Разноуровневое обучение информатике

Доклад о разноуровневом обучении информатике. Затронуты проблемы современного информационного общества и роли в нем информационных технологий. Рассматриваютя проблемы возникающие при обучении информатике обучающихся с разным уровнем первоначальной подготоки, неразвитыми общеучебными навыками. Приводятся примеры разлчных приемов обучения их достоинство и недостатки, особенности использования. Какие задачи они помогают решить. Оговаривается реакция обучающихся на использование. Приводится список и...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Разноуровневое обучение информатике».

учитель информатики Колесникова Е.А.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я пойму.

Человеческое общество в ходе своей эволюции проходило разные этапы своего развития. И именно умение хранить и передавать информацию стало основным преимуществом человека в борьбе за выживание. Как говорили древние: «Кто предупрежден, тот вооружен». На данном этапе, происходит переход от индустриального общества к информационному. То есть к обществу главным ресурсом, которого является информация, и большинство населения заняты работой с информацией. С каждым годом сокращается количество людей занятых в различных отраслях производства и переработка продукции и увеличивается занятость в информационной сфере.

Информационные технологии широко проникают и в традиционные производственные процессы. Трудно вообразить современного инженера или «продвинутого» фермера без компьютера. Если вы когда-нибудь обращали внимание на объявления по трудоустройству, то наверняка заметили, что практически любая квалифицированная работа требует знания ПК, а единственные объявления о работе в Интернете, где редко встречаются ограничения по возрасту или стоит приписка «возраст претендентов значения не имеет» это объявления о вакансиях в сфере информационных технологий.

Именно знание возможностей компьютерной техники дает нашим ученикам дополнительный шанс в жизни, получить лучшую работу, дополнительное образование или информацию по интересующему вопросу.

Одной из трудностей при обучении работе на компьютере является разноуровневая подготовка учеников. Градация идет от тех, кто вообще не видел компьютера и боится к нему приближаться до учеников, которые не только свободно владеют офисными программами, но и пробуют писать программы в визуальных средах программирования. Приходиться учитывать так же и пропуски занятий из-за свободного графика посещения уроков или по болезни. Поэтому в работе с ребятами я использую:

Электронные тесты

 HTML учебники и презентации

Обучающие программы

Рейтинговая система оценки знаний

Задания в электронном и распечатанном виде


Электронные тесты, HTML учебники и презентации:

Очень нравится ребятам работать с компьютерными учебниками и тестами, созданными с помощью языка разметки гипертекста HTML. Сочетание электронных учебников с тестами позволяет решить следующие задачи:

Контролирующую: и учитель, и ученик видят результаты обучения и наглядно показаны типичные ошибки;

Коррекционную (диагностическую): позволяет оперативно проработать допущенные ошибки;

Обучающую: помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах, способствует закреплению и углублению знаний учащихся;

Воспитательную (мотивационную): стимулирует заинтересованность учащихся в результатах работы, развивает самоконтроль и самооценку учащихся.

Очень удобно использование тестов еще и потому, что происходит сокращение времени на проверку знаний учащихся. Во время тестирования обучающиеся концентрируют все свое внимание и умственные способности на учебном материале. Следовательно, материал, предъявленный в это время, может быть скорее осмыслен и усвоен, систематизирован и закреплен. Обучаемые, как правило, положительно воспринимают полученную оценку. Это основывается на факторе анонимности компьютера как объекта, что положительно влияет на проведение текущего и последующих этапов тестирования. Кроме того, доступность языка HTML позволяет, проведя небольшие изменения переделать уже имеющиеся тесты в тесты по другим темам и даже предметам.

Недостаток тестов в том, что тест - это не та форма контроля, которая позволит увидеть реальный уровень знаний, из-за, очень часто некорректно сформулированных вопросов в тестах, которые отражают лишь поверхностное знание темы, затрагивая какие-то детали, а не саму суть. К тому же многие тесты рассчитаны не на контроль реальных знаний, а на хорошую память тестируемого. Хотя с помощью тестов и проверяется: внимание, память, скорость реакции учащегося.

HTML учебники и презентации дают возможность работать учащимся в индивидуальном темпе, получать минимум информации - для начинающих пользователей и выходить за рамки программы - для продвинутых.

Обучающие программы:

Очень хорошие результаты при первичном знакомстве с программами дает обучающая система «Фобус» с помощью которой можно изучать такие программы как «Word», «Excel», работу с операционной системой Windows и с «Internet Explorer». Первоначально учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, затем ребята выполняют задания в которых система моделирует работу с реальными объектами и при совершении учащимися ошибок дает интерактивные подсказки. Работа в этой системе позволяет в короткий срок научить «нулевого» пользователя основным навыкам работы с компьютером. Так как пользователь работает не с самими программами, а с их имитацией, то снижается количество сбоев компьютера по вине неопытных пользователей. Система позволяет так же изучать основы Интернета в классах, не имеющих выхода в Интернет.

Рейтинговая система оценки знаний:

Интересной считаю применяемую мной в 11 классе рейтинговую систему оценки знаний. Во-первых, она готовит ребят к обучению в ВУЗах, где эта система широко применяется. Во-вторых, ученик может сам решить, как он будет набирать необходимые для получения оценки баллы: выполняя творческие и дополнительные задания, проводя индивидуальные исследования, выполняя практические задания на уроках, или сдавать зачет по каждому пропущенному уроку. В-третьих, ребята сами определяют, какую оценку хотели бы получить и в зависимости от этого набирают нужное количество баллов.

Задания в электронном и распечатанном виде:

  • Технологические карты, подсказки и образцы работ: технологические карты в которых дается подробная инструкции для выполнения практического задания, распечатки лекций, которые сами иногда могут выступать как технологические карты или подсказки. Образцы работ позволяют увидеть возможность программ, наметить пути достижения конечного результата.

  • Экономические задачи: Очень актуальным считаю использование при изучении табличного процессора Excel решение экономических задач. Актуальность экономического воспитания обусловлена тем, что, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в более старшем возрасте. Я предлагаю задачи, которые должны способствовать формированию у учащихся экономического мышления. При их решении дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности, рассчитывают заработную платы, выручку, проценты по банковским вкладам и т.д. При этом экономическое воспитание должно и будет осуществляться и через фабулу задачи, и при ее решении, и при анализе результата решения. При решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социальный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный запас школьников, формируются основы экономических знаний.

  • С игровыми элементами: Увлекательны для ребят задания созданные в виде игр. Игры делают обучение для детей более увлекательным и интенсивным. При кажущейся легкости требуется отдача максимума энергии, ума, выдержки, самостоятельности. К ним я отношу задания на логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Здесь может быть и самостоятельная работа ученика, и выполнение практического задания, и самооценка результатов. Выполняя такие задания, дети сами не замечают, как осваивают компьютер. Да и если вспомнить историю, первые компьютерные игры были созданы для тренинга работы с мышью.

  • Задания создающие проблемную ситуацию: Заинтересовывают ребят и проблемные ситуации, когда для решения задач или выполнения практического задания не хватает полученных знаний, а приходится пользоваться подсказками, справочной системой или помощью товарищей.

  • Творческие задания и проекты: Очень интересные результаты дает использование на уроке и внеурочное время творческих заданий и проектов. Так при изучении приложения Paint детям очень нравится выполнять рисунки на свободную тему. А при изучении РоwerPoint учащиеся с удовольствием создают презентации о своем классе, школе, о себе любимых, своих увлечениях. При работе с текстовым процессором Word получаются красочные открытки и пригласительные. Причем, наилучшие результаты получаются не у самых сильных учащихся, а у тех, кто не может реализовать себя при выполнении более сложных работ. Такие задания дают возможность выразить свое я, проявить свой талант. И в тоже время выполнение любого творческого задания подразумевает владение далеко не минимальным объемом теоретических знаний и практических навыков. Таким образом, ребята по собственной инициативе расширяют объем своих знаний, умений и навыков.

.

Список используемой литературы:

  1. Курс компьютерных технологий. Уч. пособие для старших классов. О.Ефимова М.:ООО «Издательство АСТ» 2004.

  2. Электронный учебник разработан студенткой БГУ, группы ПОз-99 Богдановой Ириной

  3. Урок «Графический редактор Paint глазами художника» Болотовой С. А. с диска «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005

  4. Статья «Особенности использования дидактических игр на уроках информатики». Дергачева Л. М., учитель информатики

© 2010-2022