Рабочая программа по дисциплине Основы и управленческой деятельности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА

Факультет информатики и управления

Кафедра Информационная безопасность


УТВЕРЖДАЮ


Проректор КБГУ_________ А.Г.Кажаров


«____»___________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы управленческой деятельности »

Направление подготовки

10.03.01. Информационная безопасность

Профиль подготовки

Организация и технология защиты информации

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная




Нальчик 201_

Рабочая программа дисциплины ____ Основы управленческой деятельности /сост.____________________ - Нальчик: КБГУ,_____________________________________________________________

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 10.03.01. Информационная безопасность, _5_ семестра, _3_ курса.

Рабочая программа составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки_10.03.01. Информационная безопасность утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 29.06.2013г приказом №09.09.1/13

Составитель __________________ _____Ахкопек Ш.М._


 Ф.И.О. 201_

 ФГБОУ КБГУ,201_


Содержание

1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………….4

3. Требования к результатам освоения дисциплины ………………………5

4. Содержание и структура дисциплины …………………………………….6

5. Образовательные технологии……………………………………………...10

6 Фонд оценочных средств для текущего и рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………..11

7. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины.20

8.Материально - техническое обеспечение дисциплины………..……….21

9. Лист согласования рабочей программы………………………………….21

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формирование у студентов знаний по основам управления, а также навыков и умений в применении данных знаний в конкретных условиях обеспечения информационной безопасности объекта.

Задачи:

сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

  • анализа эффективности управленческой деятельности на основе накопленного мирового опыта в области теории и практики управления;

  • планирования и организации управленческой деятельности в области информационной безопасности;

  • динамического и гибкого управления информационной безопасностью объекта в условиях непрерывных изменений в обществе и в экономической сфере;

  • проектирования системы управления информационной безопасностью.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Основы управленческой деятельности» относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла , предназначенного для студентов, обучающихся по направлению подготовки 10.03.01. - «Информационная безопасность».

Для изучения дисциплины «Основы управленческой деятельности»

студентам необходимы знания, умения и компетенции, полученные ими в средней общеобразовательной школе.

Дисциплины, для которых освоение дисциплины «Основы управленческой деятельности» необходимо как предшествующее:

«Управление информационной безопасностью», «Социально-психологические основы управления».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Основы управленческой деятельности» направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК - 5);

  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК - 6);

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения, владение культурой мышления (ОК - 8);

  • способность формировать эффективный комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК - 4);

  • способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью (ПК - 25).

В результате освоения дисциплины «Основы управленческой деятельности» обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия и методы в области управленческой деятельности;

  • природу управленческой деятельности и основные тенденции ее развития;

  • особенности организации управленческой деятельности;

  • закономерности управления различными системами;

  • понятие, виды и признаки организации;

  • составляющие внешней и внутренней среды организации;

  • возможности использования информационных технологий в управленческой деятельности;

  • основные функции управленческой деятельности;

  • факторы эффективности управленческой деятельности.

Уметь:

  • оценивать эффективность управленческих решений;

  • использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями;

  • проводить оценку внешней и внутренней среды организации;

  • планировать управленческую деятельность;

  • использовать информационные технологии в управленческой деятельности;

  • принимать эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений;

  • оценивать эффективность управленческой деятельности;

  • использовать внутреннюю и внешнюю мотивацию при управлении персоналом организации.

Владеть навыками:

  • обоснования, выбора, реализации и контроля результатов управленческого решения;

  • анализа и оценки внешней и внутренней среды организации.

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Основы управленческой деятельности» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.

Вид учебной работы

Всего

часов/з.е.

Семестры

5




Аудиторные занятия (всего)

36

36




В том числе:






Лекции (Л)

18

18




Практические занятия (ПЗ)

-

-




Семинары (С)

18

18




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

72

72




В том числе:

-

-




Курсовой проект (работа)

-

-




Расчетно-графические работы

-

-




Реферат

-

-




Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)


-



-





Форма промежуточной аттестации:

зачет


+


+




Общая трудоемкость

108

108




Структура дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС

1.

Сущность и содержание управленческой деятельности.

2

2

-

4

Обсуждение

докладов

2.

Эволюция управленческой мысли

2

2

-

8

опрос

3.

Организация как система и объект управления

3

3

-

8

опрос

4.

Сущность и классификация функций управления

3

3

-

8

Обсуждение докладов

5.

Методы управленческой деятельности

2

2

-

8

опрос

6.

Процесс принятия и реализации управленческих решений

2

2

-

12

Обсуждение докладов

7.

Информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности

3

3

-

8

опрос

8.

Эффективность управленческой деятельности

3

3

-

8

Обсуждение докладов


ИТОГО:

18

18

-

72


Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах

№ п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических и семинарских занятий

Объем в часах / трудоемкость в з.е.

Сущность и содержание управленческой деятельности.

Понятие и виды управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Субъект и объект управления. Принципы и законы управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

2

Эволюция управленческой мысли

Условия и факторы (рыночные отношения, индустриальный способ организации производства, появление акционерной собственности) возникновения и развития управления. Управленческие революции.

2

Организация как система и объект управления

Понятие организации как системы. Основные положения теории

систем. Виды систем.

3

Сущность и классификация функций управления

Функции управления как результат разделения труда в аппарате управления. Классификация функций управления: общие и специальные. Планирование как процесс определения целей организации и путей их достижения.

3

Методы управленческой деятельности

Административные методы управленческой деятельности. Основные средства административного воздействия. Экономические методы управленческой деятельности. Средства экономического воздействия и их преимущества. Социально-психологические методы управленческой деятельности

их специфика.

2

Процесс принятия и реализации управленческих решений

Решения в управленческой деятельности: понятие и типология. Значение управленческих решений и требования к ним.

2

Информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности

Управленческая информация: понятие и основные требования к качеству информации. Информация как основа коммуникационного процесса.

3

Эффективность управленческой деятельности

Понятия, сущность и содержание эффективности управленческой деятельности. Факторы эффективности управленческой деятельности. Внешняя и внутренняя эффективность управления.

3


Итого

18/0,1

Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование

лабораторных работ

Объем в часах /

трудоемкость в з.е.

-

-

-

-

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Предусмотрено сочетание традиционных видов учебной активности, таких как конспектирование лекций и контроль усвоения теоретического материала в виде коллоквиумов, ответов на семинарах, подготовки тематических докладов, так и интерактивных технологий, таких как собеседования, выполнение и обсуждение докладов и расчетных работ.

Подготовка и защита студентами докладов по темам, не входящим в план лекций, позволяет расширить научный кругозор студентов, повысить навык работы с учебной и научной отечественной и зарубежной литературой, развить языковые навыки, повысить математическую подготовку, укрепить междисциплинарные связи, повысить навык программирования, развить навык систематизировать и свободно излагать перед аудиторией материал по заданной теме.

6. Фонд оценочных средств для текущего и рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Состав и планирование в баллах по дисциплине

«Основы управленческой деятельности»

Успешность изучения дисциплины оценивается суммой баллов, исходя из 100 максимально возможных, и включает две составляющие:

Первая составляющая - оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра (в сумме не более чем 70 баллов). Структура баллов включает отдельные доли в баллах, начисляемые студенту за посещаемость (пропорционально числу посещенных занятий), успешность выполнения и защиты текущего и рубежного контроля, полноту и эффективность самостоятельной работы.

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучении дисциплины представлено в таблице.

Распределение баллов по дисциплине

Таблица

Вид отчетности

1-й

рейтинговый

контроль

2-й

рейтинговый

контроль

3-й

рейтинговый

контроль

Выполнение плана самостоятельной работы

8

8

8

Коллоквиум

7

7

7

Тестирование

5

5

5

Посещение занятий

3

3

4

Всего

23

23

24

Вторая составляющая оценки по дисциплине - оценка знаний студента на экзамене, зачете по 30-балльной шкале.


Порядок допуска и сдачи экзаменов и зачетов

Для допуска к экзамену (независимо от того, предусмотрен или отсутствует зачет по данной дисциплине), а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только и заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 40 баллов (Sтек.+Sруб.≥40 баллов). Если сумма баллов текущего и рубежного контроля меньше 40, то студент не допускается к экзамену и выше указанному типу зачета. Для допуска к экзамену или зачету необходимо выполнение всех запланированных по программе лабораторных работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине.

Для получения зачета, которым только и заканчивается изучение дисциплины, студенту необходимо иметь не менее 61 балла. Если он по итогам текущего и рубежного контроля набрал число баллов в пределах 40 < (Sтек.+Sруб.)< 61, то студент допускается к сдаче зачета и, по итогам сдачи зачета, он может повысить свою сумму баллов до 61 (но не более), необходимых для получения зачета. Если же студент набрал 61 и более баллов, то ему будет выставлен зачет (без сдачи).

Если изучение дисциплины в семестре заканчивается зачетом и экзаменом, то для получения зачета студенту необходимо набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 40 баллов (Sтек.+Sруб. ≥40 баллов).Если он набрал число баллов в пределах 31 ≤ (Sтек.+Sруб.)< 40, то студент допускается к сдаче такого типа зачета и в ходе зачета может повысить сумму баллов до 40 (не более), необходимых для получения зачета и допуска к экзамену. Если суммарное число баллов, набранных студентом к началу экзаменационной сессии по дисциплине, по которой предусмотрены зачет и экзамен меньше 31, он не допускается к зачету и, следовательно, к экзамену по данной дисциплине.

На экзамене (дифференцированном зачете) студент может получить 15-30 баллов. Если ответы студента на экзамене оцениваются суммой баллов менее 15, то студенту выставляется «0» баллов.

Семестровые результаты рейтинг-контроля по дисциплинам, изучаемым в течение двух и более семестров, не влияют на допуск к сессии, если по этим дисциплинам в данном семестре отсутствуют промежуточные зачеты.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

1. Понятие, виды, принципы и законы управления. Цель, функции,

субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и

«менеджмент».

2. Менеджмент как процесс, наука, искусство, практика, аппарат

управления. Основные направления современного менеджмента.

3. Управленческая деятельность: понятие, задачи, принципы,

структура, основные характеристики.

4. Управленческий труд: понятие и специфика. Предмет, продукт, средства и объекты управленческого труда.

5. Разделение управленческого труда: структурное, вертикальное, горизонтальное, технологическое, профессионально-квалификационное, по типам управления.

6. Уровни управления. Задачи менеджеров различных уровней управления.

7. Исторические тенденции развития управленческих идей. Управленческие революции.

8. Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды.

9. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, супруги Гилбрет, Г. Эмерсон).

10. Административная школа управления (А. Файоль, М. Вебер, П. Друкер).

11. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. МакГрегор). Хотторнские эксперименты.

12. Школа науки управления или количественный подход (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер).

13. Управленческие идеи в России и СССР (А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский).

14. Подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный.

15. Организация как система. Основные положения теории систем.

16. Организация: понятие, основные признаки. Жизненный цикл и типы организаций.

17. Внешняя и внутренняя среда организаци.

18. Функции управления как результат разделения труда в аппарате управления. Классификация функций управления: общие и специальные.

19. Планирование как функция управления: понятие, принципы.

Виды планов.

20. Корпоративная миссия и цели управления, основные требования к ним. Иерархия целей организации.

21. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы.

22. Основные характеристики иерархических типов организационных структур управления. Классификация иерархических структур управления: схема, особенности, преимущества и недостатки.

23. Основные характеристики органических типов организационных структур управления. Классификация органических структур управления:

схема, особенности, преимущества и недостатки.

24. Управленческие полномочия: понятия, виды. Делегирование полномочий.

25. Координация как функция управления. Способы координационных действий по Г. Минцбергу.

26. Сущность, задачи и виды контроля в системе управления.

Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля.

27. Мотивация. Содержательные теории мотивации.

28. Мотивация. Процессуальные теории мотивации.

29. Понятие методов управленческой деятельности, их классификация.

30. Административные методы управленческой деятельности.

31. Экономические методы управленческой деятельности.

32. Социально-психологические методы управленческой деятельности.

33. Управленческая информация: понятие и основные требования к качеству информации.

34. Коммуникационный процесс (понятие, элементы, этапы, барьеры).

35. Коммуникационные сети.

36. Система информационного обеспечения управления: понятие, основные элементы.

37. Система управления информационной безопасностью: понятие, основные элементы.

38. Решения в процессе управления: понятие, особенности, виды.

Факторы, влияющие на эффективность решений.

39. Модели разработки управленческих решений.

40. Основные этапы процесса принятия и реализации управленческого решения.

41. Методы принятия управленческих решений.

42. Эффективность управленческих решений и ее составляющие.

43. Понятие, сущность и содержание эффективности управленческой деятельности. Алгоритм оценки эффективности управленческой деятельности.

44. Основные характеристики качества управленческой деятельности.

6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)

Выберите вариант/варианты правильного ответа:

1. К донаучному периоду развития теории и практики управления относятся идеи таких ученых как:

а) Ф. У. Тейлор

б) А. Маслоу

в) Н. Макиавелли

г) А. Смит

д) Сократ

е) А. Македонский

2. В научном периоде развития теории и практики управления выделяют следующие подпериоды:

а) Период систематизации

б) Донаучный период

в) Постиндустриальный период

г) Индустриальный период

д) Информационный период

е) Инженерный

3. «Отцом» научного менеджмента считают:

а) А. Файоля

б) Платона

в) Ф. Тейлора

г) Г. Форда

4. Наиболее длительный период развития теории и практики управления - донаучный, имеет следующие временные границы:

а) конец XVIII - начало XIX века

б) IX-VII тысячелетия до н.э. - XVIII век

в) 1776 -1856 гг.

г) 1960 год - до настоящего времени

5. А. Маслоу в своей концепции «Пирамида потребностей» выделил следующие 5 типов потребностей:

а) Физиологические потребности

б) Потребность в уважении

в) Потребность достижения

г) Социальные потребности

д) Потребность роста

е) Потребность в безопасности

ж) Потребность принадлежности и причастности

з) Потребность в самовыражении

6. Презумпция того, что работники по природе своей ленивы, предпочитают исполнять команды руководителя и избегать ответственности, характерна для:

а) теории X

б) теории Z

в) теории Y

г) теории исключительности

7. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

8. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие

административной школы управления?

а) А. Файоль

б) М. Фоллетт

в) Ф. Тейлор

г) Э. Мейо

9. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей о подчиненных?

а) школы человеческих отношений

б) школы науки управления

в) школы научного управления

г) административной школы

10. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук (математика, статистика, кибернетика)?

а) школы науки управления и количественный подход

б) школы научного управления

в) школы человеческих отношений

г) классической или административной школы

11. Вклад немецкого социолога М. Вебера в развитие управленческой

мысли состоит в том, что он:

а) первым дал систематизированный анализ бюрократии

б) разработал модель «административной эффективности»

в) является автором теории «социальной гигиены»

12. __________________ управленческая революция является наиболее значимой в истории управления, поскольку именно в этот период управление сформировалось как самостоятельный вид деятельности:

а) первая

б) вторая

в) третья

г) четвертая

д) пятая

е) шестая

13. В истории менеджмента автором дифференцированной оплаты труда является

а) А. Смит

б) М. Вебер

в) Э. Мэйо

г) Ф. Тейлор

14. Перечислите этапы Хоторнских экспериментов в порядке их проведения:

а) эксперименты с освещением

б) наблюдения за бригадой электриков в банке

в) программа по интервьюированию

г) испытания на сборке реле

15. Установите соответствие:

Название Характеристика

1 Первая упр. революция

А) «Производственно-строительная», связана с именем Навуходоносора II, была направлена на соединение госуд. методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

2 Вторая упр. революция

Б) «Религиозно-коммерческая», произошла в Шумере. Менеджмент - инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

3 Третья упр. революция

В) Появление класса профессиональных менеджеров, первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей.

4 Четвертая упр. революция

Г) Наиболее значимая в истории управления, поскольку именно в этот период управление сформировалось как самостоятельный вид деятельности.

5 Пятая упр. революция

Д) «Светско-административная», кодекс Хаммурапи.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С.

Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ,

2006. - 670 с.

2. Русаков С. А. Основы управленческой деятельности : учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Русаков . - М. :

Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

Дополнительная литература

1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов /

А. П. Балашов. - М. : Вузовский учебник, 2009. - 281 с.

2. Бурганова Л. А. Теория управления : учеб. пособие для вузов /

Л. А. Бурганова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 139 с.

3. Глухов В. В. Менеджмент : учебник для вузов / В. В. Глухов. - 3 изд. - СПб.: Питер, 2009. - 600 с. 21

4. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. - пер. с англ. - 6-е изд. - СПб. : Издательство «Питер», 2004. - 864 с.

5. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента : учебное пособие / Н. И.

Кабушин. - 10-е изд. - М. : Новое знание, 2007. - 336 с.

6. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. - М. : Дело, 2005. - 720 с.

7. Основы теории управления : учебник для вузов / под ред. В. Н.

Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика. - 2004. - 560 с.

8. Рой О. М. Теория управления : учебное пособие / О. М. Рой. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

9. Теребекин А. В. Менеджмент организации: учебник / А. В. Теребекин, Б.С. Касаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 408 с.

10. Теория управления : учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - 3-е изд. доп. и перераб. - М. : РАГС, 2008. - 557 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. infomanagement.ru.

2. management-ru.ru.

3. aup.ru

4. profy.ru

5. econline.h1.ru

6. Операционная система Windows.

7. Стандартные офисные программы.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

1. Мультимедийные средства: ноутбук и проектор.

2. Описание ситуационных задач.

3. Материалы контрольно-тестовых заданий.

Лист согласования рабочей программы дисциплины (модуля)

Направление подготовки : ___________10.03.01. Информационная безопасность__________________________________________________________________

код и наименование

Профиль, специализация, магистерская программа _______ Организация и технология защиты информации

Дисциплина : ____ _______ Основы управленческой деятельности __________

Форма обучения: __Очная______________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год _2014_____________________________________________

Обсуждена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии факультета (института)

протокол № ________ от «___» __________ 20__г.

Председатель учебно-методической комиссии факультета _____________________________________________________________________________

подпись, расшифровка подписи, дата

Обсуждена и рекомендована на заседании кафедры ______________________________________________________________________________наименование кафедры

протокол № ________ от «___» __________ 20__г.

Заведующий кафедрой __Ксенофонтов А.С._____________________ __________________

подпись, расшифровка подписи, дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий отделом комплектования

библиотеки___________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Начальник УМУ _________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером ___________________


© 2010-2022