Элективный курс Программируем на Pascal

Пояснительная записка Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования д...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Цели и задачи курса

  • Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

  • Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Формирование алгоритмической культуры учащихся.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Обучение школьников структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых являются модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.

  • Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

  • Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Паскале» включает следующие учебные пособия:

  1. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.

  2. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

  3. Турбо-Паскаль в примерах : Кн. Для учащихся 10-11 кл./ А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. - М. : Просвещение, 2002.

ПРОГРАММА КУРСА

  1. Среда программирования Turbo Pascal 7.0. (4 ч.)

  2. Управляющие структуры. (9 ч.)

  3. Массивы. (11 ч.)

  4. Символы и строки. (9 ч.)

  5. Подпрограммы. (10 ч.)

  6. Файлы. (7 ч.)

  7. Процедуры и функции для работы в графическом режиме (9ч.)

  8. Итоговое повторение курса. (9 ч.)

Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимому для успешного изучения элективного курса

Учащиеся знать и уметь:

  • базовые алгоритмические структуры;

  • запись алгоритма в виде блок-схем;

  • уметь планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;

  • уметь организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

  • уметь строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем;

  • уметь переводить проблемы из реаольной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, математическую, физическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты.

Именно при формировании таких навыков и умений можно будет говорить о высокой эффективности использования компьютеров и достижении учащимися не только уровня знаний и умений, но и достаточно более высокого уровня, необходимого в дальнейшем обучении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Среда программирования TURBO PASCAL 7.0. (3)

1/1

Понятие о языке программирования высокого и низкого уровня

2/2

Структура программы. Переменные и константы. Числа, символы, строки и другие типы данных. Описание переменных и констант различного типа. Вывод на экран, Ввод с клавиатуры. Программирование операций ввода-вывода.

3/3

Создание и отладка элементарной программы. Печать исходного текста. Комментарии.

Управляющие структуры (9)

4/1

Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения. Стандартные процедуры и функции.

5/2

Логически условия. Оператор условия. Полная и неполная формы оператора. Оператор выбора.

6/3

Программирование простых вычислительных алгоритмов. Вычисление простых и условных математических выражений.

7/4

Циклы. Операторы цикла. Оператор цикла с известным числом повторений (с параметром). Инструкция FOR

8/5

Оператор цикла с логическим предусловием. Инструкция WHILE

9/6

Оператор цикла с логическим постусловием. Инструкция REPEAT. Вложенные циклы.

10/7

Оператор безусловного перехода. Инструкция GOTO.

11/8

Решение задач с использованием циклов.

12/9

Практическая работа «Циклы».

Массивы (11)

13/1

Одномерные массивы. Размерность массива. Способы и примеры описания структур различного вида. Ввод и вывод массивов.

14/2

Двумерные массивы.

15/3

Сортировка методом прямого выбора и методом прямого обмена.

16/4

Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному условию.

17/5

Поиск минимального (максимального) элемента массива.

18/6

Решение задач с использованием массивов.

19/7

Решение задач с использованием массивов.

20/8

Решение задач с использованием массивов.

21/9

Решение задач с использованием массивов.

22/10

Решение задач с использованием массивов.

23/11

Практическая работа «Массивы».

Символы и строки (9)

24/1

Символьная информация. Переменные типа CHAR.

25/2

Массив символов.

Преобразование строчных букв в прописные.

26/3

Переменные типа STRING.

27/4

Функция LENGTH. Процедура DELETE.

28/5

Функции POS, COPY.

29/6

Процедура VAL.

30/7

Решение задач с использованием символов и строк.

31/8

Решение задач с использованием символов и строк.

32/9

Практическая работа «Символы и строки»

Подпрограммы (6)

33/1

Встроенные арифметические и тригонометрические функции.

34/2

Функции, создаваемые программистом.

35/3

Процедуры. Механизм параметров.

36/4

Процедуры. Фактические и формальные параметры.

37/5

Процедура или функция?

38/6

Составление программ с использованием подпрограмм.

39/7

Понятие рекурсии.

40/8

Решение задач с использованием подпрограмм.

41/9

Решение задач повышенной сложности.

42/10

Практическая работа «Подпрограммы».

Файлы (7)

43/1

Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода.

44/2

Стандартные текстовые файлы.

45/3

Операции над текстовыми файлами.

46/4

Решение задач.

47/5

Типизированные файлы.

Операции перемещения по файлу.

48/6

Типизированные файлы. Решение задач.

49/7

Практическая работа «Файлы».

Процедуры и функции для работы в графическом режиме (9)

50/1

Модуль GRAPH.

Основные процедуры группы настройки режимов.

51/2

Процедуры, используемые для построения фигур.

52/3

Функции и процедуры сохранения и последующей

выдачи изображений.

53/4

Установочные процедуры.

54/5

Информационные процедуры и функции.

55/6

Процедуры и функции вывода текста.

56/7

Модуль CRT. Процедуры и функции.

57/8

Решение задач. Построение графиков.

59/9

Решение задач. Построение изображений.

Итоговое повторение (9)

60/1

Практикум по решению задач по теме «Выбор»

61/2

Практикум по решению задач по теме «Циклы»

62/3

Практикум по решению задач

по теме «Управляющие структуры»

63/4

Практикум по решению задач по теме «Массивы»

64/5

Практикум по решению задач по теме «Массивы»

65/6

Практикум по решению задач

по теме «Многомерные массивы»

66/7

Практикум по решению задач

по теме «Символы и строки»

67/8

Практикум по решению задач по теме «Подпрограммы»

68/9

Практикум по решению задач по теме «Подпрограммы»




ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к форме обучения в высших учебных заведениях.

Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы;

  • внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.

Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.



© 2010-2020