Рабочая программа по информатике 5 класс

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № 1

от «_31__» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ

с. Мокрое

_________ /Гонышева А.С./

«31 » августа 2015_г

УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ

с. Мокрое от

«__31_» августа 2015г.

№ 272


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шовского филиала

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы села Мокрое

Лебедянского муниципального района Липецкой области


ЛАПШОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

(I квалификационная категория)


ПО ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ






2015 - 2016 учебный год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа для учащихся 5 класса по предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.201 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Мокрое.

- Учебный план МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год.

- Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи изучения информатики:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Изучение информатики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

в 5-6 классах:

- развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.






2. Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм

мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение

этого опыта.





3. Описание места учебного предмета в учебном плане.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами основного общего образования и учебным планом МБОУ СОШ с.Мокрое, на изучение предмета «Информатика» в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю -35 недель).



Тема



Количество часов

Авторская программа Л.Л. Босовой

Рабочая программа

1

Информация вокруг нас.

13

9

2

Информационные технологии.

13

17

3

Информационное моделирование

3

4

4

Элементы алгоритмизации

4

5


Резерв

2



ИТОГО:

35

35

Количество контрольных и практических работ

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас.

9

4

1

2

Информационные технологии.

17

12

2

3

Информационное моделирование

4

0

0

4

Элементы алгоритмизации

5

2

1

5

Резерв


0

0


ИТОГО:

35

18

4















4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе

система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного

процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

- понимание роли информационных процессов в современном мире;

- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного,

нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основнойшколе, являются:

- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- владение информационно-логическими умениями: определять понятия,создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- структурирование и визуализация информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

- умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

- умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

- умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;

- фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;

- создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;

- создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;

- коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе

изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,

виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых

теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми

понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

- формирование информационной и алгоритмической культуры;

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки

информации;

- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,

алгоритм, модель - и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной

деятельности в современном обществе;

- развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей- таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


5. Содержание тем учебного предмета.

5 класс (35 ч)

Информация вокруг нас (9 часов)

Информация и информатика. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.


Информационные технологии (17 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации


Информационное моделирование (4 часа)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.


Элементы алгоритмизации (5 часа)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.

















































  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема

Основные виды учебной деятельности



Информация вокруг нас - 9 час.

1

02.09


ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- приводить примеры информационных носителей;

- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

- выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

- определять технические средства, с помощью которых может быть

реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

- работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

- систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

- вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

- решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах

выбирать и запускать нужную программу;

- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

2.

09.09


Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

3

16.09


Ввод информации в память компьютера.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

4

23.09


Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

5

30.09


Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

6

07.10


Передача информации

Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

7

14.10


Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

8

21.10


В мире кодов. Способы кодирования информации

9

28.10


Метод координат




Информационные технологии -- 17 часов

10

04.11


Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов


соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

- определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

- создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

- создавать и форматировать списки;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

11

18.11


Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»

12

25.11


Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

13

02.12


Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

14

09.12


Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

15

16.09


Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

- определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

- создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

- создавать и форматировать списки;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

- уметь структурировать информацию, строить столбиковые и круговые диаграммы


16

23.09


Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов»

17

13.01


Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

18

20.01


Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

19

27.01


Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

- планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

- определять инструменты графического редактора для выполнения

базовых операций по созданию изображений;

- использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

- создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

20

03.02


Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

21

10.02


Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

22

17.02


Разнообразие задач обработки информации

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

23

24.02


Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки»

- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

-кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

24

02.03


Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».

25

09.03


Кодирование как изменение формы представления информации.

26

16.03


Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»




Информационное моделирование 4 часа

27

31.03


Преобразование информации путём рассуждений

- планировать пути достижения целей, соотносить действия с планируемыми результатами;

- преобразовывать информацию путем рассуждений;

- осуществлять обработку информации путем разработки плана действии;

- определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

28

06.04


Разработка плана действий и его запись

29

13.04


Запись плана действий в табличной форме

30

20.04


Запись плана действий в табличной форме



Элементы алгоритмизации - 5 часов

31

27.04


Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1)

- планировать последовательность событий на заданную тему;

- подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

- использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

32

04.05


Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2)

33

11.05


Создаём слайд-шоу

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»

34

18.05


Годовая контрольная работа за курс 5 класса

35

25.05


Итоговое обобщение за курс 5 класса













































  1. Описание учебно-методического и технического обеспечения образовательной деятельности.

УМК;

  1. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. 6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. 7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  5. 8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Технические средства обучения:

  • классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • персональный компьютер для учителя;

  • персональный компьютер для учащихся

  • сканер;

  • принтер лазерный.

Программные средства обучения:

  • обучающие компьютерные программы;

  • программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.

  • операционными система Windows 7









8. Планируемые результаты изучаемого предмета.

Информация и способы её представления

Выпускник научится:

• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также

понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

• использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность: познакомиться с примерами использования

формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; познакомиться с двоичной системой счисления; познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; пони-

мать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

• использовать логические значения, операции и выражения с ними;

• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций

ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простыхи табличных величин;

• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления

(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в

выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием строк, деревьев,

графов и с простейшими операциями с этими структурами; создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

• базовым навыкам работы с компьютером;

; • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных

типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными

программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность: познакомиться с программными средствами для ра-

боты с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при

решении учебных и внеучебных задач;

• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных

накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

• основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность: познакомиться с принципами устройства Интернета

и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете; познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников ив разные моменты времени и т. п.); узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты; получить представление о тенденциях развития ИКТ.


© 2010-2022