Конспект урока 3 класс Представление информации

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике в 3 классе.

Тема «Представление информации»

Цель урока: познакомить учащихся с новым действием - представлением информации;

Обучающие -

• познакомить учащихся с различными способами представления информации; с различными формами представления информации,

• обобщить знания учащихся о действиях с информацией;

• обратить внимание учащихся на разные способы представления одной и той же информации;

• познакомить учащихся с простейшими приемами работы с текстом в текстовом редакторе и с изображениями в графическом редакторе.

Развивающие -

• инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о наблюдении;

• совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении существенных свойств объектов наблюдения;

• развивать информационную культуру учащихся.

Воспитывающие -

•Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.

•Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.

•Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

•Формировать навыки здорового образа жизни.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

• иметь представление о различных формах представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т. п.);

• иметь представление о различных способах представления информации (графический, текстовый, числовой);

• уметь приводить примеры различных форм представления текстовой информации (текст, предложение, слово);

• уметь приводить примеры различных форм представления графической информации (рисунок, иллюстрация, схема, фотография);

• уметь приводить примеры различных форм пред ставления числовой информации (число);

• уметь приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов.

Ключевые понятия: представление информации, способы представления, формы представления.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

действие с информацией, графическая информация, текстовая информация, числовая информация, рисунок, текст, предложение, слово, число, цифра.

Общая характеристика урока:

• форма организации - эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);

• тип урока - комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);

• стратегия - ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.

Материальное обеспечение урока: учебник (§ 8), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), презентация к уроку, дидактический материал для проведения игры «Аукцион», диагностическая карта, ЭОР.

План урока

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).

Для актуализации знаний учащихся проводим игру «Аукцион». Для этой игры нужны карточки с различными словами (глаголами), которые обозначают возможные действия с информацией, и другие. Дети должны иметь две сигнальные карточки зеленого и красного цвета.

Действия с информацией

Другие глаголы

Запоминать

Играть

Записывать

Скакать

Собирать

Плавать

Хранить

Спать

Обмениваться

Чистить

Передавать

Клеить

В процессе игры учитель показывает свои карточки со словами и называет действия, а дети «голосуют» зелеными карточками, если названное слово обозначает действие с информацией, или красными карточками - в противном случае.

Подводя итоги игры, отмечаем самых активных учащихся и тех, кто не дал ни одного неправильного ответа.

3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (8-10 мин).

В ходе эвристической беседы с учащимися использовать следующие примерные вопросы:

• Зачем люди собирают информацию?

• Что означает сбор информации?

•Что люди делают с собранной информацией?

• Как можно сохранить собранную информацию?

• Надо ли что-то делать с информацией для ее сохранения?

• Какие виды информации можно использовать для представления информации? Привести примеры способов представления информации.

• В какой форме может быть представлена текстовая информация? Привести примеры.

• Какие формы возможны для представления числовой информации?

• В какой форме может быть представлена графическая информация? Привести примеры.

В меньшей степени учащиеся знакомы со схемой кик формой представления графической информации. Однако учащиеся начальной школы знакомы со схемой слова, и можно опереться на эти знания. Например, пусть мы хотим изобразить слово, состоящее из четырех пуки, где одна из них - гласная, и нас не интересует смысл слова. Тогда это слово можно изобразить схемой, а затем по ней приводить различные примеры:

□ □ ■ □

СТОЛ ■ - гласная буква

СТУЛ □ - согласная буква

Работа с учебником. В ходе этой работы надо выделить особенности схемы, ее отличия от рисунка, иллюстрации. Учащиеся должны понять, что схема - это упрощенное изображение объекта. На схеме отражаются только самые главные, самые важные моменты, т. е. элементный состав и отношения между элементами. Например, можно составить схему стола, на которой будет отражено только то, что он состоит из крышки и нескольких ножек (больше двух).

Затем обратить внимание учащихся на использование носителей для сохранения информации, представленной в какой-либо форме.

Следует остановиться на работе компьютера с информацией. Учащиеся должны получить представление о том, какую информацию можно представить в памяти компьютера.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради, конкурс рисунков, выполненных на основе предложенных графических примитивов (7-10 мин).

Затем проводится закрепление знаний учащихся с помощью рабочей тетради.

5. Физкультминутка (2-3 мин).

6. Компьютерный практикум (10 мин).

Работа с ЭОР.

Для компьютерного практикума использовать аналог упражнения 9: в графическом редакторе детям предлагается подготовленная учителем заготовка, на основе которой они создают свой рисунок.

Возможен также вариант задания для выполнения и текстовом редакторе, аналогичный упражнению 11: дополнить имеющееся описание объекта. Предлагаемый учащимся текстовый файл может содержать рисунок с изображением этого объекта.

7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).

При подведении итогов следует обратить внимание по все аспекты, которые были отражены в изложении нового материала:

• представление информации - это еще одно из возможных действий с информацией;

• информацию можно представить в виде рисунка, числа, текста, схемы;

• информацию можно представить на экране, в памяти компьютера, на различных носителях.

Необходимо активно привлекать к этой работе учащихся, спрашивать, все ли им понятно.

8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Прочитать текст учебника - §8 «Представление информации».

Ответить на вопросы в конце параграфа.

В рабочей тетради № 1 выполнить указанные учителем задания.

Написать в рабочую тетрадь новые слова.


© 2010-2022