Рабочая программа элективного курса

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________/Седых С.В./

ФИО

Протокол заседания ШМО №1

От « » августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Бобылкина Е.А./

ФИО

« » августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Л.В. Кравченко/

ФИО

Приказ №__ от «__» сентября 2014г.


Программа элективного курса

«Компьютерная грамотность»

для учащихся 5 классов

на 2014-2015 учебный год



Составитель программы

учитель математики

Лукашова Наталья Ивановна








2014 г





Основные части программы


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика элективного курса

  3. Описание места элективного курса в учебном плане

  4. Результаты освоения курса

  5. Содержание учебного курса

  6. Тематический план курса

  7. Календарно-тематическое планирование

  8. Учебно-методический комплекс


  1. Пояснительная записка

По решению образовательного учреждения для изучения курса выделены часы из компонента образовательного учреждения и определяется в соответствии с образовательной программой учреждения.

Количество часов в неделю - 05 ч.

Количество часов за год - 17 ч.

Данный курс рассчитан на 17 занятия.

В рамках работы кружка «Компьютерная грамотность» учащиеся кружка пройдут обучение компьютерных технологий. Развитие компьютерных технологий предъявляет современному человеку новые функциональные требования. От него требуются хорошо развитые умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу, презентовать себя. Эти умения должны формироваться с самого начала обучения информатики. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Цели курса:

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, направленного на развитие умения сотрудничать; критического и аналитического мышления, умения искать, возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, обще интеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:

  • поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;

  • проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов;

  • умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности.

Программа элективного курса направлена на создание организационных условий формирования информационной культуры учащихся 5 класса. Программа носит инновационный характер в рамках гимназии, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы ученика, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности школьника, изучении специфики развития их мышления и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной игровой и учебной деятельности. Эффективность обучения основам информационной грамотности зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей данного возраста, соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности преподавателя в области воспитания и обучения.

Представляемый курс нацелен на формирование компьютерной грамотности, ИКТ- компетентности, что соответствует образовательным целям самих учащихся и, в целом общества и предназначен для вовлечения учащихся 5 класса в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участии ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п.

Задачи курса:

  • создать условия для формирования у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;

  • дать общие знания и представления о приложении Power Point;

  • обучить основным приемам работы с инструментальными средствами программы для создания презентаций;

  • научить создавать сложные презентации;

  • формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

  • обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

  • создать условия для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;

  • заинтересовать учащихся изучением информатики, помочь реализовать их замыслы в процессе создания презентаций;

  • формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • представление о презентационной деятельности;

  • основные объекты при подготовке презентации;

  • параметры основных объектов;

  • как подготовить страницу для размещения в ней документа;

  • технологию редактирования текста;

  • уметь изменять начертания шрифта, форматировать абзацы и т.д.;

  • графические возможности PowerPoint;

  • анимационные возможности PowerPoint;

  • назначение и функциональные возможности PowerPoint;

  • объекты и инструменты PowerPoint, создать слайд, создавать управляющие кнопки, создавать презентации из нескольких слайдов.

Курс ориентирован на до подготовку учащихся и строится на основе информатики и технологии. Программа курса построена по модульному принципу и предполагает практическое выполнение индивидуальных и групповых заданий, а также выполнение и защиту проектной работы в области мультимедийных технологий.

Задания и навыки, полученные учащимися, окажутся полезными при дальнейшем изучении предметов не только информационно- технологического профиля, но всех других и будут способствовать осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения. Курс предусматривает самостоятельную работу учащихся по изучению дополнительной литературы в области ИКТ.

3. Описание места элективного курса в учебном плане

По решению образовательного учреждения для изучения курса выделены часы из компонента образовательного учреждения и определяется в соответствии с образовательной программой учреждения.

Количество часов в неделю - 05 ч.

Количество часов за год - 17 ч.

Данный курс рассчитан на 17 занятия.

4. Результаты освоения курса.

За время изучения курса учащиеся овладели оформлением презентации, умением работать в Microsoft Word.

Для реализации задач элективного курса предлагаются следующие формы работы: особое место отводится самостоятельной работе (создание проектов), проведение практических занятий, обсуждения полученных результатов в группах (в групповой работе) и коллективное обсуждение. Методика проведения занятий основана на эвристической беседе, включающей обсуждение обозначенных тем и решение сложных практических задач с применением компьютера.

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях;

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

Показатели:

Принципиально новым является создание для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, которая позволила всем участникам проекта полностью раскрыть свои способности в изучаемой области знаний, помочь им углубить научное мировоззрение, развить творческие способности.

Ресурсы класса: класс отличается высоким уровнем познавательной активности и мотивации на обучение.

Учебно-методическое и материальное техническое обеспечение

Для проведения занятий по программе элективного курса «Компьютерная грамотность» требуется компьютерный класс, в котором также должны быть установлены ученические парты для выполнения без компьютерных практических заданий.

Технические устройства: персональные компьютеры, видеопроектор, сканер, принтер, интерактивная доска.

Для работы на компьютере необходима установка следующих программ:

  • MS Word, Paint;

  • MS Power Point

Учебно-тематический план

Проект рассчитан 17 часов.


Содержание учебного материала

Всего часов

Дата

Примечание

1

Инструктаж по ТБ. Введение в курс

1

2

Операционная система Windows. Создание, редактирование и сохранение текстового документа в программах Блокнот и WordPad.

1

3

Вычисления в программе Калькулятор

1

4

Текстовый редактор MS Word.

1

5

Ввод и редактирование текста в MS Word.

1

6

Форматирование документа в MS Word

1

7

Вставка в Word рисунков, файлов и различных объектов

1

8

Создание таблиц

1

9

Создание открытки

1



10

Знакомство с программой PowerPoint

1



11

Добавление в слайды эффектов анимации.

1



12

Управление презентацией

1



13

Создание и фоновое оформление мультимедийной презентации.

1



14

Вставка в слайды гиперссылок

1



15

Добавление в презентацию аудио и видеоинформации

1



16

Форматирование текста и размещение графики

1



17

Итоговое занятие

1










Содержание программы.

Инструктаж по ТБ. Введение в курс.

Проведение инструктажа по ТБ на занятиях во внеучебное время.

Знакомство с мультимедийными технологиями. Понятие «Мультимедиа». Понятие «Презентация»

Текстовый редактор MS Word. Ввод и редактирование текста в MS Word. Форматирование документа в MS Word. Вставка в Word рисунков, файлов и различных объектов. Создание таблиц. Создание открытки.

Знакомство с программой PowerPoint.

Изучается приложение PowerPoint. Как запустить PowerPoint. Как создать первый пустой слайд. Какие панели инструментов должны быть на экране. Как установить нужные панели. Какими свойствами обладают объекты PowerPoint. Создание презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Создание презентации состоящей нескольких слайдов.

Добавление в слайды эффектов анимации.

Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации.

Управление презентацией.

Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика.

Создание и фоновое оформление мультимедийной презентации.

Фон. Текстура. Создание фона. Использование фоновых шаблонов. Градиент. Градиентная заливка и ее настройка.

Вставка в слайды гиперссылок.

Понятие «Гиперссылка». Создание гиперссылок. Управляющие кнопки. Нас тройка действия. Создание управляющих кнопок средствами программы. Настройка гиперссылки на другие файлы.

Добавление в презентацию аудио и видеоинформации.

Форматы звуковой информации. Форматы видеоинформации. Вставка звука. Вставка видео в слайды. Настройка звука при смене слайда.

Форматирование текста и размещение графики.

Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. Рациональное размещение текстовых блоков на слайде. Вставка встроенных в программу графических изображении. Создание диаграмм средствами программы PowerPoint.



Список литературы для учителя.

  • А. Г. Гейн и др. Информатика. 2003 год.

  • Симонович С.В. и др. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  • Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  • Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .-СПб.: Питер, 2002

  • Информатика. 7 - 9 класс. Базовый курс / Под ред. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 2002

  • Информатика. 7 - 9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 2003


Список литературы для обучающихся.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 класс. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 класс. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  • Электронный самоучитель «Изучаем фотошоп».

  • Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .-СПб.: Питер, 2002

  • Информатика. 7 - 9 класс. Базовый курс / Под ред. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 2002

  • Информатика. 7-9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 2003.



© 2010-2022