- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике на тему Дискретная форма представления информации (7 класс)
Конспект урока по информатике на тему Дискретная форма представления информации (7 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гузова О.Н. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок №7 (7 класс)
Тема: Дискретная форма представления информации.
Планируемые образовательные результаты:
-
предметные - представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ;
-
метапредметные - понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;
-
личностные - навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:
-
рассмотрение сущности процесса дискретизации информации;
-
систематизация представлений о двоичном кодировании; рассмотрение общей схемы перевода символов произвольного алфавита в двоичный код;
-
выявление взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций;
-
обоснование универсальности двоичного кодирования;
-
знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.
Основные понятия:
-
дискретизация;
-
алфавит;
-
мощность алфавита;
-
двоичный алфавит;
-
двоичное кодирование;
-
разрядность двоичного кода.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
-
Работа по таблице.
(три тетради на проверку)
- Назовите свойства информации.
(актуальная, достоверная, объективная, полная, полезная, понятная)
-
Беседа по вопросам.
- Что такое информация для человека?
(сведения об окружающем нас мире)
- Какие бывают сигналы?
(непрерывный, дискретный)
- Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
- Перечислите основные виды информации по способу ее восприятия человеком.
(визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная)
- Перечислите известные вам свойства информации.
(объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность)
III. Работа над новым материалом.
- Тема сегодняшнего урока «Дискретная форма представления информации». Слайд №1
-
Представление информации.
Дискретизация информации - процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.
(самостоятельное чтение с. 17-23)
- Запишите следующие определения: Слайд №2
-
алфавит языка
-
мощность алфавита
-
двоичный алфавит.
-
Физминутка.
IV. Закрепление материала.
-
Домашнее задание.
с. 17 - 23, с. 24 №10 в тетради Слайд №3
-
Решение задач. Работа в парах.
(самостоятельно)
а) - Какой из непрерывных сигналов более всего соответствует данному дискретному сигналу?
Слайд №4
(третий вариант)
б) - Сколько существует различных последовательностей из символов «+» и «-» длиной ровно четыре символа? Выпишите эти последовательности. Слайд №5
(16 последовательностей)
++++, +++-, ++-+, ++--, +-++, +-+-, +--+, +---, -+++, -++-, -+-+, -+--, --++, --+-, ---+, ----.
в) - Для пяти букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух символов, для некоторых - из трёх). Эти коды представлены в таблице: Слайд №6
А
E
M
N
O
000
001
11
01
10
- Из четырёх полученных сообщений только одно прошло без ошибки и может быть корректно декодировано. Найдите его.
1) 01100010001100
2) 01100100011001 (второй вариант, NONAME)
3) 01100100011101
4) 01100100011100
г) - Пять букв английского алфавита закодированы кодами различной длины: Слайд №7
M
N
O
P
000
11
01
001
10
- Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 01100110001001.
1) ORPMRO 2) ORORPP 3) ORPRPP 4) RORRMRO
(второй вариант, ORORPP)
д) - Какое из перечисленных ниже слов можно зашифровать в виде кода $%$#? Слайд №8
1) марс 2) арфа 3) озон 4) реле
(третий вариант, озон)
е) - От разведчика была получена шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы: Слайд №9
И
А
Н
Г
Ч
..
.-
-.
--.
---.
- Определите текст исходной радиограммы по полученной шифрованной радиограмме:
. - . . - . - - . - - - . . - - .
1) АИНГЧИГ 2) НИНГЧИГ 3) АИНГЧАН 4) АИНЧГАН
(третий вариант, АИНГЧАН)
-
Оценки за урок.
V. Компьютерный практикум.
-
Практическая работа.*
(___________________________)
VI. Итог урока.