Конспект урока по информатике Методы создания кроссворда

В предложенном уроке на тему «Методы создания кроссворда» мы ставим цель – создать средствами информатики электронную версию кроссворда. Учитель  вместе с учащимися выбирает соответствующее программное обеспечение, рассматривает возможные приемы и методы его создания. В рамках данного урока мы остановились на трех методах и соответственно на трех программах – это текстовый редактор (MicrosoftWord),  электронные таблицы (MicrosoftExcel) и система программирования (MicrosoftVisualBasic). Этот выбо...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В предложенном уроке на тему «Методы создания кроссворда» мы ставим цель - создать средствами информатики электронную версию кроссворда. Учитель вместе с учащимися выбирает соответствующее программное обеспечение, рассматривает возможные приемы и методы его создания. В рамках данного урока мы остановились на трех методах и соответственно на трех программах - это текстовый редактор (Microsoft Word), электронные таблицы (Microsoft Excel) и система программирования (Microsoft Visual Basic). Этот выбор обусловлен тем, что каждая из них позволяет решить поставленную задачу по-разному в соответствии с теми или иными требованиями и возможностями, а также тематикой учебной программы по информатике, что позволило провести урок комплексного обобщения и повторения знаний и умений учащихся по данным разделам.

Важной особенностью урока является то, что в ходе практической работы ребята решают не стандартную учебную задачу, а практически значимую. При этом учащиеся должны проанализировать выбранный метод решения задачи, выделить его преимущества и недостатки, защитить свою работу. Данный урок позволяет обозначить межпредметные связи, повысить мотивацию учащихся к изучению как информатики, так и других дисциплин, применить дифференцированный подход, поскольку способы решения задачи разноуровневые, а их реализация создает ситуацию успеха, показывает значимость работы, развивает творчество, закрепляет необходимые умения и навыки.


УРОК по информатике па тему «Методы создания кроссворда»

Возраста учащихся: 10-11 класс (студенты 1-2 курсов).

Цель урока: создать кроссворд по любому учебному предмету различными методами с применением информационных технологий.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- рассмотреть методы создания кроссворда с применением следующего программного обеспечения: MS Word, MS Excel, MS Visual Basic;

- закрепление умений и навыков, полученных на занятиях по информатике (создание таблиц, работа с графическими объектами, форматирование текста, форматирование ячеек в электронных таблицах, применение условного форматирования, создание интерфейса программы, программирование элементов управления в объектно-ориентированной среде);

- создание учащимися подготовленного ими кроссворда с помощью рассмотренных методов.

  1. Развивающие:

- развитие умения составлять кроссворд;

- развитие творческих способностей;

- практическое и прикладное применение приемов и методов различных дисциплин для решения поставленной задачи;

- развитие умения анализировать, выделять преимущества и недостатки выбранного способа решения поставленной задачи.

  1. Воспитательные

- привитие навыков работы в группе (в парах), выступления и защиты совей работы;

- воспитание чувства меры, вкуса при оформлении работы.

Время на проведение: 2 спаренных урока.

Вид урока: комбинированный.

Методы: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Формы организации работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, парная (групповая).

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, ПО: MS Office, MS Visual Basic, раздаточный материал.

Место урока в учебном процессе: урок обобщения, закрепления знаний, умений и навыков и их комплектного практического применения после изучения разделов «Текстовый редактор», «Электронные таблицы», «Программирование в среде MS Visual Basic».

План урока

1. Организационный момент 1-2 мин.

2. Постановка целей и задач урока. 7 мин.

3. Рассмотрение методов создания кроссворда. 20-25 мин.

4. Практическая работа 30 мин.

5. Защита выполненных работ 15 мин.

6. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка наличия у учащихся домашних заготовок - кроссвордов по какому-либо учебному предмету).

2. Постановка целей и задач

УКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордачитель: Наверное, вы согласитесь с тем, информатика как никакой другой предмет характерен своей прикладной направленностью. То есть тот материал, который мы изучаем, те приемы и методы, которыми мы овладеваем, применяются при решении конкретных практических задач в различных областях человеческой деятельности. Вот и сейчас перед нами стоит задача - создать кроссворд. Но как мы будем ее реализовывать, какие методы нам нужно применить для его создания, какое программное обеспечение выбрать, какой способ будет предпочтительнее остальных - вот те, вопросы, на которые нам нужно найти ответ. Итак, тема нашего урока: «Методы создания кроссворда».

На экране слайд с темой урока.

3. Рассмотрение методов создания кроссворда.

УКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордачитель: Вы, как начинающие, а может и продвинутые специалисты в области информационных технологий и программирования, конечно же, можете ответить какое программное обеспечение можно использовать для решения поставленной задачи? Достаточно одной программы или нужно выбрать несколько, чтобы удовлетворить разные запросы и требования к воплощению электронной версии кроссворда? В чем преимущество компьютерного использования кроссворда?

В ходе обсуждений учитель вместе с учащимися выбирают следующее программное обеспечение: MS Word, MS Excel, MS Visual Basic. На экране появляются их названия.

УКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордачитель: Итак, мы будем решать задачу тремя способами. Давайте рассмотрим методы создания кроссворда в каждой из этих программ.

1 способ: Создание кроссворда в MS Word.

На экране соответствующий слайд.

Учитель: каким образом можно создать кроссворд в текстовом редакторе? С помощью чего можно выстроить сетку кроссворда, как проставить номера, как оформить задания к кроссворду? С какой целью можно использовать данный метод создания кроссворда?

УКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордачитель обсуждает с учащимися возможные варианты, выслушивает ответы, демонстрируя с помощью проектора все основные приемы:

- создание сетки графическим методом при этом все элементы должны быть сгруппированы;

- создание сетки табличным методом при этом границы ненужных ячеек стираются;

1

Конспект урока по информатике Методы создания кроссворда

3




- нумерация вставляется либо в сами ячейки, либо рядом с соответствующей клеткой;

- задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Учитель демонстрирует подготовленные им кроссворды.

Конспект урока по информатике Методы создания кроссвордаКонспект урока по информатике Методы создания кроссворда

ИКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордасходя из ответов учащихся и обсуждения учитель выдвигает следующие требования к созданию кроссворда в программе MS Word. На экране соответствующий слайд.

Требования:

- наличие сетки;

- наличие нумерации;

- наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду;

- наглядное, приемлемое оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.

2Конспект урока по информатике Методы создания кроссворда способ: Создание кроссворда в MS Excel.

На экране соответствующий слайд.

Учитель: Как создать сетку кроссворда здесь? Как отформатировать ячейки? Можно ли улучшить наш кроссворд, используя особенности данной программы? Нельзя ли попробовать задать проверку, чтобы при решении кроссворда был виден результат? С какой целью можно использовать данный метод создания кроссворда?

Учитель обсуждает с учащимися возможные варианты, выслушивает ответы, демонстрируя с помощью проектора все основные приемы на примере своих заготовок:

- сетка кроссворда создается путем обозначение границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратные;

Конспект урока по информатике Методы создания кроссвордаКонспект урока по информатике Методы создания кроссворда

- задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация;

- проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования. Если в ячейку введена правильная буква, то ее заливка становится зеленой.

Конспект урока по информатике Методы создания кроссвордаКонспект урока по информатике Методы создания кроссворда

Исходя из ответов учащихся и обсуждения учитель выдвигает следующие требования к созданию кроссворда в программе MS Excel. На экране соответствующий слайд.

ТКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордаребования:

- наличие сетки;

- наличие нумерации;

- наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду;

- наглядное, приемлемое оформление и расположение кроссворда на рабочем листе;

- наличие проверки правильности решения кроссворда.

Конспект урока по информатике Методы создания кроссворда

3 способ: Создание кроссворда в MS Visual Basic.

На экране соответствующий слайд и демонстрируется работа готовой программы.

Учитель: С помощью каких управляющих элементов можно создать сетку кроссворда, задания к нему? Как отформатировать текстовые поля? Можно ли улучшить наш кроссворд, используя особенности данной программы? Каким образом задать проверку правильности решения кроссворда? С какой целью можно использовать данный метод создания кроссворда?

Учитель обсуждает с учащимися возможные варианты, выслушивает ответы, демонстрируя с помощью проектора все основные приемы:

- сетка кроссворда создается с помощью элементов TextBox (текстовое поле), у которых свойство Text очищается, а свойства Font и Alignment настраиваются таким образом, чтобы буквы при вводе были соразмерны клеткам и располагались по центру;

- нумерация и задания к кроссворду можно сделать с помощью элементов Label (надпись);

- проверка правильности осуществляется при нажатии соответствующей кнопки. Если буква введена верно, то фон клетки становится зеленым, иначе - красным. В событийной процедуре задаем нужные команды:

Private Sub Command1_Click()

If Text1.Text = "м" Then Text1.BackColor = vbGreen Else Text1.BackColor = vbRed

. . .

End Sub

- можно также предусмотреть возможность очистки сетки кроссворда, то есть удаление символов и возврат к белому фону, для этого в соответствующей процедуре задаем команды:

Private Sub Command2_Click()

Text1.Text = "" : Text1.BackColor = vbWhite

. . .

End Sub

- можно предусмотреть и добавить в программный код проверку букв с учетом регистра;

- при большой сетке кроссворда можно не размещать на форме все задания, а создать ряд событийных процедур, которые обеспечивают их появление, можно создать поле со списком для их выбора или придумать свой вариант.

Конспект урока по информатике Методы создания кроссвордаКонспект урока по информатике Методы создания кроссворда

Исходя из ответов учащихся и обсуждения учитель выдвигает следующие требования к созданию кроссворда в программе MS Visual Basic. На экране соответствующий слайд.

ТКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордаребования:

- наличие сетки;

- наличие нумерации;

- наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду;

- наглядное, приемлемое оформление и расположение кроссворда на рабочем листе;

- наличие проверки правильности решения кроссворда.

4. Практическая работа

Учитель: Итак, теперь мы попробуем реализовать все эти методы на практике. Сейчас вы разделитесь на группы по 2 человека, также можно работать индивидуально, и попробуете создать приготовленный вами дома кроссворд. Каждая группа будет выполнять задачу только одним способом. А каким именно - вы узнаете, когда получите памятку с тКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордаребованиями к выполнению работы. По завершении практической работы, каждая группа должна будет представить на всеобщее обозрение разработанный ею продукт и защитить его, то есть показать достоинства, особенности, преимущества в применении, сделать вывод о возможности использования данного кроссворда. Работы будут оцениваться в соответствии с теми обязательными требованиями, которые мы разработали, также хотелось, чтобы вы проявили творческие способности при воплощении вашего замысла, добавили по возможности в ваш проект что-то своё.

5. Защита выполненных работ

Каждая работа, выполненная индивидуально или в группе, демонстрируется через проектор.

ПКонспект урока по информатике Методы создания кроссвордари защите учитель задает дополнительные вопросы, которые помогают выявить достоинства и недостатки каждого метода (это можно сделать индивидуально с каждым, а можно обсудить сразу с группой учащихся, которые выполняли работу данным методом).

Защита работ, выполненных в MS Word.

- в чем преимущество данной разработки (возможность многократной распечатки, независимость от компьютера при использовании, простота реализации)

- в чем недостаток (неэффективная возможность использования в электронном виде, невозможность автоматизации проверки результата, создается в основном только для работы на бумаге)

Защита работ, выполненных в MS Excel.

- в чем преимущество данной разработки (возможность многократной распечатки, размещения большого по размерам кроссворда, независимость от компьютера при использовании, возможность автоматизации проверки результата, создается не только для работы на бумаге, но и для работы в электронном виде)

- в чем недостаток (проверка результата происходит сразу при вводе данных, зависимость от компьютера при использовании)

Защита работ, выполненных в MS Visual Basic.

- в чем преимущество данной разработки (возможность автоматизации проверки результата после решения кроссворда, возможность распечатки)

- в чем недостаток (зависимость от компьютера при использовании)

- как усовершенствовать использование кроссворда в электронном виде (предусмотреть подсчет процента выполнения и на основании этого выставлять оценку)

6. Подведение итогов (Выставление оценок).

Учитель: Итак, мы сегодня поставили перед собой задачу - создать кроссворд. Определили 3 способа решения этой задачи. Нашли интересные приемы и методы реализации кроссворда. Выяснили достоинства и недостатки полученных нами кроссвордов. По-моему все-таки более универсальным оказался третий способ - применение методов программирования. Однако выбор конкретного метода всегда зависит еще и от тех целей, которые мы ставим, решая ту или иную задачу. Разные дисциплины, разные программы дают нам возможность применять различные приемы и методы для решения конкретных практических задач. И мы вправе выбирать те из них, которые будут более подходящими в заданных условиях. Спасибо всем за работу.

© 2010-2022