РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Информатике и ИКТ в 6 (общеобразовательном) классе

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ». Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы».  Цели программы: ·                     формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хор-Тагнинская СОШ


Согласовано:

Зам. директора по УВР

«__» ________ 2014г.

_______Л.А. Иванова


Утверждена

Приказом директора

МБОУ Хор-Тагнинская СОШ

№______от_______________

Директор__________А.В. Почтальон











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ

в 6 (общеобразовательном) классе

на 2014-2015учебный год

количество часов в неделю - 1

Составила: Тоцкая Татьяна Сергеевна, учитель информатики и математики







Составлена в соответствии с

программой общеобразовательных

учреждений по информатике:

автор Л.Л. Босова .- М. : БИНОМ,2010

Учебник Информатика: учебник для 6 класса.

Под редакцией Л.Л. Босовой. М.: Бином 2010


Прошла экспертизу на заседании

Методического объединения,

Протокол №_____ от «___»______2014г.




2014г.

Пояснительная записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из ча­стей и самостоятельное достраивание недостающих компо­нентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

  • создать условия для овладения основными универсальны­ми умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделе­ние необходимой информации, применение методов ин­формационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов ре­шения задач в зависимости от конкретных условий; само­стоятельное создание алгоритмов деятельности при реше­нии проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникаци­онных технологий в информационной деятельности чело­века;

  • расширить спектр умений использования средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответ­ствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объек­тами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для развития умений продуктивного взаи­модействия и сотрудничества со сверстниками и взрослы­ми: умением правильно, четко и однозначно формулиро­вать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов;

  • сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.

Программа рассчитана на 1 час в год (34 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно от­четливо проявляется при организации компьютерного практи­кума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подго­товки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень слож­ности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологиче­ских приемов по созданию информационного объекта. Для каж­дого такого задания предлагается подробная технология его вы­полнения, во многих случаях приводится образец того, что дол­жно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уров­ня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подго­товки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассмат­ривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологи­ческую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся бу­дут самостоятельно искать необходимую для работы информа­цию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имею­щихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих зада­ний строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель дей­ствия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложно­сти носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулиру­ются в более обобщенном виде, многие из них представляют со­бой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения зада­ния. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 6 классе используется несколько различных форм кон­троля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6 клас­са распределены по трем уровням сложности. Важно правиль­но сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.


Тематические и итоговые контрольные работы

1

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

6

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

7

Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ


Учащиеся должны:

• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умо­заключение»;

• приводить примеры единичных и общих понятий, отноше­ний между понятиями;

• различать необходимые и достаточные условия;

• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

• иметь представление об алгоритмах, приводить их при­меры;

• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

• уметь пользоваться стандартным графическим интерфей­сом компьютера;

• определять назначение файла по его расширению;

• выполнять основные операции с файлами;

• уметь применять текстовый процессор для набора, редак­тирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

• иметь представление об этических нормах работы с инфор­мационными объектами.




Календарно-тематическое планирование


урока

Дата проведения урока

Тема урока

(раздела)

Компонент

учебного плана

Контроль

Практическая часть

Примечание

план.

факт.




Компьютер и информация

(7 часов)

региональный




1



Компьютер - универсальная машина для работы с информа­цией.





2



Файлы и папки.



Практическая работа №1. Работа с файлами и папками


3



Информация в памяти компьютера. Системы счисления.



Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором


4



Двоичное кодирование числовой информации.



Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором


5



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. (Работа с Калькулятором.)





6



Тексты в памяти компьютера.



Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.


7



Кодирование текстовой информации.



Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.


8



Создание документов в текстовом процессоре Word.



Практическая контрольная работа №1.


9



Растровое кодирование графической информации.





10



Векторное кодирование графической информации.



Практическая работа №4. Нумерованные списки.


11



Единицы измерения информации.



Практическая работа №5. Маркированные списки.


12





.


Контрольная работа. Информация и знания.

Практическая работа №6. Создаем таблицы


13



Чувственное познание окружающего мира..



Практическая работа №6. Создаем таблицы


14



Понятие как форма мышления.



Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.


15



Как образуются понятия.



Практическая работа №8. Строим диаграммы.


16



Структурирование и визуализация информации.



Практическая контрольная работа №2.


17



Содержание и объем понятия.



Практическая работа №8. Строим диаграммы.


18



Отношение тождества, пересечения и подчинения .



Практическая работа №8. Строим диаграммы


19



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности..



Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint


20



Определение понятия.



Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.


21



Классификация.



Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.


22



Суждение как форма мышления.





23



Умозаключение как форма мышления.





24






Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.


25



Что такое алгоритм.



Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word


26



Исполнители вокруг нас.





27



Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.





28



Линейные алгоритмы.



Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.


29



Алгоритмы с ветвлениями.



Практическая работа №13. PowerPoint. «Часы».


30



Циклические алгоритмы.



Практическая работа №14. PowerPoint. «Времена года». Практическая работа №15. PowerPoint. «Скакалочка».


31





Практическая контрольная работа №3. Систематизация информации.



32



Систематизация информации.



Практическая работа №16. Работа с файлами и папками. Ч-2


33



Повторение (резерв)





34



Линейные алгоритмы. Рисунок на свободную тему.



Практическая работа №12.



Литература:


  1. Информатика, учебник для 6 класса, Л. Босова, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010г

  2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5-11 классы, Москва,БИНОМ, 2010 г

  3. Уроки информатики в 5-7 классах, Л. Босова, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2008 г



© 2010-2022