Информация

Урок представлен в форме экскурсии, разработан для учащихся начальной школы и 5-6 класса, позволяет создать условия для повторения и контроля знаний учащихся по теме «Информация. Информационные процессы»; урок содействует самоорганизации детей, формированию личностных качеств, таких как интеллектуальная и творческая активность, целеустремленность, и требовательность, самостоятельность, инициативность, урок способствует развитию творческой активности, умению аргументировать и отстаивать свою то...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Говоровская Татьяна Александровна

Должность: преподаватель математики и информатики

Образовательное учреждения: ГБОУ СПО «Вешенский педагогический колледж имени М. А. Шолохова»

Автор: Сивец Людмила Васильевна

Должность: преподаватель математики и информатики

Образовательное учреждения: МБОУ «Вешенская СОШ»


Урок-экскурсия «В парке культуры и отдыха»

Класс: 5

Тема урока: Еще раз об информации

Раздел программы: Информация и информационные процессы

Цели урока: создать условия для повторения и контроля знаний учащихся по теме: «Информация. Информационные процессы».

Задачи урока:

  • расширить и закрепить у учащихся знания об информации и информационных процессах;

  • способствовать самоорганизации обучающихся; развитию личностных качеств учащегося, развитию творческой активности;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения; способствовать выработке у учащихся самостоятельности, умения вырабатывать решения, развитию инициативности учащегося.

Тип урока: урок повторения и контроля.

Вид урока: урок - виртуальная экскурсия.

Возраст учащихся: 5 класс.

Методы обучения: взаимоконтроль, самоконтроль, компьютерный контроль, тестовый контроль

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая.

Система оценивания учащихся: В процессе экскурсии при прохождении каждого аттракциона учащиеся набирают баллы, по окончании экскурсии баллы переводятся в оценки согласно оценочной таблицы.

Оборудование и наглядные средства обучения:

  • билет в парк для каждого ученика;

  • дартс, дротики;

  • фонограмма песни «Карусель, карусель…»

  • вопросы для аттракционов «Карусель», «Лодочка», «Лабиринт»;

  • иллюстрации с видами информации;

  • карточки с задачами для киоска «Мороженное»;

  • ребусы для аттракциона «Лабиринт»;

  • оценочная таблица.

Программное обеспечение: Мир информатики, 4 год обучения

Подготовка кабинета:

Кабинет оформлен таким образом, что создается имитация различных аттракционов парка культуры и отдыха.

«Информация

Карусель». Имитация карусели выполнена следующим образом: стулья для карусели расположены так, как показано на рисунке ( З - стул знатока, О - стул оператора, М - механик):

К стульям прикреплены нарисованные картинки, относящиеся к теме «Информация» - штрих-код, ноты, дискета, диск, иероглиф.

«Информация

Тир». На доске прикреплена табличка с надписью «Тир», под ней дартс с дротиками, как показано на рисунке:

Качели «Лодочка». Табличка с надписью «Лодочка», рисунок качели (до начала урока лежат на учительском столе).

Игровые автоматы. Таблички с надписями «Игровой автомат 1», «Игровой автомат 2»,…, «Игровой автомат 5» расставлены перед компьютерами.

Кафе «Мороженное». Табличка с надписью «Мороженное» висит на шкафу, который имитирует киоск.

Лабиринт. Табличка с надписью «Лабиринт», рисунок лабиринта (до начала урока лежат на учительском столе).

План урока

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Экскурсия в парк культуры и отдыха.

2.1. Аттракцион - «Карусель» - 7 мин.

2.2. Аттракцион - «Лодочка» - 4 мин.

2.3. Батуты (физкультминутка) - 1 мин.

2.4. Аттракцион - «Тир» - 5 мин.

2.5. Аттракцион «Игровые автоматы» -. 6 мин.

2.6. Кафе «Мороженное». - 4 мин.

2.7. Лабиринт. - 7 мин.

3. Подведение итогов занятия. Выставление оценок. - 4 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, постановка цели).

Просмотр фрагмента мультфильма «Почемучка. Информация»

Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрим фрагмент мультфильма. Подумайте. О чем пойдет речь на уроке? (Об информации). Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Еще раз об информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, ее виды, способы передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также как кодируется информация. Для этого мы с вами проведем заочную экскурсию в парк культуры и отдыха. В парке несколько аттракционов, мы должны побывать в каждом. У вас есть билет в парк, в нем напротив названия аттракциона имеется свободное место. Сюда будут вписываться баллы после прохождения каждого аттракциона. Чем больше баллов, тем выше оценка, которую вы получите в конце урока.

1

Аттракцион - «Карусель»

2

Аттракцион - «Лодочка»

3

Аттракцион - «Тир»

4

Аттракцион «Игровые автоматы»

5

Кафе «Мороженное»

6

Лабиринт

Итоговая сумма

Лицевая сторона билета: Обратная сторона билета:

Информация



Учитель. Итак, наша экскурсия начинается.

2. Виртуальная экскурсия в парк культуры и отдыха

2.1. Аттракцион - «Карусель».

Учитель. В первом задании моделируется аттракцион «Карусель». Пять человек - «знатоки-отдыхающие». Пять мест заняты - «операторами-отдыхающими», задающими вопросы и принимающими ответы (ученики, исполняющие роль операторов, заранее ответили на вопросы всех разделов и в свой билет получили по 5 баллов); знатоки-отдыхающие сидят напротив «операторов», они отвечают поочередно на вопросы операторов. Управляет каруселью - механик, его роль исполню я, учитель. Карусель вращается 5 раз (это количество равно количеству мест на карусели), тем самым «отдыхающий» имеет возможность прокатиться на каждом из пяти мест и продемонстрировать теоретические знания по всем разделам темы «Информация» - «Виды информации», «Информационные процессы», «Носители информации», «Кодирование информации»», «Информация в жизни».

В процессе работы аттракциона билеты операторы заполняю. За каждый правильный ответ знаток получает один балл. Последний оператор подсчитывает итоговую сумму.

Тем самым выявляется лучший знаток темы «Информация».

Итак, все места на карусели заняты, начинаем наш первый аттракцион. (Начинается первый круг карусели. Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель...».)

Внимание! Стоп, карусель! Пожалуйста, вопрос знатокам. (Оператор, отвечающий за раздел темы, зачитывает вопрос сидящему напротив знатоку-отдыхающему. Знаток отвечает, оператор отмечает правильность ответа в билете. Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель...»)

Внимание, знатоки! Пересели на другие места по часовой стрелки.

Второй, третий, четвертый, пятый круги карусели аналогичны первому.

Вопросы к аттракциону «Карусель».

Оператор 1. Тема: «Виды информации»

  1. Перечислите виды информации по способу представления. (Текстовая, числовая, графическая, смешанная.)

  2. Какой вид информации человек воспринимает глазами? (Зрительную информацию.)

  3. Какой вид информации человек воспринимает кожей? (Осязательную информацию.)

  4. С помощью какого органа чувств человек получает наибольший объем информации? (С помощью глаз.)

  5. С помощью какого органа чувств животное получает наибольший объем информации? (С помощью органа обоняния - собака, с помощью органа слуха - летучая мышь и т.д.)

Оператор 2. Тема: «Информационные процессы».

  1. Перечислите основные информационные процессы. (Хранение, передача, обработка.)

  2. Какой информационный процесс приводит к появлению новой информации? (Обработка.)

  3. Назовите информационный процесс, где всегда участвуют две стороны, один из которых приемник. (Передача.)

  1. В каком информационном процессе необходим источник информации? (В передаче.)

  2. Почему из семечек кабачка не вырастают елки? (Потому что семена растений хранят всю информацию о растениях, которые их породили.)

Оператор 3. Тема: «Кодирование информации».

  1. Что такое код? (Код - это правило для преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.)

  2. Что называют кодированием? (Кодирование - процесс преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.)

  3. Что такое шифр? (Это код, предназначенный для секретных сообщений.)

  4. Что такое пиктограмма с точки зрения кодирования? (Условный знак для обозначения программы.)

  5. Где применяется кодирование? (В телеграфии, вычислительной технике, военном деле и т. д.)

Оператор 4. Тема: «Информационный носитель»

  1. Какие устройства называют носителями информации? (Устройства, на которых хранится информация.)

  2. Назовите основные внешние носители информации ПК. (Диск, дискета.)

  3. Что использует компьютер для временного хранения информации? (Оперативную память.)

  4. Что является основным хранилищем информации на компьютере? (Винчестер.)

  5. Какое устройство преобразует информацию к виду, пригодному для передачи по телефону? (Модем.)

Оператор 5. Тема: «Информация в жизни»

  1. Какой документ хранит дату и место рождения человека? (Паспорт, свидетельство о рождении.)

  2. С помощью каких знаков музыканты записывают информацию? (С помощью нот.)

  3. Какой прибор в автомобиле передает информацию о пройденном пути? (Спидометр.).

  4. Какова роль театральной афиши? (Передача информации о спектакле.)

  5. Мама пробует суп, добавляет соль. Какой информационный процесс имеет место? (Обработка.)

2.2. Аттракцион - «Лодочка»

Учитель. Следующий наш аттракцион «Лодочка». Каждый из вас получает карточку, вы должны соединить данные утверждения с лодочкой «да» или с лодочкой «нет».

КИнформацияарточка-задание к аттракциону «Лодочка»



Учитель. (Вывешивает на доску увеличенную карточку с правильно проведенными линиями). Ребята, обменяйтесь карточками со своим соседом, сравните ответы с образцом. Одна правильно проведенная линия - это один балл. Подсчитайте количество баллов, и впишите в пустую клеточку в билете напротив аттракциона «Лодочка».

КИнформацияарточка-ответ к аттракциону «Лодочка»






2.3. Батуты (физкультминутка)

Учитель. Встали из-за парт, вышли к доске, построились в два ряда, повторяйте за мной.

Мы поднимем руки выше,

Информацию услышим:

"Хлопни раз, хлопни два,

Впереди нас ждет стрельба".

2.4. Аттракцион - «Тир»

Учитель. А сейчас мы проверим, кто из вас самый меткий. Мы находимся в тире. (На доске висит дартс). Вам предлагается каждому бросить дротик. За попадание вы получаете столько баллов, сколько изображено на поле дартса. Затем у вас есть возможность проверить свою интеллектуальную меткость: я показываю иллюстрацию, а вы определяете, к какому виду информации относится данная иллюстрация. За правильный ответ вы получаете еще один балл.

Иллюстрации, предложенные на аттракционе «Тир»: Текст объявления, топографическая карта, математический пример, картина, табличка «ул. Шолохова,12», циферблат часов, отрывок стихотворения, схема движения поездов, текст задачи, карта мира, таблица умножения и т.п.

Учитель. Проставьте себе в билеты набранное количество баллов.

2Информация.5. Аттракцион «Игровые автоматы»

Учитель. Находясь в парке культуры и отдыха, мы не можем пройти мимо игровых автоматов. Роль игровых автоматов у нас исполнят компьютеры. Ваша задача - расшифровать предложенные сообщения. За каждое правильно расшифрованное сообщение вы получите по 2 балла.

ПИнформацияри работе на компьютере используются задания из ПМК «Мир информатики».

«Игровой автомат 1», «Игровой автомат 5» - высказывание Шерлока Холмса. (Элементарно, Ватсон.)

«Игровой автомат 2» - сообщение инопланетян.

(Продаётся двухместная летающая тарелка.)

«ИнформацияИгровой автомат 3» - сообщение мореплавателей.

(Впереди земля.)

«Игровой автомат 4» - сообщение агента 007

(Тридцать три утюга на подоконнике - знак, что явка провалена.)

ДИнформацияети расшифровывают сообщения, по окончанию ставят себе баллы в билеты.

2.6. Кафе «Мороженное»

Учитель. Теперь предлагаю зайти в кафе и «съесть» по мороженному. Подойдите к стоечке и выберете любое понравившееся «мороженное», затем сядьте за столик и «съешьте», т.е. выполните тестовое задание, которое написано на обратной стороне карточки-«мороженного». За верно выполненное задание вы получите один балл.

ПИнформацияримерный вид карточек - «мороженное»


Вопросы для карточек - «мороженного»:

1. Что такое информатика?

  1. наука о компьютерах

  2. наука об информации

  3. наука о программах

  4. наука о вычислениях

2.Сколько органов чувств у человека?

  1. 5

  2. 6

  3. 7

3.Человек получает информацию, когда…

  1. смотрит телевизор;

  2. читает письмо;

  3. играет с другом;

  4. во всех выше перечисленных случаях

4. Текстовой информацией можно назвать:

  1. таблицу умножения

  2. объявление в газете

  3. иллюстрацию в учебнике

  4. фотографию

5. Укажите название органа чувств, посредством которых человек воспринимает информацию о том, что он обжегся.

  1. зрение

  2. вкус

  3. осязание

  4. обоняние

  5. слух

6. Ученик нажимает клавиши на клавиатуре со скоростью 2 клавиши в секунду. За сколько секунд он передаст информацию "Крокодил Гена." с листочка на экран компьютера?

  1. 12 секунд

  2. 14 секунд

  3. 7 секунд

7. Укажите вид информации: «Сегодня 5 уроков».

  1. текстовая

  2. графическая

  3. числовая

  4. смешанная

8. Ученик работает по следующему алгоритму:

1)

Подсчитай гласные в слове.

2) Умножь на число 5.

Какой результат получится в результате обработки слова «Информатика»?

  1. 55

  2. 25

  3. 30

9. Одна ячейка специального устройства вмещает 3 цифры. Ученица определяет число 2345678 в это устройство. Сколько потребуется ячеек для сохранения информации:

  1. 7

  2. 3

  3. 2

10. Ученик обрабатывает число 234 по следующему правилу: новое число получается умножением данного числа на два, и затем добавлением к нему 10. Что получится в результате обработки:

  1. 478

  2. 468

  3. 4680

Учитель. А теперь самостоятельно проверьте правильность выполненного задания. Посмотрите на доску. Я называю номер вопроса и вариант правильного ответа. Проставьте баллы в билет.


№ карточки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

ответ

b

a

d

b

c

c

d

b

b

a

2Информация.7. Лабиринт.

Учитель. Наш последний аттракцион - «Лабиринт». Я вам раздаю листы, на которых изображен лабиринт. По лабиринту вы продвигаетесь согласно направлению стрелок, при этом разгадываете ребусы. Правильный ответ записываете под ребусом. Последний ребус - в пустые клетки вы заполняете буквы с номерами, указанными на стрелках, идущих от уже разгаданных ребусов. Количество баллов за лабиринт вы узнаете после разгадывания последнего ребуса.

(Обработка (кобра, бочка); лев (рисунок в итоговом ребусе); кодирование (комар, о в а, яки, е); передача (перед А ча); хранение (храм, веник, е); код (кот).)

Итоговый ребус - слово «отлично». Если все буквы заполнены правильно, учащийся получает 5 баллов, за каждую неверно угаданную букву отнимается 1 балл.

3. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Учитель. Наша экскурсия подошла к концу. Подведем итог. Найдем сумму баллов, набранных за урок. Я вывешиваю таблицу перевода баллов в оценки.


Количество баллов

19, 20, 21, 22

15,16, 17, 18

11, 12, 13, 14

Оценка

5

4

3

На обратной стороне билета поставьте полученную оценку. А теперь первыми сдайте билеты те, кто получил оценку «пять», вторыми - оценку «четыре», …

  1. Рефлексия.

На столе лежат смайлики - настроение. Покажите, какое у вас настроение после посещения парка:

ИнформацияНастроение отличное. Все сделано, все понятно!

ИнформацияНастроение хорошее. Все сделано, но не все понятно! Нужно еще позаниматься!

ИнформацияНастроение плохое. Грустно! Много не понятного!

На этом наш урок окончен. До свидания!

Литература:


  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ Учебник для 5 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

  3. Дуванов А.А. Азы информатики. /Информатика, 2002, №5 - 8

  4. Информатика. Экспериментальный учебник для начальной школы «Роботландия», М., 1989

© 2010-2022