Мастер - класс Использование технологии РКМЧП с применением стратегии ЗХУ на уроках информатики

Мастер-класс является презентацией педагогического опыта. Данный мастер – класс проводиться с учащимися 8-го класса(участниками могут быть любые классы) на повторение и закрепление, а так же может проводиться и по новой теме. Ни для кого не секрет, что из года в год познавательный интерес учащихся заметно снижается. Об этом свидетельствуют и отсутствие системы в учебной деятельности большинства учеников, и уменьшение количества учащихся, участвующих в различных конкурсах и олимпиадах, и неспособ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Александровское»




Мастер - класс

"Использование технологии РКМЧП

с применением стратегии

ЗХУ на уроках информатики "










Автор:

Хрусцелевская Надежда Владимировна

учитель информатики и ВТ

МАОУ СОШ № 1 с. Александровское










с. Александровское - 2014

Оглавление


  1. Пояснительная записка………………………………………… - 3

  2. Содержательная часть ………………………………………….- 6

  3. Заключение ………………………………………………………-10

  4. Список литературы и Интернет источники………………..…... - 11

  5. Приложения ……………………………………………………....- 12







































Пьер-Симон Лаплас:

«То, что мы знаем, - ограниченно,

а то, чего мы не знаем, - бесконечно»

Пояснительная записка

Мастер-класс является презентацией педагогического опыта. Данный мастер - класс проводиться с учащимися 8-го класса(участниками могут быть любые классы) на повторение и закрепление, а так же может проводиться и по новой теме.

Ни для кого не секрет, что из года в год познавательный интерес учащихся заметно снижается. Об этом свидетельствуют и отсутствие системы в учебной деятельности большинства учеников, и уменьшение количества учащихся, участвующих в различных конкурсах и олимпиадах, и неспособность детей решать различные проблемные ситуации, и их слабая ориентация в современном информационном пространстве.

Я справляюсь с этими проблемами при помощи использования технологии РКМЧП, которое касается как содержания образования, так и процесса обучения.

Стратегия 3-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Актуальность:

- класса заключается в своевременном получение полного объема важной информации школьником приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь информационно технологических преобразований.

Цель:

- обеспечить школьнику возможность сохранения всего объема полученной информации и закреплении за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Задачи:

- Обучение умению определять уровень собственных знаний.

  • Пробуждение интереса к получению новой информации.

  • Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания

На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. Работа с использованием стратегии «Интерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний.

На «стадии рефлексии» заполняется третья часть таблицы - «Узнал». В это время учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления, включая в них все новые понятия, которые обретают качество своих.

Записывая то, что почерпнули из текста, ученики располагают ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию (спросить о которой раньше им просто не приходило в голову) располагают ниже.

Учащиеся сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста, дают ответы на поставленные ранее вопросы и решают, как поступить с вопросами, оставшимися без ответа: искать в учебнике, обратиться в библиотеку...

Для развития умения учащихся выделять понятия и использовать их при описании явлений действительности предназначена нижняя левая графа таблицы 3-Х-У «Используемые понятия». Понятийное мышление - способность оперировать понятиями при анализе явлений и фактов - формируется достаточно долго. Учащийся не сразу придет к мысли о том, что понятий не так много, как явлений, и очень удобно, владея определенным понятийным аппаратом, описывать и - что важно! - понимать различные факты действительности.

Источники информации. Эту графу мы заполняем для того, чтобы дети учились определять круг возможных способов получения необходимой информации.

Эта стратегия применима как для работы на одном уроке, так и для исследовательской деятельности учащихся, которая длится несколько дней.

Могут быть и модификации данной стратегии. Например, при чтении текста на стадии осмысления можно дать ученикам инструкцию заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) - узнал - осталось непонятным».

Основным смыслом этой стратегии является развитие умения самостоятельно определять направления в работе с информацией.

Таблица Донны Огл «Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

3 - что мы

знаем

X - что мы

хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать



Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

Источники, из которых мы намерены получить информацию

А Б В Г

д

Е Ж 3

1

2 5 4

Считаю что мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, который имеет перспективы использования материалов любого учителя не зависимо от его педагогического стажа работы в ОУ. Представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс).


Содержательная часть

Раздел программы: «Информация и информационные технологии».

Тема урока: «Использование ЗУН при закреплении и изучении материала «Кодирование информации», «Файл и файловая система», «Графика».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: исследовательская + практическая работа.

Технология урока: стратегия ЗХУ

Время проведения: заключительный урок(изучении нового) по теме«Информация и информационные технологии»..

Цели урока:

Обучающая:

  • Познакомить с разными источниками получения информации и её обработки.

  • Создать условия для творческой активности учащихся направленной на освоение приемов работы со стратегией ЗХУ.

Развивающая:

  • Создать условия для развития целеустремленности, активности в обучении.

Воспитательные:

  • Воспитать у учащихся отзывчивость, взаимопомощь;

  • Воспитать самостоятельность и организованность в работе.

Задачи урока:


  1. Воспитательная - разви­тие познавательного инте­реса, логического и критического мышле­ния, усиление познавательной мотивации сознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

  2. Учебная - цель стратегии ЗХУ со­стоит в том, чтобы разви­вать интерес к решению задач нестандартного вида. К активной творчес­кой деятельности, сформировать навыки само­стоятельной работы, работы с литературой, с людьми, в коллективе, поиска ответа на вопросы с помощью компьютера электронных и бумажных докумен­тов: Интернет ресурсов и поисковых систем. докладов, статей, рефератов и т.п. Научить аргументированно отстаивать свое мнение, до­биться более глубокого и прочного освоения темы.

  3. Развивающая - развитие логического и критического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой, правильно вы­бирать источники дополнительной информации.

  4. Познавательная - знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.

Материалы и оборудование:

  • класс, оборудованный ПК;

  • программа поиска и браузер для выхода в сеть Интернет;

  • раздаточный материал для урока.

Методы обучения:
- рассказ преподавателя с применением наглядного материала;
- самостоятельная практическая работа учащихся с применением технических средств.

Межпредметные связи: Информационно поисковая система сети Интернет.

План проведения урока:


  1. Подготовительный этап -2 мин.

  2. Заполнение таблицы-25 мин.

  3. Проверка выполнения работы публичным выступлением -13мин.

  4. Подведение итогов - 5 мин.







  1. Подготовительный этап.

Цель состоит в том, что перед учени­ками ставится задача обработки информации и заполнении таблицы ЗХУ.

Урок проводиться с учащимися 8 класса, учащиеся разбиваются на группы по трем темам «Кодирование информации», «Файл и файловая система», «Графика». Как вы помните, эти темы начинаются с 5 класса по небольшому количеству информации и только с понятий и определений, учащиеся имеют опыт практических работ, но тоже небольшой.

Работа проходит по трем стадиям.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю».

На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний во второй части таблицы «Хочу узнать».

На «стадии рефлексии» заполняется третья часть таблицы - «Узнал».

Проверим, что вы написали. (Ответы участников групп)

Судя по разнообразию вопросов в заполненных таблицах, каждая группа выбирала то, что им было интересно.


  1. Заполнение таблицы.


Каждый учащийся заполняет свою пе­чатную таблицу с ис­пользованием современ­ных компьютерных технологий, изученных на предыдущих уроках и личного опыта.

«Кодирование информации»

«Файл и файловая система»

«Графика».



Таблица Донны Огл «Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

3 - что мы

знаем

X - что мы

хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать



Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

Источники, из которых мы намерены получить информацию

А Б В Г

д

Е Ж 3

1

2 5 4

В приложение раздаточный материал даны образцы для заполнения таблицы.

III. Проверка выполнения работы публичным выступлением.


Один из учащихся группы представляют свои заполненные таблицы и рассказывают о проблемах, кото­рые им приходилось решать в процессе создания и обсуждение правильности заполнения.

Отвечают на вопросы присутствующих, учителя. (1-3 мин).

IV. Подведение итогов.


Учитель подводит итоги работы и выставляет оценки по следующим номинациям:

  1. Выступление и защита ответов.

  2. Полнота и достоверность выполнения.

Рефлексия

Рефлексия состоит из различных фраз, поэтому по желанию можно выбрать любую фразу и дополнить её.

Высказывания слушателей.

Спасибо за сотрудничество и ваши мнения! Надеюсь, я донесла до вас основные идеи стратегии ЗХУ, и вы сможете применить их в своей работе. Желаю успехов!




Заключение.


Мастер- класс построен на деятельной основе с исполь­зованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Тематики уроков могут быть различные по структуре и объёму материала. Сюжет разрабатывается таким об­разом, чтобы в нем присутствовал динамизм и пер­спективы. При разработке содержания уроков можно использовать поставлены иг­ровые и учебные цели, определить объем необходи­мых знаний, функции участников занятия, ин­струкции участниками, критерии оценивания. На уроках реализуются принципы научности и новизны. Урок носит практический характер и обеспечивает раз­витие познавательной деятельности и решение по­ставленных учебных задач. В результате работы над своими практическими работами дети обобщили знания по работе с программами, что в дальнейшем окажет им огромную помощь при поиски и обработки по другим предметам школьного курса. Урок был очень интересен школьникам и помог в ненавязчивой игровой форме достичь по­ставленных нами целей.




























Список литературы и Интернет источников:


  1. wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

  2. 5byte.ru/10/0030.php

  3. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

  4. graphic.org.ru/

  5. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

























Приложение

раздаточный материал (таблицы)

«Кодирование информации»

Таблица Донны Огл «Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

3 - что мы

знаем

X - что мы

хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать




Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

Источники, из которых мы намерены получить информацию

А Б В Г

д

Е Ж 3

1

2 5 4

«Файл и файловая система»

Таблица Донны Огл «Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

3 - что мы

знаем

X - что мы

хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать




Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

Источники, из которых мы намерены получить информацию

А Б В Г

д

Е Ж 3

1

2 5 4

«Графика».

Таблица Донны Огл «Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

3 - что мы

знаем

X - что мы

хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать




Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

Источники, из которых мы намерены получить информацию

А Б В Г

д

Е Ж 3

1

2 5 4



11


© 2010-2022