Рефлексивный отчет по групповому обсуждению с коллегами

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ямщикова Анастасия Александровна г. Петропавловск



Рефлексивный отчет по групповому обсуждению с коллегами

Каждый из коллег прошел практику в школе, тем самым окунувшись с новый формат обучения. После встречи в группе, тренер нам предложила самим сформироваться в группы, и мы решили, что объединяться в группу будем по преподаваемым предметам, так как при обсуждении в группе, какой либо темы, у нас будут наиболее схожие будут в первую очередь методы преподавания, которые типичны для среднего звена, так как в наше сформировавшейся группе, все проходили практику в среднем звене.

Итак, наша группа сформировалось из учителей точных наук. Группа состоит из пяти человек.

Групповая работа всегда начинается с распределения ролей, в нашем случае на это не потребовалось много времени, так как на первом этапе обучения мы уже знали сильные и слабые стороны каждого из нас.

Я являлась спикером в нашей группе. На протяжении всей групповой работы, наибольший интерес у меня вызвала тема обсуждения: «Опрос учащихся и их ответы». Почему я выбрала именно эту тему? Во-первых, умение задавать вопросы, это важный аспект в обучении учащихся. На самом деле, не только учитель может задавать вопросы, но и учащиеся также должны уметь задавать вопросы, при решении какой-либо проблемы, задачи. Во-вторых, правильно поставленный вопрос, несёт половину успеха на уроке. А в - третьих, когда дети отвечают на вопросы, они учатся диалогу, говорить друг с другом, выражать свои мысли, а это в первую очередь способствует пониманию того, насколько они усвоили материал.

Групповое обсуждение задания «Опрос учащихся и их ответы» у нас проходило в форме интервью. Очень интересно было послушать мнение коллег о важности для обучения именно разных видов вопросов. Но для остальных коллег мы решили создать презентацию, чтобы показать чему мы научились во время практики и группового обсуждения по данному аспекту.

Поэтому, при составлении презентации «Опрос учащихся и их ответы» мы показали умение совместно работать в группе. При создании данной презентации мне очень помогли мои коллеги группы: коллега А, коллега В, коллега С, коллега Д.

На рис.1 показано, обсуждение совместной презентации, каждый из коллег внес свои предложения в совместную презентацию какие основные вопросы можно осветить.

Мы совместно все это обсудили. Но в группе возникли вопросы: Хорошо ли мы знаем своих учеников? Комфортно ли чувствуют себя ученики в нашем классе? Как они отвечают на разные виды вопросов? Было много предложений, обсуждений которые внес каждый в группе.Рефлексивный отчет по групповому обсуждению с коллегами

Рис.1 Обсуждение главных вопросов

Например, коллега С, еще использовала «тонкие» и «толстые» вопросы, а коллега А научилась составлять вопросы более высокого порядка. Обсуждая в группе данный вопрос, у всех были трудности, такие же, как и у меня, это реакция на ответы учащихся.

Раньше, на неверный ответ детей, я реагировала привычным образом. Если ребёнок затягивал с ответом, спрашивала сильного ученика. Если ребёнок пытался ответить, но долго и не до конца, чтобы сэкономить время на уроке, я отвечала сама. При всём при этом, всегда присутствовала неуверенность в ответах детей, а когда ребенок неуверенно отвечает, тяжело добиться чёткого ответа на поставленный вопрос. И при традиционной форме обучения, отвечают одни и те же ученики, слабые остаются в тени.

Я задала вопрос коллеге С, как она преодолевала такие трудности. Коллега С посоветовала, что нужно просто уметь владеть самообладанием.

В свою очередь я поделилась с коллегами, как я использовала техники постановки вопросов. Я использовала различные техники постановки вопросов:

  • побуждение (Что такое презентация?);

  • апробирование (Для чего создают презентации?);

  • переориентация (Предложите другие версии? Кто приведёт свой пример?) [1, стр. 147]

При использовании любой техники, ответы детей все принимались, не подвергались ни чьей критике, то есть ни со стороны учителя, ни со стороны одноклассников.

Лично для себя я выделила одну из техник постановки вопросов, такую как переориентация, которая наиболее лучше у меня получилась.

Как видно из рис.2, на слайде, мы показали разновидности вопросов.

Далее я коллегам пояснила, что: используя такие техники постановки вопросов, я стала замечать, что слабые дети стали активно вовлекаться в диалог в классе. Хотя они в большей степени пользовались переориентацией вопроса, всё же они были заинтересованы в ответе, а значит и в понимании изучаемого материала.Рефлексивный отчет по групповому обсуждению с коллегами

Рис.2

Ребята были уверенны в своих ответах, так как они знали, что, как бы они не ответили на поставленный им вопрос, любой ответ принимается коллективом и не критикуется. Дети с удовольствием составляли вопросы в парах, обменивались вопросами. Некоторые ученики стали требовать пояснения ответа друг от друга: почему? зачем? как? В центре внимания теперь не только сильные ученики, но и слабомотивированные.

Рассказав о своей работе в школе, я предложила коллегам учитывать такие аспекты, которые я выделила для себя во время практики:

  • в процессе диалога учителя с учениками нужно давать возможность отвечать на вопросы разного порядка, не только сильным, но и слабым ученикам;

  • все должны быть услышаны и выслушаны, особенно те дети, которые практически всегда молчат и не работают на уроке;

  • вопросы должны быть содержательными, интересными, а так же строиться по принципу «от простого - к сложному».

Коллеги поддержали мои предложения, а коллега В попросила в свободное время подробнее рассказать, как я использовала технику постановки, прежде всего об апробировании.

При обсуждении в группе для себя я извлекла мысль, которую предложил коллега В, «учитывать возрастные и психологические особенности учащихся» при составлении вопросов. Из видео коллеги Д я увидела форму вопрос-ответ между учащимися в данной группе. Я увидели наглядно, как работают дети в группе на уроке, идет сплочение коллектива. Коллега А поделилась опытом проведения взаимоопроса учащихся «Шкатулка», где учащиеся составляли по два вопроса по теоретическому материалу высокого и низкого порядка. Важно отметить что, в таких взаимоопросах, прослеживается взаимосвязь ученик - ученик, учитель - ученик. Мне понравился данный метод, и я планирую применять данный метод на своих уроках. Я предложила свой метод, который использовала на своих уроках. Этот метод называется [метод Find the Fib], где учащиеся в одной группе записывают три утверждения или вопроса, одно из которых является ложным, и передают другой группе, для того чтобы та группа выявила ложной утверждение [2]. Коллега С помогала мне корректировать презентацию, учитывать все пожелания нашей группы при составлении. Лидером нашей группы как бы получилось, что стала коллега С, при этом она не навязывала нам свое мнение, а только корректировала нас.

А в заключении, я сделала общий вывод, который я вынесла для себя: в группе намного легче работать, чувствуешь себя комфортно, нет скованности, можно выразить свои мысли, самореализоваться. При обсуждении в группе, можно научится чему-либо у своих коллег. Особенно, для меня важна консультация с коллегами более опытными в преподавании и обучении. При этом я прекрасно понимаю, что качество школьного образования, прежде всего, определяется от профессионализма и творчества учителя. Если учитель творчески подойдет к уроку, то урок пройдет на ура. Лично для себя я извлекла выгоду из тех идей, которые коллеги предлагали во время обсуждения, некоторые идеи я записала, чтобы в дальнейшем применить их на практике.

Используемая литература:

  1. Руководство для учителя, - [1].

  2. Презентация L3W3D2_Завершение уроков - [2].

© 2010-2022