Разработка урока «Разнообразие наглядных форм представления информации»

Данный материал разработан с учетом формирования УУД при введении новых ФГОС ООО. В структуру занятия включены регулятивные, коммуникативные и личностные УУД на каждом этапе урока. Содержит элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов. Функция учителя заключается в сопровождении учебного занятия: организация фронтальной, групповой, индивидуальной работы, корректировка результатов работы в группах, использование электронных образовательных ресурсов, привлечение к обсуждению результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Разработка урока

«Разнообразие наглядных форм представления информации»

в рамках «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»





















Исполнитель: Борисова Людмила Ивановна,

учитель информатики,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

г. Череповца

Технологическая карта урока

Предмет: Информатика Класс 5

Базовый учебник: Информатика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Тема урока: Разнообразие наглядных форм представления информации.

Цель урока:

Образовательная: расширение представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;

Деятельностная: формирование понятия наглядной формы представления информации, формирование умений преобразовывать информацию из тестовой формы в рисунок и схему.

Задачи урока:

Обучающая (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД):

  • способствовать формированию базовых знаний о разнообразии наглядных форм представления информации;

  • создать условия для развития навыков использования в повседневной жизни необходимых форм представления информации конкретно в каждой ситуации.

Развивающая (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД):

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;

  • создать условия для пополнения словарного и научного запаса слов учащихся.

  • способствовать развитию культуры речи, логического мышления путем совместной и самостоятельной работы на уроке;

Воспитывающая (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД):

  • активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;

  • учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Необходимое оборудование:

средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Наглядные формы представления информации»;

2) презентация «Поезда».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) виртуальная лаборатория «Разъезды» (154823).

.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей

Дает задание провести групповой эксперимент по поиску информации, представленных в разных формах (текст, таблица, диаграмма)

Сообщает тему урока: сегодня мы с вами будем продолжать изучать способы представления информации, тема нашего урока «Наглядные формы представления информации». Посмотрите на нашу тему и попробуйте сказать, о чем сегодня будет идти речь.

Приветствуют учителя

Работа в группах, находят ответы на вопросы, фиксируют время, заносят результаты на интерактивную доску. Делают выводы по эксперименту.

Формулируют цель урока.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование

Регулятивные: целеполагание как постановка

учебной задачи; планирование;

прогнозирование;

Познавательные: поиск и выделение необходимой

информации; выделения существенного; умение структурировать знания;

Коммуникативные: Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками - определение цели,

функций участников, способов

взаимодействия;

2

Актуализация знаний

Какие формы (или способы) представления информации вам уже известны?

Задание на группировку форм представления информации.

Если результат в группах оказался одинаковым, то учитель подводит сам к тому, что не хватает понятия о наглядности.

Называют формы:

числовая, текстовая, графическая, табличная, звуковая, видео.

Работают в группах. Записывают схему форм представления информации.

Результат м.б. одинаковым или разным

Личностные: Действия смыслообразования, самопознание

Регулятивные: прогнозирование; контроль;

Познавательные: поиск и выделение необходимой

информации;

Коммуникативные: определение

функций участников, способов

взаимодействия;

3

Выявление места и причины затруднений

Что вы понимаете под наглядными формами?

Не могут четко сформулировать понятие наглядности.

Познавательные: универсальные логические

действия:

анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных,

несущественных)

4

Построение проекта выхода из затруднений

Организация работы по построению проекта.

Разработка плана выхода из затруднений:

  1. Определить понятие наглядности.

  2. Применить определение для выполнения (проверки) предложенного задания.

Познавательные: действия постановки и решения

проблем:

формулирование проблемы

5

Реализация построенного проекта

Корректирует работу в группах.

Анализирует ответы. Обобщает результаты работы.

Презентация «Наглядные формы представления информации»

Работа по группам (самостоятельно, с помощью словаря, с помощью Интернета найти определение, выполнить задание).

Формулируют понятие наглядности.

Записывают результаты (в тетрадь).

Познавательные: поиск и выделение необходимой

информации;

применение методов

информационного поиска, в том

числе с помощью компьютерных

средств; умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание в

устной и письменной форме;

6

Физминутка

Объясняет, каким образом выполняется зарядка для зрения с помощью презентации

Выполняют зарядку для зрения

Личностные

7

Первичное закрепление с комментированием

Разбор решения задачи с железной дорогой (от текста к рисунку, от рисунка к схеме)

Презентация «Поезда»

Фронтальная работа.

Записывают схему решения в тетрадь.

Познавательные: знаково-символические действия

выполняют функции

отображения учебного материала;

8

Самостоятельная работа с самопроверкой

Контролирует работу, помогает учащимся, отвечает на вопросы, представляет эталон решения задачи

Работают на компьютере с интерактивным ресурсом для учебника 5 класса.

Учащиеся оценивают себя

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

9

Включение в систему знаний и повторение

Дает задание перечислить наглядные формы представления информации.

Достраивают схему форм представления информации, выделив на ней наглядные (Информационная модель форм представления информации).

Познавательные: знаково-символические действ

включая моделирование; формирования обобщенных знаний;

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

На доску выводит начало фразы:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне понравилось…

Мне было трудно …

Я не разобрался …

Урок заставил меня задуматься о …

Учитель делает для себя выводы.

Учащиеся отвечают на один из вопросов по выбору.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации;

11

Дифференцированное домашнее задание:

§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132.

Дополнительное задание: №137.


© 2010-2022