Конспект урока по информатике на тему Дискретная форма представления информации (7 класс)

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №7 (7 класс)

Тема: Дискретная форма представления информации.


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ;

  • метапредметные - понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;

  • личностные - навыки концентрации внимания.

Решаемые учебные задачи:

  1. рассмотрение сущности процесса дискретизации информации;

  2. систематизация представлений о двоичном кодировании; рассмотрение общей схемы перевода символов произвольного алфавита в двоичный код;

  3. выявление взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций;

  4. обоснование универсальности двоичного кодирования;

  5. знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.

Основные понятия:

  • дискретизация;

  • алфавит;

  • мощность алфавита;

  • двоичный алфавит;

  • двоичное кодирование;

  • разрядность двоичного кода.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по таблице.

(три тетради на проверку)

- Назовите свойства информации.

(актуальная, достоверная, объективная, полная, полезная, понятная)

  1. Беседа по вопросам.

- Что такое информация для человека?

(сведения об окружающем нас мире)

- Какие бывают сигналы?

(непрерывный, дискретный)

- Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.

- Перечислите основные виды информации по способу ее восприятия человеком.

(визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная)

- Перечислите известные вам свойства информации.

(объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность)

III. Работа над новым материалом.

- Тема сегодняшнего урока «Дискретная форма представления информации». Слайд №1

  1. Представление информации.

Дискретизация информации - процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.

(самостоятельное чтение с. 17-23)

- Запишите следующие определения: Слайд №2

  • алфавит языка

  • мощность алфавита

  • двоичный алфавит.

  1. Физминутка.

IV. Закрепление материала.

  1. Домашнее задание.

с. 17 - 23, с. 24 №10 в тетради Слайд №3

  1. Решение задач. Работа в парах.

(самостоятельно)

а) - Какой из непрерывных сигналов более всего соответствует данному дискретному сигналу?

Конспект урока по информатике на тему Дискретная форма представления информации (7 класс)Слайд №4

(третий вариант)

б) - Сколько существует различных последовательностей из символов «+» и «-» длиной ровно четыре символа? Выпишите эти последовательности. Слайд №5

Конспект урока по информатике на тему Дискретная форма представления информации (7 класс)


(16 последовательностей)

++++, +++-, ++-+, ++--, +-++, +-+-, +--+, +---, -+++, -++-, -+-+, -+--, --++, --+-, ---+, ----.

в) - Для пяти букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух символов, для некоторых - из трёх). Эти коды представлены в таблице: Слайд №6

А

E

M

N

O

000

001

11

01

10

- Из четырёх полученных сообщений только одно прошло без ошибки и может быть корректно декодировано. Найдите его.

1) 01100010001100

2) 01100100011001 (второй вариант, NONAME)

3) 01100100011101

4) 01100100011100

г) - Пять букв английского алфавита закодированы кодами различной длины: Слайд №7

M

N

O

P

000

11

01

001

10

- Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 01100110001001.

1) ORPMRO 2) ORORPP 3) ORPRPP 4) RORRMRO

(второй вариант, ORORPP)

д) - Какое из перечисленных ниже слов можно зашифровать в виде кода $%$#? Слайд №8

1) марс 2) арфа 3) озон 4) реле

(третий вариант, озон)

е) - От разведчика была получена шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы: Слайд №9

И

А

Н

Г

Ч

..

.-

-.

--.

---.

- Определите текст исходной радиограммы по полученной шифрованной радиограмме:

. - . . - . - - . - - - . . - - .

1) АИНГЧИГ 2) НИНГЧИГ 3) АИНГЧАН 4) АИНЧГАН

(третий вариант, АИНГЧАН)

  1. Оценки за урок.

V. Компьютерный практикум.

  1. Практическая работа.*

(___________________________)

VI. Итог урока.


© 2010-2022