Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Юрги».















Тема: Системы счисления.






















Оглавление.

Введение………………………………………………………………...1-2стр.

Глава 1.

1.1 История систем счисления…………………………………..........3-4стр.

1.2 Виды систем счисления…………………………………….........5-10стр.

Глава 2.

2.1 Арифметические действия в различных системах счисления..11-12стр.

2.2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую.……….13-14стр.

2.3 О признаках делимости………………………………………….15-16стр.

Заключение……………………………………………………………….17стр.

Список литературы………………………………………………………18стр.

Приложение…………………………………………………………...19-30стр.








Введение

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Числа, цифры... они с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный.

Открытия в науке о числах делали Пифагор, Архимед, немецкий ученый Карл Гаусс и др.

Сначала люди умели называть лишь маленькие числа, а потом все больше и больше. Они создали разные системы исчисления, такие как двоичная,

десятичная, шестидесятеричная.

Около 2.5- 3 тысяч лет до нашей эры египтяне придумали свою числовую

систему. Своя система счисления была у римлян. В древности применялась и

алфавитная система записи чисел. Любопытны были различные методы

обозначения чисел. Но у всех этих методов был один недостаток: по мере

увеличения чисел нужны были все новые и новые знаки.

Когда- то числа служили только для решения практических задач. А потом их стали изучать, узнавать их свойства.

Изучение чисел и их свойств необходимо современному человеку для

развития логического мышления, памяти, творческого решения задач.

Язык чисел, как и обычный язык, имеет свой алфавит. В том языке чисел, котором сейчас пользуются практически на всём земном шаре, алфавитом служат десять цифр от 0 до 9. Этот язык называется десятичной системой счисления. Однако не во все времена и не везде люди пользовались десятичной системой. С точки зрения чисто математической она не имеет специальных преимуществ перед другими возможными системами счисления, и своим повсеместным распространением эта система обязана вовсе не общим законам математики, а причинам совсем иного характера.

В последнее время с десятичной системой серьезно конкурируют двоичная и отчасти троичная система, которыми «предпочитают пользоваться» современные вычислительные машины.

Актуальность: Программой школьного курса математики не предусмотрено изучение других, помимо десятичной, систем счисления, а современные вычислительные машины, как было сказано выше, используют например двоичную систему. Всё это подтверждает актуальность выбранной мною темы.

Объект исследования: удивительный мир чисел

Предмет исследования: система счисления

Цель - Изучение различных систем счисления и применение их в решении задач.

1

Задачи:

1.Изучить необходимый теоретический материал.

2.Научиться переводить числа из одной системы в другую.

3. Уметь применять различные системы счисления при решении задач и в других предметных областях.

4. Расширить математический кругозор.











2

1.1.История систем счисления

Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Но в любом случае число изображалось с помощью одного или нескольких символов.

Эти символы, участвующие в записи числа, в математике и информатике принято называть цифрами

Но что же люди понимают тогда под словом "число"?

Первоначально понятие отвлечённого числа отсутствовало, число было "привязано" к тем конкретным предметам, которые пересчитывали. Отвлечённое понятие натурального числа появляется вместе с развитием письменности. Дробные же числа изобрели тогда, когда возникла необходимость производить измерения. Измерение, как известно, это сравнение с другой величиной того же рода, выбираемой в качестве эталона.

Эталон называется ещё единицей измерения. Понятно, что единица измерения не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Отсюда и возникла практическая потребность ввести более "мелкие" числа, чем натуральные. Дальнейшее развитие понятия числа было обусловлено уже развитием математики.

Понятие числа - фундаментальное понятие, как математики, так и информатики. В дальнейшем при изложении материала под числом мы будем понимать его величину, а не его символьную запись.

Известный французский астроном, математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749-1827) писал об историческом развитии систем счисления, что «Мысль выражать все числа девятью знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна. Как нелегко было прийти к этому методу, мы видим на примере величайших гениев греческой учености Архимеда и Аполлония, от которых эта мысль осталась скрытой.»

Великий математик, механик и инженер древности Архимед (III в. до н. э.) посвятил целое сочинение тому, чтобы дать общий прием наименования сколь угодно больших чисел. Издавна у греков, как, впрочем, и у других народов, наглядным образом для представления об очень большом и даже неисчислимом количестве служило число песчинок. В народных сказках, например, встречается "неразрешимая" задача: сосчитать звезды на небе, капли в море или песчинки на земле. Архимед показал, что такие задачи можно решить. Свое сочинение он так и назвал "Исчисление песка" ("Псаммит"). В нем он построил систему счета, в которой имелись числа, не только превосходящие количество песчинок в его родной Сицилии, но и такие, которые были больше числа песчинок во Вселенной, если даже считать, что Вселенная сплошь заполнена песком.

Для подсчета количества песчинок Архимед должен был, хотя бы

3

приблизительно, определить размеры диаметров Вселенной и песчинки, а затем найти отношение их объемов. Архимед сделал это, опираясь на данные астрономии своего времени и на собственные исследования в этой области. Число песчинок, которое должно было у него при этом получиться, в нашей нумерации записывается так: 1063. Это очень большое число, и до Архимеда не было средств ни для записи, ни для наименования чисел такого порядка. Способ Архимеда близок к позиционному, но понадобилось еще около тысячи лет, прежде чем человечеству удалось создать десятичную позиционную систему счисления. Вслед за Архимедом Аполлоний занимался усовершенствованием системы счисления. Значительно облегчил умножение больших чисел в греческой нумерации, разбивая десятичные разряды на классы (по четыре)








4

1.2 Виды систем счисления.

Сегодня, в XXI веке, для записи чисел человечество использует в основном десятичную систему счисления. А что такое система счисления?

Система счисления - это способ записи (изображения) чисел.

Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы: позиционные и непозиционные.

Непозиционные системы счисления.

Учёные назвали этот способ записи чисел единичной ("палочной") системой счисления. В ней для записи чисел применялся только один вид знаков - "палочка". Каждое число в такой системе счисления обозначалось с помощью строки, составленной из палочек, количество которых и равнялось обозначаемому числу.

Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди начали считать. Количество предметов, например, овец, изображалось нанесением чёрточек или засечек на какой - либо твёрдой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было ещё очень и очень далеко). Каждой овце в такой записи соответствовала одна чёрточка. Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоёв, относящихся к периоду палеолита (10 - 11 тысяч лет до н.э.).

Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа, называются непозиционными.

Неудобства такой системы записи чисел и ограниченность её применения очевидны: чем большее число надо записать, тем длиннее строка из палочек. Да и при записи большого числа легко ошибиться, нанеся лишнее количество палочек или, наоборот, не дописав их.

Можно предложить, что для облегчения счёта люди стали группировать предметы по 3, 5, 10 штук. И при записи использовали знаки, соответствующие группе из нескольких предметов. Естественно, что при подсчёте использовались пальцы рук, поэтому первыми появились знаки для обозначения группа предметов из 5 и 10 штук (единиц). Таким образом, возникли уже более удобные системы записи чисел.

Древнеегипетская десятичная непозиционная система.

В древнеегипетской системе счисления, которая возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э., использовались специальные цифры

5

для обозначения чисел 1, 10, 102, 103, 104, 105, 106, 107. Числа в египетской

системе счисления записывались как комбинации этих цифр, в которых каждая из них повторялась не более девяти раз.

Пример. Число 345 древние египтяне записывали так:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияединицы

Конспект открытого урока по информатике Системы счислениядесятки

Конспект открытого урока по информатике Системы счислениясотни

Конспект открытого урока по информатике Системы счислениятысячи

Конспект открытого урока по информатике Системы счислениядесятки тысяч

Конспект открытого урока по информатике Системы счислениясотни тысяч

Конспект открытого урока по информатике Системы счислениямиллионы

В основе как палочной, так и древнеегипетской системы счисления лежал простой принцип сложения, согласно которому значение числа равно сумме значений цифр, участвующих в его записи. Учёные относят древнеегипетскую систему счисления к десятичной непозиционной.

Римская система.

Знакомая нам римская система не слишком принципиально отличается от египетской. В ней для обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, и 1000 используются заглавные латинские буквы I, V, X, C, D и M соответственно, являющиеся цифрами этой системы счисления.

Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд цифр.

6

сумме значений идущих подряд нескольких одинаковых цифр (назовём их группой первого вида);

разности значений двух цифр, если слева от большей цифры стоит меньшая. В этом случае от значения большей цифры отнимается значение меньшей цифры. Вместе они образуют группу второго вида. Заметим, что левая цифра

может быть меньше правой максимум на один порядок: так, перед L(50) и С(100) из "младших" может стоять только X(10), перед D(500) и M(1000) - только C(100), перед V(5) - только I(1);

сумме значений групп и цифр, не вошедших в группы первого или второго вида.

Пример 1. Число 32 в римской системе счисления имеет вид XXXII=(X+X+X)+(I+I)=30+2 (две группы первого вида).

Пример 2. Число 444, имеющее в своей десятичной записи 3 одинаковые цифры, в римской системе счисления будет записано в виде CDXLIV=(D-C)+(L-X)+(V-I)=400+40+4 (три группы второго вида).

Пример 3. Число 1974 в римской системе счисления будет иметь вид MCMLXXIV=M+(M-C)+L+(X+X)+(V-I)=1000+900+50+20+4 (наряду с группами обоих видов в формировании числа участвуют отдельные "цифры").

Славянская система счисления.

Культура Древней Руси была тесно связана с византийской, т.е.греческой, культурой. Поэтому и обозначения чисел были похожи на греческие - числа тоже обозначались буквами, над которыми писали особый знак (титло).

Данная система счисления является алфавитной т.е. вместо цифр используются буквы алфавита. Данная система счисления применялась нашими предками и была достаточно сложной, т.к. использует в качестве цифр 27 букв.

аз 1 и 10 рцы 100

веди 2 како 20 слово 200

глаголь3 люди30 твёрдо300

добро4 мыслите40 ук 400

есть 5 наш 50 ферт 500

зело 6 кси 60 хер 600

земля7 он 70 пси 700

иже 8 покой 80 o 800

фита 9 червь 90 цы 900

В славянском языке применялись следующие названия для обозначения высших десятичных разрядов:

10 тысяч - тьма

7

10 тем - легионом

10 легионов - леодром

Наряду с этой системой была другая, в которой легион обозначал тьму тем, леодр-легион легионов и т.д. Леодр леодров назывался вороном, а 10 воронов - колодой.

Чтобы обозначить тьмы, буквы, соответствующие числам от 1 до 9, обводились сплошным кружком, для обозначения легионов эти же буквы

обводились кружком из точек, а для обозначения леодров - кружком из лучей. В этих обозначениях видны зачатки позиционной системы счисления.

Вавилонская шестидесятеричная система.

Также далеко от наших дней, за две тысячи лет до н.э., в другой великой цивилизации - вавилонской - люди записывали цифры по-другому.

Числа в этой системе счисления составлялись из знаков двух видов: прямой клин служил для обозначения единиц, а лежачий клин - для обозначения десятков.

Для определения значения числа надо было изображение числа разбить на разряды справа налево. Новый разряд начинался с появления прямого клина после лежачего, если рассматривать число справа налево.

Например: Число 32 записывали так:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

Знаки прямой клин и лежачий клин служили цифрами в этой системе. Число 60 снова обозначалось тем же прямым клином, что и 1, этим же знаком

обозначались и числа 3600=602, 216000=603 и все другие степени 60. Поэтому вавилонская система счисления получила название шестидесятеричной.

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

Значение числа определяли по значениям составляющих его цифр, но с учётом того, что цифры в каждом последующем разряде значили в 60 раз больше тех же цифр в предыдущем разряде.

8

Пример. Число 92=60+32 записывали так:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

а число 444 в этой системе записи чисел имело вид

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

т.к. 444=7*60+24.

Исключительно для наглядности разделён пробелом (которого не было у вавилонян) старший разряд (левый) и младший.

Все числа от 1 до 59 вавилоняне записывали в десятичной непозиционной системе, а число в целом - в позиционной системе с основанием 60.

Запись числа у вавилонян была неоднозначной, т.к. не существовало цифры для обозначения нуля. Запись числа 92, приведённая выше, могла обозначать не только 92=60+32, но и, например, 3632=3600+32. Для определения абсолютного значения числа требовались дополнительные сведения. Впоследствии вавилоняне ввели специальный символ для обозначения пропущенного шестидесятеричного разряда

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

что соответствует появлению цифры 0 в записи десятичного числа.

Пример. Число 3632 теперь нужно было записывать так:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

Но в конце числа этот символ обычно не ставился, т.е. этот символ всё же не был цифрой "ноль" в нашем понимании, и опять же требовались дополнительные сведения для того, чтобы отличить 1 от 60, от 3600 и т.д.

9

Таблицу умножения вавилоняне никогда не запоминали, т.к. это было

практически невозможно. При вычислениях использовались готовые таблицы умножения.

Шестидесятеричная вавилонская система - первая известная нам система счисления, частично основанная на позиционном принципе.

Система вавилонян сыграла большую роль в развитии математики и астрономии, её следы сохранились и до наших дней. Так, мы до сих пор делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Следуя примеру вавилонян, мы и окружность делим на 360 частей (градусов).

Позиционные системы счисления возникли независимо друг от друга в древнем Вавилоне, у индейцев племени майя и, наконец, в Индии. В таких системах счисления сначала возникли специальные обозначения, добавляемые к десяткам и сотням. Если обозначим через Х десятки, а через Y - сотни, то число 323=3Y 2X 3.

Позиционные системы счисления.

Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Например, наша привычная десятичная система является позиционной: в числе 34 цифра 3 обозначает количество десятков и "вносит" в величину числа 30, а в числе 304 та же цифра 3 обозначает количество сотен и "вносит" в величину числа 300.

Позиционные системы счисления - результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления

Современная десятичная система счисления возникла примерно в V веке нашей эры в Индии. Возникновение этой системы стало возможным после появления нуля. Теперешнее обозначение 0 впервые появилось в Греции после знакомства греческих ученых с астрономическими наблюдениями вавилонян. Для обозначения нулевого разряда греки стали использовать букву О - первую букву слова «OUDEN» - НИЧТО.

Индийцы соединили свою мультипликативную систему с греческим нулем и алфавитными принципами записи чисел в Греции.

Но эта система и цифры, используемые в ней, называются арабскими, т.к. в Европу такие цифры «привезли» арабские купцы вместе со своими товарами. В Европе такая система счисления получила распространение с начала XII века.

10

2.1 Арифметические действия в различных системах счисления.

Для чисел, записанных в десятичной системе, мы пользуемся правилами сложения и умножения чисел «столбиком», деления - «углом». Эти же правила полностью применимы и для чисел, записанных в любой другой позиционной системе.

Рассмотрим сложения. Как в десятичной, так и в любой другой системе мы складываем сначала единицы, затем переходим к следующему разряду и т.д. до тех пор, пока не дойдём до самого старшего из имеющихся разрядов. При этом необходимо помнить, что всякий раз, когда при сложении в предыдущем разряде получается сумма больше чем основания той системы счисления, в которой ведётся запись, или равная ему, надо сделать перенос в следующий разряд

Например

1) 236518 2) 4236 3) 34445

+ 170438 + 13416 + 10215

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления427148 5216 3045

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления32256 103245

Перейдём теперь к умножению. Для определённости выберем какую-нибудь конкретную систему, скажем шестеричную. Основой для перемножения любых чисел служит таблица умножения, определяющая произведения чисел, меньших чем основания счисления. Нетрудно убедиться в том, что для шестеричной системы таблица умножения выглядит так:


0

1

2

3

4

5

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

5

6

2

0

2

4

10

12

14

3

0

3

10

13

20

23

4

0

4

12

20

24

32

5

0

5

14

23

32

41



Здесь в каждой клетке стоит произведение чисел, представляющих собой номера строки и столбца, на пересечении которых стоит эта клетка, причём все числа записаны здесь в шестеричной системе. Пользуясь этой таблицей, легко перемножить «столбиком» числа, содержащие любое количество разрядов.

11

Например:

3526

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления2456

31246

23326

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления11446

1452446

Деление «углом» также можно выполнять в любой системе счисления.

Например: разделить (120101)3 на (102)3.

Решение:

1Конспект открытого урока по информатике Системы счисления201013 1023

1Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления023 11013

1113

1023

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления2013

1023

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления223







12

2.2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Наряду с десятичной системы записи чисел применялись иные системы: двенадцатеричная, шестидесятеричная, пятеричная, двадцатеричная с основаниями 12, 60, 5, 20. Следы этих систем сохранились я языках мерах денежных единицах разных стран и народов.

В связи с развитием ЭВМ широкое применение нашли двоичная, восьмеричная, троичная, двоично-восьмеричная системы. Для современных вычислительных машин эти системы оказались более удобными, чем десятичная.

Представим число записанное в десятичной системе счисления
в позиционных системах счисления:

двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.

Чтобы перевести из десятичной системы счисления в позиционные системы счисления нужно:

1.Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток.

2.Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления.

3.Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системы счисления.

Пример:

Число 1421 из десятичной системы счисления перевести в восьмеричную. Разделим данное число на 8; получим в частном 177 и в остатке 5. Частное 177 снова разделим на 8, получим новое частное 22 и остаток 1. Это частное ещё раз делим на 8, получаем частное 2 и остаток 6. Деление продолжаем до тех пор, пока в частном не получим число меньше 8. Записать этот процесс деление можно так:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

1421 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления5 177 8

1 22 8

6 2

Имеем последовательно: 22=2*8+6, 177=(2*8+6)*8+1 и 1421=((2*8+6)*8+1)*8+5, т.е 1421=2*83 + 6*82 +1*8+5. Следовательно,

142110=26158.

Как видим, чтобы записать данное число 142110 в системе счисления с основанием 8, достаточно выписать друг за другом последнее частное 2 и остатки 6, 1, 5

13

Теперь рассмотрим число из недесятичной системы перевести в десятичную. Возьмём число 234015. Его можно записать в виде суммы и произвести затем необходимые вычисления. 234015 =2*54+3*53+4*52+0*5+1=172610

Примеры.

Найдем двоичную запись числа 46. Расположим деление следующим образом:

4Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления6 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 23 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 11 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 5 2

1 2 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 1 2

1 0

Записывая остатки, начиная с последнего, получаем:

46=1011102

Проверим ответ, переведя 1011102 обратно в десятичную систему счисления:

1011102=1*25+0*24+1*23+1*22+1*21+0=32+8+4+2=46

Особенно проста система счисления с основанием 2. В ней используются только 0 и 1. На первом справа месте записывается число единиц- 0 или 1; на втором- число двоек- 0 или 1; на третьем - число четверок- 0 или 1; на четвертом- число восьмерок и т. д.

Как хороша двоичная система

И как проста в ней вычислительная схема!

Забавна записи канва:

Один с нулем не 10 здесь, а 2.

В системе этой, как легко понять,

Сто плюс один не 101, а пять.

Например: дата 13.03.2013г. в двоичной системе будет иметь вид:

1101. 11. 11111011101г.


14

  1. О признаках делимости.

Существуют простые признаки, позволяющие определить, что то или иное число делится, например, на 3, на 5, на 9 и т.п. Напомним эти признаки.

  1. Признак делимости на 3: число делится на 3, если сумма его цифр делится на 3. Например, число

257802 ( сумма цифр 2+5+7+8+0+2=24 )

делится на три, а число

125831 (сумма цифр 1+2+5+8+3+1=20 )

на три не делится.

  1. Признак делимости на 5: число делится на 5, если его последняя цифра есть 5 или 0 (т.е. если на 5 делится число единиц его последнего разряда).

  2. Признак делимости на 2 аналогично предыдущему: число делится на 2, если на 2 делится число единиц его последнего разряда.

  3. Признак делимости на 9 аналогичен признаку делимости на 3: число делится на 9, если сумма составляющих его цифр делится на 9.

Для доказательства этих признаков рассмотрим, например, признак делимости на 3. Он основан на том, что единица каждого из разрядов десятичной системы (т.е. числа 1, 10, 100, 1000 и т.д.) при делении на три даёт остаток один. Поэтому всякое число

nan-1 …а1а0)10,
т.е. число

аn*10nn-1*10n-1+…+ а1*10+а0,

можно записать в виде

n+ аn-1+…+ а10)+B,

Где B делится на 3 без остатка. Отсюда видно, что число

аn*10nn-1*10n-1+…+ а1*10+а0

делится на 3 в том и только в том случае, если на 3 делится число

аn аn-1+…+ а1*10+а0.

Признак делимости на пять вытекает из того, что число 10 основание системы счислении - делится на 5, поэтому все разряды, кроме разряда единиц, при делении на 5 обязательно дают в остатки нуль. На том же самом основан признак делимости на 2: число чётное, если оно кончается чётной цифрой.

Признак делимости на 9, как и признак делимости на 3, вытекает из того, что каждое число вида 10k при делении на 9 дает в остатке 1.

Таким образом, все эти признаки связаны с представлением чисел именно в десятичной системе и что они неприменимы, если пользоваться системой счисления с каким-либо другим основанием, отличным от 10.

15

Например, число 86 в восьмеричной системе счисления записывается в виде 1268 (так как 86=82+ 2*8+6). Сумма цифр равна 9, но 86 не делится ни на 9, ни на 3.

Однако для каждой позиционной системы счисления можно сформулировать свои признаки делимости на то или иное число. Рассмотрим несколько примеров.

Будем писать числа в двенадцатеричной системе и сформулируем для такой записи признак делимости на 6. Так как число 12 - основание системы счисления - делится на 6, то число, записанное в двенадцатеричной системе, делится на 6 в том и только в том случае, если на 6 делится его последняя цифра ( здесь то же самое положение, что и с делимостью на 5 или на 2

в десятичной системе).

Так как числа 2, 3 и 4 тоже являются делителями числа 12, то справедливы следующие признаки делимости: число, записанное в двенадцатеричной системе, делится на 2 ( соответственно на3 и на 4), если его последняя цифра делится на 2 ( соответственно на 3 и на 4).

Таким образом, верны следующие утверждения:

а) число А =(аnаn-1…а1а0 )12 делится на 8,если на 8 делится число (а1а0)12 образованное его последними цифрами;

в) число А = (аnаn-1…а1а0)12 делится на 9, если на 9 делится число (а1а0)12, образованное его двумя последними цифрами;

с) число А = (аnаn-1…а1а0)12 делится на 11, если на 11 делится сумма его цифр, т. е. число аnn-1+…+ а10.





16

Заключение

Данная работа содержит знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей и задач, а именно:

- изучены различные системы счисления и необходимый теоретический материал;

- представлена история возникновения чисел, различных систем счисления;

- рассмотрены задачи перевода чисел из одной системы в другую;

- показано применение различных систем счисления при решении задач и в других предметных областях.

Работа позволит юным любознательным математикам расширить свой кругозор и узнать исторические факторы по возникновению системы счисления, по переводу чисел разными способами из одной системы счисления в другую. Знакомство с работой не требует дополнительных математических знаний. Данная работа будет полезна учащимся средних и старших классов.







17

Список литературы.

1. Виленкин Н. Я., Пышкало А.М., Рождественская В.В., Стойлова Л.П.

Математика

Москва «Просвещение» 1977г.

2. Власова Т.Г.

Предметная неделя математики в школе.

Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.

3. Кордемский Б.А.

Увлечь школьников математикой.

Москва «Просвещение» 1981г.

4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.

Математическая шкатулка.

Москва «Просвещение» 1984г.

5. Перельман Я.И.

Занимательная Арифметика.

Государственное Издательство Детской Литературы

Министерства Просвещения РСФСР

Москва 1954г.

6. Фомин С.В.

Системы Счисления.

Издательство «Наука»

Главная Редакция

Физико-математической литературы

Москва 2001г.

7. Интернет 2013г.



18

Приложение

«Необыкновенная девочка»

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила -

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

А.Н. Стариков.

Решение.

2 уха, 2 руки, 2 глаза, 12 лет, в 5 классе, 4 книги, 2 ноги, у щенка 4 лапы.





19

Пример 1

Найти восьмеричную запись числа 691.

Решение:

6Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления91 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления3 86 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления6 10 8

2 1 8

1 0

Записывая остатки, начиная с последнего, получаем:

691=12638

Пример 2

Перевести число 320145 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

Сначала переведём 320145 в десятичную систему счисления:

320145=3*54+2*53+0*52+1*5+4=2134.

А теперь 2134 переведём в восьмеричную систему счисления:

2Конспект открытого урока по информатике Системы счисления134 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления6 266 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления2 33 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 4 8

40

Значит, 320145=41268.

Пример3

Найти сумму чисел 14218 и 204768.

Решение: 14218

204768

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления221178

Пример 4

Найти разность чисел 11001012 и 1101112.

Решение:

11001012

- 1101112

1011102

20

Пример 5

Найти произведения чисел 1213 и 123.

Решение: * 1213

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления123

1012

121

22223

Пример 6

На доске сохранилась полустёртая запись.

+ 23*5*

1*642

42423

Выяснить, в какой системе счисления написаны слагаемые и сумма?

Ответ: В семеричной.

+ 23451

15642

42423

Пример 7

Запишите текущий год в троичной системе счисления.

Решение:

2Конспект открытого урока по информатике Системы счисления013 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 671 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления2 223 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 74 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления224 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 8 3

2 2

Ответ: 2013=22021203

Пример 8

Запишите в пятеричной системе счисления год своего рождения.

Решение:

1Конспект открытого урока по информатике Системы счисления999 5

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления4 399 5

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления4 79 5

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления4 15 5

03

Ответ: 1999=304445

21

Пример 9

Расшифруйте высказывание: «Мне 1110 лет, и я учусь в 111классе».

Решение:

1110=1*23+1*22+1*2+2=14

111=1*22+1*2+2=7

Ответ: Мне 14 лет, и я учусь в 7 классе.

Пример 10

Найдите сумму 74 и 63 в двоичной системе.

Решение:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления74 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 37 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 18 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 9 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления14 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 2 2

0 1

74=10010102

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления63 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления1 31 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 15 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 7 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления13 2

1 1

63=1111112

+ 10010102

1111112

100010012

Проверка:

74+63=137

10001001=1*27+1*23+1=137

137=137 верно.


22

Пример 11

Найти разность 129 и 58 в двоичной системе.

Решение:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления129 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления1 64 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 32 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 16 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления08 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 4 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления 0 2 2

0 1

129=100000012

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления58 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 29 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 14 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 7 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления13 2

1 1

58=1110102

+ 100000012

1110102

10001112

Проверка:

129-58=71

10001112=1*26+1*22+1*2+1=71

71=71 верно



23

Пример 12

Найти произведения 22 и 7 в двоичной системе.

Решение:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления22 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 11 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 5 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 2 2

01

22=101102

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления7 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 3 2

1 1

7=1112

*101102

1112

1011

1011

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1011

100110102

Проверка:

100110102=1*27+1*24+1*23+1*22+1*2=154

22*7=154

154=154 верно.

Пример 13

Найти частное 108 и 12 в двоичной системе.

Решение:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления108 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 54 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 27 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 13 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления16 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 3 2

1 1

108=11011002

24

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления12 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 6 2

0 3 2

1 1

12=11002

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления11011002 11002

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления11002 10012

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления11002

11002

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0

Проверка:

108:12=9

10012=1*23+1=9

9=9 верно.

Пример 14

Решить пример.

Решение:

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления82 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 41 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 20 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 10 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления05 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 2 2

0 1

10100102=82

Проверка:

1*26+1*24+1*2=82

­

25

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления35 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления1 17 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 8 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 4 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления02 2

1 1

35=1000112

1*25+1*2+1=35

10100102

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1000112

11101012

Проверка:

1*26+1*25+1*24+1*22+1=117

82+35=117

117=117 верно.

Пример 15

Решите пример.

Решение:

­ Конспект открытого урока по информатике Системы счисления34 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 17 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 8 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 4 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления02 2

1 1

1000102=34

Проверка:

1*25+1*2+0=34

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления9 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления1 4 2

0 2 2

0 1

10012=9

26

Проверка:

1*23+1=9

1000102

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления10012

100012

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления100012

1001100102

Проверка:

34*9=306

1*28+1*25+1*24+1*2+0=306

306=306 верно.

Пример 16

Решить пример.

Решение:

(14728-5738)*4138=3510658

1) - 14728 2) *6778

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления 57384138

677 24758

6778

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления33748

3510658

Проверка:

14728=1*83+4*82+7*8+2=82610

5738=5*82+7*8+3=37910

4138=4*82+1*8+3=26710

(826-379)*267=447*267=119349=3510658

1Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления19349 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления5 14918 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления6 1864 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 233 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления4 29 8

5 3

27

Пример 17

Найти десятичную запись чисел, используя формулы

Решение:

А=ак­­ркк-1рк-1+…+а1р+а0, где

А-данное число

р-основание системы счисления

ак-цифра числа А

а) 123

А=12; р=3

1Конспект открытого урока по информатике Системы счисления2= а1а0

123=1*31+2=3+2=5

бКонспект открытого урока по информатике Системы счисления) 1010102= а5а4а3а2а1а0 ; р=2

1010102=1*25+0*24+1*23+0*22+1*2+0=42

вКонспект открытого урока по информатике Системы счисления) 20205= а3а2а1а0 ; р=5

20205=2*53+0*52+2*51+0*5=260

гКонспект открытого урока по информатике Системы счисления) 17778= а3а2а1а0 ; р=8

17778=1*83+7*82+7*81+7=1023

дКонспект открытого урока по информатике Системы счисления) 123456= а5а4а3а2а1а0 ; р=6

123456=1*64+2*63+3*62+4*6+5=1865

Пример 18

Решить уравнения.

Решения:

1)

10010=x2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияx-?

­ Конспект открытого урока по информатике Системы счисления100 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 50 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 25 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 12 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления06 2

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления0 3 2

1 1

x=1100100

28

2)

20010=x3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияx-?

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления200 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления2 66 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления0 22 3

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1 7 3

12

x=21102

3)

169110=x8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияx-?

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления1691 8

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления3 211 8

3 26 8

2 3

x=3233

4)

18310=x5

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияx-?

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления183 5

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияКонспект открытого урока по информатике Системы счисления3 36 5

1 7 5

2 1

x=1213

5)

13538=x10

Конспект открытого урока по информатике Системы счисленияx-?

x=1*83+3*82+5*81+3=747

x=747

29

Конспект открытого урока по информатике Системы счисления

30

В презентацию надо:

Введение полностью;

то, что выделено зелёным цветом;

заключение полностью;

из приложения-зелёное.




© 2010-2022