Рабочая программа по информатике 5-9 класс Босова Л. Л

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждена на педагогическом совете №1 от 31.08.2015

______________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия» г. Суворова

_______________________Т.В. Балашова






Рабочая программа

по информатике в 5-9 классах

35 часов в год, 1 час в неделю (5-8 классы)

70 часов в год, 2 часа в неделю (9 класс)

Учебник «Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Год издания 2013

Предмет Информатика и ИКТ

ФИО Обрядина Александра Александровна

МБОУ «Гимназия» г. Суворова Тульской области


Рассмотрен на заседании кафедры

протокол №1 от 31.08.2015 г.




Пояснительная записка


Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики главных целей основного общего образования способствует

в 5-6 классах:

развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формированию общеучебных понятий («объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

в 7-9 классах:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы сделан акцент на изучение фундаментальных основ информатики, формирование информационной культуры, развитие алгоритмического мышления, реализован в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане


В учебном плане основной школы информатика представлена в виде расширенного курса в 5-9 классах (пять лет по одному часу в неделю 5-8 классы и 2 часа в неделю 9 класс, всего 210 часов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики


Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях - «информация», «алгоритм», «модель» - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе определена тремя укрупненными разделами:

  • введение в информатику;

  • алгоритмы и начала программирования;

  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т. п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - запись программы - компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Планируемые результаты изучения информатики


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно - графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

  • научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 класс



№ п/п

Наименование, разделов, тем

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Контроль


1

Техника безопасности. Информация вокруг нас

1

1



Беседа

2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

1

1



Игра

3

Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру

1


1


Практическая работа

4

Управление компьютером.

Приемы управления компьютером

1


1


Практическая работа

5

Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы

1


1


Практическая работа

6

Передача информации. Электронная почта. Работаем с электронной почтой

1



1


Практическая работа

7

Тест по теме «Компьютер»

1



1

Тест

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

1



Беседа

9

Метод координат

1

1



Игра

10

Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

1


1


Практическая работа

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

1


1


Практическая работа

12

Редактирование текста.

1


1


Практическая работа

13

Работаем с фрагментами текста. Форматирование текста.

1


1


Практическая работа

14

Структура таблицы. Создаем простые таблицы

1


1


Практическая работа

15

Тест по теме

«Работа с текстом на компьютере»

1



1

Тест

16

Табличное решение логических задач

1

1



Игра

17

Разнообразие наглядных форм представления информации.


1


1


Практическая работа

18

Диаграммы

1


1


Практическая работа

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора

1


1


Практическая работа

20

Планируем работу в графическом редакторе

1


1


Практическая работа

21

Разнообразие задач обработки информации

1

1




22

Кодирование как изменение формы представления информации

1


1


Практическая работа

23

Систематизация информации. Создаём списки

1


1


Практическая работа

24

Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет

1


1


Практическая работа

25

Преобразование информации по заданным правилам.

Стандартная программа Калькулятор

1


1


Практическая работа

26

Преобразование информации путем рассуждений.

1


1


Практическая работа

27

Тест по теме «Информация вокруг нас»

1



1

Тест

28

Запись плана действий в табличной форме

1

1



Игра

29

Создание движущихся изображений

1


1


Практическая работа

30

Создаем анимацию по собственному замыслу

1


1


Практическая работа

31

Создаем слайд-шоу Выполнение проекта

1


1


Практическая работа

32

Создаем слайд-шоу Выполнение проекта

1


1


Практическая работа

33

Создаем слайд-шоу Выполнение проекта

1


1


Практическая работа

34

Подготовка к защите проекта

1

1



Дискуссия

35

Защита проекта

1



1

Защита проекта


Итого по программе

35

8

23

4



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

6 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Контроль


1

Техника безопасности. Объекты окружающего мира

1

1



Беседа


2

Компьютерные объекты.

1


1


Практическая работа

3

Файлы и папки. Размер файла

1


1


Практическая работа

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

1

1



Беседа

5

Отношение входит в состав.

1


1


Практическая работа

6

Классификация компьютерных объектов

1

1



Беседа

7

Системы объектов. Разнообразие систем.

1

1



Беседа

8

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

1


1


Практическая работа

9

Персональный компьютер как система.

1


1


Практическая работа

10

Как мы познаем окружающий мир.

1


1


Практическая работа

11

Конструируем и исследуем графические объекты

1


1


Практическая работа

12

Конструируем и исследуем графические объекты

1


1


Практическая работа

13

Тест по теме

«Компьютерные объекты»

1



1

Тест

14

Информационное моделирование как метод познания

1



1


Практическая работа

15

Словесные информационные модели.

1

1



Игра

16

Табличные информационные модели.

1


1


Практическая работа

17

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

1


1


Практическая работа


18

Наглядное представление процессов изменения величин.

1


1


Практическая работа

19

Наглядное представление о соотношении величин (графики и диаграммы)

1


1


Практическая работа

20

Информационные модели на графах.

1


1


Практическая работа

21

Тест по теме «Информационные модели»

1



1

Тест

22

Что такое алгоритм

1

1



Беседа

23

Исполнители вокруг нас

1

1



Игра

24

Формы записи алгоритмов

1

1



Беседа

25

Линейные алгоритмы.

Создаем линейную презентацию Часы

1


1


Практическая работа

26

Алгоритмы с ветвлениями.

Создаем презентацию с гиперссылками

1


1


Практическая работа

27

Алгоритмы с повторениями.

Создаем циклическую презентацию

1


1


Практическая работа

28

Знакомство с исполнителем Чертежник, Пример алгоритма управления Чертежником

1


1


Практическая работа

29

Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов

1


1


Практическая работа

30

Конструкция повторения

1

1



Беседа

31

Создание проекта по теме «Алгоритмы»

1


1


Практическая работа

32

Создание проекта по теме «Алгоритмы»

1


1


Практическая работа

33

Создание проекта по теме «Алгоритмы»

1


1


Практическая работа

34

Подготовка к защите проекта

1

1



Дискуссия

35

Защита проекта

1



1

Защита проекта


Итого по программе

35

10

22

3


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7 класс

№ п/п

Раздел программы

Тема занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Контроль


1

Введение (1 час)

Техника безопасности и организация рабочего места


1




Беседа



Итого по разделу

1

1




2

Информация и информационные процессы

(8 часов)


Информация и ее свойства

1

1



Дискуссия

3

Информационные процессы. Обработка информации

1


1


Практическая работа

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1


1


Практическая работа

5

Всемирная паутина как информационное хранилище

1


1


Практическая работа

6

Представление информации

1

1



Беседа

7

Дискретная форма представления информации

1

1



Беседа

8

Единицы измерения информации

1


1


Практическая работа

9

Тест по теме «Информация и информационные процессы»

1



1

Тест



Итого по разделу

8

3

4

1


10

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(7 часов)

Основные компоненты компьютера и их функции

1

1



Игра

11

Персональный компьютер


1

1



Беседа

12

Системное программное обеспечение


1

1



Игра

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

1



Беседа

14

Файлы и файловые структуры

1


1


Практическая работа

15

Пользовательский интерфейс

1


1


Практическая работа

16

Тест по теме

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1



1

Тест



Итого по разделу

7

4

2

1


17

Обработка графической информации

(4 часа)

Формирование изображения на экране компьютера

1


1


Практическая работа

18

Компьютерная графика

1


1


Практическая работа

19

Создание графических изображений

1


1


Практическая работа

20

Тест по теме

«Обработка графической информации»

1



1

Тест



Итого по разделу

4


3

1


21

Обработка текстовой информации

(9 часов)


Текстовые документы и технологии их создания

1

1



Беседа

22

Создание текстовых документов на компьютере

1


1


Практическая работа

23

Прямое форматирование

1


1


Практическая работа

24

Стилевое форматирование

1


1


Практическая работа

25

Визуализация информации в текстовых документах

1


1


Практическая работа

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1


1


Практическая работа

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

1


1


Практическая работа

28

Оформление реферата «История вычислительной техники»

1


1


Практическая работа

29

Тест по теме

«Обработка текстовой информации»

1



1

Тест



Итого по разделу

9

1

7

1


30

Мультимедиа

(6 часов)

Технология мультимедиа

1

1



Беседа

31

Компьютерные презентации

1


1


Практическая работа

32

Создание мультимедийной презентации

1


1


Практическая работа

33

Создание проекта «Компьютерные презентации»

1


1


Практическая работа

34

Создание проекта «Компьютерные презентации»

1


1


Практическая работа

35

Защита проекта

1



1

Защита проекта



Итого по разделу

6

1

4

1




Итого по программе

35

11

19

5



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8 класс


№ п/п

Раздел программы

Тема занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Контроль

1

Введение (1 час)

Техника безопасности и организация рабочего места

1

1



Беседа



Итого по разделу

1

1




2

Математические основы

информатики

(12 часов)


Общие сведения о системах счисления

1

1



Беседа

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1


1


Практическая работа

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1


1


Практическая работа

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

1



Беседа

6

Представление целых чисел

1


1


Практическая работа

7

Представление вещественных чисел

1


1


Практическая работа

8

Высказывание. Логические операции

1

1



Беседа

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1


1


Практическая работа

10

Свойства логических операций

1

1



Беседа

11

Решение логических задач

1


1


Практическая работа

12

Логические элементы

1

1



Беседа

13

Тест по теме

«Математические основы

информатики»

1



1

Тест



Итого по разделу

12

5

6

1


14

Основы алгоритмизации

(10 часов)


Алгоритмы и исполнители

1

1



Беседа

15

Способы записи алгоритмов

1


1


Практическая работа

16

Объекты алгоритмов

1

1



Беседа

17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1


1


Практическая работа

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление» Полная форма ветвления

1


1


Практическая работа

19

Сокращенная форма ветвления

1


1


Практическая работа

20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

1


1


Практическая работа

21

Цикл с заданным условием окончания работы

1


1


Практическая работа

22

Цикл с заданным числом повторений

1


1


Практическая работа

23

Тест по теме

«Основы алгоритмизации»

1



1

Тест



Итого по разделу

10

2

7

1


24

Начала программирования

(12 часов)


Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

1



Беседа

25

Организация ввода и вывода данных

1

1



Беседа

26

Программирование линейных алгоритмов

1


1


Практическая работа

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор


1


1


Практическая работа

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1


1


Практическая работа

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1


1


Практическая работа

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1


1


Практическая работа

31

Программирование циклов с заданным числом повторений

1


1


Практическая работа

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1


1


Практическая работа

33

Повторение по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

1


1


Практическая работа

34

Повторение по теме «Программирование циклов»

1


1


Практическая работа

35

Тест по теме

«Начала программирования»


1



1

Тест



Итого по разделу

12

2

9

1




Итого по программе

35

15

17

3









Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

9 класс

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

Тема «Математические основы информатики»

2.

Общие сведения о системах счисления

§1.1.

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

§1.1.

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

§1.1.

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§1.1.

6.

Представление целых чисел

§1.2.

7

Представление вещественных чисел

§1.2.

8.

Высказывание. Логические операции.

§1.3.

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

§1.3.

10.

Свойства логических операций.

§1.3.

11.

Решение логических задач

§1.3.

12.

Логические элементы

§1.3.

13.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа


Тема «Моделирование и формализация»

14.

Моделирование как метод познания

§2.1

15.

Знаковые модели

§2.2

16.

Графические модели

§2.3.

17.

Табличные модели

§2.4

18.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

§2.5.

19.

Система управления базами данных

§2.6

20.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

§2.6

21.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа


Тема «Основы алгоритмизации»

22.

Алгоритмы и исполнители

§3.1

23.

Способы записи алгоритмов

§3.2

24.

Объекты алгоритмов

§3.3

25.

Алгоритмическая конструкция «следование».

§3.4

26.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

§3.4

27.

Сокращённая форма ветвления.

§3.4

28.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

§3.4

29.

Цикл с заданным условием окончания работы.

§3.4

30.

Цикл с заданным числом повторений.

§3.4

31.

Конструирование алгоритмов

§3.5

32.

Алгоритмы управления

§3.6

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа


Тема «Начала программирования»

34.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§4.1

35.

Организация ввода и вывода данных

§4.2

36.

Программирование как этап решения задачи на компьютере

§4.3

37.

Программирование линейных алгоритмов

§4.3

38.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

§4.4

39.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§4.5

40.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

§4.6

41.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

§4.6

42.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

§4.6

43.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

§4.6

44.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

§4.7

45.

Вычисление суммы элементов массива

§4.7

46.

Последовательный поиск в массиве

§4.7

47.

Сортировка массива

§4.7

48.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

§4.8

49.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.


Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

50.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

§5.1

51.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§5.2

52.

Встроенные функции. Логические функции.

§5.2

53.

Сортировка и поиск данных.

§5.3

54.

Построение диаграмм и графиков.

§5.3

55.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа .


Тема «Коммуникационные технологии»

56.

Локальные и глобальные компьютерные сети

§6.1

57.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

§6.2

58.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

§6.2

59.

Всемирная паутина. Файловые архивы.

§6.3

60.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

§6.3

61.

Технологии создания сайта.

§6.4

62.

Содержание и структура сайта.

§6.4

63.

Оформление сайта.

§6.4

64.

Размещение сайта в Интернете.

§6.4

65.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.


Итоговое повторение

66.

Основные понятия курса.


67.

Итоговое тестирование.


68-70.

Резерв учебного времени.





Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12-15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);

  • принтер (цветной печати, формата А4);

  • мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  • экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

  • управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  • операционная система;

  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  • браузер (в составе операционных систем или др.);

  • мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  • антивирусная программа;

  • программа-архиватор;

  • программа-переводчик;

  • система оптического распознавания текста;

  • программа интерактивного общения;

  • клавиатурный тренажер;

  • виртуальные компьютерные лаборатории;

  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

  • растровый и векторный графические редакторы;

  • звуковой редактор;

  • система автоматизированного проектирования;

  • система программирования;

  • геоинформационная система;

  • редактор web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);

  • учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

  • научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

  • информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы

В состав учебно-методического комплекта по информатике для основной школы JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой входят:

  1. авторская программа;

  2. учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов;

  3. рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 классов;

  4. электронные приложения к каждому учебнику;

  5. методические пособия для учителя;

  6. сайт методической поддержки УМК.

В соответствии с ФГОС знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе. Определенный опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (metodist.lbz.ru) - анимации, интерактивные модели и слайд - шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В 8-9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещенной в конце каждого параграфа.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

С учетом возрастных особенностей ученикам 5-6 классов предложен компьютерный практикум.

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7-9 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах.

Возрастные особенности школьников нашли свое отражение и в структуре учебников: в учебниках 5-6 классах используется сквозная нумерация параграфов; учебники 7-9 классов имеют более сложную иерархическую структуру (глава-параграф-пункт параграфа).

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.

На страницах учебников 7-9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания для самостоятельного решения». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников 7-9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ГИА (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс).

Электронные приложения к учебникам включают:

  • методические материалы для учителя;

  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • дополнительные материалы для чтения;

  • мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

  • интерактивные тесты.

Методические пособия содержат методические рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 5-6 и 7-9 классах. В методических пособиях даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, других интернет-ресурсов.

© 2010-2022