- Преподавателю
- Информатика
- Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН. 03 Информатика Для специальности 08. 02. 03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН. 03 Информатика Для специальности 08. 02. 03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Раздел | Информатика |
Класс | 12 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панькова Н.В. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»
Методические указания
по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы
по дисциплине ЕН.03 Информатика
Для специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Составитель: Панькова Наталья Викторовна
г. Перевоз
2015
Составитель: Панькова Н.В.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информатика / Перевозский строит. колледж; Сост.: Н.В. Панькова. - Перевоз, 2015. -22 с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся.
В методических указаниях представлены задания для внеаудиторной самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению.
Предназначены для студентов очной формы обучения 2 курса специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций.
.
Рецензент: Кузьмина Т.А. - зав. кафедрой информационных технологий ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
____информационных технологий________
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________ Кузьмина Т.А.
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
Оглавление
Введение
Данные методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информатика имеют своей целью:
-
систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-
углубление и расширение теоретических знаний;
-
формирование умения использовать справочную и дополнительную литературу;
-
формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ППССЗ по дисциплине математического и общего естественнонаучного учебного цикла ЕН.03 Информатика по специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций.
.
Цель и задачи освоения дисциплины ЕН.03 Информатика
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
-
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
автоматизированную обработку информации;
-
основные понятия, технологию, общий состав персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
-
программное обеспечение вычислительной техники, операционные системы и оболочки;
-
организацию размещения, обработку поиска, хранения и передачи информации;
-
защиту информации от несанкционированного доступа;
-
антивирусные средства защиты информации;
-
текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, автоматизированные системы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ЕН.03 Информатика
Процесс изучения дисциплины ЕН.03 Информатика направлен на формирование следующих компетенций в соответствии ФГОС СПО по специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.3. Осуществлять теплотехнические расчеты теплообменных аппаратов, установок периодического действия и непрерывного действия при производстве неметаллических строительных изделий и конструкций.
ПК 3.1. Осуществлять регулирование и автоматическое управление параметрами технологического процесса.
ПК 3.2. Осуществлять работу контрольно-измерительной аппаратуры.
ПК 3.4. Применять автоматизированные системы управления, автоматизированную систему управления технологическим процессом, микропроцессорную технику в производстве.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия.
Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение задач на измерение количества информации.
-
Каждый символ алфавита записывается с помощью 4 цифр двоичного кода. Сколько символов в этом алфавите?
-
Алфавит для записи сообщений состоит из 32 символов, каков информационный вес одного символа? Не забудьте указать единицу измерения.
-
Информационный объем текста, набранного на компьютере с использованием кодировки Unicode (каждый символ кодируется 16 битами), - 4 Кб. Определить количество символов в тексте.
-
Объем информационного сообщения составляет 8192 бита. Выразить его в килобайтах.
-
Сколько бит информации содержит сообщение объемом 4 Мб? Ответ дать в степенях 2.
-
Сообщение, записанное буквами из 256-символьного алфавита, содержит 256 символов. Какой объем информации оно несет в килобайтах?
-
Сколько существует различных звуковых сигналов, состоящих из последовательностей коротких и длинных звонков. Длина каждого сигнала - 6 звонков.
-
Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 20 до 100%, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатом наблюдений.
-
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 1500 Кб. Определите время передачи файла в секундах.
-
Определите скорость работы модема, если за 256 с он может передать растровое изображение размером 640х480 пикселей. На каждый пиксель приходится 3 байта. А если в палитре 16 миллионов цветов?
Тема 1.2. Технология обработки информации.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Ввод символов с помощью числовых кодов.
Найдите короткие стишки про строительство, проектирование и т.д. и закодируйте с помощью кодировочный таблицы:
Закодируйте с помощью кодировочной таблицы текст, для этого:
-
запустите текстовый редактор Word
-
на вкладке Вставка щелкните по кнопке , выбрав команду Другие символы
-
для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows с помощью раскрывающегося списка из: выберите тип кодировки кириллица (дес.)
-
в таблице символов выберите необходимый символ (например, А), в текстовом поле Код знака: появится десятичный числовой код выбранного символа (в примере 192)
-
закодируйте подобным образом текст, результат кодирования запишите в тетрадь.
Раздел 2. Общий состав и структура ПК. Программное обеспечение.
Тема 2.1. Архитектура ЭВМ.
Внеаудиторная самостоятельная работа: История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ (подготовка реферата, презентации).
Тематика рефератов, презентаций:
-
История развития информатики как науки.
-
История появления информационных технологий.
-
Основные этапы информатизации общества.
-
Создание, переработка и хранение информации в технике.
-
Особенности функционирования первых ЭВМ.
-
Информационный язык как средство представления информации.
-
Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.
-
Информационные технологии в системе современного образования.
-
Социальные аспекты информатики.
-
Правовые аспекты информатики.
-
Информация в материальном мире, ее виды и свойства.
-
История первых ноутбуков.
-
Информатика в XIX и начале XX веков.
-
Механические и электромеханические устройства и машины.
-
История первых проектов ЭВМ.
-
История развития средств вычислительной техники.
-
История суперкомпьютеров в России и за рубежом.
-
Классификация и характеристика информационных технологий.
-
Концепция машины с хранимой программой Дж. Неймана (1946). Первые ЭВМ с хранимой программой.
-
Поколения ЭВМ - история и периодизация.
-
Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности.
-
Правонарушения в области информационных технологий.
-
Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером.
Тема 2.2. Программное обеспечение.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Оформление презентации по теме «Виды ПО», «Современные ОС», «Характеристика дополнительных утилит».
Тематика рефератов, презентаций:
-
Архивация файлов. Архиваторы.
-
Информационная безопасность.
-
История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
-
История компьютерных вирусов и систем противодействия им.
-
Операционные системы: назначение, особенности построения, функции, классификация.
-
ОС семейства Windows. Основные свойства и возможности.
-
Понятие, назначение и классификация программного обеспечения.
-
Программы защиты от компьютерных вирусов.
-
Защита информации в автоматизированных системах обработки данных
-
Вредоносные программы, классификация. Методы защиты.
-
Современные программы переводчики
-
Эволюция операционных систем компьютеров различных типов.
-
Возникновение и возможности первых операционных систем для персональных компьютеров.
-
Внешние команды MS DOS.
-
История развития операционной системы WINDOWS.
-
Сравнительный анализ операционных систем WINDOWS и MAC OS.
-
Перспективы развития операционной системы WINDOWS.
-
Особенности и возможности файловых оболочек типа VOLKOV COMMANDER, DOS NAVIGATOR, FAR, DISC COMMANDER и т.п.
-
Утилиты NORTON UTILITS и подобные.
-
Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач.
Раздел 3. Прикладные программные средства.
Тема 3.1. Использование пакетов Microsoft Office, Open Office
Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентаций по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.
Раздел 4. Сетевые технологии обработки информации.
Тема 4.1. Локальные сети и глобальные сети.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Изучить типы локальных сетей.
Задание 1. Изучить топологию локальных сетей, данные оформить в таблицу:
Название
Способы соединения компьютеров
Рисунок
Как осуществляется передача информации
Задание 2. Ответить на вопросы теста:
-
Компьютеры, связанные каналами передачи информации и находящиеся в пределах одного здания, образуют...
-
Региональную компьютерную сеть;
-
Глобальную компьютерную сеть;
-
Информационную систему с гиперсвязью;
-
Локальную компьютерную сеть.
-
Компьютер, представляющий свои ресурсы другим компьютерам при совместной работе, называется…
-
Клиент-сервером;
-
Коммутатором;
-
Сервером;
-
Адаптером.
-
Схема соединений узлов сети называется ______________ сети.
-
Доменом;
-
Топологией;
-
Протоколом;
-
Маршрутизатором.
-
Логическая топология сети определяется...
-
Структурой программного обеспечения;
-
Конфигурацией аппаратного обеспечения;
-
Способом взаимодействия компьютеров;
-
Способом соединения узлов сети каналами (кабелями) связи.
5. Распределённые вычисления в компьютерных сетях основаны на архитектуре ________.
-
Сервер-сервер;
-
Распределенная сеть;
-
Клиент-клиент;
-
Клиент-сервер.
6. Представленная на рисунке структура сети соответствует топологии
-
Cмешанная;
-
Общая шина;
-
Полносвязная;
-
Звезда.
7. Для сети Ethernet используется:
-
Экранированная витая пара;
-
Неэкранированная витая пара;
-
Коаксиальный кабель;
-
Многожильный кабель.
8. Канал связи в вычислительной сети - это...
-
Физическая среда передачи информации;
-
Шлюз;
-
Сетевой адаптер;
-
Компьютер.
9. Кольцевая, шинная, звездообразная - это типы...
-
Архитектур сети;
-
Сетевых топологий;
-
Сетевого программного обеспечения;
-
Методов доступа.
10. Локальные вычислительные сети не могут быть объединены с помощью...
-
Шлюзов, мостов;
-
Маршрутизаторов;
-
Серверов;
-
Концентраторов, модемов.
11. По сравнению с другими типами кабелей оптоволоконный …
а) имеет самую низкую стоимость
б) обладает высокой скоростью передачи информации
в) не имеет излучения
г) не подвержен действию электромагнитных полей
д) допускает беспроводную передачу данных
-
а, в, д;
-
а, б, в;
-
б, в, г;
-
б, г, д.
12. Телефонный кабель является вариантом...
-
витой пары
-
коаксиального кабеля
-
оптоволоконного
-
оптического - высокочастотного
-
В состав оборудования локальной сети обязательно входит:
-
Сетевая плата расширения в главном компьютере, HUB, сетевой кабель.
-
Сетевая плата расширения в каждом компьютере, HUB, сетевой кабель.
-
Сетевая плата расширения в рабочих станциях, HUB, сетевой кабель, модем
-
Сетевая плата расширения в каждом компьютере, HUB, сетевой кабель, принтер.
-
Что делает невозможным подключение компьютера к локальной сети:
-
Тип компьютера,
-
Отсутствие сетевого принтера,
-
Отсутствие дисковода,
-
Отсутствие сетевой карты.
-
-
В компьютерных сетях используются обычно каналы связи:
-
-
Провода;
-
Кабели;
-
Радио связь,
-
Все вышеперечисленное.
-
-
Эффективность компьютерной связи зависит обычно от:
-
-
Пропускной способности;
-
Производительности процессора;
-
Емкости памяти,
-
Все вышеперечисленное.
-
-
Устройство, производящее преобразование аналоговых сигналов в цифровые и обратно, называется:
-
сетевая карта;
-
модем;
-
процессор;
-
адаптер.
-
Объединение компьютеров и локальных сетей, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов, называется...
-
-
локальная сеть;
-
глобальная сеть;
-
корпоративная сеть;
-
региональная сеть.
-
-
Выберите из предложенных самый надежный канал связи:
-
-
оптоволоконный кабель;
-
витая пара;
-
коаксиальный кабель;
-
телефонная линия.
-
-
Одноранговая сеть - это?
-
Сеть, в которой все компьютеры имеют равные возможности.
-
Сеть, в которой есть главный и подчинённые компьютеры.
-
Сети, с топологией шина и кольцо.
-
Локальная сеть.
-
Главный компьютер в сети клиент-сервер называется - ?
-
Файловый сервер.
-
Сервер рабочей станции.
-
Рабочая станция файлового сервера.
-
Станция рабочего сервера.
-
Подчинённый компьютер в сети клиент-сервер называется - ?
-
Файловый сервер.
-
Сервер рабочей станции.
-
Рабочая станция файлового сервера.
-
Станция рабочего сервера.
-
Укажите максимальное количество компьютеров в прямом соединении.
-
5
-
3
-
1
-
2
-
Если кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой, то реализуется локальная сеть типа:
-
«кольцо»
-
«звезда»
-
«линейная шина»
-
«дерево»
Тема 4.2. Сеть Internet.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Использование глобальной сети Internet для решения профессиональных задач.
-
Изучите структуру системы нормативных документов в строительном проектировании. Рассмотрите 2-3 нормативных документа (определите, кем разработан документ, когда утвержден, область применения).
-
Изучите виды исполнительной технической документации. Рассмотрите 2-3 примера оформления какого-либо технического документа.
-
Поиск каталогов строительных материалов и строительного оборудования.
Раздел 5. Пакеты программ по профилю специальности.
Тема 5.1. Изучение и работа с пакетом программ по профилю специальности.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета по работе в программах AutoCAD, КОМПАС.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.
Раздел 6. Автоматизированные системы.
Тема 6.1. Понятие и виды автоматизированных систем.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка реферата «Автоматизированные информационные системы».
Тематика рефератов, презентаций:
-
Автоматизированные системы управления, классификация АИС.
-
Автоматизированные системы управления технологическими процессами.
-
Системы автоматизированного проектирования в строительстве.
-
Системы автоматизированного проектирования в машиностроении.
-
Геоинформационные системы в экологии и природопользовании.
-
Автоматизированные системы управления персоналом предприятия.
-
Автоматизированные системы управления по учету обеспеченности материалами процесса производства.
-
История развития АИС.
-
Функции человека в АИС. Влияние АИС на эффективность работы организации.
-
Жизненный цикл АИС.
-
Искусственный интеллект.
-
Экспертные системы.
-
Основные направления развития АИС.
Требования к оформлению работ
Требования к реферату:
Структурными элементами реферата являются:
-
титульный лист;
-
содержание;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список литературы не (менее 3-х источников).
Общий объем реферата не менее 15 страниц.
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи вашей небольшой работы.
В основной части дать изложение выбранной информации по теме реферата в соответствии с изложенными задачами.
Заключение должно содержать краткое обобщение рассмотренного материала.
Требования к презентации:
Структурными элементами презентации являются:
-
титульный лист;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список литературы не (менее 3-х источников).
Общий объем презентации не менее 10 слайдов.
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи вашей небольшой работы.
В основной части дать изложение выбранной информации по теме презентации в соответствии с изложенными задачами.
Заключение должно содержать краткое обобщение рассмотренного материала.
Список рекомендуемых источников
Основные источники:
-
Миньков С. Л. Excel: Лабораторный практикум. - Томск: ТУСУР, 2010. - 109 с.
-
Михеева Е.В. Информатика: Учебник. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учебное пособие. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
-
Сергеева И.И. Информатика: Учебник. - М.: ФОРУМ, 2012. - 384 с.
-
intuit.ru/ Курс Компьютерные сети