задачи изучения информатики связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

I. Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах основной школы - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Общие цели:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;

  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;

  • формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

  • овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация целей потребует решения следующих задач:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic, обучить навыкам работы с системой программирования;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

В основу представляемого курса информатики для 7-9 классов положены такие принципы, как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и10-11 (профильные курсы) классах.

  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики. Для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.

  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

  • Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

7 класс:

Личностные образовательные результаты:

приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;

рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;

организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

  • создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.

в сфере охраны здоровья:

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


8 класс

Личностные образовательные результаты:

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

  • оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;

  • решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы);

  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  • совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


9 класс

Личностные образовательные результаты:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

Метапредметные образовательные результаты:

  • представление знаково-символических моделей на формальных языках;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  • получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);

  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);

  • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

  • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

  • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватности поставленной задачи;

  • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  • решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы);

  • создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;

  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  • совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.



Особенности изучения предмета

Приведенные личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путем усвоения содержания общеобразовательного курса информатики, которое отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;

  • основные области применения информатики;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Содержательные линии курса определяются тремя сквозными направлениями:

  • информация и информационные процессы;

  • моделирование; информационные модели;

  • области применения методов и средств информатики.

Данные направления отражают в применении к информатике общую методологию познания: объект познания - инструмент познания - области применения.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

  • содержательная линия «Информация и информационные процессы»;

  • содержательная линия «Основы логики»;

  • содержательная линия «Моделирование и формализация»;

  • содержательная линия «Компьютер»;

  • содержательная линия «Алгоритмизация и программирование»;

  • содержательная линия «Информационные технологии».

Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру общеобразовательного курса информатики:

  • формирование представлений о методах и средствах автоматизации информационных процессов, т.е. о переходе от описаний информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий;

  • развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области науки, технологии, управления, социальной сфере, в том числе - модели информационных процессов из различных областей;

  • формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • ценностей семьи и общества и их уважение;

  • чувства прекрасного и эстетических чувств;

  • способности к организации своей учебной деятельности;

  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров и других средств ИКТ для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой образовательного процесса является урок. Чаще всего в первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока - планируется компьютерный практикум в форме практических работ, рассчитанных на 20-25 минут. Практические работы направлены на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.

Для осуществления образовательного процесса можно использовать элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Проблемное обучение;

В основу педагогического процесса обучения информатике заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Общеклассные формы: урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

На уроках информатики в основном используются следующие методы обучения:

  • словесные - лекция, рассказ, беседа;

  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

  • практические - выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля:

  • устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

  • письменный контроль - контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;

  • лабораторно-практический контроль - контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;

  • самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.

Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Рассмотрим более подробно традиционно сложившиеся формы классно-урочных учебных занятий, такие как урок, урок-лекция, консультация, практическая работа, зачет.

Урок. Он выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений, выделенных учебной программой. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.

В соответствии с поставленными целями различают следующие виды уроков: усвоения новых знаний, овладения умениями и навыками, применения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач.

Урок-лекция. Характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию. Учащиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию, сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. Школьная лекция, как правило, всегда заканчивается ответами учителя на возникшие у ребят вопросы.

Консультация. Устранение пробелов в знаниях и умениях; ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа. Формирование у школьников умения обращаться с компьютером и внешними устройствами, пользоваться прикладными программами, составлять программы. Особенностью практической работы является ограничение во времени, определенное СанПиН 2. 2. 2. 542-96.

Примерный план проведения практической работы:

  • Определение темы практической работы и целей;

  • Определение умений и навыков, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практической работы.

  • Теоретическая часть, предшествующая практической работе.

  • Объяснение хода выполнения работы.

  • Непосредственное исполнение работы.

  • Составление отчета о практической работе.

  • Критерии оценки практической работы.

  • Подведение итогов.

Основным в выполнении практических работ является использование полученных знаний и навыков в самостоятельной работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, а также ввод, редактирование и отладка программ.

Урок-зачет. Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений, а прежде всего для обучения, развития и воспитания каждого учащегося посредством индивидуальной работы. Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить усвоение теоретических основ изучаемой темы, умения и навыки использования теории. В ходе зачета можно установить наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы школьникам для изучения последующих тем. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета - подготовка школьников к экзаменам.

Организация внеклассной работы по информатике:

Воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям, увлеченности наукой проводятся в основном на уроке. Но учитель ограничен школьной программой и временем. Поэтому поддержание устойчивого интереса к предмету, воспитание увлеченности наукой осуществляется в значительной степени через внеклассную работу.

В задачи внеклассной работы по информатике входит:

  • Углубление знаний учащихся теоретических основ информатики, программирования, изучение архитектуры ЭВМ и сетей, знакомство и работа с программным обеспечением.

  • Привитие учащимся навыков работы с компьютером и программным обеспечением, интереса к исследовательской работе.

  • Воспитание интереса к чтению как обычной, так и электронной научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними.

  • Работа в кабинете информатике.

  • Профессиональная ориентационная работа с учащимися.

Наиболее распространенные формы внеклассной работы по информатике:

  • Подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских олимпиадах.

  • Выпуск стенной печати;

  • Проведение викторин, вечеров, КВН по информатике;

  • Разнообразные по формам, задачам кружки по информатике.

Критерии оценивания учебной деятельности учащихся

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Контроль знаний учащихся тесно связан с оценкой. От объективности оценки, положительной мотивации зависит общий настрой учащегося, его желание заниматься в дальнейшем, а значит и качество приобретаемых знаний.
Система оценивания по информатике представлена следующими видами работ:

Стартовая работа (проводится в, начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося по 5 бальной шкале, а также в таблице мониторинга ЗУН в процентном отношении.

Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в журнале и дневнике учащегося по 5 бальной шкале.

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится по итогам темы по 5 бальной шкале.

Рубежная и итоговая проверочная работа (проводится в конце декабря, апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в журнале и в дневнике учащегося по 5 бальной шкале, а также в таблице мониторинга ЗУН в процентном отношении.


Критерии выставления фиксированной оценки

Оценка «5» выставляется, если ученик:
- безошибочно излагает материал устно или письменно;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике. ценки
Оценка «4» выставляется, если ученик:
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если ученик:
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если ученик:
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.


Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» выставляется, если:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Оценка «4» выставляется, если:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» выставляется, если:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Оценка «2» выставляется, если:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценки практического задания

Оценка «5» выставляется, если:

- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Оценка «4» выставляется, если:

- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Оценка «3» выставляется, если:

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» выставляется, если:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценки тестов

Оценка "3" может быть поставлена за 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов;

Оценка "4" может быть поставлена за - 75% - 90% правильных ответов;

Оценка "5" учащийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов.



Содержание учебного предмета

(базовый курс информатики 7 - 9 классы, 136 часа)


Этот этап обеспечивает обязательный минимум содержания образования по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами решения задач с использованием средств новых информационных технологий, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем, профессиональной деятельности.

7 класс (34 часа)


Содержательная линия «Компьютер и программное обеспечение»

Раздел1. «Компьютер и программное обеспечение»

Содержание учебного материала

Техника безопасности, гигиенические правила работы с компьютером. Правила поведения в кабинете информатики.

История развития вычислительной техники. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные устройства компьютера и их функции: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров. Данные и программы.

Файлы и файловая система. Архивация программ и данных. Программы-архиваторы.

Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Операционная система: назначение и основные функции. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы.

Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов. Создание, именование, сохранение, удаление объектов.

Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Компьютерный практикум:

  • Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

  • Работа с файлами с использованием файлового менеджера

  • Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты

  • Определение разрешающей способности экрана монитора

  • Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти

  • Знакомство с графическим интерфейсом Windows

  • Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Контрольная работа №1 «Файлы и файловая система»

Учащиеся должны:

  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

  • знать функциональную схему компьютера;

  • знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • знать назначение и основные функции операционной системы;

  • уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);



Содержательная линия «Информационные технологии»

Раздел2. «Компьютерная графика»

Тема 1. «Мультимедийные технологии»

Содержание учебного материала

Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

Компьютерный практикум:

  • Создание анимации, встроенной в презентацию

  • Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах

  • Создание мультимедийной и интерактивной презентации.

Контрольная работа №2. Создание презентации «Площади геометрических фигур»

Учащиеся должны:

  • знать о назначении и возможностях средств мультимедиа;

  • уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;

  • уметь осуществлять считывание и запись файлов презентаций на дисковые носители.

Тема 2. «Растровая и векторная графика»

Содержание учебного материала

Понятие компьютерной графики. Знакомство с графическими возможностями компьютера, пакетом графических программ.

Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Способы представления графической информации (растровый и векторный). Пиксель. Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования. Работа с объектами в графическом редакторе.

Сохранение графических файлов в различных форматах. Преобразование форматов графических файлов. Печать документов, содержащих графические объекты.

Компьютерный практикум:

  • создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint;

  • создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word;

  • сохранение изображений в различных графических форматах с помощью растрового редактора;

  • рисование трехмерных объектов в векторном редакторе;

  • ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях.

Контрольная работа №3. «Интегрированный графический документ».

Учащиеся должны:

  • получить представление о компьютерной графике, ее применении в различных сферах человеческой деятельности;

  • объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;

  • уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • уметь осуществлять печать документов, содержащих графические объекты.

Тема 3. «Системы компьютерного черчения КОМПАС-3D»

Содержание учебного материала

Знакомство с системами компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС-3D. Знакомство с основными элементами интерфейса КОМПАС-3D. Инструменты черчения, элементы чертежа (отрезки, окружности, прямоугольники). Построение объектов с использованием вспомогательных построений и использованием локальных и глобальных привязок. Способы простановки размеров объектов. Построение фасок, скруглений, плавных кривых, выполнение симметрии объектов. Штриховка областей чертежа. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерный практикум:

  • Знакомство с основными элементами интерфейса

  • Абсолютные и относительные координаты

  • Использование локальных и глобальных привязок при построении объектов

  • Способы выделения объектов

  • Использование вспомогательных построений при создании объектов

  • Простановка размеров на объекте:линейных, угловых, диаметральных, радиальных

  • Построение фасок по катету и углу, двум катетам, с усечением объектов

  • Построение сопряжений с помощью команды Скругление

  • Плавные сопряжения объектов

  • Полная и частичная симметрия объектов, построение зеркального отображения

  • Создание типового чертежа детали Пластина

  • Усечение и выравнивание объектов

  • Построение тел вращения

  • Выполнение деформации объектов путем задания величины деформации или базовой точки

  • Построение линии разрыва на объекте с помощью команды Ввод кривой Безье

  • Штриховка областей путем указания точки внутри области штриховки

Контрольная работа №4. «Плавные сопряжения объектов»

Учащиеся должны:

  • знать о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;

  • знать типы графических изображений;

  • знать последовательность выполнения чертежа средствами инженерной компьютерной графики;

  • уметь рационально пользоваться чертёжными инструментами в программе "КОМПАС";

  • уметь выполнять (создавать) и редактировать графические объекты и их изображения на экране дисплея;

  • уметь выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжения) машинным способом;

  • использовать законы построения чертежа в соответствии с ГОСТом;

  • использовать основные режимы и команды компьютерной системы "КОМПАС" при создании трёхмерной модели изделия.

8 класс (68 часов)


Содержательная линия « Информация и информационные процессы»

Тема «Информация и информационные процессы»

Содержание учебного материала

Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Двоичное кодирование информации в компьютере. Кодирование информации в различных знаковых системах.

Кодирование текстовой информации.

Кодирование графической информации. Растровые изображения на экране монитора.

Кодирование звуковой информации.

Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Компьютерный практикум:

  • Вычисление количества информации с использованием компьютерных калькуляторов.

  • Ввод символа по числовому коду.

  • Определение числовых кодов символов.

  • Перевод текста из одной кодировки в другую с использованием специализированных приложений.

  • Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов.

  • Операции над числами в различных системах счисления.

Контрольная работа №1. «Определение количества информации»

Контрольная работа №2. «Системы счисления»

Учащиеся должны:

  • приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • приводить примеры информационных процессов в управлении;

  • уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);

  • знать единицы измерения количества информации;

  • иметь представление о кодирование генетической информации;

  • приводить примеры двоичного кодирования информации;

  • приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;

  • знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

  • уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

Содержательная линия «Информационные технологии»

Тема 1. Компьютерные коммуникации

Локальные и глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, мультимедиа технологии.

Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете.

Электронная коммерция в Интернете.

Информационная безопасность. Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях.

Разработка Web-сайтов. Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста и размещение графики на Web-страницах. Гиперссылки на Web-страницах.

Компьютерный практикум

  • Настройка доступа к папкам и файлом в локальной сети.

  • Настройка соединения и подключение к Интернету.

  • Работа с электронной почтой.

  • Путешествия по Всемирной паутине.

  • Работа с файловыми архивами.

  • Поиск информации.

  • Установка и настройка межсетевого экрана.

  • Создание Web-страницы.

Контрольная работа №7 «Создание Web-документа»

Учащиеся должны:

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

  • объяснять основные принципы технологии Всемирной паутины;

  • уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами в Интернет;

  • иметь представление об основных принципах защиты информации;

  • знать основы языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language);

  • уметь создавать Web-страницы.

Тема 2. Технология обработки текстовой информации

Содержание учебного материала

Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов).

Форматирование документов. Параметры страницы (размер, ориентация, поля). Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание). Нумерованные и ненумерованные списки. Вставка и форматирование таблиц. Вставка в документ мультимедийных объектов. Редактор формул. Проверка орфографии.

Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

  • Создание и редактирование документа.

  • Форматирование документа по заданному образцу.

  • Вставка в документ многоуровневого списка.

  • Вставка в документ таблицы.

  • Вставка формул.

  • Проверка орфографии в готовом документе.

  • Создание мультимедийного документа.

  • Создание гипертекстового документа.

  • Работа с компьютерным словарем.

  • Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

Контрольная работа №3. «Создание и форматирование текстового документа»

Контрольная работа №4. «Создание документа с интегрированными объектами»

Учащиеся должны:

  • уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • уметь вставлять в документ объекты из других приложений;

  • уметь создавать типовые документы на компьютере;

  • уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.

Тема 3. Технология обработки числовых данных - часов

Содержание учебного материала

Электронные таблицы. Столбцы, сроки, ячейки. Типы данных: числа, формулы и текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Сортировка данных. Поиск данных.

Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум

  • Вычисления с использованием электронных калькуляторов.

  • Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.

  • Вычисления с использованием встроенных функций.

  • Сортировка числовых и текстовых данных.

  • Поиск числовых и текстовых данных.

  • Построение линейчатой и круговой диаграмм.

  • Построение графика функции.

Контрольная работа №5. «Технология ввода формул»

Контрольная работа №6. «Таблицы, графики и диаграммы»

Учащиеся должны:

  • уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;

  • уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;

  • уметь осуществлять сортировку и поиск данных;

  • уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.

9 класс (68 часов)

Содержательная линия «Алгоритмизация и программирование»

Тема «Алгоритмизация и основы программирования»

Содержание учебного материала

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные типы алгоритмических структур: линейная, ветвление, выбор, цикл. Кодирование алгоритмов в форме макросов на языке объектно-ориентированного программирования Turbo Pascal.

Тип, имя и значение переменной. Операторы ветвления, выбора и цикла. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Функции.

Одномерные массивы как способ представления данных. Алгоритмы обработки одномерных массивов (суммирование элементов, вычисление их произведений, средних арифметических значений, поиск элемента с заданными свойствами). Методы преобразования массивов: удаление, добавление, замена элементов, обмен местами групп элементов. Методы сортировки одномерных массивов: метод простого выбора, метод простого обмена, метод простой вставки. Двумерные массивы.

Компьютерный практикум:

  • Разработка линейных алгоритмов (программ) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  • Разработка алгоритмов (программ), содержащих оператор ветвления.

  • Разработка алгоритмов (программ), содержащих оператор цикла.

  • Разработка алгоритмов (программ) по обработке одномерного массива.

  • Разработка алгоритмов (программ) по обработке двумерного массива.

  • Разработка алгоритмов (программ), требующих для решения поставленных задач использования логических операций.

Контрольная работа №1 «Ветвление»

Контрольная работа №2 «Массивы»

Учащиеся должны:

  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;

  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;

  • уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.

получить представление


  • об алгоритмах, их свойствах и способах записи;


  • о принципе формального исполнения алгоритма;


  • о языках программирования как способе записи алгоритмов для их исполнения компьютером;


  • о способах организации данных в программе;


  • о принципах организации пользовательского интерфейса;


  • об основных технологиях программирования (процедурной, объектно-ориентированной, логической);

познакомиться


  • с основными алгоритмическими конструкциями;


  • со вспомогательными алгоритмами как средством структурирования сложных алгоритмов;


  • с основными этапами разработки программ;


  • языком программирования, его синтаксисом и семантикой;


  • с простыми структурами данных и основными алгоритмами их обработки;


  • с массивами и строками как примерами сложных структур данных и основными алгоритмами их обработки;


  • с механизмами передачи параметров для процедур и функции;


  • со способами описания и использования объектов в программах;


  • со средвтвами создания пользовательского интерфейса;

научиться использовать


  • различные способы представления алгоритмов;


  • основные синтаксические конструкции изучаемого языка программирования;


  • алгоритмы обработки массивов и строк при решении учебных задач;


  • средства создания пользовательского интерфейса программ;

самостоятельно осуществлять


  • полный цикл разработки программ для решения учебных задач;


  • отладку и тестирование программ.

Содержательная линия "Моделирование и формализация "

Тема «Формализация и моделирование»

Содержание учебного материала

Формализация описания реальных объектов и процессов. Виды информационных моделей. Чертежи. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.

Компьютерный практикум:

  • Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

  • Построение генеалогического дерева семьи.

  • Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

Учащиеся должны:

получить представление

  • о сущности модельного описания объектов и явлений окружающего мира;

  • об информационных моделях и формах их представления;

  • об объектном подходе к построению информационных моделей;

  • о компьютерном моделировании как способе изучения реальных процессов и явлений;

познакомиться

  • с классификацией моделей (материальные и информационные, статические и динамические);

  • с различными видами информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые);

  • с основными этапами построения компьютерных моделей;

научиться использовать


  • объектно-ориентированный подход в качестве основы для построения информационных моделей;


  • компьютерные модели для решения задач из различных предметных областей и анализа объектов и процессов;

самостоятельно осуществлять


  • разработку моделей от этапа постановки задачи до получения компьютерной программы;


  • анализ степени адекватности модели изучаемому объекту или явлению.

Содержательная линия «Информационные технологии»

Тема 1. «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Содержание учебного материала

Кодирование графической информации. Способы представления графической информации (растровый и векторный). Операции над объектами в графическом редакторе. Преобразование форматов графических файлов. Печать документов, содержащих графические объекты.

Разработка документов и проектов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.

Компьютерный практикум:

  • Создание изображений с помощью инструментов растрового и векторного графических редакторов.

  • Монтаж информационного объекта. Создание и демонстрация интерактивной презентации.

Учащиеся должны:

самостоятельно осуществлять

  • создание рисунков, чертежей, графических представлений реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; простейшую обработку цифровых изображений.

  • создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование ранее полученных навыков.

при выполнении проектных заданий:

  • придумывать изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Тема 2. «Кодирование и обработка текстовой информации»

Содержание учебного материала

Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов. Параметры шрифта, абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Компьютерный практикум:

  • Форматирование текстовых документов: установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц.

  • Вставка в документ формул, графических объектов, изображений.

  • Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Учащиеся должны:

самостоятельно осуществлять

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (редактирование, форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование ранее полученных навыков;

  • организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом.

при выполнении проектных заданий:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Тема 3. «Системы управления базами данных»

Содержание учебного материала

Базы данных как одна из форм информационных моделей. Области применения баз данных. Типы баз данных. Реляционные (табличные) базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

Основные объекты в базах данных (таблицы, формы, запросы, отчеты) и их использование для обработки и представления данных. Ввод и редактирование записей, создание форм. Сортировка и поиск записей. Подготовка и печать отчетов.

Компьютерный практикум:

  • Создание и редактирование реляционной базы данных.

  • Поиск и сортировка записей в готовой базе данных.

  • Подготовка и печать отчетов.

Контрольная работа №3 «Реляционные базы данных»

Учащиеся должны:

получить представление

  • о структуре базы данных;

познакомиться

  • с основными этапами создания базы данных: проектирование, создание структуры, заполнение данными;

  • с БД реляционного типа, со способами настройки параметров ее работы;

  • с понятиями таблица, поле, запись;

научиться использовать

  • методы работы с базой данных: способы просмотра, сортировки и выборки данных.

самостоятельно осуществлять

  • проектирование и реализацию баз данных реляционного типа;

  • создание форм, выполнение с их помощью просмотра и ввода данных;

  • создание запросов, выбор и упорядочивание данных;

  • подготовку и печать отчетов.

Тема 4. «Обработка числовой информации»

Содержание учебного материала

Объекты документа табличного процессора и типовые действия над объектами.

Создание, редактирование и форматирование документа в среде табличного процессора.

Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе.

Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.

Использование табличного процессора для решения задач.

Компьютерный практикум:

  • Создание и форматирование таблиц.

  • Ввод математических формул с применением функций.

  • Построение диаграмм и графиков.

Учащиеся должны:

самостоятельно осуществлять

  • Создание и редактирование электронных таблиц;

  • решение типовых задач с помощью электронных таблиц, включая графическую интерпретацию полученных результатов;

  • считывание и запись файла электронной таблицы на дисковые носители;

  • печать электронной таблицы или ее фрагмента.

Содержательная линия «Основы логики»

Тема. «Основы логики»

Содержание учебного материала

Элементы формальной логики. Основные формы мышления: понятия, высказывания, умозаключения. Истинность высказываний. Логические связки "И", "ИЛИ", "НЕ".

Простые и составные логические выражения. Алгебраический подход в формальной логике. Логические операции и логические выражения. Законы логики. Преобразование логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.

Контрольная работа №4 «Законы логики»

Учащиеся должны:

получить представление


  • об основных формах мышления: понятиях, высказываниях (суждениях), умозаключениях;


  • о правилах построения простых и составных высказываний;


  • об алгебраическом подходе в формальной логике;


  • о логических задачах на простейшие умозаключения с опорой на предметную область;

познакомиться


  • с примерами понятий, высказываний, умозаключений;


  • с назначением логических связок "И", "ИЛИ", "НЕ";


  • с законами логики и алгебраическими правилами преобразования логических выражений;


  • с правилами построения таблиц истинности.

научиться использовать


  • основные законы логики (законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, двойного отрицания, Моргана) для преобразования логических выражений;

самостоятельно осуществлять


  • формальное преобразование логических выражений и вычисление их значений;


  • решение типовых логических задач на простейшие умозаключения с опорой на предметную область.

Содержательная линия "Информация и информационные процессы"

Тема 1. «Представление информации»

Содержание учебного материала

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой и числовой информации. Кодирование текстовой, графической, звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Компьютерный практикум:

  • Перевод чисел из одной системы счисления в другую;

  • Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Учащиеся должны:

получить представление

  • о позиционных и непозиционных системах счисления.

  • об алгоритмах перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • об особенностях и преимуществах двоичной системы счисления.

самостоятельно осуществлять

  • операции перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • арифметические операции над числами в различных системах счисления.

Тема 2. «Информатизация общества»

Содержание учебного материала

Информационное общество. Информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Компьютерный практикум

Установка лицензионной, условно бесплатной и бесплатной программы.

Учащиеся должны:

иметь представление

  • о проблемах информационной безопасности общества и личности;

  • об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование.

самостоятельно осуществлять

  • выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет, словари, справочники и др.);

  • запросы на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;



© 2010-2022