Рабочая программа по информатике (9 класс)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закон «Об образовании»

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по информатике(базовый уровень).

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253;

Роль и место дисциплины: Данная программа скорректирована, содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов (2ч в неделю).

Курс «Информатика и ИКТ» имеет комплексный характер.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 9 класса школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Большое внимание в учебниках уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в различных операционных системах (Windows, Linux и Mac OS). Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-CD.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2009;

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2004 - 2006. В комплекте:

Windows-CD. Версия 6.1, 2006. Компьютерный практикум, программная и методическая поддержка курса "Информатика и ИКТ". - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006;

VisualStudio-CD. Версия 1.0, 2006. Содержит дистрибутив интегрированной системы объектно-ориентированного программирования Visual Studio 2005 Express Edition.

Linux-CD. Версия 1.0, 2004-2006. Содержит операционную систему ALT Linux "Информатика" и полную программную поддержку курса "Информатика и ИКТ".

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.





Календарно-тематическое планирование

По информатике и ИКТ в 9 классе

на 2015-64 учебный год

(базовый уровень, 68 часов)





Тема урока с указанием типа урока

Содержание урока

Тема практической (лабораторной) работы

Формы контроля

Планируемые результаты

Домашние задание

Сроки

план

факт

Раздел: Информационные технологии

Тема №1: Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 12 часов

1

2

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Кодирование и обработка звуковой информации/урок освоения новых знаний

ТБ и правила поведения в компьютерном классе (записи в тетради).

Звук. Звуковая волна. Характеристики звука. Частота дискретизации. Единица измерения Герц. Глубина кодирования звука. N=2i. Решение задач.

Фронтальный опрос

Учащиеся должны знать: технику безопасности.

Учащиеся должны знать: основные характеристики звука, их единицы измерения, уметь вычислять объем звукового файла.

Записи в тетради

Конспект в тетради

09.11.15

09.11.15/

3

4

5

Кодирование и обработка звуковой графической информации - комбинированный урок

Решение задач на кодирование звуковой информации. Выполнение лабораторной работы.

Понятие «информация». Способы получения информации. Виды информации. Примеры графической информации. Виды графики: векторная и растровая. Сущность каждого вида графики. Достоинства и недостатки векторной/растровой графики.

Пиксель. Разрешающая способность. Глубина цвета.

Кодирование и обработка звуковой информации

Уметь осуществлять запись звука стандартными средствами ОС Windows.

Учащиеся должны знать: виды графики, уметь объяснять в чем заключается особенность каждого вида графики, уметь анализировать и осуществлять выбор графических редакторов для создания определенного изображения.

Учащиеся должны знать: пиксель, аналоговый сигнал, дискретный сигнал, пространственная дискретизация, разрешающая способность. Уметь определять объем графического изображения, глубину цвета, количество цветов в палитре.

Конспект в тетради

Конспект в тетради

12/13.11

6

7

8

Растровая и векторная графика.

/практическая работа

Беседа, посвященная двум видам графики растровой и векторной, палитрам цветов RGB, CMYK. Форматы векторных, растровых графических файлов. Решение задач на кодирование графической информации. Выполнение практической работы.

Повторение пройденного материала в виде теста открытого. Выполнение практической работы

Слои объектов. Градиентная заливка объектов. Группировка объектов. Выравнивание объектов.

Редактирование изображения в растровом графическом редакторе

Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проверочная работа

Тест

Учащиеся должны знать основные графические редакторы и с каким видом графики они работают. Уметь настраивать различные палитры цветов.

Уметь работать с графическими примитивами в растровых графических редакторах.

Уметь осуществлять основные действия с объектами в векторном графическом редакторе.

Презентация по теме

16.11

9

10

Растровая и векторная анимация/практическая работа

Выделение областей изображения и объектов в рисунках. Копирование, перемещение, удаление областей растровых изображений. Геометрические преобразования областей изображений и объектов рисунков.

Цифровая фотография, цифровое видео, потоковое видео.

Создание gif-анимации

Захват цифрового изображения, видеозапись с экрана (скринкаст)

Уметь проводить операции редактирования областей и объектов в растровых графических редакторах.

Уметь осуществлять запись скринкаста, работать с цифровой фотографией.

Скринкаст

19/20.11

11

12

Кодирование графической информации. Решение задач

Решение задач на кодирование графической информации

Уметь решать задачи на кодирование графической информации

23.11

Тема №2: Кодирование и обработка текстовой информации - 9 часов

13

14

Кодирование текстовой информации - урок изучения нового материала

Кодирование/декодирование. Кодирование и шифрование. Кодировка KОI-8 один символ весит 2 байта, а в кодировке Unicode - 1 байт. Для того чтобы выяснить информационный объем сообщения необходимо количество символов в сообщении умножить на информационный вес одного символа. Мощность алфавита N=2i Решение задач по теме.

Кодирование текстовой информации

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать: кодировки текста, информационный вес символа, информационный объем сообщения. Уметь определять информационный объем текстового сообщения, количество букв в алфавите, символов в сообщении.

Конспект в тетради

Задачи в тетради

26/27.11

15

16

Создание, ввод, редактирование документов в текстовых редакторах

Понятие «текстовый редактор». История развития ТР, примеры ТР. Назначение ТР. Текстовый редактор «MS Word»

Создание документа в ТР. Работа по набору текста с математическими формулами. Параметры страницы. Понятие «редактирование документа»

Вставка в документ формул

Фронтальный опрос

Знать: понятие ТР, назначение. Приводить примеры ТР. Графический интерфейс ТР «MS Word»

Уметь создавать текстовый документ. Изменять параметры страницы (ориентация: книжная, альбомная, поля)

30.11

17

18

Форматирование документа/урок освоения новых знаний

Сохранять документ в формате *.doc, *.docx, *.pdf. Подготовка документа к печати: предварительный просмотр

Понятие форматирование документа. Начертания шрифтов (с засечкой, без засечек), кегль,выравнивание текста, абзацы, специальные символы. Отличие форматирования от редактирования.

Сохранение и печать документов

Форматирование документа

Фронтальный опрос, самоконтроль

Понимать какие форматы текстовых документов существуют и уметь объяснять их назначение. Уметь сохранять документ.

Уметь объяснять в чем заключается отличие двух процессов: редактирования и форматирования документа.

03/04.12

19

20

Списки, таблицы. Словари.

Понятие списка. Маркированный список. Нумерованный список. Многоуровневые списки. Вставка таблиц, рисование таблиц, объединение и разбиение ячеек.

Нумерованные и маркированные списки, таблицы

Перевод текста с помощью компьютерного словаря, сканирование и распознавание документа

Самоконтроль

Уметь работать с различными видами списков, вставлять таблицу в документ, форматировать таблицу

Знать назначение, возможности, достоинства и недостатки компьютерных словарей, характеристики сканера,

Подготовиться к контрольной работе по теме

Презентация - анализ онлайн словарей.

07.12

21

Контрольная работа «Обработка графической и текстовой информации»

Тест. Задачи на определение информационного объема графического изображения, текстового сообщения.

тест

Регулятивные: планирование, оценка

10/11.12

Тема №3: Кодирование и обработка числовой информации - 10 часов

22

23

24

Кодирование числовой информации. Системы счисления /урок освоения новых знаний

Система счисления. Позиционные и непозиционные СС. Развернутая форма записи десятичного числа. Двоичная СС.

Восьмеричная, шестнадцатеричная СС. Перевод из одной системы счисления в другую.

Сложение, вычитание умножение в двоичной СС. Таблицы сложения в восьмеричной и шестнадцатеричной СС.

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос, самоконтроль

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать кодирование/

декодирование. Система счисления. Уметь представлять десятичное число в развернутой форме, переводить десятичное число в двоичную СС, из двоичной в десятичную

Знать алгоритм перевода из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную СС и обратно. Из восьмеричной и шестнадцатеричной в десятичную и обратно

Уметь производить арифметические операции с двоичными числами, сложение с восьмеричными и 16-ыми числами с помощью таблиц.

Задачи в тетради

14.12

25

26

27

Электронные таблицы /урок повторение

Понятие ЭТ. Назначение ЭТ. Сферы применения ЭТ. Основные возможности ЭТ.

Понятие книги. Работа с листами (копирование, перемещение, удаление, переименование). Рабочая область. Ячейка. Диапазон ячеек. Формат ячеек. Редактирование ячеек.

Принцип относительной адресации, абсолютной адресации. Необходимость использования смешанных ссылок

Создание таблиц значений в ЭТ

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Фронтальный опрос, самоконтроль

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос, самоконтроль

Учащиеся должны иметь представление о том, для чего и для решения каких задач используются электронные таблицы.

Знать: диапазон ячеек, типы данных. Уметь: работать с книгой, выполнять операции с листами, форматировать ячейки, работать с диапазоном ячеек.

Знать в чем заключается принцип относительной адресации. Уметь правильно выбирать тип адресации при решении задач.

17/18.12

28

29

Встроенные функции

Построение диаграмм и графиков - комбинированный урок

Встроенные функции: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, КОРЕНЬ

Диаграмма, как наглядный способ представления информации. Понятие графика. Виды диаграмм (круговая, гистограмма). Виды графиков - линейный и точечный.

Использование встроенных функций для решения математических задач

Построение диаграммы и графика функции

Фронтальный опрос, самоконтроль

Самоконтроль, взаимоконтроль

Уметь применять встроенные функции для решения математических зада, работать с диапазоном ячеек.

Учащиеся уметь формировать диапазон исходных данных по условию задачи, создавать график квадратичной функции (у=х2), круговую диаграмму (с подписью долей) и гистограмму

Задачи в тетради

21.12

30

31

Базы данных в электронных таблицах

Понятие база данных. Электронная таблица, как база данных,

Поиск информации в таблице, сортировка информации, применение фильтра. Функция «СЧЕТЕСЛИ»

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Фронтальный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль

Фронтальный опрос, самоконтроль

Учащиеся должны уметь: осуществлять поиск необходимой информации в большом объеме данных в ЭТ, сортировать данные.

Знать принцип работы функции «СЧЕТЕСЛИ». Уметь применять функцию «СЧЕТЕСЛИ» для решения конкретной задачи.

24/25.12

3 четверть Раздел: Алгоритмы и элементы программирования

Тема №4: Основы логики - 11 часов

32

Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания/урок усвоения новых знаний

Булева алгебра. Основные понятия: высказывание, умозаключение. Истинность и ложность высказывания. Основные логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия.

Фронтальный опрос

Знать: высказывание, умозаключение, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Уметь приводить примеры высказываний и умозаключений.

Конспект в тетради

11.01.16

33

Логические операции. Законы логики/урок усвоения новых знаний

Импликация, эквивалентность. Законы логики: закон двойного отрицания, закон тождества, закон исключенного третьего, закон коммутативности, дистрибутивности, ассоциативности, законы де Моргана и т.д.

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать смысл логических операций импликации и эквиваленции, законы логики. Уметь приводить примеры высказываний с логическими связками «если...то» и «тогда и только тогда…»

Конспект в тетради

14/15.01

34

Упрощение логических функций/урок применения знаний и умений

Упрощение логических формул с применением законов логики.

Тест, самоконтроль

Знать законы логики. Уметь применять законы логики для упрощения формул логических.

Конспект в тетради

18.01

35

Упрощение логических функций/урок закрепление знаний

Упрощение логических формул с применением законов логики, индивидуальные работы

Взаимоконтроль

Знать законы логики. Уметь применять законы логики для упрощения формул логических.

Конспект в тетради

21/22.01

36

Таблицы истинности /комбинированный урок

Понятие таблицы истинности, правила построения таблиц истинности.

Фронтальный опрос

Знать принципы построения таблиц истинности. Уметь строить таблицы истинности для логических операций.

Конспект в тетради

25.01

37

Таблицы истинности /комбинированный урок

Построение таблиц истинности для простейших формул.

Фронтальный опрос, взаимоконтроль.

Уметь строить таблицы истинности для простейших логических формул (с двумя-тремя логическими переменными).

Конспект в тетради

28/29.01

38

Таблицы истинности/ комбинированный урок

Повторение законов логики, упрощение формул и построение таблиц истинности

Фронтальный опрос, взаимоконтроль.

Знать законы логики. Уметь применять законы логики для упрощения формул логических.

Индивидуальные карточки

01.02

39

Таблицы истинности/ комбинированный урок

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Фронтальный опрос, взаимоконтроль.

Уметь решать задачи с применением таблиц истинности.

Задачи в тетради

04/05.02

40

Логические основы устройства компьютера/урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с логической основой компьютера. Принципы Джона фон Неймана. Схематическое изображение основных логических элементов «И», «ИЛИ», «НЕ»

Фронтальный опрос

Знать принципы открытой архитектуры компьютера Джона фон Неймана, знать как представляются схематические основные логические элементы.

Конспект в тетради

08.02

41

Логические основы устройства компьютера/урок повторения, закрепления с новым материалом

Подготовиться к контрольной работе

11/12.02

42

Контрольная работа

Тестовые задания на знание теории. Задачи на построение таблиц истинности, упрощения формул.

Контрольная работа

Регулятивные УУД: планирование, оценка, прогнозирование

15.02

Тема №5: Основы алгоритмизации - 20 часов

43

Алгоритм и его формальное исполнение/урок повторение

Понятие алгоритм. Виды алгоритма. Способы представления алгоритма. Алгоритмы в нашей жизни.

Фронтальный опрос

Знать: алгоритм, виды алгоритмов, способы их представления. Уметь приводить примеры алгоритмов различных видов из жизни.

Конспект в тетради

18/19.02

44

Свойства алгоритма/урок повторение

Свойства алгоритмов: понятность, дискретность, детерминированность, конечность, массовость.

Фронтальный опрос

Знать свойства алгоритма. Уметь объяснять почему та или иная последовательность является/не является алгоритмом.

Конспект в тетради

22.02

45

Понятие «Исполнитель». СКИ/урок повторение

Исполнитель. Система команд исполнителя

Фронтальный опрос, самоконтроль

Учащиеся должны знать: понятие "исполнитель», СКИ. Уметь составлять программу для конкретного исполнителя.

Конспект в тетради

25/26.02

46

Исполнители. Решение задач/решение задач

Составление программ для различных исполнителей (Чертежник, Черепаха, Кумир)

Фронтальный опрос, взаимоконтроль

29.02

47

Блок-схемы алгоритмов/урок повторение.

Блок-схема как наглядный способ представления алгоритма. Основные элементы блок-схемы.

Фронтальный опрос, самоконтроль.

Знать что такое блок-схема, ее основные элементы. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы.

Задачи в тетради

03/04.03

48

Языки программирования и их классификация/урок изучения нового материала

Понятие ЯП. История развития ЯП. Классификация языков программирования: языки низкого и высокого уровня. Назначение ЯП.

Фронтальный опрос

Знать: что такое язык программирования, классификацию ЯП. Иметь представление о том, какие ЯП служат для решения каких задач.

Записи в тетради, презентация по теме

07.03

49

Структура программы на языке Pascal. Основные типы данных/урок изучения нового материала

Язык программирования Pascal: алфавит, семантика, служебные слова, операторы (ввода, вывода, присваивания). Структура программы. Основные типы данных (integer, real, string, char)

Фронтальный опрос

Знать: алфавит, семантика, служебные слова, операторы (ввода, вывода, присваивания). Структура программы. Основные типы данных (integer, real, string, char). Уметь объяснять различия integer от real.

Записи в тетради

10/11.03

50

Линейный алгоритм. Арифметические, строковые выражения/урок изучения нового материала

Выполнение практической работы по реализации вывода на экран фразы «Hello word», списка группы и суммы, разности и произведения двух целых чисел

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать назначение операторов. Уметь использовать оператор вывода для вывода на экран, строк и значений простых выражений.

2.6.1

14.03

51

Линейный алгоритм. Функция в языках программирования/урок изучения нового материала

Выполнение практической работы по реализации ввода данных с клавиатуры (целых чисел), вывод на экран корня квадратного из целого числа (функция sqrt) и квадрата числа (функция sqr) и модуля числа (abs), программа «калькулятор»

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Уметь определять тип переменных и описывать их в разделе переменных (var); использовать встроенные функции: sqrt, sqr и abs.

Задачи в тетрадях

52

Линейный алгоритм/практическая работа

Выполнение практической работы по составлению программы на основе представленной блок-схемы.

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Уметь составлять программы на основе представленной блок-схемы.

Индивидуальные задания

17/18.03

4 четверть

53

Алгоритмическая структура «ветвление»/комбинированный урок

Полная (if …then…else) и неполная формы (if…then) записи алгоритмической структуры «ветвления». Представление данной структуры в виде блок-схемы. Нахождение значений по представленному фрагменту блок-схемы данной структуры.

Фронтальный опрос

Знать формы записи условного оператора на языке Pascal. Уметь находить значение переменной значений по представленному фрагменту блок-схемы, составлять программу по фрагменту блок-схемы

2.6.2. Задача: «Сравнение кодов символов»

28.03

54

Алгоритмическая структура «ветвление»/практическая работа

Функция random. Логические связки «and» и «or». Выполнение практической работы по написанию программ нахождения максимума/минимума из двух/трех чисел, выдаваемых случайным образом.

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать организацию вывода чисел на экран случайным образом. Понимать когда нужно использовать полную/неполную форму оператора условия. Уметь составлять программы с использованием условного оператора.

Индивидуальные карточки

31.03/01.04

55

Алгоритмическая структура «выбор»/комбинированный урок

Назначение алгоритмической структуры «выбор». Представление данной структуры в виде блок-схемы. Описание данной структуры на языке программирования Pascal.

Фронтальный опрос

Знать: назначение структуры, представление ее в виде блок-схемы и на языке программирования.

2.6.3

04.04

56

Алгоритмическая структура «выбор»/практическая работа

Выполнение практической работы по написанию проектов «отметка», «времена года» и «монетки».

Проект «Отметка»

Самоконтроль, взаимоконтроль

Уметь составлять программы с использованием операторы выбора для решения простейших задач.

Задачи в тетради

07/08.04

57

Алгоритмическая структура «цикл»/комбинированный урок

Циклический алгоритм. Цикл с параметром (цикл со счетчиком). Представление данного вида цикла в виде блок-схемы и описание данной структуры на языке программирования Pascal (for …to…do, for … downto..do ). Выполнение практической работы на нахождение суммы n-чисел.

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать: формы записи цикла с параметром на ЯП (шаг = 1 или =-1). Уметь составлять программы по представленным блок-схемам на цикл с параметром.

Записи в тетради

11.04

58

Алгоритмическая структура «цикл»/практическая работа

Цикл с предусловием (while…do). Представление данного вида цикла в виде блок-схемы и описание данной структуры на языке программирования Pascal. Выполнение практической работы.

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать: формы записи цикла с предусловием. Уметь составлять блок-схемы и писать программы для решения математических задач, с использованием цикла «Пока»

14/15.04

59

Алгоритмическая структура «цикл»/практическая работа

Цикл с постусловием (repeat…until). Представление данного вида цикла в виде блок-схемы и описание данной структуры на языке программирования Pascal. Выполнение практической работы.

Составление программ

Фронтальный опрос, самоконтроль

Знать: формы записи цикла с постусловием. Уметь составлять блок-схемы и писать программы для решения математических задач, с использованием цикла «До»

18.04

60

Алгоритмическая структура «цикл»/решение задач

Решение задач на различные виды циклов (составление программ и блок-схем)

Составление программ

Самоконтроль

Понимать реализация какого вида цикла подходит для решения конкретной задачи. Определять вид цикла по представленному фрагменту блок-схемы.

Подготовиться к самостоятельной работе

21/22.04

61

Самостоятельная работа

Тест на знание теории. Практическая часть: составление программы по индивидуальному заданию

Самостоятельная работа

25.04

Раздел: Работа в информационном пространстве

Тема №6: Моделирование и формализация - 8 часов

62

Окружающий мир как иерархическая система/урок изучения нового материала

Микро-, макро- и мегамир. Система и элементы. Целостность системы. Свойства систем.

Фронтальный опрос.

Знать: определение «система», в чем заключается целостность системы, от чего зависят свойства системы. Уметь приводить примеры систем из микро-, макро- и мега-миров.

3.1 (конспект в тетради)

28/29.04

63

Моделирование, формализация, визуализация/ урок изучения нового материала

Моделирование, как метод познания. Модель. Примеры моделей.

Фронтальный опрос

Знать: модель, моделирование. Уметь описывать модели и приводить примеры моделей из жизни.

3.2.1 (конспект в тетради)

02.05

64

Материальные и информационные модели/ урок изучения нового материала

Материальные модели, формы представления моделей. Информационные модели, образные, знаковые, модели, отображающие иерархические системы. Свойства моделей.

Фронтальный опрос

Знать виды материальных и информационных моделей. Уметь приводить примеры таких моделей из жизни и описывать их свойства.

3.2.2 (конспект в тетради)

5/6.05

65

Формализация и визуализация моделей информационных моделей/комбинированный урок

Описательные информационные модели. Формализация информационных моделей. Визуализация формальных моделей

Знакомство с визуализированными интерактивными моделями из различных предметных областей

Фронтальный опрос

Знать: как представляются описательные информационные модели (словесно и рисунки), в чем заключается процесс формализации. Уметь работать с интерактивными моделями.

3.2.3 (конспект в тетради)

12/13.05

66

Основные этапы разработки и исследования моделей/урок изучения нового материала

Информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов и корректировка модели.

Фронтальный опрос

Знать основные этапы разработки и исследования модели.

Конспект в тетради

16.05

67

Построение и исследование физических моделей/практическая работа

Выполнение практической работы в ТП «MS Excel». Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Бросание мячика в площадку

Фронтальный опрос, взаимоконтроль

Уметь строить качественную описательную модель и формальную модель. Строить графики в ТП.

19/20.05

68

Приближенное решение уравнений/комбинированный урок

Выполнение практической работы в ТП «MS Excel». Задача: найти корень уравнения x3-sinx = 0 приближенными методами (графическим и численным)

Приближенное решение уравнений

Фронтальный опрос, взаимоконтроль

Уметь использовать метод «Подбор параметра» для решения уравнения.

23.05


© 2010-2022