Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ




Методические материалы

к курсу

«Информационные технологии в образовательных учреждениях»






Актобе, 2005


Информационные технологии в образовательных учреждениях. Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / Составители: Ахметов Б.С., Кобенова Ш.И., Умербеков М.К. - Актобе: ОблИПКиПК, 2005. - 50.


Предлагаемое методическое пособие имеет целью оказать содействие администрации учебных заведений и педагогическим коллективам, нуждающимся в дополнительных знаниях о использовании современных информационных и коммуникационных технологий во всех видах образовательной деятельности учебных заведений.

Составители:

Ахметов Б.С., заведующий кафедрой информатики и ВТ Актюбинского

государственного университета имени К.Жубанова, кандидат

технических наук, профессор

Кубенова Ш.И., директор областного института повышения квалификации и

переподготовки кадров, кандидат физико-математических

наук

Умербеков М.К., заместитель директора областного института повышения

квалификации и переподготовки кадров по

информатизации

ВВЕДЕНИЕ

Информатика - наука о методах сбора, представления, хранения, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ.

Информация - любые данные об окружающем мире и процессах в нём происходящих.

При обработке данных на ЭВМ под информацией понимают последовательность символов, несущих смысловую нагрузку. Каждый новый символ увеличивает количество информации.

Информатика включает в себя следующие научные направления:

  • теоретическая информатика;

  • вычислительная техника;

  • кибернетика;

  • разработка программного обеспечения;

  • языки программирования, трансляторы и операционные системы;

  • сети ЭВМ;

  • компьютерное моделирование, компьютерная графика;

  • искусственный интеллект.

Компьютер - как основное средство обработки информации можно рассматривать в двух аспектах:

  • технические средства (Hardware);

  • программные средства (Software).

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Информацию можно:

  • создавать;

  • передавать;

  • принимать;

  • запоминать;

  • искать;

  • копировать;

  • обрабатывать;

  • разрушать;

  • измерять;

  • делить на части и т.д.

Информация может существовать:

  • в форме световых, звуковых или радиоволн;

  • в форме электрического тока или напряжения;

  • в форме магнитных полей;

  • в виде знаков на бумаге и т.д.

Свойства информации:

  • полнота;

  • достоверность;

  • ценность;

  • актуальность;

  • ясность;

  • понятность.

Обработка информации - любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.

Информационная технология - совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Компьютеризация - массовое внедрение ЭВМ и информационных технологий во все области жизни. Её цель - расширение возможностей коммуникации (общения и обмена информацией), обеспечение быстрого доступа к источникам информации, новых возможностей для получения знаний, повышение производительности труда и улучшение условий жизни людей.





АРХИТЕКТУРА ПК

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

В основу построения большинства ЭВМ положены принципы, сформулированные в 1945 г. Джоном фон Нейманом:

1. Принцип программного управления (программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в заданной последовательности).

2. Принцип однородности памяти (программы и данные хранятся в одной и той же памяти; над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными).

3. Принцип адресности (основная память структурно состоит из пронумерованных ячеек).

ЭВМ, построенные на этих принципах, имеют классическую архитектуру (архитектуру фон Неймана).

Архитектура ЭВМ - это её логическая организация, структура и ресурсы.

Архитектура определяет принцип действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов ЭВМ:

  • центрального процессора;

  • периферийных процессоров;

  • оперативного ЗУ (запоминающего устройства);

  • внешних ЗУ;

  • периферийных устройств.

Функции памяти:

  • приём информации от других устройств;

  • запоминание информации;

  • передача информации по запросу в другие устройства машины.

Функции процессора:

  • обработка данных по заданной программе (выполнение над ними арифметических и логических операций) - функция АЛУ (арифметико-логического устройства);

  • программное управление работой устройств ЭВМ - функция УУ

(устройства управления).

В состав процессора входят также регистры (процессорная память) - ряд специальных запоминающих ячеек.

Регистры выполняют две функции:

  1. кратковременное хранение числа или команды;

  2. выполнение над ними некоторых операций.

Важнейшие регистры:

  • счетчик команд (служит для автоматической выборки команд программы из последовательных ячеек памяти, в нем хранится адрес выполняемой команды);

  • регистр команд и состояний (служит для хранения кода команды).

Команда - это элементарная операция, которую должна выполнить ЭВМ.

Команда содержит:

  • код выполняемой операции;

  • адреса операндов;

  • адрес размещения результата.

Выполнение команды разбивается на следующие этапы:

  • из ячейки памяти, адрес которой хранится в счетчике команд, выбирается команда, (при этом содержимое счётчика команд увеличивается);

  • команда передаётся в устройство управления (в регистр команд);

  • устройство управления расшифровывает адресное поле команды;

  • по сигналам устройства управления операнды выбираются из памяти в АЛУ (в регистры операндов);

  • УУ расшифровывает код операции и выдаёт сигнал АЛУ выполнить операцию;

  • результат операции остаётся в процессоре, либо возвращается в ОЗУ.

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессеМетодичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессеМетодичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS


Понятие операционной системы. Функции ОС

Операционная система - это программа, которая загружается при включении компьютера. Она производит диалог с пользователем, осуществляет управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, местом на дисках и т. д.), запускает другие (прикладные) программы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользователю и прикладным программам удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера. Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьютера и управления ресурсами компьютера - это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю и прикладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций. Операционная система скрывает от пользователя эти сложные и ненужные подробности и предоставляет ему удобный интерфейс для работы. Она выполняет также различные вспомогательные действия, например, копирование или печать файлов. ОС также осуществляет загрузку в оперативную память всех программ, передает им управление в начале их работы, выполняет различные действия по запросу выполняемых программ и освобождает занимаемую программами оперативную память при их завершении.

Классификация ОС

ОС, как и другие программные продукты, развиваются по пути расширения функциональных возможностей и улучшения пользовательского интерфейса. Их классификация проводится обычно по следующим признакам:

Число пользователей, одновременно работающих с системой (однопользовательские или многопользовательские);

Число задач, которые могут решаться с их помощью в любой момент времени (однозадачные и многозадачные);

Базовый способ общения пользователя с ОС (диалог на языке команд, диалог на языке меню, диалог на языке графических представлений);

Число разрядов адресной шины (16, 32 или 64);

Минимально требуемые ресурсы, т.е. минимально необходимые объемы оперативной и дисковой памяти, класс микропроцессора.

Многозадачность позволяет одновременно осуществлять, например, под музыку (воспроизводимую вашим компьютером) вывод готового документа на печать и форматировать новый.

Разрядность адресной шины определяет объем памяти, к каждому элементу которой можно обратиться «напрямую».

По этой классификации Windows это многопользовательская, многозадачная, 32-разрядная ОС машин класса 486 и выше.

Большое значение сегодня имеет применение 32-разрядных ОС для персональных компьютеров:

OS/2 фирмы IBM

Windows фирмы Microsoft

Unix корпорации Bell Laboratory

Операционные системы Windows

Операционная система Windows стала первой графической операционной системой на IBM PC. В ней реализован ряд важнейших концептуальных положений:

32-разрядная архитектура;

вытесняющая многозадачность и многопоточность;

графический пользовательский интерфейс;

подключение новых периферийных устройств по технологии Plag and Play;

использование виртуальной памяти;

совместимость с ранее созданным программным обеспечением;

наличие коммуникационных программных средств;

наличие средств мультимедиа;

интеграция с глобальной сетью Интернет.

Объектно-ориентированная платформа Windows

Современная технология разработки программных продуктов, в том числе и операционной системы Windows, базируется на концепции объектно-ориентированного программирования, в основе которого лежит понятие объекта. Пользователю предоставляется возможность при работе в интерактивном режиме применять наглядные графические инструменты и различные подсказки. Фундаментальные характеристики объектно-ориентированного программирования:

  • Все, с чем мы имеем дело в компьютерном мире, является объектами;

  • Вычисление в компьютере осуществляется путем обмена данными между объектами. Объекты взаимодействуют, посылая и получая сообщения. Сообщение - это запрос на выполнение действия;

  • Каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов;

  • Каждый объект является представителем класса, который выражает свойства принадлежащих ему объектов;

  • В классе задается поведение объекта, поэтому все объекты, принадлежащие к данному классу, могут выполнять одинаковые действия;

  • Все классы образуют иерархическую структуру, отражающую иерархию наследования. Память и поведение, связанное с экземпляром определенного класса, могут использоваться любым классом, расположенным ниже в иерархической структуре.

При намерении что-либо сделать, в системной среде Windows необходимо придерживаться последовательности действий:

  • выбрать (выделить) объект, т.е. щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению этого объекта на экране;

  • затем из совокупности действий, которые объект может выполнить, выбрать необходимое, например, при помощи меню.

Под файлом понимают логически связанную совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделяется именованная область.

В среде Windows любой файл воспринимается как объект, имеющий уникальное имя. Файлу рекомендуется давать такое имя, которое отражает суть хранящейся в нем информации. Имя файла может быть длинным и состоять из цифр, букв русского и латинского алфавитов, различных символов, включая точку. Параметры, отражающие свойства файла:

  • тип, свидетельствующий о характере хранимых данных;

  • размер файла, т.е. занимаемый объем дискового пространства;

  • дата и время создания файла;

  • дата и время внесения последних изменений файла;

  • атрибуты файла: архивный, только для чтения, скрытый, системный.

Над файлом можно выполнить определенный набор действий:

  • открыть файл;

  • отправить файл;

  • вырезать файл;

  • копировать файл;

  • удалить файл с диска;

  • переименовать файл;

  • создать ярлык для файла.

Папка в Windows играет такую же роль, как и обычная папка для хранения документов: она позволяет упорядочить хранение документов. Папка - это хранилище объектов. Папке присваивается имя, которое записывается по тем же правилам, что и имя файла. Над папками, как над объектами можно выполнять стандартный набор действий, аналогичный тем, которые производятся с файлами: создать папку, удалить, переименовать, копировать и переместить папку в другое место. Помимо этого можно открыть и закрыть папку.

Ярлык - это ссылка на какой-либо объект, вторичное(дополнительное) изображение этого объекта, указывающая на его местоположение. Ярлык служит для ускорения запуска программ или документов.

Cтруктура подчиненности папок во Windows имеет иерархическую структуру. На верхнем уровне находится объект - Рабочий стол. На втором уровне располагаются объекты, размещенные на Рабочем столе. К таким объектам стандартно относятся папки Мой компьютер, Мои документы, Корзина, а также могут находиться и другие папки. Все остальные объекты по иерархии находятся внутри этих папок.

Прикладные программы в Windows называются приложениями, например, приложениями являются графический редактор Paint, программа Проводник, различные служебные программы для обслуживания дисков, программы-антивирусы и т.д.

Приложение состоит из одного или нескольких файлов, которые хранятся обычно в папке с соответствующим названием. Например, приложение-игра может храниться в одном файле, а приложение Текстовый процессор Word состоит из комплекса взаимосвязанных файлов. Среди этих файлов должен быть главный, часто называемый файлом запуска.

Объектами, создаваемыми в среде приложения, могут быть тексты, таблицы, рисунки, звуки и т.д. В среде Windows такие объекты называются документами.

Интерфейс - совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека. Интерфейс, обеспечивающий взаимодействие пользователя с персональным компьютером, называется пользовательским интерфейсом.

Графический пользовательский интерфейс - интерфейс, где для взаимодействия человека и компьютера используются графические средства. Ярким примером графического пользовательского интерфейса служит интерфейс Windows.

Основу графического интерфейса пользователя составляет организованная и хорошо продуманная система окон. Окно - обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в которой отображаются приложение (окно приложения), документ (окно документа), сообщения (окно сообщений). Бывают также диалоговые окна, которое служит для настройки параметров системы.

Другим графическим объектом является Указатель мыши. Вид указателя мыши может меняться в зависимости от области экрана, где он находится: в области меню - один, в области ввода текста - другой, в области рисунка - третий и т.д. Он также может отражать состояние системы: занята или свободна.

Организация обмена данными

Обмен данными в широком смысле - это передача информации от одного объекта другому. В Windows под обменом данными понимают передачу данных от одного объекта к другому. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а также могут создаваться новые объекты, образующиеся из одного или нескольких существующих объектов.

Обмен данными в среде Windows осуществляется и перетаскиванием объекта мышью, через буфер обмена, по технологии OLE.

Во многих приложениях обмен данными может быть выполнен путем перетаскивания с помощью мыши. Так можно реализовать и операцию копирования, и операцию перемещения. Операцию перетаскивания мышью рекомендуется использовать, когда источник на экране монитора находится недалеко от приемника. Для этого окна приложений целесообразно расположить рядом.

Перемещение объекта с помощью мыши осуществляется следующим образом:

Выбирается перемещаемый объект, для чего на этом объекте нужно установить указатель мыши. Можно выбрать группу объектов( например, фрагмент текста), протащив мыщь при нажатой левой кнопке;

При нажатой левой кнопке мыши выделенный объект перетаскивается до места назначения.

Копирование осуществляется аналогично перемещению при одновременно нажатой клавише . При этом перемещаемый объект будет обозначен дополнительно знаком «+».

Обмен данными через буфер обмена выполняется в следующей последовательности:

выделяется объект, подлежащий копированию или перемещению;

выделенный объект переносится в буфер обмена с помощью команды Копировать или Вырезать ;

указатель мыши устанавливается в место вставки объекта;

объект вставляется в указанное место командой Вставить или командой Специальная вставка.

Программные средства Windows

К программным средствам Windows относятся:

программа Проводник - программа-обозреватель локальных и сетевых ресурсов ПК, с помощью которой пользователь может отыскать любой объект файловой системы (папку или файл) и произвести с ним необходимые действия;

инструменты настройки Windows - находятся в папке Панель управления. Доступ к этой папке: Пуск/Настройка/Панель управления;

стандартные приложения прикладного назначения - графический редактор Paint, текстовый редактор WordPad, Блокнот, Калькулятор, мультимедиа, комплекс программ Связь;

стандартные приложения служебного назначения - очистка диска, проверка диска, дефрагментация диска, мастер обслуживания диска и другие.

Назначение и основные возможности графического редактора

  • Назначение. Ввод, создание, редактирование рисунков.

  • Редактирование - исправление, изменение.

  • Основные возможности:

  • создание рисунка;

  • копирование, перемещение и размножение его фрагментов;

  • выполнение наклонов, поворотов;

  • удаление фрагментов рисунка;

  • создание фона;

  • использование различных инструментов из Панели;

  • печать рисунка.

Назначение и основные возможности текстового редактора

Назначение. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Редактирование - исправление, изменение, дополнение текста

Форматирование - изменение внешнего вида текста

Основные возможности:

  • настройка окна программы (добавление и удаление панелей инструментов);

  • ввод текста;

  • создание таблиц (2 способа);

  • вставка в текст рисунков и других объектов (принцип OLE);

  • создание схем и чертежей и рисунков;

  • вставка символов и формул;

  • создание списков (нумерованных, маркированных, многоуровневых);

  • сортировка списков;

  • поиск и замена фрагментов текста;

  • копирование фрагментов текста;

  • копирование формата;

  • выполнение обтекания рисунков;

  • вставка буквицы;

  • создание колонок;

  • вставка номеров строк и колонтитулов;

  • вставка гиперссылок;

  • печать документа.

Назначение и основные возможности электронных таблиц

Назначение. Ввод табличных данных, выполнение вычислений, редактирование и форматирование таблиц текста.

Редактирование - исправление, изменение, дополнение текста

Форматирование - изменение внешнего вида текста

Основные возможности:

  • настройка окна программы (добавление и удаление панелей инструментов);

  • ввод текстовых, числовых данных, формул;

  • копирование данных и формул;

  • выполнение вычислений по введённым формулам;

  • копирование формата;

  • форматирование и редактирование таблиц;

  • выбор формата данных;

  • использование в формулах стандартных функций;

  • построение графиков, гистограмм, круговых диаграмм и т. д.;

  • создание тестов;

  • вставка рисунков и других объектов (принцип OLE);

  • печать документа.

Назначение и основные возможности Мастера презентаций

Назначение. Создание презентаций, состоящих из слайдов, включающих текст, графические изображения, в том числе отсканированные, видео и звук, а также гиперссылки.

Основные возможности:

  • настройка окна программы (добавление и удаление панелей инструментов);

  • вставка, редактирование и форматирование текста;

  • вставка рисунков и других объектов (принцип OLE), а также настройка изображения;

  • вставка фона;

  • создание многослойной структуры и изменение порядка расположения слоёв;

  • создание эффектов анимации;

  • создание переходов слайдов;

  • вставка кино и звука;

  • вставка гиперссылок;

  • демонстрация презентаций;

  • печать презентации и отдельных

Базы данных


По способу установления связей между данными различают реляционные, иерархические и сетевые базы данных (БД). Название "реляционная" связано с тем, что каждая запись содержит информацию, относящуюся только к одному объекту. В таких базах данные не дублируются, а связываются по определенным полям. Например, при указании товаров и их категорий нецелесообразно упоминать все сведения о поставщике, которые хранятся в отдельной таблице. Достаточно связать эти товары, с выше указанной таблицей, по номеру (коду) поставщика.

Иерархическая модель организует данные в виде древовидной структуры. Дерево представляет собой иерархию элементов, называемых узлами. Узел - это совокупность атрибутов данных, описывающих некоторый объект. Каждый узел, кроме корня связан с одним узлом на более высоком уровне и с одним или несколькими элементами на более низком уровне. Сетевая модель организует данные в виде сетевой структуры. Структура называется сетевой, если в отношениях между данными порожденный элемент имеет более одного исходного. В сетевой структуре каждый элемент может быть связан с любым другим элементом.

СУБД - это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования БД. По характеру использования СУБД разделяют на персональные и многопользовательские. Персональная СУБД обеспечивает создание локальных БД, работающих на одном компьютере. К персональным СУБД относятся Paradox, dBase, FoxPro, Access и др. Многопользовательские СУБД позволяют создавать информационные системы, функционирующие в архитектуре клиент-сервер. К многопользовательским СУБД относятся Oracle, InterBase, Microsoft SQL Server, Informix и др. Можно выделить три основные функции СУБД:

 определение данных (Data definition) - вы можете определить, какая именно информация будет храниться в вашей базе данных, задать структуру данных и их тип (например, максимальное количество цифр или символов), а также указать, как эти данные связаны между собой. В некоторых случаях вы можете также задать форматы и критерии проверки данных;

 обработка данных (Data manipulation) - данные можно обрабатывать самыми различными способами. Можно объединять данные с другой связанной с ними информацией и вычислять итоговые значения;

управление данными (Data control) - вы можете указать, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию. Можно также определить правила коллективного пользования данными.

База данных - информация, собранная из различных источников в файле и организованная соответствующим образом для облегчения доступа к ней. Таблицы - информация, расположенная в строках и столбцах в табличной форме. Записи (горизонтальные) строки данных в таблицах. Каждая запись представляет собой элемент связанных данных (например, в базе данных подписчиков журнала каждая запись содержит сведения о подписчике). Поля (вертикальные) столбцы данных в таблицах. Каждое поле представляет собой элемент, зарезервированный для данных определенного типа (например, в базе данных подписчиков журнала поле может содержать адреса). Запрос - способ получения данных из таблицы в соответствии с заданным критерием. Формы используются для отображения таблиц или запросов в удобном для чтения формате. В формах может отображаться информация из нескольких таблиц или запросов. Формы отображают одновременно только одну запись и часто наиболее удобны при работе с данными. Отчеты используются для отображения данных таблицы или запроса в удобном для вас формате. Отчеты не могут редактироваться, но могут содержать данные из нескольких таблиц или форм. Таблицы, запросы, формы и отчеты являются «объектами».

Существуют различные типы данных. Тип данных для конкретного поля данных выбирается в зависимости от того, какая информация будет располагаться в этом поле. Размер поля данных определяется в зависимости от выбранного для него типа. Некоторые примеры типов данных:

Текстовые поля (TEXT) - могут содержать отдельные слова , сочетания слов и чисел, или числа, которые не используются для математических расчетов (например, номера телефонов), а также специальные знаки (например, «/», «-»).

Числовые поля (NUMBER) - содержат числа, используемые для различных расчетов.

Поля даты и времени (DATE/TIME) - содержат дату и/или время.

Поля денежных сумм (CURRENCY) - содержат числовые величины в формате денежных сумм с обозначением денежных единиц.

Логические поля (YES/NO) - содержат логические данные со значениями ДА/НЕТ или ИСТИНА/ЛОЖЬ.

Поля текстовых примечаний (MEMO) - содержат большие участки текста.

Microsoft Access представляет собой реляционную базу данных. Информация в базе данных Access представляется в виде отдельных таблиц. При этом каждый столбец таблицы соответствует полю данных, а каждая строка - записи данных. Запись данных состоит из нескольких полей. При этом действует следующее правило: запись данных представляет собой группу взаимосвязанных полей, рассматриваемое как единое целое. В базе данных Access между отдельными таблицами могут быть сформированы связи, соединяющие их в единую базу. Связи существуют через общие поля данных.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ


1. Предпосылки развития и современное состояние

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Понятие технологии включает применение научных и инженерных знаний, для решения практической задачи. Тогда информационной технологией можно считать процесс превращения знаний в информационный ресурс. Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Анализируя общественное значение информационных технологий, представляется целесообразным утверждать следующее:

  1. Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые являются наиболее важным стратегическим фактором его развития;

  2. Развитие цивилизации происходит в направлении информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. При этом, информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать происходящие в обществе информационные процессы;

  3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или общественных процессов. В связи с этим информационные технологии рассматриваются в качестве компонентов соответствующих производственных или общественных технологий;

  4. Телекоммуникационные технологии, являясь частью информационных технологий, играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми и организациями, а также в системах подготовки и распространения массовой информации;

  5. Информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Кроме того, использование обучающих информационных средств оказалось весьма эффективным методом как для систем самообразования, так и для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу обучаемых прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Подобная система подачи изучаемого материала распространяется и в нашей стране и приобретает популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами. Если в учебном курсе необходима визуальная информация, и ее невозможно предоставить учащемуся в печатном виде, то тогда необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой.

В современных условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет видеоаппаратуру; есть множество пунктов видеопроката, где население может арендовать видеокассеты с записями. По тому же принципу, например, можно создать центры дистанционного обучения, где можно будет получить в прокат видеопленки с обучающим материалом.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

К сожалению, данная технология может применяться только для большой аудитории, например, для изучающих иностранные языки или основы каких-либо наук. Трудно использовать национальное или даже городское телевидение для курсов более узкой направленности.

Кабельное телевидение широко распространено в крупных городах. Большинство населения этих городов ощутило его пользу, поскольку вещание ведется примерно 4-6 часов в день. Студии кабельного телевидения могут стать центрами распространения тех видеоматериалов, которые не разрешено копировать.

Многие обучающие теле- и радиопрограммы передаются через спутниковое телевидение. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Асинхронная система общения между преподавателем и учащимся, основанная на различных формах телефонии, необходима для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Одним из видов асинхронного телефонного общения является голосовая почта. При использовании данного средства ИКТ обучаемый звонит по определенному номеру телефона, и его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую учащиеся, в свою очередь, могут прослушать в асинхронном режиме.

Голосовая почта широко используется в дистанционном обучении. На данный момент наиболее популярным видом асинхронных средств ИКТ являются глобальные телекоммуникационные компьютерные сети. В этой связи достаточно очевидной становится образовательная актуальность использования международных и национальных сетей типа Internet, Bitnet, TUNet.

Оперативное общение участников образовательного процесса с помощью современных средств компьютерных телекоммуникаций является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Во время такого общения учащиеся могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода.

2. Средства ИКТ, применяемые в образовании

Система образования в целом, открытого и дистанционного образования в частности развивалась под влиянием научно-технического прогресса, появления и внедрения в образования средств информационных и коммуникационных технологий.

Изначально, в первом поколении образовательных систем носителями информации были письменные и печатные материалы. В то время как письмо использовали на протяжении нескольких веков, появление новых печатных технологий обеспечило низкую стоимость производства учебников. С середины 19 века создание систем железных дорог и экономичных национальных почтовых служб способствовало распространению обучающих материалов среди большого числа географически распределенных учащихся. В дополнение к весьма доступным учебникам, число специально разработанных материалов было ограничено и могло включать варианты вопросов и списки для чтения, которые были отобраны преподавателями.

Изобретение в 1920 году радио положило начало радио-курсам, состоящим из серий бесед, которые иногда дополняли обзорные книги и местные образовательные группы. С 1950-х годов стали активно использоваться теле-курсы, часто включающие использование печатных материалов и участие местных групп, и реже - оценку знаний учащихся.

Возникновение второго поколения систем традиционного очного, открытого и дистанционного образования было отмечено основанием Открытого университета Соединенного Королевства в 1969 году. Именно тогда для дистанционного образования впервые использовался подход интегрированного использования множества источников информации, несмотря на то, что в качестве носителей информации в то время чаще всего использовались печатные материалы. В Открытом университете было специально разработано множество высококачественных материалов по дистанционному обучению. Односторонняя связь между университетом и студентами была реализована посредством использования печатных материалов и совмещалась с радиовещанием (позже были добавлены аудиокассеты). Двусторонняя связь между преподавателями и студентами осуществлялась с помощью заочного обучения, очных консультаций и краткосрочного пребывания в школах, предоставляющих общежитие.

Третье поколение дистанционного и открытого образования использует средства ИКТ, предлагая двустороннее общение с использованием различных форм информации (текст, графика, звук, движущиеся изображения). При этом, общение может происходить как в синхронном режиме («одновременно», использование видеоконференций и аудиографики), так и в асинхронном (использование электронной почты, Интернет и компьютерных конференций). Подобная технология может использоваться как в сочетании с методами предыдущих поколений дистанционного и открытого образования, так и совершенно самостоятельно.

Важно отметить, что в обоих случаях использование средств ИКТ может способствовать увеличению уровня интерактивности при общении между учащимися и преподавателями, между самими учащимися, а также между учащимися и различного рода источниками информации.

Одним из основных современных средств ИКТ применяемых как в открытом, так и в других формах образования являются образовательные электронные издания (ОЭИ). Создание образовательных электронных изданий определено в качестве одного из основных направлений стратегии информатизации всех форм и уровней образования в стране.

Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство образовательных электронных изданий и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Систематические исследования в области электронных средств поддержки процесса обучения имеют более чем 30-летнюю историю. За этот период времени в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных систем учебного назначения, ориентированных на различные типы информационной и телекоммуникационной техники. При этом сферы применения электронных средств поддержки обучения гораздо шире, чем только учебные заведения. Такие средства применяются в крупных промышленных предприятиях, военных и гражданских организациях, самостоятельно ведущих подготовку и переподготовку кадров.

За рубежом разработку методических и программно-информационных средств считают дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров и др. Несмотря на это, многие крупные зарубежные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.

Понятие образовательного электронного издания вытекает из уже ставшего традиционным понятия учебного электронного программного средства, которое существенно изменялось в течение последних тридцати лет. Для создания первых учебных электронных программных средств использовалась технология непосредственного программирования на одном из популярных в то время языков программирования. В роли программистов зачастую выступали студенты старших курсов вузов и аспиранты. Покидая стены университета вместе с исходными текстами программ, они делали невозможным модернизацию и изменение программных систем, которые быстро устаревали.

Позднее пришла пора так называемых оболочек, представлявших из себя универсальные среды, дающие возможность их наполнения учебно-методическими материалами. Хотя оболочки не требовали непосредственного программирования и, в принципе, каждый преподаватель мог подготовить электронное учебное программное средство, повсеместного распространения такие среды так и не получили.

Разработка и использование электронных учебных средств с самого начала развивались по двум основным направлениям. В рамках первого направления разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы по различным учебным дисциплинам. Такие системы во многом соответствуют только что упомянутым оболочкам: ядром автоматизированных обучающих систем являются так называемые авторские системы, позволяющие педагогам-разработчикам вводить свой учебно-методический материал в базу данных и программировать с помощью специализированных языков или других инструментальных средств алгоритмы его изучения.

Второе направление внедрения компьютерных технологий в обучение тесно связано с процессами информатизации различных отраслей человеческой деятельности. В рамках данного направления созданы отдельные учебные компьютерные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем, предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п. Применение таких программных систем в учебном процессе носит более массовый характер, чем использование универсальных автоматизированных обучающих систем, но, в силу своей содержательной разобщенности и отсутствия единой дидактической платформы, менее известно, систематизировано и обобщено.

С начала 80-х годов прошлого века интенсивно развивается новое направление информатизации обучения, связанное с созданием и применением интеллектуальных обучающих систем, основанных на разработках в области искусственного интеллекта. Существенной частью подобных систем являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого учащегося может строиться наиболее рациональная стратегия обучения. Базы знаний интеллектуальных обучающих систем могут содержать экспертные знания, как в предметных областях, так и в сфере теории и методики обучения.

Массовое распространение персональных ЭВМ в 80-х годах XX века принесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. В числе основных преимуществ ПЭВМ их доступность, простота диалогового общения и, конечно же, графические возможности. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить интенсивность ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста качеств как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.

Появление запоминающих устройств с большими (сотни мегабайт) объемами памяти и глобальных телекоммуникационных сред привело к созданию учебных программных средств, использующих в своей работе гипертекстовые, мульти- и гипермедиа технологии, системы «виртуальной реальности». Использование таких систем привело к созданию и массовому тиражированию на лазерных компакт-дисках электронных руководств, справочников, книг, энциклопедий и пр.

Вместе с тем, в настоящее время налицо явное отставание методических разработок в области электронных учебных средств от соответствующих технологических разработок. Такое отставание вполне закономерно, поскольку в методическом плане электронные средства поддержки обучения интегрируют знания таких разрозненных наук как психология, педагогика, математика, информатика и многих других. Именно отставание в разрешении методологических проблем является одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями применения новых информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Другой бесспорной тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ).

Анализ существующей практики применения ОЭИ в системе образования показывает, что ограниченный характер носит применение электронных изданий на лекционных занятиях. Несмотря на очевидные педагогические преимущества, такое применение все еще затруднено по материально-техническим причинам: в большинстве учебных заведений практически отсутствуют лекционные аудитории, оснащенные соответствующей компьютерной и видеотехникой.

Наиболее активное внедрение ОЭИ наблюдается в сфере проведения лабораторно-практических занятий. Это объясняется целым рядом факторов:

  • большой объем рутинной работы преподавателей по формированию и проверке индивидуальных практических заданий создает потребность в автоматизации подобной деятельности;

  • при использовании удаленного доступа к экспериментальным стендам центров коллективного пользования существенно расширяется материальная база, доступная для лабораторных занятий;

  • высшие учебные заведения получают доступ к уникальному оборудованию ведущих научных организаций, на котором может проводиться как учебная, так и исследовательская работа студентов.

С применением ОЭИ обучение существенно индивидуализируется, расширяются границы экспериментальных исследований.

Современные электронные издания и ресурсы предоставляют обучаемому возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же ОЭИ может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля.

Распространение электронных средств обучения, относимых к ОЭИ, снижает интерес сферы образования к развитию сервисных средств, поскольку программы, облегчающие рутинные вычисления, обработку экспериментальных данных и аналогичные им программы за последние годы стали привычным инструментом. Как правило, все существующие ОЭИ включают в свой состав необходимые для их работы сервисные модули.

Более широкое распространение получают учебные программные средства, нацеленные на осуществление контроля и тестирования уровня знаний обучающихся, а также ОЭИ, содержащие в своем составе такие средства. Они существенно разгружают преподавателей от рутинной работы по формированию многовариантных индивидуальных практических заданий и контролю их выполнения. Возникающая при этом возможность частого контроля знаний повышает мотивацию к обучению.

Постоянно растущие масштабы разработки и внедрения в сферу образования новых образовательных электронных изданий и ресурсов обусловили необходимость обеспечения высокого качества этой новой и дорогостоящей продукции на этапах проектирования, разработки, апробации и внедрения. Глубокая взаимосвязь качества разрабатываемых ОЭИ с качеством технологии их создания и с затратами ресурсов на разработку особенно важна при необходимости получения конечного продукта с высокими значениями показателей качества. В последние годы это привело к существенному изменению методологии создания и совершенствования компьютерных средств, нацеленных на интенсификацию обучения. Возросшие требования к качеству подобных средств обусловили стремление к учету регламентированных технологий и существующих международных стандартов.

В содержательном и методическом плане качество ОЭИ в значительной степени может быть обеспечено и проконтролировано традиционными методами на основе определения соответствия существующих нормативно-правовых документов (ГОСов, типовых учебных планов, рабочих программ и пр.), в рамках деятельности экспертного совета Министерства образования и науки, учебно-методических объединений, советов и пр.

Более сложной является проблема обеспечения высокого качества ОЭИ как средств ИКТ, которая должна решаться в соответствии с требованиями Международных стандартов и соглашений, законодательства страны. Решение столь крупной отраслевой проблемы должно основываться на создании отраслевой базы нормативно-правовых и нормативно-технических документов, аккредитации и организационном сопровождении систем сертификации продукции и услуг в соответствии с требованиями Госстандарта.

3. Информатизация образования

Прежде чем говорить об особенностях информатизации современного общества и сферы высшего профессионального образования необходимо выявить исторические предпосылки подобного процесса. Следует отметить, что процесс информатизации общества за всю историю цивилизации довольно точно описывается с помощью последовательности информационных революций. Профессор А.И. Ракитов одним из первых показал, что в основе каждой технологической революции лежит революция информационная, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

Информационная революция, по мнению А.И. Ракитова, заключается в «изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения». Другими словами, информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия.

Согласно исследований К.К. Колина можно с уверенностью выделять шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторую информационную революцию большинство исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых информационных технологий. Своего апогея третья информационная революция достигла с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т.п.

Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке, когда были изобретены и стали быстро распространяться такие средства информационной коммуникации как радио, телефон и телевидение. Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века с того момента, как в социальной практике стали использоваться средства вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов. Самое важное и принципиально новое качество, которое принесла пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности.

Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому «... разворачивающийся в настоящее время социальный процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете информационного общества».

Только что упомянутые революционные преобразования, связанные с процессами информатизации, а также очевидный прогресс в области информационных технологий обусловили все более частое появление в научных и научно-популярных источниках термина информационное общество. Одно из наиболее сжатых, но достаточно емких определений понятия «информационное общество» принадлежит профессору А.И Ракитову. Он пишет: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания». Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе - к началу ХХ века, третье - уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.

Описание генезиса информационного общества в масштабе цивилизации не было бы полным без акцентирования внимания на начавшемся в середине 90-х годов ХХ века массовом создании глобальных и корпоративных информационно-телекоммуникационных сетей. Среди глобальных средств компьютерных коммуникаций бесспорное лидерство за всемирно известной сетью Интернет. Огромное количество людей в мире, работающих как в образовании, так и в других областях, не представляют своей профессиональной деятельности без постоянного использования в ней информации, полученной из Интернет. «Организации все шире и шире начинают применять Интернет, переводя свои деловые данные в цифровую форму».

История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием вычислительной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества.

Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в СССР в 1990 году была разработана и принята «Концепция информатизации общества», а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».

Относительно широкое определение понятия «информатизация» дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что «информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию». В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития. Очевидно, что с одной стороны оба указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования.

Не случайно существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования - кузницы, где осуществляется комплексное становление членов этого общества. Образование является составной частью социальной сферы общества, а поэтому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования совпадают с общими уже рассмотренными положениями информатизации общества в целом. Стратегическая цель информатизации образования состоит в обеспечении массовой компьютерной грамотности и формировании информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель информатизации образования по своей сути является долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность в ХХI веке.

Исторически процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 1.

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Рис. 1. Направления информатизации сферы образования

С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Таким образом, переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, сущность которых отражена в таблице 1.








Таблица 1. Структура информационной культуры

Компоненты информационной культуры

Название

Сущность

Аксиологический

Принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека

Коммуникативно-этический

Культура общения и сотрудничества в области информационных контактов, использование возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений

Познавательно-интеллектуальный

Компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления

Прогностический

Предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях

Прикладной

Использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач

Правовой

Знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью компьютера

Эргономический

Реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности

Как следует из таблицы в понятие информационной культуры можно вкладывать различный смысл: оно может трактоваться как через умение использовать в деятельности информационный подход и способность эффективно сотрудничать и обмениваться информацией, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия компьютеризации.

Информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной сферы информационного общества. Современное образование немыслимо без использования во всех его формах информационных и коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти образовательное учреждение, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. При этом одной из основных сфер применения подобных технологий в системе образования был и остается учебный процесс. Педагогические программные компьютерные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.

Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний учащихся, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в учебных заведениях.

Подобные технологии все шире применяются в планировании и организации внеучебных мероприятий и управлении учебными заведениями. Расписание лекций, семинаров, лабораторных или практических занятий в вузе, построенные с помощью компьютера, или электронный рейтинг-журнал успеваемости учащихся за последнее время перестали быть редкостью.

Таким образом, даже на основании вышеизложенных факторов можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся:

  1. Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

  2. Положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

  3. Воспитательное воздействие информационных технологий;

  4. Построение на информационных технологиях открытой учебной архитектуры;

  5. Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

  6. Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

  7. Развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;

  8. Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

  9. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;

  10. Сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;

  11. Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

  12. Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

  13. Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

4. Целесообразность применения средств ИКТ в образовании

В самом далеком приближении под информатизацией конкретного учебного заведения можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования. Из такого определения вытекает основополагающая роль понятия средств информационных технологий, отношение к которому в научной литературе не является однозначным.

Средствами информационных технологий является комплекс технических, аппаратных, инструментальных программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники. В состав компьютерных средств входят локальные сети (Intranet), глобальные сети (Internet, Glusnet, Runnet и др.), спутниковые связи.

Информационные технологии обучения - это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

Очевидно, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений высшего образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий. Большинство вузов стран бывшего СССР испытывают достаточно серьезные трудности в организации управления различными отраслями образовательной деятельности. В числе причин, породивших подобные трудности, дефицит времени, перегрузка управляющего персонала и администрации, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение номенклатуры специальностей, необходимость ведения собственной планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие.

Как было сказано ранее, информация стала общественным стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество отдельным фирмам и организациям. В связи с этим происходят существенные изменения роли информации и в управлении учебными заведениями, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к разработке и использованию в них специализированных информационных технологий. В большинстве учебных заведений использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности студентов. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, взаимосвязью многих информационных элементов, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

Вместе с тем даже поверхностный анализ процессов информатизации управления учебными заведениями высвечивает существенные проблемы, стоящие на пути подобной информатизации. В большинстве заведений отсутствуют специалисты по разработке и эксплуатации информационных систем. Налицо недостаточный опыт и квалификация в области использования информационных технологий у административного персонала: педагоги-управленцы не знают всех возможностей администрирования, которые открываются при применении новых технологий. Существующие средства информатизации, применяемые в учебных заведениях, являются не совсем зрелыми, они все еще находятся в стадии развития. Высоки затраты на приобретение и содержание техники. Эти проблемы постоянно приходится решать в процессе управления образовательным учреждением. В числе уже отмеченных проблем следует особо подчеркнуть повсеместное отсутствие интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными средствами информатизации образования, задействованными в разных областях деятельности учебных заведений.

5. Цели и направления внедрения средств ИКТ в образование

Учебный процесс. Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.

Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием - детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц.

Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены на рисунке 2.

Методичка для учителей Основы ИТ в учебном процессе

Рис. 2. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе

Результаты многих научных работ свидетельствует об ограниченном характере применения компьютерных учебных средств на лекционных занятиях. Несмотря на очевидные педагогические преимущества, такое применение все еще затруднено по материально-техническим причинам: в большинстве учебных заведений практически отсутствуют лекционные аудитории, оснащенные соответствующей компьютерной, телекоммуникационной, проекционной и видеотехникой. Вместе с тем, разработка подобных средств и их внедрение в практику лекционных занятий положительно влияет на эффективность учебного процесса и является перспективным направлением разработки средств ИКТ.

Наиболее активное внедрение учебных средств ИКТ наблюдается в сфере проведения лабораторно-практических занятий, традиционных для системы открытого образования. Это объясняется целым рядом факторов:

  • учащиеся получают доступ к наиболее актуальной и научно новой информации, которая, как правило, не содержится в традиционных бумажных изданиях, включая новейшие учебники, учебные пособия, рекомендации и дополнительные материалы к проведению лабораторно-практических занятий и пр.;

  • при использовании удаленного доступа к экспериментальным стендам центров коллективного пользования существенно расширяется материальная база, доступная для лабораторных занятий;

  • учебные заведения получают доступ к уникальному оборудованию ведущих научных организаций, на котором может проводиться как учебная, так и исследовательская работа учащихся;

  • автоматизируется большой объем рутинной работы преподавателей по формированию и проверке индивидуальных практических заданий.

Современные средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования предоставляют учащемуся возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении научного проекта, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. При этом, использование современных телекоммуникационных сред снимает с практического использования таких сред любые временные и пространственные ограничения.

Контроль знаний. С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности

Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов.

Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.

Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

  • закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;

  • открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;

  • на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;

  • на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений.

Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами учащиеся затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов.

В любом учебном заведении использование тестов и соответствующих средств ИКТ может приводить к решению задач диагностики, прогнозирования или тренинга. При этом одним из наиболее распространенных направлений использования тестов является диагностика, когда с помощью тестов выявляется уровень знаний учащихся, выявляются места недопониманий или области недостаточных навыков, принимаются решения о переводе обучаемых на следующие ступени обучения.

Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучамых, определить множество других параметров.

Проводимый на основе применения тестов и тестовых систем тренинг, базируется на том факте, что на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, учащийся будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения.

Научно-исследовательская работа. Одной из неотъемлемых для учебных заведений сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются «поставщиком» требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.

Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской деятельности учащихся, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результатов их научной деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений экспериментальной деятельности.

Отмеченные аспекты функционирования научно-исследовательской сферы деятельности учебных заведений не только говорят о неоспоримой важности научных исследований в процессе подготовки специалистов, но и порождают целое направление внедрений средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру традиционного и открытого образования. Вместе с тем, специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и эксплуатации информационных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обработки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации учебной деятельности учебных заведений.

Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и учащимся следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.

В связи с этим, соответствующие средства ИКТ должны не только предоставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследований. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных исследований, проведенных в учебном заведении.

Большинство научных исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы. Очевидно, что такие средства ИКТ должны отвечать всем требованиям унификации, выдвигаемым ко всем образовательным информационным ресурсам, эксплуатируемым в условиях системы открытого образования.

В связи с этим необходимо знакомство педагогов и обучаемых с современными средствами ИКТ, позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Они обязаны хорошо знать и разбираться в информационных и коммуникационных технологиях и использовать их при проведении своих научных изысканий.

В сфере проведения научных исследований в рамках системы всех уровней образования стоит еще одна немаловажная проблема, не считаться с которой при формировании соответствующих средств ИКТ невозможно. Указанная проблема заключается в огромном количестве постоянно обновляющейся информации, которая за последнее время появляется у человечества и необходимости знакомства с ней как преподавателей, так и учащихся. Благодаря появлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких как всемирная компьютерная сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше и больше. Вместе с тем, качество и содержание информации является одним из определяющих факторов, влияющих на ход исследовательской деятельности в учебных заведениях.

Учащихся и сотрудников учреждений образования следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников. Высшая степень свертывания информации - это простой перечень прочтенных статей, книг или других печатных или электронных изданий. В таком случае, выбираемые для списка названия обычно структурируют по смыслу или по алфавиту, создавая так называемые библиографические картотеки.

Аналогичные телекоммуникационные средства, могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий коллег в сфере технологий и результатов научных исследований. Такие, достаточно традиционные, средства общения как электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемой частью системы научно-исследовательских средств ИКТ, применяемых в образовании.

Положительный вклад в развитие научно-исследовательской сферы деятельности учебного заведения смог бы внести специальный Интернет-сайт, посвященный научным разработкам обучаемых, педагогов и сотрудников учебного заведения,

Внеучебная деятельность. Информатизация научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в системе образования, не является единственным направлением формирования специализированных средств ИКТ, не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу. Наряду с научно-исследовательской, в полной мере, можно говорить о выделении еще одной, внеучебной системы средств ИКТ, применяемых как в традиционном, так и в открытом образовании.

Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в учебных заведениях. Именно в системе образования, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, обучаемый приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые будущему специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса учебное заведение обязано создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей обучаемых.

Внеучебная сфера деятельности учебного заведения и задачи ее возможной информатизации, наряду с другими областями, является существенной и обязательной. Гуманитарная среда учебного заведения, благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром, где собираются не только учащиеся, но и представители различных слоев интеллигенции города и области, что особенно актуально для региональных городов, удаленных, не только от центральных столичных регионов, но и друг от друга.

На сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы образования с большей или меньшей степенью обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера внеучебной деятельности вузов на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности.

Возможно комплексное использование средств ИКТ в обеспечении подготовки и проведения различных культурно-массовых мероприятий, таких как концерты учащихся, вечера, клубы веселых и находчивых и т.п. В этом случае преимущества компьютерных средств реализуются в подготовке и распространении информации о мероприятиях, подготовке сценария, декораций и других необходимых источников и материалов, планировании мероприятий.

ИКТ способны поднять на более высокий уровень внеучебные тематические вечера и другие мероприятия, непосредственно связанные с содержанием основной учебной деятельности учебного заведения. В качестве примера достаточно отметить возможность специализированной компьютерной трансформации учебного материала, повышающей его наглядность, применение информации популярных и нестандартных по содержанию ресурсов Интернет.

Недостаточно информатизированной остается такой вид внеучебной деятельности учебныхзаведений, как традиционный для многих коллективов туризм. Вместе с тем, средства информационных и телекоммуникационных технологий позволяют упростить информирование учащихся туристических мероприятиях, предоставить учащимся и педагогам исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях, ознакомить с географическими картами, обеспечить надежной современной связью во время путешествия.

И, наконец, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования ИКТ в межличностном внеучебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга учащихся (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Учитывая прогрессирующий массовый характер стихийной информатизации, педагоги и сотрудники учебных заведений не должны оставаться в стороне от информатизации вышеперечисленных и некоторых других сфер внеучебной деятельности обучаемых. Более того, необходима разработка новых и модернизация существующих средств ИКТ с целью более качественного воспитания молодежи, выработки у них стремления работать в коллективе, расширении «информационного багажа» будущих выпускников.

Одним из перспективных методических и технологических подходов к унификации учебной и внеучебной деятельности, равно как и подходов к унификации средств ИКТ является участие в конкурсах научных проектов.

Под проектами понимаются серии взаимосвязанных внеучебных мероприятий. В качестве такого проекта может быть создание различными учащимися и педагогами единого Интернет-сайта вуза, который включает в себя информацию о учебном заведени, форум, личные страницы преподавателей иучащихся. Другой пример - разработка электронной летописи учебного заведения, когда совокупность летописей отдельных подразделений может образовать общую летопись учебного заведения. К подобной внеучебной деятельности можно также отнести коллективную разработку информационных материалов и участие в проектах городского и общефедерального масштаба, разнообразные конкурсы и телемосты.

Организационно-управленческая деятельность. Обширной сферой применения компьютерных и телекоммуникационных систем в современном учебном заведении является организационно-управленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие программные системы и оболочки, такие как электронный деканат, планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных об обучаемых, преподавателях, средствах обучения и многие другие.

Формируемые средства ИКТ целесообразно поставить на службу администрации образовательного учреждения. В качестве подтверждения этих слов можно привести данные зарубежных аналитиков: на предприятиях и учреждениях, успешно реализовавших проекты перехода к работе с электронными документами, отмечено:

  • увеличение производительности труда на 25-50%;

  • сокращение времени обработки документа на 75%;

  • уменьшение расходов на оплату площади для хранения документов на 80%.

Актуальность использования информационных технологий в управлении учебным заведением обусловлена такими факторами как постоянно растущий объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса, потребность в оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности педагогов, сотрудников и студентов, необходимость многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки хода обучения.

Средства ИКТ, нацеленные на автоматизацию организационно-управленческой деятельности учебного заведения могут быть унифицированы и представлять собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс. Состав и содержание информационных ресурсов определяется в соответствии со спецификой функционирования традиционного или открытого учебного заведения, а набор сервисных служб обеспечивается типовым и специализированным программным и аппаратным обеспечением.

Учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения организационно-управленческих средств ИКТ должны обеспечивать разным учебным заведениям независимо от технической оснащенности равные возможности по предоставлению образовательных услуг.

Литература

  1. Алексеев А.П. Информатика 2002. - М.: СОЛОН-Р, 2002.

  2. Ахметов Б.С. Педагогические основы построения информационной образовательной среды вуза. // Актобе: 2003, - 332 с.

  3. Биллиг В.А. VBA в Office 2000. Офисное программирование. М.:издательско-торговый дом «Русская Редакция», 1999Г

  4. Гук М. Аппаратные средства РС. - СПб: Питер, 1999.

  5. Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5. - СПб: Питер, 1999.

  6. Информатика. Базовый курс. Под ред. Симоновича С.В. - СПб: Питер, 2001.

  7. Информатика: Учеб.пособие для студ.пед.вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред.Е.К.Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  8. Информатика для юристов и экономистов. Учебник для вузов. Под ред. Симоновича С.В. - СПб: Питер, 2001.

  9. Йодан Э. Структурное программирование и конструирование программ. - М.: - Мир, 1979.

  10. Макарова Н.В. Информатика: Учебник - М.: Финансы и статистика, 1999

  11. Microsoft Office 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. - СПб: Питер, 2000.

  12. Microsoft Access 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. - СПб: Питер, 2000.

  13. Microsoft Excel 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. - СПб: Питер, 2000.

  14. Microsoft Word 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. - СПб: Питер, 2000.

  15. Новейший самоучитель работы на компьютере. Под ред. Симоновича С.В. - СПб: Питер, 2000.

  16. Основы современных компьютерных технологий. Под ред. Хомоненко А.Д. - СПб: Корона-принт, 1998.

  17. Острейковский В.А. Информатика. - Обнинск: ОТАЭ, 2001.

  18. Реселман Б. Использование Visual Basic 5: Пер. с англ. - К.; М.; СПб., Изд. дом "Вильямс", 1999

  19. Рудометов Е. Аппаратные средства и мультимедиа: справочник. Изд. 2-е. - СПб: Питер, 1999.


© 2010-2022