• Преподавателю
  • Информатика
  • «ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

«ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Ивонтьева Татьяна Викторовна([email protected])

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №174 им. И.П. Зорина г.о. Самара

(МОУ Школа №174 г.о. Самара)

В последние годы много внимания уделяется инновациям в образовании. К ним можно отнести инновации, реализуемые внутри предмета, внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, методик. Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности, инновации вызванные обновлением сознания, веяниями времени. К нетрадиционным педагогическим технологиям можно отнести эвристическое обучение, которое предполагает развитие творческого мышления у школьников. Их необходимо научить самостоятельно находить решения задач, которых они не решали в процессе обучения. Сделать это как раз и помогают эвристические методы решения проблем.

Универсальность и значимость эвристических методов познания привели к тому, что эвристику отнесли к отдельной науке: «Эвристика - наука, изучающая закономерности и методику процессов поиска и нахождения такого решения той или иной задачи, которое, сводя к минимуму или в какой-то мере ограничивая перебор возможного количества решений этой задачи, сокращает время на решение по сравнению с существующими известными в исследовательской деятельности методами (например, методом слепого перебора решений, методами, принятыми в классических аксиоматических исчислениях, и т.п.)»

В приведенных трактовках содержатся психолого-педагогические признаки термина «эвристический»: стимулирование интереса к исследованию, вдохновение к самостоятельному поиску.

Признано, что наиболее эффективными являются комбинированные методы управления познавательной деятельностью, которые сочетают в себе принцип жесткого (детерминированного), управления и самоорганизации.

С точки зрения Хуторского А.В. принципами эвристического обучения являются:
Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.).

Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.

Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

Одним из предметов, на котором возможно достаточно успешно использовать принципы эвристического обучения, является информатика.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для эвристического обучения.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, реализации принципов эвристического обучения

В эвристическом методе, применяемом на уроках информатики, можно выделить пять основных этапов организации деятельности учеников:

  1. мотивационный;

  2. постановочный;

  3. создание собственного продукта;

  4. демонстрационный;

  5. рефлексивный.

Цель эвристического метода - создание личного обра­зовательного продукта (алгоритм, программа и т.п.).

Этап мотивации (или косвенного целеполагания) своей целью имеет вовлечение всех учеников в обсуждение знакомых алгоритмов или действий знакомых исполнителей.

На втором этапе ставится задача. Ученикам предлагается выбрать исполнителей, которые смогли бы решить поставленную задачу (выбор осуществляется посредством обсуждения возможностей каждого исполнителя).

Третий (главный) этап заключается в том, что ученики должны создать (с помощью учителя) свой личный образовательный продукт, как правило, алгоритм решения поставленной задачи для выбранного исполнителя.

Четвертый этап состоит в демонстрации ученической продукции на уроке или на специальных творческих защитах.

На этапе рефлексии ученики оценивают свою деятельность и результат работы.

Для диагностики результатов деятельности учащихся применяются следующие параметры: творческий образовательный потенциал, базовые образовательные стандарты, личностные качества учащихся, индивидуальная образовательная траектория, методический и творческий потенциал, владение организацией обучения, инновационная и экспериментальная деятельность, владение системой контроля и оценивания эвристических результатов обучения, обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность, эффективность системы организации образовательного процесса, система педагогической и родительской подготовки, степень соответствия документальной базы реальному образовательному процессу.

Школа, где я работаю, уже не первый год является городской экспериментальной площадкой по внедрению в образовательный процесс эвристических технологий. В результате разработана система уроков по новой технологии. На районных и городских семинарах, проводимых на базе школы, даются открытые уроки, в том числе и уроки информатики, созданы сборники задач и сказок, написанные школьниками, повысился уровень логического мышления. Школьники стали более успешно выступать на олимпиадах различного уровня.

Таким образом: применение эвристических методов в обучении позволяет формировать у обучающихся когнитивные, креативные, оргдеятельностные качества, что позволит им в дальнейшем успешно обучаться в высшей школе.

Литература.



© 2010-2022