Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса (ФГОС)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса (ФГОС)


Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА

Руководитель НМС директором МАОУ СШ №55

___________С.М.Бритвина г. Липецка «Лингвист»

(протокол № 6 НМС от 26.08.2015 ) (приказ № 197 от 31.08. 2015)


Рабочая программа
по информатике и ИКТ


для учащихся девятых классов


количество часов - 70









2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Цели и задачи

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.

  7. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».

  8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.

Сведения о программе

Данная рабочая программа «Информатике и ИКТ» для девятых классов разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. и Самылкиной Н.Н. «Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы.» к учебнику для 9 класса «Информатика и ИКТ. Базовый курс.» Н.Д. Угриновича, 2012.


Обоснование выбора программы

Причиной выбора этой программы послужило следующее:

  • Содержание учебника «Информатика и ИКТ» для 9 класса соответствует утверждённым Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

  • Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса входит в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом. Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе» включает в себя CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение.

  • Особое место в учебнике занимает тема «Алгоритмизация и основы программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трёх языках программирования.

  • Компьютерный практикум в учебнике строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний - разработчиков программного обеспечения.

  • Учебник ориентирован на закрепление теоретических знаний с использование практических работ. Дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на CD- и DVD-дисках.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком рабочая программа «Информатика и ИКТ» для девятых классов рассчитана на 2 учебных часа в неделю (70 часов в год).

Место и роль учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в большей степени связано с личным развитием ребёнка, чем с его учебными успехами. Деятельностный компонент обучения позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Приобретение им опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания способствует формированию целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности и подготавливает к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. С этих позиций обучение учебному предмету «Информатика и ИКТ» рассматривается как процесс формирования у учащихся навыков работы по поиску и обработке информации, необходимых для создания виртуальных продуктов труда, самостоятельного планирования своих действий, уважительного отношения к труду и его результатам, выработку умений совместной деятельности (принятие решений, согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективного определения своего вклада в решение общих задач коллектива), оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм и эстетических ценностей. Этому процессу способствуют практические работы компьютерного практикума, методически ориентированные на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Выполнение практических заданий возможно во внеурочное время в школе или дома. Исследование моделей из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики способствует информатизации учебного процесса в целом и придаёт учебному предмету межпредметный характер.

Основные формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса в ходе изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для девятых классов являются:

  • традиционный урок;

  • мультимедиа лекция;

  • беседа;

  • практикум по решению задач;

  • самостоятельная работа;

  • контроль качества знаний;

  • урок обобщения, систематизации и проверки знаний;

  • компьютерный практикум;

  • творческие и проектные работы.

Технологии обучения

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» предполагает использование определённых образовательных технологий, то есть совместной деятельности преподавателя и учащихся, системной совокупности приёмов и методов обучения, а также проектирование и организацию процесса обучения:

  • проблемное обучение;

  • концентрированное обучение;

  • развивающее обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • игровое обучение;

  • обучение развитию критического мышления;

  • активное (контекстное) обучение.

Виды и формы контроля

Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школе №55 г. Липецка «Лингвист».

Информация об используемом учебнике

Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ», учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2012. Учебник содержит 6 глав, а также:

  • 31 практических работ компьютерного практикума;

  • ответы и решения к теоретическим заданиям.

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы «Информатика и ИКТ» для девятых классов включает следующие тематические блоки и их наполнение:

Основы логики

Формы мышления. Высказывания. Логические отрицание, умножение и сложение. Логические выражения. Таблицы истинности. Логические функции.

Кодирование и обработка числовой информации

Системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и обратно. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Кодирование и обработка текстовой информации

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Хранение, поиск и сортировка информации

Базы данных. Системы управления базами данных. Поиск данных в готовой базе данных. Редактирование записей в базе данных.

Основы алгоритмизации

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Исполнители. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Языки программирования. Язык программирования Pascal. Переменная, типы переменных. Основные операторы. Структура программы.

Моделирование и формализация

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Управление, обратная связь.

Информатизация общества

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Итоговое повторение изученного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате преподавания учебного предмета «Информатика и ИКТ» учащиеся должны приобрести практический опыт деятельности, предшествующий профессиональной, в основе которого лежит данный предмет. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик девятого класса должен:

Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации

уметь:

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедиа проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;

  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.

Кодирование и обработка текстовой информации

уметь:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

  • проводить проверку правописания;

  • использовать в тексте таблицы, изображения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.

Кодирование и обработка числовой информации

уметь:

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,

  • создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах),

  • переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать записи в базе данных;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.

Основы алгоритмизации

знать/понимать:

  • программный принцип работы компьютера;

уметь:

  • пользоваться персональным компьютером

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем)

Моделирование и формализация

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей.

Перечень контрольных мероприятий

Практические работы (15-20 минут):

  1. Кодирование графической информации

  2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

  3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

  4. Анимация

  5. Кодирование и обработка звуковой информации

  6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

  7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

  8. Кодирование текстовой информации

  9. Вставка в документ формул

  10. Форматирование символов и абзацев

  11. Создание и форматирование списков

  12. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными

  13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

  14. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

  15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

  16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

  17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

  18. Построение диаграмм различных типов

  19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

  20. Знакомство с системой алгоритмического программирования

Самостоятельные работы (15-20 минут):

  1. Создание рисунка в векторном графическом редакторе

  2. Кодирование текстовой информации

  3. Форматирование документа

  4. Работа с таблицами в текстовых документах

  5. Двоичная система счисления

  6. Поиск информации в электронных таблицах

  7. Создание и заполнение электронных таблиц

  8. Создание запросов к базе данных

  9. Исполнитель Муравей

  10. Исполнитель Чертёжник

  11. Исполнитель Черепаха

  12. Определение результатов работы программы (следование)

  13. Определение результатов работы программы (цикл)

  14. Определение результатов работы программы (массивы данных)

  15. Информационная безопасность (тест)

  16. Логические операции (тест)

  17. Поиск путей в графе

  18. Ориентированные графы

  19. Составление алгоритма для исполнителя

  20. Поиск информации в базе данных

  21. Анализ электронных таблиц и диаграмм

Учебно-тематический план


темы

Название темы

Количество
часов

1

Охрана труда и техника безопасности

1

2

Основы логики

3

3

Кодирование и обработка числовой информации

9

4

Кодирование и обработка текстовой информации

8

5

Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации

11

6

Хранение, поиск и сортировка информации

3

7

Основы алгоритмизации

18

8

Моделирование и формализация

11

9

Информатизация общества

3

10

Итоговое повторение изученного материала

2

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, целями и задачами образовательной программы. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;



Литература и средства обучения

Реализация рабочей программы «Информатика и ИКТ» для девятых классов предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ», учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2012.

  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ», методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.

  3. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2012. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.).


11


© 2010-2022