Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

Данная программа курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования . Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science. Программа орие...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р.п. Чунский



«РАССМОТРЕНО» на заседании «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

методического объединения Зам.директора по УВР Директор

учителей математики и информатики МОБУ СОШ № 29, р.п. Чунский МОБУ СОШ№29, р.п. Чунский

МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский «___»________________ «___»___________________

Председатель ШМО

математики и информатики _____________________________ ___________________________

Новикова О.М._____________ Лацигина О.Н. Котвицкая Н.П.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 11 класса



Составитель :

учитель информатики

высшей квалификационной категории

МОБУ СОШ № 29 р.п.Чунский Чунского района

Иркутской области

Н.В. Беспалова



р.п. Чунский 2014

Структура документа

Рабочая программа по Информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

  • пояснительную записку;

1. Статус документа

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Количество учебных часов

4. Цели и задачи обучения

5. Учебно-методический комплект

6.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • содержание учебного материала;

  • календарно-тематическое планирование;

  • формы и средства контроля.

Пояснительная записка

  1. Статус документа

Данная программа курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования .

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Одна из важных задач учебников и программы - обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

  1. Количество учебных часов

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает в 11 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часов в год. При использовании сокращённого варианта или курса базового уровня некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.

  1. Цели обучения

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  1. сформировать представления о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформировать представления о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизировать знания, относящиеся к математическим объектам информатики; уметь строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформировать представления об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформировать представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владеть опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформировать представления о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладеть понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владеть стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владеть универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владеть умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  16. владеть навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

  1. Задачи обучения

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

  • подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

  • Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

  1. Учебно-методический комплект

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.«Информатика и ИКТ. 11 класс. Углубленный уровень», учебник в 2-х частях. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год

  2. Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  3. Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 10 классах 15-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

  1. Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по информатике и ИКТ, выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

Информатики и ИКТ 10 класса.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Учащиеся 10 класса должны:

Учащиеся должны:

знать/понимать

Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности, оказания первой медицинской помощи.

Иметь представление об информации и знаниях.

Знать виды информационных объектов, иметь представление о роли информационных объектах в жизни людей. Знать свойства информации.

Знать понятие алгоритма, свойства алгоритма. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов.

Знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;

Уметь разрабатывать и записывать на языке программи­рования типовые алгоритмы;

Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.

Приводить примеры моделирования и формализации;

Приводить примеры систем и их моделей;

Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере.

Уметь применять текстовый редактор для редактирова­ния и форматирования текстов;

Уметь вставлять в документ объекты из других приложе­ний;

Уметь создавать типовые документы на компьютере;

Уметь использовать системы оптического распознава­ния, словари и переводчики.

Описывать назначение и возможности электронных таб­лиц;

Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;

Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.

Описывать назначение и возможности баз данных;

Уметь создавать табличные базы данных (типа базы дан­ных «Записная книжка»);

Уметь осуществлять сортировку и поиск записей;

Уметь задавать сложные запросы при поиске информа­ции.

Иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

Иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;

Описывать основные виды информационных услуг, предо­ставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

Объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);

Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.

Знать основы языка разметки гипертекста (HTML ­ HyperТext Markup Language);

Уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

Иметь представление о влиянии информационных ресур­сов на социально-экономическое и культурное развитие общества;

Иметь представление о проблемах информационной безо­пасности общества и личности;

Иметь представление об авторских правах на програм­мное обеспечение и правах пользователя на его использо­вание;

Уметь обосновывать основные составляющие информа­ционной культуры человека.

Содержание учебного материала

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

1

Информация и информационные процессы.

5

1

2

Моделирование.

4

1

3

Базы данных

7

1

4

Алгоритмизация и программирование.

11

1

5

Создание web-сайтов

6

1

Итого

34

5

Содержание тем учебного курса.

В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10-11 классов может быть выделено три крупных раздела:

  1. Основы информатики

  • Техника безопасности. Организация рабочего места

  • Информация и информационные процессы

  • Кодирование информации

  • Логические основы компьютеров

  • Компьютерная арифметика

  • Устройство компьютера

  • Программное обеспечение

  • Компьютерные сети

  • Информационная безопасность

  1. Алгоритмы и программирование

  • Алгоритмизация и программирование

  • Решение вычислительных задач

  • Элементы теории алгоритмов

  • Объектно-ориентированное программирование

  1. Информационно-коммуникационные технологии

  • Моделирование

  • Базы данных

  • Создание веб-сайтов

  • Графика и анимация

  • 3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема/Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Основные понятия

Компьютерный практикум

Виды контроля

Дата

Корректировка

Причины корректировки

Информация и информационные процессы (5 часов).

1

Техника безопасности. Формула Хартли.

1

Изучение нового материала

Количество информации равновероятный и не равновероятный подход к измерению количества информации


03.09.14



2

Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача информации.

1

комбинир.

Скорость передачи данных

Фронтальный опрос

10.09.14



3

Помехоустойчивые коды.

1

комбинир.

Помехоустойчивый код, расстояние Хэмминга

Фронтальный опрос

17.09.14



4

Сжатие данных без потерь.

1

комбинир

Коэффициент сжатия, алгоритм RLE, префиксные коды

Фронтальный опорос

24.09.14



5

Информация и управление. Системный подход.

1

комбинир.

Кибернетика, система, системный подход

Тестирование

01.10.14



Моделирование (4 часа).

6

Модели и моделирование. Использование графов.

1

комбинир.

Модель, моделирование

Фронтальный опорос

08.09.14



7

Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация.

1

комбинир.

Этапы моделирования, дискретизация

Фронтальный опорос

15.10.14



8

Практическая работа: моделирование работы банка.

1

Фронтальный опорос, практическая работа

22.10.14



9

Контрольная работа по теме «Моделирование».

1

комбинир.

Контрольная работа

29.10.14



Базы данных (7 часов).

10

Информационные системы. Таблицы. Основные понятия.

1

Изучение новых знаний

Создание структуры БД.

Понятие и характеристики таблицы. Назначение таблицы в СУБД.

Фронтальный опорос, практическая работа

12.11.14



11

Реляционные базы данных.

1

комбинир.

Реляционные базы данных

Практическая работа: операции с таблицей.

Фронтальный опорос, практическая работа

19.11.14



12

Запросы.

1

комбинир

Запросы на выборку, сложные запросы

Создание структуры базы данных и заполнение ее данными

Фронтальный опорос, практическая работа

26.11.14



13

Формы. Отчеты.

1

комбинир

Форма, отчет

Создание формы базы данных

Фронтальный опорос, практическая работа

03.12.14



14

Многотабличные базы данных. Формы с подчиненной формой.

1

комбинир.

Многотабличная база данных, связывание таблиц

Фронтальный опорос, практическая работа

10.12.14



15

Запросы к многотабличным базам данных. Отчеты с группировкой.

1

комбинир.

Фронтальный опорос, практическая работа

17.12.14



16

Контрольная работа по теме «Базы данных»

1

комбинир.


Контрольная практическая работа

24.12.14



Алгоритмизация и программирование (11 часов).

17

Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители.

1

Урок изучения новых знаний

Теория алгоритмов, универсальный алгоритм, алгоритм, машина Тьюринга, машина Поста


14.01.15



18

Сложность вычислений.

1

комбинир.


Вычислимая функция, алгоритмически неразрешимая задача, проблема останова, проблема эквивалентности

Фронтальный опорос

21.01.15



19

Доказательство правильности программ.

1

комбинир.


Тестирование, отладка программ, инвариант цикла, спецификация, корректная программа

Фронтальный опорос

28.01.15



20

Целочисленные алгоритмы.

1

комбинир.

Решето Эратосфена, «длинные» числа

Фронтальный опорос

04.02.15



21

Структуры (записи).

1

комбинир.

Структура, сортировка, указатель

Фронтальный опорос

11.02.15



22

Динамические массивы.

1

комбинир

Динамический, статический массивы, списки

Фронтальный опорос

18.02.15



23

Стек, очередь, дек.

1

комбинир

Стек, очередь, дек

Фронтальный опорос

25.02.15



24

Деревья

1

комбинир.

Дерево, двоичное дерево, дерево поиска

Фронтальный опорос

04.03.15



25

Графы

1

комбинир.


Граф, «жадный» алгоритм

Фронтальный опорос

11.04.15



26

Динамическое программирование

1

комбинир

Динамическое программирование

Фронтальный опорос

18.03.15



27

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

контроль знаний

Контрольная работа

01.04.15



Создание web - сайтов (6 часов).

28

Веб-сайты и веб-страницы.

1

комбинир.

Теги разметки web-страниц

Фронтальный опрос, практическая работа

08.04.15



29

Текстовые страницы. Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы.

1

комбинир.

Теги форматирования текста на web-страницах

Форматирование текста на Web-страницах

Фронтальный опрос, практическая работа

15.04.15



30

Списки. Гиперссылки.

1

комбинир.


Теги создания списков, гиперссылок

Создание списков на Web-страницах Создание гиперссылок на Web-страницах

Фронтальный опрос, практическая работа

22.04.15



31

Содержание и оформление. Стили.

1

комбинир.


Теги оформления стилей на web-страницах

Фронтальный опрос, практическая работа

29.04.15



32

Рисунки на веб-страницах. Таблицы.

1

комбинир.

Теги вставки изображений и создания таблиц

Создание таблиц и вставка изображений на Web-страницах

Фронтальный опрос, практическая работа

06.05.15



33

Практическая работа «Создание собственного web- сайта»

1

комбинир.


Создание собственного Web -сайта

Фронтальный опрос, практическая работа

13.05.15



34

Защита собственных web - сайтов

1

комбинир.


20.05.15



Формы и средства контроля

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике и ИКТ.

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.


Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.



© 2010-2022