• Преподавателю
  • Информатика
  • «Обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике, проведение внеклассной работы»

«Обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике, проведение внеклассной работы»

Статья на тему:<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /> « Обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике, проведение внеклассной работы»
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему:

« Обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике, проведение внеклассной работы»

Учитель информатики: Кезик И.И.

Предисловие

«В задачах, которые ставит перед нами жизнь

экзаменатором является сама природа»

У. Сойер

В нашей стране и в нашем регионе по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам, в том числе по физике, математике, информатике, химии и т.д. проводится Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).

В направлении естественно-математического цикла владение предметом гораздо выше, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Что, значит, владеть этими предметами? Это, значит, уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Изучая информатику, учащиеся постигают различные законы логики.

Судить о степени понимания решения задач можно по умению применять их для анализа каких либо конкретных явлений, т.е. для решения логических задач. Поэтому решение задач представляет собой необходимый и чрезвычайно важный этап при изучении различных предметов этого цикла.
Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: «С чего начать?», т.е. не само использование законов, а именно выбор, какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного случая.
Это умение выбирать путь решения задачи, т.е. умение определить, какие именно законы описывают рассматриваемые ситуации, как раз и свидетельствует о глубоком и всестороннем понимании предмета.
Многие учащиеся испытывают затруднения в решении задач. Это объясняется не только сложностью данного вида занятий, но и недостатками в подборе и методике решения задач по школьному курсу изучения предмета.
К сожалению, в последние годы в общеобразовательной школе идет сокращение числа часов, отводимых на изучение физики и математики, информатики. Учебные планы, составляемые школами самостоятельно, предусматривают выделение часов на изучение этих предметов в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений. На основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, учителями разрабатываются рабочие программы, но теоретический материал для изучения по объему настолько велик, что приходиться сокращать число часов на решение задач, причем на уроках есть возможность решения только стандартных (типовых) задач или задач одно-, (максимум) двух- шаговых.

Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕГЭ и ГИА не существует. В своем выступлении я хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче итоговой аттестации.

При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 5 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ или ГИА и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше - начиная с 5-го класса.

Начиная с первых уроков информатики в 5-ом классе , я знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.

В своей методической копилке я имею демоверсии ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, присылаемые в образовательное учреждение, тестовые задания по всем темам . В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями района, и других регионов через Интернет.

Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два месяца тестирования по образцу ЕГЭ.

В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в «мир ЕГЭ». Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями итоговой аттестации 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. В конце учебного года в 5-ом, 6-ом классах, после изучения решение логических задач сильные ученики могут решить некоторые задачи из итоговой аттестации 9-го и 11-го класса. В 7-ом, 8-ом классах они решают большинство заданий ГИА 9-го класса. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с желанием.

Можно составить разноуровневые тесты , можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий.

Хочу вернуться к началу выступления. Не существует идеального варианта подготовки к ЕГЭ . У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом изучать новые темы. Во время каникул провожу пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявляю и возможности учащегося и те темы, которые надо повторить с классом. Провожу консультации в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.

Так как по учебному плану на информатику отводится 1 час, то этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и подготовки к ЕГЭ. Поэтому немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки.

Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно - с начала 50-х годов XX века. Все методисты, работающие в этой области, отмечают общедидактические принципы, на которые опирается внеурочная работа: научности, последовательности, систематичности и другие.

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.

В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.

Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.

Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Хочу отметить следующее:

  1. в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по информатике, но примыкающие к ней.

  2. в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание образования в области ИКТ:

  3. в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по информатике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.

На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, а затем всячески развивать этот интерес.

Мы с ребятами стараемся принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Хотелось разнообразить учебный процесс, убрать скуку и "расшевелить" детей, показать им красоту окружающего мира, расширить их кругозор, обогатить уроки уже их опытом, их наблюдениями. Хотелось, чтобы дети шли на урок с желанием, чтобы наши уроки не казалась им предметом трудным, далеким, поэтому не интересным. Нужно на практике показывать ребятам связь со многими дисциплинами.

На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Если на уроках используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

Учителям - предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.

Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение недели естественно-математических наук. Неделя естественно-математических наук - это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету . Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план - причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.

Проведение недели естественно-математических наук - давняя традиция в нашей школе, цель которой - вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.

Программа проведения предметной недели, предлагает задания, требующие предварительной подготовки, многие задания берутся из демонстрационных вариантов подготовки к итоговой аттестации, поэтому мероприятие каждого дня освещается заранее.

Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Часто я применяю на уроках задачи в рисунках, расчётные задачи, учебные кинофильмы, тесты, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знаний информатики. На таких уроках работают все учащиеся, вписывают в тетрадки термины, определения, слова, имеющие отношение к теме занятия, одновременно повторяя пройденное за весь курс.

Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования.

Широко используется метод наблюдения , методы поисковые и частично - поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях использую познавательные задачи.

Разновидности познавательных задач:

  1. обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);

  2. тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);

  3. поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).

Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.

Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.

Целесообразность и нужность внеклассной работы несомненна. Ведь конечная цель школьного образования - становление творческой личности и её самореализация.

Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении информатики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых тем, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.



© 2010-2022