- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока 3 класс Представление информации
Конспект урока 3 класс Представление информации
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахинова Е.П. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по информатике в 3 классе.
Тема «Представление информации»
Цель урока: познакомить учащихся с новым действием - представлением информации;
Обучающие -
• познакомить учащихся с различными способами представления информации; с различными формами представления информации,
• обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
• обратить внимание учащихся на разные способы представления одной и той же информации;
• познакомить учащихся с простейшими приемами работы с текстом в текстовом редакторе и с изображениями в графическом редакторе.
Развивающие -
• инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о наблюдении;
• совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении существенных свойств объектов наблюдения;
• развивать информационную культуру учащихся.
Воспитывающие -
•Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
•Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
•Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
•Формировать навыки здорового образа жизни.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• иметь представление о различных формах представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т. п.);
• иметь представление о различных способах представления информации (графический, текстовый, числовой);
• уметь приводить примеры различных форм представления текстовой информации (текст, предложение, слово);
• уметь приводить примеры различных форм представления графической информации (рисунок, иллюстрация, схема, фотография);
• уметь приводить примеры различных форм пред ставления числовой информации (число);
• уметь приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов.
Ключевые понятия: представление информации, способы представления, формы представления.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:
действие с информацией, графическая информация, текстовая информация, числовая информация, рисунок, текст, предложение, слово, число, цифра.
Общая характеристика урока:
• форма организации - эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока - комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
• стратегия - ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 8), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), презентация к уроку, дидактический материал для проведения игры «Аукцион», диагностическая карта, ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).
Для актуализации знаний учащихся проводим игру «Аукцион». Для этой игры нужны карточки с различными словами (глаголами), которые обозначают возможные действия с информацией, и другие. Дети должны иметь две сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Действия с информацией
Другие глаголы
Запоминать
Играть
Записывать
Скакать
Собирать
Плавать
Хранить
Спать
Обмениваться
Чистить
Передавать
Клеить
В процессе игры учитель показывает свои карточки со словами и называет действия, а дети «голосуют» зелеными карточками, если названное слово обозначает действие с информацией, или красными карточками - в противном случае.
Подводя итоги игры, отмечаем самых активных учащихся и тех, кто не дал ни одного неправильного ответа.
3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (8-10 мин).
В ходе эвристической беседы с учащимися использовать следующие примерные вопросы:
• Зачем люди собирают информацию?
• Что означает сбор информации?
•Что люди делают с собранной информацией?
• Как можно сохранить собранную информацию?
• Надо ли что-то делать с информацией для ее сохранения?
• Какие виды информации можно использовать для представления информации? Привести примеры способов представления информации.
• В какой форме может быть представлена текстовая информация? Привести примеры.
• Какие формы возможны для представления числовой информации?
• В какой форме может быть представлена графическая информация? Привести примеры.
В меньшей степени учащиеся знакомы со схемой кик формой представления графической информации. Однако учащиеся начальной школы знакомы со схемой слова, и можно опереться на эти знания. Например, пусть мы хотим изобразить слово, состоящее из четырех пуки, где одна из них - гласная, и нас не интересует смысл слова. Тогда это слово можно изобразить схемой, а затем по ней приводить различные примеры:
□ □ ■ □
СТОЛ ■ - гласная буква
СТУЛ □ - согласная буква
Работа с учебником. В ходе этой работы надо выделить особенности схемы, ее отличия от рисунка, иллюстрации. Учащиеся должны понять, что схема - это упрощенное изображение объекта. На схеме отражаются только самые главные, самые важные моменты, т. е. элементный состав и отношения между элементами. Например, можно составить схему стола, на которой будет отражено только то, что он состоит из крышки и нескольких ножек (больше двух).
Затем обратить внимание учащихся на использование носителей для сохранения информации, представленной в какой-либо форме.
Следует остановиться на работе компьютера с информацией. Учащиеся должны получить представление о том, какую информацию можно представить в памяти компьютера.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради, конкурс рисунков, выполненных на основе предложенных графических примитивов (7-10 мин).
Затем проводится закрепление знаний учащихся с помощью рабочей тетради.
5. Физкультминутка (2-3 мин).
6. Компьютерный практикум (10 мин).
Работа с ЭОР.
Для компьютерного практикума использовать аналог упражнения 9: в графическом редакторе детям предлагается подготовленная учителем заготовка, на основе которой они создают свой рисунок.
Возможен также вариант задания для выполнения и текстовом редакторе, аналогичный упражнению 11: дополнить имеющееся описание объекта. Предлагаемый учащимся текстовый файл может содержать рисунок с изображением этого объекта.
7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
При подведении итогов следует обратить внимание по все аспекты, которые были отражены в изложении нового материала:
• представление информации - это еще одно из возможных действий с информацией;
• информацию можно представить в виде рисунка, числа, текста, схемы;
• информацию можно представить на экране, в памяти компьютера, на различных носителях.
Необходимо активно привлекать к этой работе учащихся, спрашивать, все ли им понятно.
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Прочитать текст учебника - §8 «Представление информации».
Ответить на вопросы в конце параграфа.
В рабочей тетради № 1 выполнить указанные учителем задания.
Написать в рабочую тетрадь новые слова.