• Преподавателю
  • Информатика
  • ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНО И ФУНКЦИОНАЛЬНО УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНО И ФУНКЦИОНАЛЬНО УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая о...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Инара Тугельбаева

КГУ Каратогайская средняя школа

Казахстан, Курчумский район с.Каратогай

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНО И ФУНКЦИОНАЛЬНО УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля.(3) Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему. Её задача - обратить внимание социума нашего района на детей, наш детский сад, его проблемы в развитии образования и науки, предпринимателями и другими организациями.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения "Балдырған" является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в дошкольном учреждении ведётся работа по созданию следующих условий:

  • Использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий для усвоения основ культуры человечества.

  • Реализация общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными государственными требованиями;

  • Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги предполагают единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, а так же ориентируются на требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • Открытости;

  • Гибкого зонирования;

  • Стабильности-динамичности;

  • Полифункциональности;

  • Гендерный подход.

  • Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

  • Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В дошкольном учреждении грамотно выстроена психолого-педагогическая деятельность

  • Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, "Круглые столы", методические выставки, научно - практические конференции, методические недели. Для начинающих педагогов действует "Школа молодого воспитателя" , цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений. такая форма работы как "Мастер-класс", с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым государственным стандартам основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами детского сада разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

  • "Жас өлкетанушы";

  • "Деңі саудын жаны сау";

  • "Мен табыстымын" (проект повышения социального интеллекта);

  • "Біздін бақытты отбасымыз";

  • "Отбасының елтаңбасы";

  • "Мен қазақпын".

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности. Традиционными стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности, участие в различного рода акциях.

  • В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде "педагог-дети-родители". Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его изучению является мониторинг, который организуется в различных формах - анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону.

В настоящее время, когда остро стоит проблема нехватки дошкольных учреждений, не все дети могут посещать дошкольное учреждение, вследствие чего воспитываются в домашних условиях, а родители, выступающие в роли педагогов, порой не обладают достаточным запасом специальных педагогических и психологических знаний. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации. Проведя мониторинг по данному вопросу, на базе дошкольного учреждения открыт консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад. Методической службой было проведено интервьюирование родителей, в ходе которого выявлены наиболее интересующие родителей вопросы, темы; разработано положение, план работы консультативного пункта; подобран иллюстративный, теоретический, практический материал.

Основные задачи консультативного пункта:

  • Оказание всесторонней помощи родителям детей 4-5 лет, не посещающих дошкольное учреждение в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

  • Оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания и образования ребёнка;

  • Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;

  • Обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей

Заседания консультативного пункта проводятся в различных формах:

  • Круглый стол.

  • Консультации-парадоксы.

  • Практикумы.

  • Педагогические гостиные.

Консультативный пункт выступает как самостоятельное структурное подразделение образовательного учреждения. Его организация предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога, заместителя директора по воспитательной работе, медицинского работника, консультативный пункт работает 1 раз в неделю в вечерние часы, согласно утверждённого плана.

Результатом работы консультативного пункта можно считать положительные отзывы родителей, благодарности, повышение уровня педагогической культуры родителей.

Используемая литература

1.Закон «Об образовании». Астана, 2007.

2.Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана, 2010.

3.Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием

и обучением «Балапан» на 2010 - 2014 годы. Астана.- 2010.

4.Кульжанова Н. Предшкольное воспитание. - Алматы. -1994.

© 2010-2022