Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель:

Арменакян Алина Георгиевна, Попкова Ольга Викторовна

Предмет:

Информатика и ИКТ

Класс:

9

Автор УМК:

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

2. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Тема урока:

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Цель урока:


Планируемые образовательные результаты:


Основы алгебры логики

основные понятия формальной логики (алгебра логики, высказывание, умозаключение, логическая переменная, логическая функция);

основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность)

назначение таблиц истинности.

строить таблицы истинности для логических выражений, вычислять истинностное значение логического выражения, представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности; преобразовывать логические выражения.

рассмотреть и изучить основные понятия алгебры логики (высказывание, умозаключение, логические операции) и научиться строить таблицы истинности для логических высказываний; способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать информационную культуру, интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Предметные:

-знать основные понятия алгебры логики;

-уметь строить таблицы истинности для логических выражений.

Личностные:

- Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства

Методы и формы работы

УУД

Организационный этап.

Цели: - актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности



Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: уметь осуществлять самоопределение




Подготовка обучающихся к усвоению материала: активное целеполагание.

Цели:

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства достижения целей.


Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи.

Решение шуточных задач:

Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь?

Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?

Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?

Давайте подумаем с вами и скажем, к какому же типу относятся данные задачи? Да, мы отнесем их логическим, то есть от нашего умения мыслить мы можем прийти к правильному решению. И значит сегодня ключевым понятием нашего урока будетЛОГИКА.

Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение раздела: «Основы математической логики». Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить? Давайте составим план действий.

Обучающиеся дают свои варианты ответов.

- В вертолете

- Под мокрым

- Свет

- В феврале

- К логическому



-Основы алгебры логики

С помощью учителя обучающиеся ставят перед собой цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, средства для достижения намеченных целей.


Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая - форма работы

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.


Поисково-исследовательский этап

Цели: - реализация намеченного плана действий.

Что же изучает алгебра?
Что же изучает логика? Логика - (от древнегреч. - слово, мысль, понятие, рассуждение) - наука о законах и формах мышления(понятие, высказывание, умозаключение).
И тогда, давайте попробуем понять чем же занимается алгебра логики!? Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями. Основы данной алгебры были положены английским математиком Джорджем Булем в 19 веке, также называли булевой алгеброй. Более подробно Вы можете познакомиться с исторической справкой (приложение 1)
Определим, что же такое высказывание?
Высказывание (суждение) - это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. По поводу любого высказывания можно сказать истинно оно или ложно.
Пример1.
Определите какие из следующих выражений являются высказываниями:

1)Число 6 - четное.

2)Здравствуйте!

3)Все роботы являются машинами.

4)Кто отсутствует?

5)Выразите 1 ч 15 мин в секундах.

6)А - первая буква в алфавите.

Пример2.
Определите истинность высказываний.

1)Треугольник - геометрическая фигура.

2)У каждой лошади есть хвост.

3)Париж - столица Китая.

4)Лед - твердое состояние воды.

5)Все люди космонавты.

Рассмотрим основные понятия логики.
В алгебре логики высказывания обозначаются именами логических переменных (А, В, С), которые могут принимать значения истина (1) или ложь (0).
Истина, ложь - логические константы.
Логическое выражение - простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операции.
Логические операции.
Конъюнкция ( логическое умножение) - соединение двух логических выражений (высказываний ) с помощью союза И. Эта операция обозначается символами & и ∧.

Учитель показывает презентацию с основными логическими операциями и порядком действий.


- числа, числовые величины, числовые выражения, а также правила выполнения действий над ними

Фиксируют в тетрадях новый материал







Отвечают на вопросы учителя.

- высказываниями являются примеры: 1, 3, 6.



- Истинными являются высказывания: 1,2,4.



Обучающиеся фиксируют в тетрадях новый материал (определение, обозначение, таблицы истинности логических функций)












Приложение №1 (Историческая справка)















Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Анализ и обсуждение понятий логика, выказывание, умозаключение, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность.

Групповая форма работы.

Регулятивные:

Уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

уметь рационально использовать теоретическую информацию;

ориентироваться в понятиях «высказывание», «умозаключение», уметь приводить примеры, знать основные логические операции.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.


Практический этап

Цель:

- Уметь анализировать полученную информацию и применять на практике.

-Уметь сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Рассмотрим задания из ОГЭ 2016 года из открытого банка заданий на портале fipi.ru (4 задания)

Ученики выполняют предложенные задания учителем.

№1 Байкал, Гурон, Рудольф, Танганьика. Ответ: 4.

№2. Ответ: 4

№3.Ответ:4

№4. Ответ:4

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Технологическая карта по информатике на тему: Основы алгебры логики

Практическая работа. Групповая форма работы


Личностные

Уметь овладеть нормами и правилами научной организации труда.

Развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

Уметь составлять план и последовательность действий.

Уметь осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Уметь выделять необходимую информацию.

Уметь планировать свою трудовую деятельность.

Уметь обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Рефлексивно-оценочный этап

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Подведем итоги работы на уроке.

- Назовите тему урока

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание: конспект, пройти тестирование заданий №2 «Значение логического выражения», №12 «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию» на сайте «Сдам ГИА» inf.sdamgia.ru/

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке, какую работу выполняли. Осуществляют самооценку учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.


Фронтальная

Личностные: уметь провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: уметь сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.




© 2010-2022