- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике. 11 класс. Н. Д. Угринович
Рабочая программа по информатике. 11 класс. Н. Д. Угринович
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чиркова М.В. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Селтинская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмуртской республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатика и ИКТ (11 классы)
(предмет, класс)
Чиркова Мария Валерьевна
(ФИО)
учитель информатики
(должность, категория)
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
-
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
-
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год - 34 часа.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Формы контроля ЗУН (ов);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
тестирование;
-
практикум.
№ п/п
Контрольная работа
Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация»
Контрольная работа №3 «База данных. Система управления базами данных»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема, раздел
Теоретические занятия
(кол-во часов)
Практические (лабораторные) занятия
(кол-во часов)
Контрольные занятия
(кол-во часов)
Общее кол-во часов
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
3
8
1
11
Моделирование и формализация
8
-
1
8
База данных. Система управления базами данных
2
6
1
8
Информационное общество
3
-
-
3
Повторение
4
-
1
4
Итого
20
14
4
34
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Основные понятия и термины | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Примечание | |||||
По плану | По факту | ||||||||||
Глава1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов) | |||||||||||
1. | ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. П/р №1.1 «Виртуальные компьютерные музеи» |
|
| История развития вычислительной техники. | Знать этапы развития вычислительной техники. Знать поколения ЭВМ. | п. 1.1, вопросы на стр.15 |
| ||||
2. | Архитектура персонального компьютера. П/р №1.2 «Сведения об архитектуре компьютера». |
|
| Магистрально-модульный принцип построения компьютера. | Знать преимущества, которые дает ММП. Знать виды шин и их назначение. Иметь представление о направлении развития архитектуры процессоров.
| п. 1.2, вопросы на стр. 23 |
| ||||
3. | Операционные системы. П/р №1.3 «Сведения о логических разделах дисков». |
|
| Основные характеристики операционных систем. | Знать назначение и функции операционных систем. Иметь представление о многообразии операционных систем. Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. | п. 1.3.1, 1.3.2, вопросы на стр. 28, 34 |
| ||||
4. | Операционная система Linux. П/р №1.4 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux». |
|
| Операционная система Linux. Входное тестирование (Т0) | Знать элементы графического интерфейса операционной системы Linux. Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
| п. 1.3.3, вопросы на стр. 40 |
| ||||
5. | Защита от несанкционированного доступа к информации.
|
|
| Защита информации с использованием паролей. Биометрическая система защиты. | Знать, как защищается информация в компьютере с использованием паролей. Знать биометрические методы защиты информации. Уметь идентифицировать человека по характеристикам речи. | п. 1.4, вопросы на стр. 45, 48 |
| ||||
6. | Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. |
|
| Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. | Иметь представление об организации физической защиты данных на дисках. Знать типы вредоносных программ. | п. 1.5, 1.6.1, вопросы на стр. 53 |
| ||||
7. | Компьютерные вирусы и защита от них. П/р №1.5 «Защита от компьютерных вирусов» |
|
| Компьютерные вирусы и защита от них. | Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов. Знать классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов. | п. 1.6.2, вопросы на стр.56 |
| ||||
8. | Сетевые черви и защита от них. П/р №1.6 «Защита от сетевых червей». |
|
| Сетевые черви и защита от них. | Знать классификацию сетевых червей, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь предотвращать проникновение сетевых червей на локальный компьютер. | п. 1.6.3, вопросы на стр. 66 |
| ||||
9. | Троянские программы и защита от них. П/р №1.7 «Защита от троянских программ»
|
|
| Троянские программы и защита от них. | Знать классификацию троянских программ, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать троянские программы. | п. 1.6.4, вопросы на стр. 72 |
| ||||
10. | Хакерские утилиты и защита от них. П/р №1.8 «Защита от хакерских атак»
|
|
| Хакерские утилиты и защита от них. | Знать классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки. | п. 1.6.5, вопросы на стр. 76 |
| ||||
11. | Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» |
|
|
|
|
|
| ||||
Глава2. Моделирование и формализация (8 часов) | |||||||||||
12. | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. |
|
| Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | Знать определение модели; что такое информационная модель Знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Понимать, что такое системный подход в науке и практике | п. 2.1, п. 2.2, вопросы на стр. 82, 84 |
| ||||
13. | Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. |
|
| Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. | Знать формы представления моделей. Иметь представление о процессе формализации. Знать этапы информационного моделирования на компьютере | п. 2.3, п. 2.4, п. 2.5, вопросы на стр. 86- 88 |
| ||||
14. | Исследование физических моделей. |
|
| Исследование физических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.1, зад. 2.1 (стр. 90) |
| ||||
15. | Исследование астрономических моделей. |
|
| Исследование астрономических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.2, зад. 2.2 (стр. 92) |
| ||||
16. | Исследование алгебраических моделей. |
|
| Исследование алгебраических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.3, зад. 2.3 (стр. 94) |
| ||||
17. | Исследование геометрических моделей. |
|
| Исследование геометрических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.4, п. 2.6.5, зад. 2.4, зад. 2.5 (стр. 97) |
| ||||
18. | Исследование химических и биологических моделей. |
|
| Исследование химических и биологических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.6, п. 2.6.7, зад. 2.6 (стр. 98), зад. 2.7 (стр. 100) |
| ||||
19. | Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация» |
|
| Промежуточное тестирование (Тп) |
|
|
| ||||
Глава 3. База данных. Система управления базами данных (8 часов) | |||||||||||
20. | Табличные базы данных. Система управления базами данных. |
|
| Табличные базы данных. Система управления базами данных. | Знать, что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Знать определение и назначение СУБД | п. 3.1, п. 3.2.1, вопросы на стр. 104-105 |
| ||||
21. | П/р № 3.1 «Создание табличной базы данных». |
|
| Практическая работа №9 «Создание табличной базы данных». | Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов. | п. 3.1, п. 3.2.1 |
| ||||
22. | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. П/р №3.2. «Создание формы в табличной базе данных». |
|
| Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. | Знать разницу между представлением данных с помощью таблицы и формы. Уметь создавать формы для табличных баз данных. | п. 3.2.2 |
| ||||
23. | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. П/р №3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов». |
|
| Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | Уметь осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь формировать запросы на поиск данных. | п. 3.2.3, вопрос на стр. 114 |
| ||||
24. | Сортировка записей в табличной базе данных П/р №3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных». П/р №3.5 «Создание отчётов в табличной базе данных». |
|
| Сортировка записей в табличной базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных | Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных. | п. 3.2.4 |
| ||||
25. | Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. П/р №3.6 «Создание генеалогического древа семьи». |
|
| Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. | Знать характерные особенности иерархической модели данных. Знать характерные особенности сетевой модели данных. | п. 3.3, п. 3.4, вопросы на стр. 123, стр. 124 |
| ||||
26. | Контрольная работа №3 «Базы данных. Системы управления базами данных» |
|
|
|
|
|
| ||||
27. | Право в Интернете. Этика в Интернете. |
|
| Право в Интернете. Этика в Интернете. | Знать правовые нормы информационной деятельности человека. Знать этические правила при общении по электронной почте, в чатах и форумах. | п. 4.1, п. 4.2 |
| ||||
Глава 4. Информационное общество (3 часа) | |||||||||||
28. | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
|
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Иметь представление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий. | п. 4.3 |
| ||||
29. | Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение» |
|
| Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение | Знать единицы измерения информации. Уметь определять количество информации. Знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Знать устройство компьютера. Знать виды программного обеспечения. |
|
| ||||
30. | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование» |
|
| Алгоритмизация и программирование | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь формально исполнять алгоритм. Знать основы языка программирования Pascal |
|
| ||||
Повторение (4 часа) | |||||||||||
31. | Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера» |
|
| Основы логики. Логические основы компьютера | Уметь строить таблицы истинности логических выражений. |
|
| ||||
32. | Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии» |
|
| Информационные технологии. Коммуникационные технологии | Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. Знать способы подключения к Интернету. |
|
| ||||
33. | Итоговое тестирование за курс 11 класса |
|
| Итоговое тестирование (Ти) |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны
знать/ понимать:
-
назначение и функции операционных систем;
-
какая информация требует защиты;
-
виды угроз для числовой информации;
-
физические способы и программные средства защиты информации;
-
что такое криптография;
-
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
-
что такое системный подход в науке и практике;
-
роль информационных процессов в системах;
-
определение модели;
-
что такое информационная модель;
-
этапы информационного моделирования на компьютере;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
-
что такое база данных (БД);
-
какие модели данных используются в БД;
-
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
-
определение и назначение СУБД;
-
основы организации многотабличной БД;
-
что такое схема БД;
-
что такое целостность данных;
-
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
-
в чем состоят основные черты информационного общества;
-
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
-
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
-
основные законодательные акты в информационной сфере;
-
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
уметь:
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
-
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
-
соединять устройства ПК;
-
производить основные настройки БИОС;
-
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
-
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных.
-
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2013 и 2014 г.г.).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
-
Операционная система Alt Linux.
-
Пакет офисных приложений OpenOffice.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Простой редактор Wев-страниц.