Статья УГРОЗА ИЛИ ДРУГ?

Статья опубликована в сборнике  областной научно-практической конференции "Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы".    Программа «Наша новая школа» : «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЬЮТЕР: УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ИЛИ ДРУГ?

Бадлуева Софья Сергеевна.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Ордынская общеобразовательная средняя школа №1 имени В.Б Борсоева

Одной из актуальных задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Изучение предмета «информатика и ИКТ» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке. На уроках информатики нужно научить ученика строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.

При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты.

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

5 класс

1

Вводный урок

Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики (видеоурок)

Как устроен Компьютер?

Комплекс упражнений для снятия усталости при работе за компьютером

Текстовый процессор

Сообщение по теме « Здоровье и компьютер»

Графический редактор Paint

Создание эмблемы «Здоровья»

6 класс

2

Вводный урок

Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики

Компьютер и информация

Физкультминутки

Текстовый процессор

Составление презентации «Компьютер друг или враг?

Графический редактор Paint

Конкурс на лучший плакат «Здоровый образ жизни за компьютером»

Алгоритмы. Исполнители

Использование подвижных игр, имитирующих задачи

7 класс

3

Вводный урок

Техника безопасности в кабинете информатики

Объекты и системы

Реферат « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК»

Информационное моделирование

Буклет «Компьютерные игры: полезные и вредные »

8 класс

4

Вводный урок

Техника безопасности в кабинете информатики

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Проект «Эргономические требования к работе на ПК»

Коммуникационные технологии

Презентации «Интернет. Возможности и перспективы »

9 класс

5

Вводный урок

Техника безопасности в кабинете информатики

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Презентация «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека»

Программирование на языке Турбо Паскаль

Разработка тестов «Проверь свой вес»

10 класс

6

Вводный урок

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Моделирование и формализация

Создание информационной модели «Моё здоровье в моих руках»

Компьютерные технологии представления информации

Проект «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека «

11 класс

7

Вводный урок

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Реляционные базы данных

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

Основы социальной информатики

Проект «Нравственные аспекты применения информационных технологий»

Сетевые технологии

Действие INTERNET на развитие человека

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с тетрадью.

Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю при подготовке к урокам.

Работа по вопросу влияния компьютера на здоровье учащихся в 7-9 классах велась в течение трех лет. Наши мониторинговые исследования показали, какие существуют, основные вредные факторы при работе за компьютером:

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Длительное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения.

  • Воздействие электромагнитного излучения.

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение. Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света - монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.

  • Перегрузка суставов кистей.

  • Стресс при потере информации.

  • Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...

На уроках информатики нужно строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы. Вместе с учащимися составили «Паспорт здоровья», где расписали основные требования для безопасности работы за компьютером.

1. Требования к монитору:

- количество цветов не менее 256;

- размер зерна не более 0,28 мм;

- возможность регулировки яркости и контраста изображения.

2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.

3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем.

4. Чаще протирать экран монитора.

Кроме этого, выявили что, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут (7-10 минут в начальном звене) работы;

- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);

- оптимальный тепловой режим;

- физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;

- физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.

Опыт работы показывает что, применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению.

При работе с учащимися по данной проблеме, очень много времени уделяю исследовательской и проектной деятельности. В конце учебного года учащихся 9 классов разбиваю на творческие группы, и каждая группа чисто символически получает 1 миллиону рублей.

Цель исследования: использовать этот миллион и в Усть-Ордынском виртуально построить экологически важный объект для поселка. Для этого каждая группа получает творческое задание. Создать портфолио для своего объекта согласно следующим заданиям:

  • придумать название, эмблему своему объекту;

  • составить смету расходования данной суммы в программе Microsoft Excel;

  • выполнить план масштаб 1:100 для своего объекта в программе Microsoft Word ;

  • нарисовать в программе Paint дизайн объекта;

  • выпустить рекламный буклет о своем объекте в Microsoft Publisher;

  • подготовить и защитить презентацию в Microsoft PowerPoint .

В течение двух недель собирают материал, готовят и защищают свое проекты. За последние три года было придумано и выполнено учащимися много интересных проектов: мини завод «Вторая жизнь» для переработки пластиковых бутылок; «Биотопливо» - завод переработки мусора; «Алые паруса» - фабрика по переработке конфетных фантиков; «Зеленая аптека» - аптека на местных травах и цветах; « Мы с тобой одной крови. Ты и я!» - приют для бездомных собак и кошек; « От чистого истока» - завод для обработки местной воды; «Полянка радости» -птичья столовая; «Парк здоровья» - посадка кустарников, деревьев, цветов.

Одно из направлений работы нашей школы - работа по системе «Школа-ВУЗ». В сотрудничестве с ИрГУПС по инновационной программе работаем пятый год. Специфика работы в профильных классах при ИрГУПС обусловлена важным компонентом - участием наших учащихся в многоэтапной Региональной отраслевой технической олимпиаде, проводимой в ИрГУПС в течение двух лет. Результаты выступления наших ребят наглядно показывают наши общие достижения по усвоению курса информатики, с применением здоровьесберегающих технологий,умению искать пути решения, развитию творческих способностей и интеллекта. Например, в 2011 году ученик 11 «в» класса в олимпиаде «Будущее Сибири» Пятых Сергей занял 3 место, в 2012 году ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина с работой «Компьютер и здоровье» заняла 3 место в научно-практической конференции.

В нашей школе организованы и проводятся курсы в рамках образовательного центра «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Вместе с учащимися 9-10 классов на занятиях курса «Компьютерная графика и дизайн» создали плакаты по темам: «Энергосбережение», «Здоровье детей - здоровье мира», «Наркотики: за и против». Проведенный мониторинг по курсам показал, что ребята узнают много нового, полезного для себя, занимаются с удовольствием, считают, что полученные знания пригодятся им и в учебе и будущей профессии.

Также с ребятами разработали рекомендации при работе на компьютере, создали буклеты по данной теме:

Рекомендации при работе на компьютере.

  1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

  2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.

  3. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

  4. Каждый час делать комплекс упражнений для кистей рук.

  5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

  6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Одной из моих основных задач является сохранение здоровья учащихся. Как уберечь себя от влияние компьютера на здоровье человека - моя задача, задача учителя информатики и ИКТ.

1. Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых.

- СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003. - 128 с.

2. Начальное образование. 1996. №2.

3. Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». М - 2001. - М.: Образование и Информатика, 2001. - 80 с.

4. Программно-методические материалы: Информатика. 7-11 кл. /Сост. Л.Е. Самовольнова. - М.: Дрофа, 2001.-96 с.

5. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика. Методическое пособие. - М.: Лаборатория базовых Знаний, 2001 г. - 208 с.

6. И.Е. Вострокнутов. Почему устают глаза при работе за компьютером //Информатика и образование.2002.№1.

7. Е.А.Молякова. Программа «Сохранение здоровья детей на уроках информатики»


Статья УГРОЗА ИЛИ ДРУГ?

6

© 2010-2022