- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса (ФГОС)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса (ФГОС)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудрявцев В.Л. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Руководитель НМС директором МАОУ СШ №55
___________С.М.Бритвина г. Липецка «Лингвист»
(протокол № 6 НМС от 26.08.2015 ) (приказ № 197 от 31.08. 2015)
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для учащихся девятых классов
количество часов - 70
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.
Сведения о программе
Данная рабочая программа «Информатике и ИКТ» для девятых классов разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. и Самылкиной Н.Н. «Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы.» к учебнику для 9 класса «Информатика и ИКТ. Базовый курс.» Н.Д. Угриновича, 2012.
Обоснование выбора программы
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
-
Содержание учебника «Информатика и ИКТ» для 9 класса соответствует утверждённым Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
-
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса входит в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом. Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе» включает в себя CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение.
-
Особое место в учебнике занимает тема «Алгоритмизация и основы программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трёх языках программирования.
-
Компьютерный практикум в учебнике строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний - разработчиков программного обеспечения.
-
Учебник ориентирован на закрепление теоретических знаний с использование практических работ. Дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на CD- и DVD-дисках.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком рабочая программа «Информатика и ИКТ» для девятых классов рассчитана на 2 учебных часа в неделю (70 часов в год).
Место и роль учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в большей степени связано с личным развитием ребёнка, чем с его учебными успехами. Деятельностный компонент обучения позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Приобретение им опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания способствует формированию целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности и подготавливает к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. С этих позиций обучение учебному предмету «Информатика и ИКТ» рассматривается как процесс формирования у учащихся навыков работы по поиску и обработке информации, необходимых для создания виртуальных продуктов труда, самостоятельного планирования своих действий, уважительного отношения к труду и его результатам, выработку умений совместной деятельности (принятие решений, согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективного определения своего вклада в решение общих задач коллектива), оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм и эстетических ценностей. Этому процессу способствуют практические работы компьютерного практикума, методически ориентированные на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Выполнение практических заданий возможно во внеурочное время в школе или дома. Исследование моделей из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики способствует информатизации учебного процесса в целом и придаёт учебному предмету межпредметный характер.
Основные формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса в ходе изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для девятых классов являются:
-
традиционный урок;
-
мультимедиа лекция;
-
беседа;
-
практикум по решению задач;
-
самостоятельная работа;
-
контроль качества знаний;
-
урок обобщения, систематизации и проверки знаний;
-
компьютерный практикум;
-
творческие и проектные работы.
Технологии обучения
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» предполагает использование определённых образовательных технологий, то есть совместной деятельности преподавателя и учащихся, системной совокупности приёмов и методов обучения, а также проектирование и организацию процесса обучения:
-
проблемное обучение;
-
концентрированное обучение;
-
развивающее обучение;
-
дифференцированное обучение;
-
игровое обучение;
-
обучение развитию критического мышления;
-
активное (контекстное) обучение.
Виды и формы контроля
Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школе №55 г. Липецка «Лингвист».
Информация об используемом учебнике
Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ», учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2012. Учебник содержит 6 глав, а также:
-
31 практических работ компьютерного практикума;
-
ответы и решения к теоретическим заданиям.
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы «Информатика и ИКТ» для девятых классов включает следующие тематические блоки и их наполнение:
Основы логики
Формы мышления. Высказывания. Логические отрицание, умножение и сложение. Логические выражения. Таблицы истинности. Логические функции.
Кодирование и обработка числовой информации
Системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и обратно. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Кодирование и обработка текстовой информации
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Хранение, поиск и сортировка информации
Базы данных. Системы управления базами данных. Поиск данных в готовой базе данных. Редактирование записей в базе данных.
Основы алгоритмизации
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Исполнители. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Языки программирования. Язык программирования Pascal. Переменная, типы переменных. Основные операторы. Структура программы.
Моделирование и формализация
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Управление, обратная связь.
Информатизация общества
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Итоговое повторение изученного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате преподавания учебного предмета «Информатика и ИКТ» учащиеся должны приобрести практический опыт деятельности, предшествующий профессиональной, в основе которого лежит данный предмет. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик девятого класса должен:
Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации
уметь:
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедиа проектором, цифровой камерой);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
-
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Кодирование и обработка текстовой информации
уметь:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
-
проводить проверку правописания;
-
использовать в тексте таблицы, изображения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Кодирование и обработка числовой информации
уметь:
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
-
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах),
-
переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать записи в базе данных;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Основы алгоритмизации
знать/понимать:
-
программный принцип работы компьютера;
уметь:
-
пользоваться персональным компьютером
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем)
Моделирование и формализация
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей.
Перечень контрольных мероприятий
Практические работы (15-20 минут):
-
Кодирование графической информации
-
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
-
Создание рисунков в векторном графическом редакторе
-
Анимация
-
Кодирование и обработка звуковой информации
-
Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
-
Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
-
Кодирование текстовой информации
-
Вставка в документ формул
-
Форматирование символов и абзацев
-
Создание и форматирование списков
-
Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными
-
Перевод текста с помощью компьютерного словаря
-
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
-
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
-
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
-
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
-
Построение диаграмм различных типов
-
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
-
Знакомство с системой алгоритмического программирования
Самостоятельные работы (15-20 минут):
-
Создание рисунка в векторном графическом редакторе
-
Кодирование текстовой информации
-
Форматирование документа
-
Работа с таблицами в текстовых документах
-
Двоичная система счисления
-
Поиск информации в электронных таблицах
-
Создание и заполнение электронных таблиц
-
Создание запросов к базе данных
-
Исполнитель Муравей
-
Исполнитель Чертёжник
-
Исполнитель Черепаха
-
Определение результатов работы программы (следование)
-
Определение результатов работы программы (цикл)
-
Определение результатов работы программы (массивы данных)
-
Информационная безопасность (тест)
-
Логические операции (тест)
-
Поиск путей в графе
-
Ориентированные графы
-
Составление алгоритма для исполнителя
-
Поиск информации в базе данных
-
Анализ электронных таблиц и диаграмм
Учебно-тематический план
№
темы
Название темы
Количество
часов
1
Охрана труда и техника безопасности
1
2
Основы логики
3
3
Кодирование и обработка числовой информации
9
4
Кодирование и обработка текстовой информации
8
5
Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации
11
6
Хранение, поиск и сортировка информации
3
7
Основы алгоритмизации
18
8
Моделирование и формализация
11
9
Информатизация общества
3
10
Итоговое повторение изученного материала
2
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, целями и задачами образовательной программы. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Литература и средства обучения
Реализация рабочей программы «Информатика и ИКТ» для девятых классов предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:
-
Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ», учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2012.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ», методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2012. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.).
11