Публикация, статья

Информационные технологии: перспективы использования в образовательном процессе.Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения влечёт за собой не только появление современных технических средств, но и новых форм и методов обучения. Широкие перспективы для информационных технологий открываются в педагогической области. Объективной предпосылкой для этого является информационная сущность процесса обучения, в которой особое место принадлежит информационному обмену различного в...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.


С появлением компьютерных сетей образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара через глобальную компьютерную сеть Интернет, которая обеспечивает мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам.

Роль информационных технологий (ИТ) в развитии общества возрастает в связи с переходом от постиндустриального общества к информационному. Информационные технологии включают в себя инструментарий и организацию взаимодействия людей. Соответственно, решающее значение приобретает самообразование и саморазвитие людей, работающих в сфере образования. Также существует потребность разработать способы влияния на эти изменения для создания более профессионально успешной личности в условиях формирования информационного общества.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения влечёт за собой не только появление современных технических средств, но и новых форм и методов обучения. Для сохранения и поддержки высокого научно-образовательного потенциала необходимо на основе информационных технологий обеспечить студентам, а также преподавательскому составу, широкий и открытый доступ к накопленным в России и за рубежом информационно-вычислительным ресурсам. Понятие «информационные технологии» подразумевает принципиально новые способы осуществления деятельности человека в самых разных областях, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации.

Широкие перспективы для информационных технологий открываются в педагогической области. Объективной предпосылкой для этого является информационная сущность процесса обучения, в которой особое место принадлежит информационному обмену различного вида между преподавателем и студентами. Современные формы и средства коммуникации способствуют превращению ситуации обучения в процесс соучастия и сотворения становящейся культуры. Несомненно, что система образования нуждается в глубоких изменениях технологии и средствах обучения, в переоснащении материально-технической базы новой информационной и учебной техникой, решительном отказе от устаревшей техники и технологий.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс дает возможность перейти от традиционного и во многом бессистемного аккумулирования знаний к умению осмысленно реализовывать их в творческой, продуктивной деятельности. Владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода из одной системы в другую (текст, карта, таблица, схема, презентация), участие в обсуждении проблем, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование сведений для ее аргументации; умение публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы; умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования, применять информационно-коммуникативные технологии для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

  • Повышение продуктивности самоподготовки студентов;

  • Индивидуализация работы самого учителя;

  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

  • Усиление мотивации к обучению;

  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения студентов к исследовательской деятельности;

  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

В заключение хочется отметить, что информационные технологии - это инновационный подход в образовании. Информационные технологии дают возможность понять особенности становления профессиональной успешности, особенности динамики личности на различных этапах подготовки и профессионализации. С помощью сетевых средств информационных и коммуникационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в режиме реального времени.

Преподаватель информатики, Е.В. Орлова.

© 2010-2022