- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по дисциплине Компьютерное моделирование
Рабочая программа по дисциплине Компьютерное моделирование
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорожкина Н.В. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Себряковский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компьютерное моделирование
для специальности среднего профессионального образования
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
2015
РАССМОТРЕНА Протокол заседания ПЦК № ____ От «___» __________ 2015г. ________________ Е.Н. Дорохина | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по учебной работе ______________ Т.Ю. Фролова «____» ___________ 2015г |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств(по отраслям)
Организация - разработчик: ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
Разработчик: Н.В. Дорожкина преподаватель : ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
Эксперты:
__________________ ________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________ ________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компьютерное моделирование
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности;
знать:
численные методы решения прикладных задач
особенности применения системных программных продуктов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
13
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
индивидуальное проектное задание
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
26
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Компьютерное моделирование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Основы моделирования
14
Введение
Введение в моделирование.
2
Тема 1.1.
Объекты.
2
Свойства объектов
Классификация объектов.
Системы объектов.
Тема 1.2.
Определения модели и моделирования.
6
Свойства моделей. Цели моделирования.
Системный подход и системный анализ. Декомпозиция.
Основные модели систем. «Чёрный ящик», модель состава и структуры.
Классификация моделей.
Различные подходы к моделированию.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Определение свойств объектов для дальнейшего применения в моделировании.
Применение декомпозиции, моделирование систем.
4
Раздел 2. Структурные модели
12
Тема 2.1.
Информационные модели на графах.
4
Тема 2.2
Табличные информационные модели.
4
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Применение графов в моделировании.
Построение индивидуальной информационной модели.
4
Раздел 3. Математическое моделирование.
10
Тема 3.1.
Этапы математического моделирования.
2
Тема 3.2.
Как записать уравнения модели?
4
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составление уравнений моделей.
Применение математического моделирования в научных исследованиях.
4
Раздел 4. Имитационное моделирование.
10
Тема 4.1.
Методы имитационного моделирования.
6
Игра «Жизнь».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Сложности в создании имитационных моделей.
Недостатки и достоинства игры «Жизнь»
4
Раздел 5. Компьютерное моделирование.
12
Тема 5.1.
Моделирование в электронных таблицах.
2
Информационные модели в среде СУБД.
2
Практические работы:
Создание простейшей информационной модели с помощью электронной таблицы.
Создание модели в базе данных.
4
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Выполнение индивидуальных домашних заданий по темам: «Создание модели в электронной таблице» , «Создание модели с помощью Базы данных».
4
Раздел 6
Моделирование САР на средствах ППП «МВТУ».
20
Тема 6.1.
Система имитационного моделирования СИАМ.
2
Система моделирования SamSim.
2
Система моделирования VisSim.
2
Практические работы:.
Знакомство с работой программы СИАМ.
Знакомство с работой программы SamSim.
Знакомство с работой программы VisSim.
8
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Выполнение индивидуальных домашних работ с помощью программ: «СИАМ.», «SamSim», «VisSim».
6
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Компьютерное моделирование».
-
Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
-
посадочные места студентов;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая доска;
-
наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
-
Технические средства обучения:
-
-
мультимедийный проектор;
-
ноутбук;
-
проекционный экран;
-
принтер цветной струйный;
-
принтер черно-белый лазерный;
-
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
-
сервер;
-
блок питания;
-
источник бесперебойного питания;
-
наушники с микрофоном;
-
цифровой фотоаппарат;
-
видеокамера;
-
сканер;
-
колонки.
-
-
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-
-
правила техники безопасности и производственной санитарии;
-
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
-
-
Программное обеспечение:
-
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, систему управления базами данных, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц
3.4. Информационное обеспечение обучения
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
-
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Академия, 1999.
-
Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. М.: Мир, 1978.
-
Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
-
Бахвалов Л. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам? Компьютерра, № 40, 1997.
-
Форсайт Дж., Малькольм М., Моулер К. Машинные методы математических вычислений М.: Мир, 1980.
-
Холодниок М., Клич А., Кубичек М., Марек М. Методы анализа нелинейных динамических моделей. М.: Мир, 1991.
-
Дополнительные источники:
1. А. Чекмарев Средства визуального проектирования. BHV-СПб, 1998.
2. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р Алгоритмы: построение и анализ.
М., «МЦНМО», 1999.
3. Васильков Ю. В.. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании М., «Финансы и статистика» 1999
4. Экштайн В. «Компьютерное моделирование взаимодействия частиц с поверхностью твердого тела.» М. 1995 г.
3.4.3. Интернет-ресурсы:
-
edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
-
edu - "Российское образование" Федеральный портал
-
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
-
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
-
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
-
allbest - "Союз образовательных сайтов"
-
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
-
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
-
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
-
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
-
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
-
edunews - "Все для поступающих"
-
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
Портал "ВСЕОБУЧ"
-
newseducation.ru - "Большая перемена"
-
vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
-
rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.- "Региональный образовательный портал Оренбуржья"
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Определять свойства объектов для дальнейшего применения в моделировании.
Применять декомпозиции, моделировать систем.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
Применять графы в моделировании.
Построить индивидуальную информационную модель.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
Составлять уравнения моделей.
Применять математическое моделирование в учебной деятельности.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).
Применять методы имитационного моделирования.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).
Знания:
Создавать простейшие информационные модели с помощью электронной таблицы.
Создавать модели в базе данных.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Система имитационного моделирования СИАМ.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации
Система моделирования SamSim.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Групповой: заслушивание рефератов.
Система моделирования VisSim.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Групповой: заслушивание рефератов.
Индивидуальный: зачет