- Преподавателю
- Информатика
- Конспект открытого урока по информатике на тему «В мире алгоритмов»
Конспект открытого урока по информатике на тему «В мире алгоритмов»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбатова О.Д. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока - В мире алгоритмов
Цель урока: Повторить и закрепить изученный материал по теме «Алгоритмы»
Задачи урока:
Учебные:
-
обобщение и систематизация знаний по теме "Алгоритмы";
-
формирование навыков практического применения знаний.
Развивающие:
-
развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
-
развитие навыков практического применения знаний;
Воспитательные:
-
повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету "Информатика".
-
воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
План урока
-
Организационный момент. Мотивация знаний.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Работа в группах.
-
Физкультминутка
-
Индивидуальная работа на компьютере.
-
Итог.
-
Домашнее задание
-
Рефлексия.
Оборудование:
-
презентация,
-
черный закрытый ящик или коробка,
-
небольшой плакат с написанными буквами, заклеенными бумагой,
-
3 листа А3, фломастеры, готовые фигуры для блок-схемы,
-
файл с меню готовых форм на каждый компьютер - рабочее место,
-
файл с тестом по теме «Алгоритмы» на каждый компьютер»
-
бумага с клейкой основой для проведения рефлексии.
Ход урока
Презентация
-
Организационный момент. Мотивационное начало.
- Добрый день, уважаемые гости, ребята!
- Я бы хотела, чтобы вы, ребята, встали. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.
И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.
- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель - увеличить предыдущее достижение.
- Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, тема нашего урока - «В мире алгоритмов», наша цель на уроке - вспомнить основные понятия темы "Алгоритмы" и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике. (презентация)
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного французского ученого Гюстава Гийома "Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий".
- Вы готовы проверить свои знания?
- Тогда внимание! (музыка)
- Ящик - сюрприз! (внести черный ящик)
- Вам интересно, что в этом ящике?
- Внимание! Вопрос (включить запись голоса): этот предмет является копией того, кто достоин награды за свои труды, ибо его имя увековечено во многих сферах человеческой деятельности. Что находится в черном ящике?
- Для открытия Черного ящика вам, юные информатики, нужно будет отгадать кодовое слово, которое вы сможете узнать, успешно пройдя три уровня. Буквы кода записан на доске и спрятаны, по мере прохождения каждого уровня я буду открывать буквы.
- Ваш интерес не пропал?
- Тогда вперед к открытию!
2. Актуализация знаний. Уровень "Вопрос - ответ"
- Уровень первый.
- Повторение - мать учения. Так говорили великие. Прежде, чем браться за дело, нужно посмотреть, какие у нас есть знания.
Вопросы:
-
В сказке герою даётся поручение: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что". Можно ли этот набор действий считать алгоритмом?
-
Кто может являться исполнителем алгоритма?
-
Какие виды алгоритмов вы знаете?
-
Кто может быть исполнителем алгоритма приготовления салата оливье?
-
В чем особенность записи в виде блок-схемы?
-
Подписать на доске вид алгоритма по представленной блок-схеме.
<Рисунок 1>
- Молодцы! Вы успешно прошли первый уровень. Вы можете открыть три буквы.
- А мы переходим на второй уровень, где вы должны показать умения составлять алгоритмы. Второй уровень будет состоять из 2 заданий. Работать вы будете в группах. (как сидите) Прошу вас выбрать капитанов групп.
3. Работа в группах
Оборудование: ватман, задание 2, фломастеры
1 задание - Составить алгоритм в словесной форме и в виде блок-схемы (у каждой группы свой алгоритм)
2 задание - Вам предстоит провести исследование текста и составить к нему алгоритм в виде блок-схемы - время работы 10 минут. После выполнения заданий капитаны групп выходят к доске для защиты своих выполненных заданий.
Алгоритм исследования:
1. Прочитайте текст и определите к какому жанру он относится
3. Представьте развитие ситуации в тексте в виде блок-схемы
4. Результат оформите на листе.
Пока ребята выполняют задание, я предлагаю нашим гостям также поработать и составить алгоритм приготовления любимого блюда (впереди у нас праздники)
Задания группам
1 группа:
Задание 1
Составить алгоритм «Слепить снеговика» в словесной форме и в виде блок-схемы
Задание 2
Провести исследование текста и составить к нему алгоритм в виде блок-схемы.
Текст - "Поехал Иван -царевич за Василисой Прекрасной. Ехал он, ехал, глядь - перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: "Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - голову сложишь…"
2 группа:
Задание 1
Составить алгоритм «Пополнение баланса сотового телефона через терминал» в словесной форме и в виде блок-схемы, определить вид алгоритма
Задание 2
Провести исследование текста и составить к нему алгоритм в виде блок-схемы.
Текст - «Болен - лечись, а здоров - берегись».
3 группа:
Задание 1
Составить алгоритм «Стирка белья в автоматической стиральной машине» в словесной форме и в виде блок-схемы
Задание 2
Провести исследование текста и составить к нему алгоритм в виде блок-схемы.
Текст -Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать - сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется. (А.П.Чехов. Пересолил.)
- Вы успешно справились со своей работой, а это значит, что второй уровень позади и вы можете открыть еще три буквы.
- А мы переходим на третий уровень "Финальный". Здесь каждый из вас поработает за компьютером (выполнит задание и тест)
4.Физкультминутка - Ребята, перед выполнением уровня «Финальный» давайте с вами немного разомнемся и проведем физкультминутку. Встаём со своих мест и внимание на экран. 3 м
5.Индивидуальная работа за компьютером.
Работа за компьютером.
Задание 1: Ваша задача будет заключаться в том, чтобы правильно расположить блоки на блок-схеме. На столах рядом с вами представлен алгоритм на естественном языке. В файле, с которым вы будете работать, он представлен в виде блок-схемы, но блоки вам нужно поставить на свои места. Я сейчас буду вам передавать файлы. Первый вариант открывает и работает с файлом под названием 1 вариант - буква з или с, а второй вариант - 2 вариант - открывание двери. (варианты указаны за компьютерными столами, на которых вы сидите, алгоритмы на естественном языке находятся у вас на столе)
Оборудование: файл с меню готовых форм "Элементы блок - схемы алгоритма" <Рисунок 1> - 1 вариант
Рисунок 1
Алгоритм выполнения работы
Откройте присланный вам файл
Вспомните правило написания букв "з" и "с" в приставках, и как открыть дверь
Используя операции перемещения, составьте "Алгоритм написания "з" или "с" в приставках" и «Алгоритм открывания двери»
- Сравните свои алгоритмы с представленными на доске. У кого все верно? У кого есть ошибки? Спасибо.
Задание 2 - тестирование средствами программы «Джой класс» по теме «Алгоритмы» (обработка результатов происходит автоматически). (код указан на компьютерном столе) (8-10 баллов - «5», 5-7 баллов - «4», 3-4 балла - «3».
Открываем последние буквы кода
6. Итог урока.
- Итак, нам известны все буквы кода. Что же это за слово? (вопрос к учащимся)
- Теперь, давайте посмотрим на доску, где по линиям прочитаем его слово. (к доске выходит 1 учащийся)
- Правильно! Алгоритм.
- Я вас поздравляю, код найден, Черный ящик открыт. Напомню вопрос (включить звук голоса): этот предмет является копией того, кто достоин награды за свои труды, ибо его имя увековечено во многих сферах человеческой деятельности …
(достаю из ящика портрет Аль Хорезми и показываю на слайде)
- Вот тот, чье имя увековечено во многих науках и сферах деятельности людей. Кто же он?
- Аль Хорезми - великий математик древности.(внимание на экран - видео про Аль-Хорезми)
- Я поздравляю вас, вы прекрасно справились с поставленной задачей. Ответ найден. Оценки за урок: оценки за тестирование (8-10 баллов - «5», 5-7 баллов - «4», 3-4 балла - «3».
7. Домашнее задание - подготовить реферат про АльХорезми (из интернета)
8. Рефлексия.
- Спасибо за работу. Наша цель выполнена - мы повторили основные моменты темы "Алгоритмы" и успешно применили свои знания в практических ситуациях.
- А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Возьмите смайлики и приклейте их на экран монитора.
Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. И в заключении я хочу поделится с вами своим настроением и давайте вместе посмотрим следующую презентацию, которая я надеюсь поднимет вам настроение!
До свидания. Желаю вам успехов.